Привычное состояние для всех нас – это погруженность в драму – социально-бытовой сюжет личной истории, где кипят эмоции и страсти, решаются и не решаются проблемы, осуществляются победы, терпятся поражения, есть свой трагизм и свои хэппи-энды. Живем, как в сериале, где каждая мысль, каждое движение – словно маленькое развлечение и одновременно оправдание себя в глазах всех людей из нашего прошлого, настоящего, будущего. Нечто внутри нас побуждает этот спектакль разыгрывать, воспроизводить снова и снова себя и свою жизненную драму. Такая вот «любовь к искусству». Это драматичное кино о себе мы и называем своей реальной жизнью.
В одной из давних статей я уже говорил о созерцательной осознанности. Сегодня эту тему хочу продолжить, и рассмотреть с другого угла.
Если обратить внимание на материальный мир, в нем царит тишина. Речь – не о мире денег и вещей – эти «материи» лишь звено драмы. Речь вот об этой простой жизни, где объекты тихо провисают в пространстве, как бы ожидая своего часа, пока не будут затронуты нашим вниманием.
Мы живем в этих двух реальностях. Первая, знакомая всем драма – это такое хаотичное свето-шумовое шоу из мыслей и чувств. Вторая – реальность осознанности и неизбежных фактов, ни на что не претендуя, остается конкретной и правдивой во всех своих проявлениях. В первую мы и без того погружены с головой. Вторую обнаруживаем, практикуя созерцательность.
Драма заполнена маятой, переживаниями, предвкушениями, в ней все неоднозначно и мимолетно. В осознанности мастера дзен несут воду, когда несут воду, колят дрова, когда их колят, в осознанности наглядно есть только то, что есть прямо сейчас.
Мы полагаем, что начинаем духовный путь и всевозможные самокопания, чтобы развить осознанность и успокоить ум, когда на деле все, чего хочется на самом деле – это укрепления драмы, чтобы та не стала трагедией, а доросла до высокобюджетного блокбастера с хэппи-эндом.
Пребывая в драме, мы никуда из ее сюжетных линий не выходим, а продолжаем делать все, чтобы сценарием своей жизни можно было гордиться… Посмертно. В этом смысле самоутверждение противоположно осознанности. Самоутверждение укрепляет драму, осознанность безапелляционно из драмы выводит, буквально пробуждает от ее снов.
Зачем, вообще, пробуждаться от драмы? И как это осуществить?
Большинство искателей устремляются к осознанности и просветлению, потому что хотят стать лучше, хотят уважения и любви. Дальше таких мотивов заходят немногие. В таком русле «осознанность» – это продолжение драмы – один из красивых снов о чем-то важном и желанном.
То есть, устремляясь к осознанности ради самоутверждения, мы продолжаем укореняться в драме. В таком ключе неосознанность демонизируется, на нее наклеивают ярлык никчемности. А «осознанность» поддерживается в основном в форме идеалистичной надежды.
Поэтому для подавляющего большинства духовный путь – это все та же самодовольная, мирская маята под грифом чего-то лучшего, превосходящего обыденную жизнь. На progressman.ru эта тема уже поднималась в статье о духовных целях.
Однако и внешние назидательные просьбы вернуться искателю в «реальный» мир, по сути, лишь предложения переключиться из одного сна в другой. Сектанты с таким же успехом предлагают обывателям включаться в их ряды, чтобы стать ближе к чему-то якобы более реальному.
И даже сейчас, когда вы читаете о ложном духовном пути, предполагая наличие истинного и правильного, – это все тот же сон в рамках драмы вашей жизненной истории. На уровне погруженности в драму другой мотивации нет.
В какой-то мере реальная осознанность может пробуждаться даже при помощи самоутверждения. То есть, желая стать крутым и продвинутым, если хватает ясности, ум будет проверять, осуществляется ли осознанность на практике, выходит ли она за рамки надежд и предвкушений. И таким образом появляется шанс заметить собственную реальную неосознанность – тотальную погруженность в драму.
И все равно на этом этапе дальше обнаружения своей погруженности в сон зайти почти нереально. И это совершенно нормально. Переживания по этому поводу – очередная драматическая сцена.
Дело в том, что на уровне пребывания в драме реальная осознанность не очень-то интересует, в ней нет желанных пряников, она – как воздух и пространство – чиста и спокойна. А наш ум хочет совсем не этого. Он хочет не свободы, а любви и уважения.
И здесь надо бы понимать, что осознанность пролегает совсем по иному маршруту. Возможно, ты научишься любить и уважать эту жизнь, но в обмен придется попрощаться с желанием быть любимым и уважаемым. Именно эти жгучие потребности удерживают в драме.
Здесь простирается одна непростая, переломная для персонажа драмы черта, за которой вся «картинка» жизни переворачивается. Реальная осознанность приходит, когда нет другого выхода, когда ты сдаешься, и понимаешь, что пытаться выиграть в этом «кино» бесполезно.
Это не подавление желаний из страха облажаться. С таким страхом приходит не осознанность, а глухая депрессия с отчуждением от жизни. Но спутать их – проще некуда. Осознанность – это включенность и обнаружение себя в этот самый момент жизни.
По сути именно так и происходит душевное взросление. Сначала мы выходим из детских сказочных снов, перестаем верить в деда мороза и бабу-ягу. Погружаемся в серьезные сказки для взрослых об успешной, счастливой жизни, семье и карьере. Попутно проникаемся сказками о продвинутых и высоко-духовных, особенных героях. Если повезет, обнаруживаем, что духовные иллюзии едва ли легче мирских, и начинаем, буквально от безвыходности, замечать, что реально, вообще, здесь и сейчас творится.
