Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Три техники медитации

Техники медитацииДавно не говорил о медитации. Иногда просят посоветовать какую-нибудь технику для самоуспокоения. Заметил, что советую почти всем одну и ту же мягкую разновидность медитации. Решил ее описать на сайте, предварив обзорной статьей.

Начну с небольшого пояснения того, что медитацией не является. Устраиваться в благостной атмосфере, настраиваться на позитивный лад, слушать нью-эйдж, жечь благовония, раскуривать кальян, динамически прыгать и орать в полутрансе, мысленно привлекать деньги и половых партнеров – все это, что угодно, но не медитация.

Конечно, существует множество техник, и почти все они в чистом виде сводятся к созерцанию. Внешняя атрибутика при этом – глубоко вторична.

Далее расскажу о том, как я понимаю основные типы медитаций. Это – не пересказ канонических текстов, а всего лишь то, как мой ум начал трактовать последствия личной практики – эдакая частная эзотерика. А если хочется классических описаний, читайте йогические и буддийские первоисточники.

Однонаправленная медитация – психический бур

Это – классическая техника медитации, призванная сделать внимание неподвижно сфокусированным. Для этой цели используется любое явление, которое можно видеть, слышать, или осязать: точка на стене, кончик носа, горящая свеча, звуки внутренние и внешние, мантры.

Если повседневное, скачущее от мысли к мысли, рассеянное восприятие, сосредоточенно сфокусировать в едином русле, возникает тот самый эффект, когда количество переходит в качество – внимание претерпевает своеобразный квантовый скачок, воспламеняясь в яркой вспышке, а человек чувствует себя так, словно очнулся, пробудившись то транса своей повседневности.

Медитацию при этом можно уподобить лазерному лучу, который иногда плавно, иногда рывками прожигает брешь в «граните» бессознательного. Восприятие преодолевает привычные барьеры – сознание расширяется.

От созерцательной однонаправленной медитации, как это говорят среди практиков, – «колбасит», «чистится карма», «выходят стрессы». За всем этим стоит нечто вроде вскрытия психических глубин – вчерашней территории бессознательного, откуда начинает хаотично вываливаться некогда подавленная информация – как правило, не самые приятные переживания.

Если практика не прекращается, то длиться «расколбас» может долгие годы без всяких гарантий завершения. И это – одна из главных проблем, с которыми после медитации сталкиваются – иногда постоянная, иногда нежданная ломка, которая может застать в любых условиях.

Представьте человека, который жил без особых трудностей, но решил, что не помешало бы ему подразвиться – и заказал себе череду учебных проблем. А дальше – хочешь-не хочешь, умеешь-не умеешь, как-то с ними справляться приходится.

Такие техники используют упорные практики, например, нацеливаясь на духовное просветление. Однонаправленная медитация органичней вписывается не в городскую жизнь, а в затворническую, как у буддийских монахов под присмотром и руководством опытного наставника.

Медитация растворения – отбеливатель сознания

Медитацией растворения называю практику, потому что в отличие от классических техник, она не столько провоцирует прорывы восприятия в психические глубины, сколько работает на устранение актуальных завалов. То бишь практика не приводит к неожиданной ломке, которую приходится просто терпеть, пока не отпустит, а скорей напротив – позволяет от нее избавиться – включает проработку тяжелых переживаний напрямую во время выполнения.

Поэтому в роли объекта медитации на этот раз выступают конкретно переживания – например, любая негативная эмоция. Внимание при этом не сковывают жесткой однонаправленной неподвижностью, иначе его сфокусированный луч будет снова буравить психические барьеры, приводя к нежданным «выбросам» из бессознательного.

То есть в медитации растворения внимание не фокусируется в точке, а мягко пронизывает наблюдаемое переживание – как бы вкушает его в любой доступной восприятию форме. Временное отвлечение на мысли при этом не возбраняется.

Возвращаясь к вышеупомянутой аналогии человека, решившего подразвиться, в этом случае он не заказывает себе неизвестных проблем, а принимается к решению актуальных.

К этому типу практик я приписываю йога-нидру – технику расслабления, и одну из техник медитации випассаны, где внимание скользит по возникающим телесным и чувственным ощущениям.

Сюда же отношу самоисследование Раманы Махарши. Исследовать при помощи этой техники необходимо собственное «я». Этим я занимался несколько лет с переменным успехом. То, что удалось раскрыть уже описал в статьях:

Эта техника медитации – утонченная и требует огромной чуткости. Иначе невозможно ухватить вниманием ту «священную» субстанцию, которая составляет самую сердцевину личности – собственное «я».

Медитативное самоисследование относительно безболезненно растворяет одну из главных внутренних «проблем» – образы себя, которые в быту охраняются страхом. Схожую по воздействию технику я недавно на сайте приводил.

