Как психолог, пообщавшись по душам со многими взрослыми людьми, знаю твердо – уверенных среди нас нет. Есть только те, кто умело маскируется, изображая востребованную сегодняшними стереотипами уверенность, убеждая в ее реальности не только окружающих, но и себя. Завтра стереотипы поменяются, и будут изображать что-нибудь другое.
Среди нас нет по-настоящему взрослых. Женщины ищут себе отцов, чтобы за ними, как за каменной стеной прятаться от непонятной, страшной жизни. С той же целью мужчины, не отдавая себе отчета, мечтают о мамочках, чтобы их каблуками прикрываться от непонимания, что, вообще, со своей жизнью делать.
Никто по-настоящему в жизни не разбирается. Но в глубине души, а порой и явно, каждый уверен именно в своей уникальной беспомощности, будто он один боится жизни, а остальные все понимают, живут во взрослом мире, где все само себя разумеет. Всем все «ясно».
Каждый в этом «понятном» мире, словно самозванец, которому на самом деле вовсе ничего непонятно. Но проколоться и выдать свою неуверенность означает показать, что ты до этого мира не дорос, ты – ненормальный, недоразвитый.
Почти никто не понимает, что душевно взрослых среди нас нет. Поэтому каждый трясется над своей личной неуверенностью, словно над тайной проказой, которую, во чтобы то ни стало надо ото всех скрыть. Почти каждый подспудно верит, что он такой беспомощный трус – один, а остальные живут во взрослом мире, до которого надо суметь дотянуться, показать, что ты его достоин.
Но признавать свою неуверенность и беспомощность мы не готовы, потому что продолжаем слепо верить в выдуманный мир достойных, уверенных в себе, взрослых людей, в который положено как-то вписываться. И тогда все будет «ОК».
Представьте пьяницу, который, пытаясь показать, какой он писаный красавец, пускается в пляс. Но вместо изящных и ловких движений, у него выходят несуразные, косолапые кривлянья. Так же и мы в попытках дотянуться до эталонов «взрослого» мира, начинаем гримасничать и рисоваться, представляя, как срываем аплодисменты.
Тот ликующий тип самоуверенности, за которым обычно охотится личность, по-настоящему может быть достигнут, наверное, какими-то бессмертными божествами, чьи опоры движения по реальности – вечны и нерушимы. Мы же, простые смертные, можем разве что временно имитировать тот идеальный, божественный блеск, упиваясь самоуверенностью, пока «идет карта».
Реальная уверенность простого смертного, какой она только может быть, – это согласие с фактами. В глубине души мы все – испуганные дети, оказавшиеся на перекрестке двух дорог – хаоса и неизвестности. Некоторые из нас чувствуют себя чуть старше, но остаются детьми.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
П.С.
Из этого и без того небольшого текста, чтобы донести более четко основную мысль, решил вырезать несколько абзацев. Прицепляю их сюда:
Никто не знает, как правильно жить, но каждый усиленно тужится, пытаясь этому «правильно» соответствовать. «Не дай бог проколоться». Многих раздражают необычные асоциальные личности. Раздражают на самом деле не потому, что они «плохие» и ущербные, а из зависти, – потому что те настолько «обнаглели», что не считают нужным наравне со всеми тужиться, и нести на своих плечах тяжкое ярмо всеобщей нормальности.
Но даже среди неплотно скованных социальными программами личностей, нет абсолютно здоровых и зрелых душою людей. Само понятие здоровья подразумевает нечто целостное, неповрежденное, способное на «правильную» жизнедеятельность. Нигде не колет, не болит, «работает, как часы». В общем, здоровая психика – явление условное и относительное. Она словно миф – все о ней слышали, но никто не видел, не щупал.
Тело растет самостоятельно. Его нужно лишь подкармливать. А психика самостоятельно не растет. Психический рост требует опыта, который не лежит общедоступно на прилавках, а добывается подобно метеоритному алмазу – непредсказуемо, каждый раз в уникальных условиях.