Когда драма обнажается, как безвыходная, ум сдается, он принимает, что ничего поделать не может. «Все, я не стану окончательно просветленным, любимым, уважаемым. Все это драма – мои мысли и чувства, мои проекции, проходящие радужной чередой на фоне сознания. Какая разница, выиграю ли я что-то в этом сне?».
В этот момент для осознанности самая благодатная почва, потому что хочется именно ее, а не почета и славы. Ты попрощался с любовью и уважением, драма больше не интересует.
На этом этапе, чтобы очнуться от драмы и включиться в осознанность, просто необходим кнут отчаяния. Но постепенно, когда все больше вкуса этого состояния, включаться в него все проще.
Это не наблюдение за мыслями, а интуитивный сдвиг внимания из состояния, где драма казалась реальной, в такое, где она высвечивается, как быстротечное мышление на фоне сознания. Драматизм жизни при этом сбавляет обороты. Сознание начинает преобладать над сном. Оно словно огромный прозрачный, трехмерный фон для узкой струйки мыслей и чувств.
Пробужденность проявляется, когда события и переживания не увлекают тотально, и перестают казаться единственной окончательной реальностью. Появляется островок наблюдающей трезвости, где ясно, что мысли и чувства – это не какие-то события настоящего и будущего. Они мимолетны. В сущности – это все те же сны наяву.
Чем выше уровень осознанности, тем тоньше иллюзии, на которые ведется ум. Всему свое время. А если искусственно обесценивать сон, никакого пробуждения не наступит, а вот самоотчуждение и депрессия, о которых выше говорилось, на такой почве могут цвести и плодоносить долгие годы. Поэтому, как говорится, «не пилите грабли, на которых стоите».
С большинством клиентов я говорю исключительно в рамках их драмы – и это совершенно нормально. Решаются проблемы сна. Во сне может присниться кошмар, и с этим страхом можно справиться в рамках сна, привести к приснившемуся успеху, не расталкивая человека против его воли.
Здесь я, широко очертя голову, пишу, как пробужденный. Не обманывайтесь. Я такой же, как все, и продолжаю увлеченно верить в свои сказки для взрослых. Но некий вкус к осознанности имею. О нем и рассказываю.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
П.С.
Тему буду продолжать.
осознаность эфект мозга …
Отлично. Я-то уже представил себя Нео, который стоит перед Морфеусом, и предо мной две таблетки — для сна и пробуждения. Ан нет, Автор — такой же Нео, и у него, видимо, свои заморочки, и свой Морфеус, а у того — свой, и так — до бесконечности.
И нет ни какого просветления-пробуждения. Это миф. Сказка для мудаков, что роются в психологических пабликах в надежде найти ответы на свои вопросы.
Раньше народ ходил к батюшке на исповедь, и верил в царствие небесное. Сейчас гоняют к психотерапевтам и верят в просветление. Попы болтали про то, чего сами не видели, не знали, но они народ тёмный, им простительно. Психологи же, вроде автора этой статьи, под свои байки подводят научную основу, однаков результате, рассуждения про просветление так и остаются поповскими байками
Дмитрий
28/12/2015 AT 13:14
«…И нет ни какого просветления-пробуждения. Это миф. Сказка для мудаков, что роются в психологических пабликах в надежде найти ответы на свои вопросы…»
Конечно, нет. Кстати, тебя тоже нет. Есть только сказочный персонаж — главный герой им же самим выдуманной драмы или трагикомедии ))) кому какой жанр больше нравится.
А представлять ты можешь себе все, что хочешь — Нео, Морфеуса, бога на облаке или черта в аду. Только не забывай о том, КТО представляет и что он просто представляет. Может, тогда и мудаков поменьше вокруг станет и к психологам (и попам заодно) претензий поубавится )))
Игорь, в одном комментарии вы писали, что дети не являются осознанными, но у меня, во время проявления осознанности возникают чувства подобные в детстве — чувства отрешенности, спокойствия и чувство наблюдателя, т.е. я себя никак не воспринимаю.
Мне кажется, что у дете
Очень классно. Благодарю)) Я осознала, что была неосознана, по сути, занимаясь осознанностью. Надеялась в душе на уважение людей) Хорошо быть неосознанной и принимать это) С людьми легче общаться, а то я негативно относилась к неосознанным, боясь стать такой же) Я довольна, буду, конечно, и дальше стараться на мир смотреть открытыми глазами, но теперь обратность меня трогать не будет))) Можно вздохнуть полной грудью)
Спасибо, что поделились.
Привет всем.
Хочу поделиться кое-чем.
В детстве меня постоянно посещали, как я думала, сны. Их было 3-4.
Я ложилась спать и мне виделся хаос. Он выглядел так: комкованное скопление частиц, то расширялся, то сужался. И в этом была точка. Она была отдельно. Она то тонула в хаосе (все было слишком близко и увесисто), то все рассеивалось (все было легкое и далеко) оголяя ее. При этом я чувствовала то страх, то облегчение. Было только внимание и чувство.
Это более сложный «сон», с ассоциациями я его запомнила.
Более простой выглядил так: путь, в котором я растворилась, опять же, все далеко, все близко. Это «все» состояло из внимания и материи, без частиц, как плотность ровная. По чувствам он тоже проще, в нем было приятнее и в то же время он не так цеплял.
Я думаю, это полет внимания в глубины души. Буду рада комментарием с вашим мнением, мне любопытно узнать об этом больше
Всего хорошего)
Здравствуйте, Игорь. Вопрос: Куда эта дверь? Безликий мир непредсказуемо случающихся вещей, которые только и остаётся, что принять безоговорочно. Там ведь не тишина, а страшно и холодно, как у Кастанеды. Чего я не понимаю?
Здравствуйте. Попробуйте сформулировать вопрос попроще, поконкретней. Заодно мысли упорядочите.
Спасибо за хорошую статью.