За себя могу сказать, что практика с годами действительно успокаивает и в хорошем смысле опустошает голову. Чувство «я» становится настолько неуловимым, словно его и вовсе нет. Конечно, это – еще никакое не просветление, а лишь определенная стадия опрощения собственного нутра.

Под просветлением я понимаю такое состояние, когда ум уходит из фокуса вовсе, полностью исчезает чувство выбора со всеми сомнениями – и воспринимаешь себя как бытие, в котором все случается спонтанно. Это состояние мне знакомо на практике. Но контролировать его не получается, и обыденное восприятие у меня лично доминирует.

По началу такие переживания переворачивают все. Помню, что когда-то жизнь не казалась мне удивительной, а была нормальной и понятной. Сейчас это состояние обычности происходящего вспоминаю уже с трудом. Вероятно, выгорел один из слоев, где на жизнь проецировалась серьезность.

Мне, как всем, присущи любые эмоции. Они могут временно захватывать. Исчезли не корни эмоций, а большая часть поводов для их возникновения, каждый год что-то отслаивается. По моим наблюдениям, когда человек в принципе планомерно работает над собой, то негативные эмоции не столько становятся тише, теряя в интенсивности, сколько сокращаются во времени, иногда исчезая полностью из привычно заезженных плоскостей. Сад не опутан сорняками, но они во всей красе периодически встречаются.

Безобъектная медитация – сопротивление бесполезно

Самая утонченная практика. На нее делают упор и обучает ей мастера Дзогчен – одной из школ тибетского буддизма. И она же является основной у мастеров Адвайта-веданты – индийской философской системы.

Интересно, что здесь исконные восточные учения резонируют с современной западной психологией, как бы предлагая в один голос уже перестать себя переделывать и с самим собою смириться. Принятие происходящего – это, вообще, универсальный принцип душевного благополучия. Упоминая его, всякий раз прошу не путать с пассивностью и безответственностью.

Иногда мастера говорят о том, что эта практика не является медитацией, – вроде как, не надо медитировать, чтобы стать собой. Иногда говорят о том, что она и есть истинная медитация, а все прочие – лишь приготовления к ней.

Можно сказать, что безобъектная медитация – это, когда сознание осознает само себя. Знаменитое изречение из индийских Упанишад «ты есть то» указывает именно на этот тонкий маневр.

Технику описывают так, словно к ней невозможно подойти при помощи стараний; она, напротив, срабатывает сама по себе, когда практик, как бы сдаваясь, отказывается от усилий, и позволяет себе пребывать в так называемом естественном состоянии.

Для этого естественное состояние сначала описывают теоретически до тех самых пор, пока зритель, наконец, не допрет, что все это время речь шла о нем самом.

В этом ракурсе в настоящем каждый объект – это бытие. Различение объектов – это бытие. Это бытие просто есть прямо сейчас.

Для осуществления практики не нужно ничего делать, менять, достигать, не требуется ничего помимо прямого осознания, что ты уже есть здесь и сейчас, ты уже – само существование.

Если просветлеть после этих слов не получилось, не отчаивайтесь. Отчаяние можно проработать медитацией растворения, или, например, в общении с психологом.

А в следующий раз, вероятно, попробую описать одну эффективную технику медитации, актуальную примерно для каждого.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

23 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Как заснуть, когда растворил ум и расслабленно лежишь, наблюдая пространство? Тело лежит, осознается, а сон не приходит. В итоге после часов трех начинаю засыпать в мысли, и случается сон. Не могу прояснить этот момент. Может у кого-нибудь есть соображения ?)

    1. Тут дело такое. Поверхностную болталку вы действительно могли успокоить, но активность ума сместилась на более тонкий, менее уловимый уровень, где вы по прежнему взбудоражены. Если и его отследить и успокоить, то нормально заснете. Когда ляжете, чтобы поспать, расслабьте и уже не шевелите тело, и обратите особое внимание на горло и голову — их дополнительно отпускайте и расслабляйте изнутри.
      Тело может прекрасно спать даже при сохранении осознанности.

      Обыденные советы от бессонницы тоже могут помочь: соблюдайте режим дня, откажитесь от кофе, не занимайтесь перед сном активной деятельностью, не играйте, не смотрите фильмов, лучше почитайте что-нибудь легкое художественное.

    2. Заснуть — это цель))) А значит появляется работа ума. Медитация и ее состояние медитативности это «неумовое» пространство. Получается задавшись целью — приглашаем ум в это пространство, а с ним нарастает и тревожность от того, что мы что-то ожидаем и это не происходит. Получается мы вываливаемся из медитативного. Проще всего ничего не ждать ничего не желать — довериться тому что будет происходить — сон значит уснем, нет значит бодрствование. Есть еще классное убеждение, что сон это и есть восстановление сил — это не так, особенно для тревожных людей, сон выматывает, потому что ум там решает нерешенное и проверяет границы страхов. Но уснуть можно и после медитации, достаточно лечь на ровную жесткую поверхность на спину и отдаться происходящему. Тело мудрей оно знает, что делать, если ему нужно — поспит. Мы то не тело — мы матрица наблюдателей, а если домедитироваться, то вообще пропадаешь…. пустота, тишина, темнота… какой-то космос, в котором все происходит — т.е. внутри «себя».

  2. Практиковал эту методику раньше и ещё в тот раз обратил внимание, что внутри как-то всё правильно становится. Инфа была поверностной и взята из разных источников. Не было уверенности, что всё делаю правильно. Теперь есть… В общем спасибо Вам Игорь за труды проделаные Вами. После прочтения Ваших статей появилось желание встать на путь развития не для понтов, а ради блага себя и семьи.
    Главное, чтоб не отпустило ?

    1. Здравствуйте. Пожалуйста, подскажите ссылку на саму технику медитации

  3. Игорь, как на твой взгляд — медитативные состояния ума являются причиной трансформации психики или следствием?

    1. В определенном смысле любые процессы настоящего — это такое падающее домино — его подтолкнули, оно подталкивает.
      Если конкретно, то, как правило, обыватель, пробуя медитацию по началу лишь борется с умом, но со временем в ходе попыток, он лучше знакомится с собой, накапливает новый опыт (трансформация) и что-то получаться начинает, приводя к последующей новой трансформации.
      Встречал пару раз людей, которые просто боялись садиться, потому что состояние включалось сразу и приносило слишком мощные последствия.

      1. Игорь, а медитация и последующие трансформации могут разрушить ум? Т.е. с позиций социальных стандартов человек вроде как деградирует?

        1. Если медитирует правильно, и осознанность растет, то ум утончается. А если вместо медитации — транс, то развития не будет.

  4. спасибо за информацию по разделению направленности в медитации,в который раз! — чтобы заниматься «духовным развитием» и самоисследованием, нужно научиться быть уравновешенным человеком, иначе корабль трясет. что-то вдруг дошло, что иногда нужна именно самотерапия, а не самоанализ )))

  5. Статья интерестная. Кое-что мне разъяснила. В свое время я пострадал от не правильного практикования мантра-медитации. Вынужденная, обязательная практика только усугубляет болезненное состояние человека. Хочу просто предостеречь других поделившись своим опытом. Как-никак 6лет без перерывов и в результате что-то вроде шизофрении.

  6. Опрощение собственного нутра-сильно сказано. Супер. А можно ли выбрать эту фразу в качества объекта медитации?

  7. А к какому виду медитации относится хаотическая и динамическая медитация Ошо?

  8. Игорь Самадхович, приветствую.))
    Спасибо огромное за сайт!
    Есть пара вопросов, пожалуйста помоги.
    Вчера первый раз попробовал безобъектную медитацию (как мне кажется). До этого практиковал с концентрацией на дыхании или с мантрами. Так вот в один момент, когда я наблюдал за мыслями, смог заметить как они возникают и уходят. И тогда я задал вопрос)) — откуда приходят мысли и кто их задаёт, «Кто Я?» в этот момент начало происходить что-то ужасное… Я почувствовал как будто расширяюсь во все стороны одновременно…В статьях ты писал, что может возникнуть страх и т.д. Но у меня был не страх, а именно УЖАС УЖАСНЕЙШИЙ! Никогда в жизни ничего подобного я не испытывал. В висках запульсировало и я ощутил сильное сердцебиение, было похоже, что я задохнусь. Самое главное, что в этот момент я «вспомнил» как ты писал, что это сопротивляется ум и надо продолжать наблюдать, но я не смог и даже «смог подумать», что мол «ладно-ладно, в следующий раз». Мне было оч страшно, что я свихнусь! Открыв глаза и отдышавшись я пошёл в туалет пописать и проходя мимо зеркала в ванной увидел свои глаза! Это были не мои привычные глаза и в них всё ещё стоял страх…
    И вот собственно вопросы: Я ведь не сойду с ума и надо было «не смотря ни на что» продолжать? И вообще, всё это — раз я описываю и помню, не проделки ли моего мозга и на самом деле всё это были глюки? Ведь это мозг может помнить а не сознание?
    Понимаю, что много сумбура и белеберды : «я смотрел свои мысли» и тут же «я спросил у самого себя» — но по другому описать не могу.
    С уважением.

    1. Здравствуйте, Эдуард.
      Сойдете вы с ума, или нет, или что с вами еще случиться может, я понятия не имею. Заигрывать дальше с этими материями можете под свою ответственность, на свой страх и риск. В этой же статье я вроде упоминал, как от медитации может начать колбасить (начинает вываливаться из под сознания все подавленное). Если хочется спокойной счастливой жизни, лучше заниматься медитацией крайне умеренно чисто для успокоения, а упор делать — на психологический анализ своих мыслей и чувств.

Добавить комментарий для Артем Ломакин Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.