Потом, психика не развивается равномерно. Можете представить себе взрослого человека с детскими ручками – он выглядел бы аномально. И вот нечто подобное по сути и происходит с нашей психикой. Взрослея телом, мы во многом остаемся детьми душой – капризными и наивными.
Легко сказать, Матвей. Иногда мне кажется, что кроме этого сопротивления у меня ничего не существует …
Далеко не все дети чувствуют себя неуверенно. Моё детство, например, никак не изобиловало теми самыми пресловутыми «детскими страхами», чувством беспомощности или еще каким-то негативом — я чувствовал, конечно, временами, острый недостаток знаний об окружающем мире, но это пробуждало во мне не страх, а любопытство исследователя, так что не могу сказать, что я был «на измене» от этого. И мне кажется, что это знакомо практически каждому человеку — то есть я далеко не уникум в этом.
О чём это говорит? Быть «ребенком» — не значит бояться, быть ребенком — это быть любопытным и действительно открытым существом, способным воспринимать факты как они есть, не облепляя их кучей психологического обвеса, проистекающего из «опыта», что со временем становится нормой для уже вроде как «взрослого» человека. Может быть потому и говорится: «Будьте как дети». Вспомните свою радость от познания окружающего.
Разумеется, человек, по мере «взросления», вступает во все большее число взаимодействий, берет на себя всё больше обязательств — и это и есть ловушка. Мы обещаем себе и другим то, чего выполнить не можем. Мы не можем контролировать окружающее в достаточной мере, но по примеру других — таки берем на себя такое обязательство. «Бог наказывает не за то, что мы не выполняем обещания, а за то, что мы их даем.» Это не означает, что мы должны избегать вообще обещаний, но надо понимать, что это обещание сделать всё от тебя зависящее, но никак не сделать что-либо во что бы то ни стало. Тому есть тоже достаточно наблюдений, запечатленных в выражениях: «Человек предполагает, а бог располагает» или «Делай, что должен, и будь что будет.» Но «взрослые» чаще взваливают на себя груз ответственности за результат, а не свои действия, что и нередко приводит к фрустрации, ибо достижение декларированного результата далеко не только от нас зависит. И происходит это потому, что человек не хочет признать своей ограниченности, как избегает думать о своей смерти, хотя она неизбежна.
Каков выход — я полагаю вы уже и сами догадались. Вы не можете изменить весь мир, но вы можете изменить себя. Не стройте планов насчет мира — занимайтесь собой. Об этом просто криком кричат все религии, призывая оборотится в первую очередь на себя. Только так вы и будете взрослеть по настоящему, а не в чьих-то оценивающих глазах.
Прикольно быть ребёнком в душе, но в теле взрослого. Больше игр можно себе позволить. Быть взрослым — быть старпёром…
А зачем, собственно, человеку уверенность в себе? Для контроля своей жизни и окружающего мира? Так ведь это точно иллюзия.
Неуверенность — это совершенно естественно. Без сомнений не будет развития.
Чего плакать-то или злиться?
По этой теме можно сочинить инструкцию ))
«Как правильно строить имидж уверенного взрослого в пространстве страхов и получать при этом максимум удовольствия»
Проблема только в том, что упорядочивание информации осуществляется посредством механизма — Сознания, сформированного поступившей же информацией. То есть информация упорядочивает саму себя — и тут уже кому как повезет.
Человеческое общество не развивает способность самоанализа, нет единой точки зрения на это, мы учим детей массе всякого разного, кроме того, чтобы понимать самих себя. А это потому, что и нас не научили, в лучшем случае единицы за свою жизнь достигают каких-то результатов в этом, а для большинства остается только барахтаться в массе информации без понимания происходящего. Всё это мы и наблюдаем в жизни — массу разноплановых стремлений и подходов. В этом, опять же, есть свой плюс — многовариантность. Как везде в природе. Вот те же динозавры, царствовавшие миллионы лет на планете: произошел какой-то сдвиг — и жизнь не умерла на планете, вымерли только динозавры, а еще вчерашние аутсайдеры — вышли на авансцену.
Опс, выпилили сообщения Хьюстона, к которым я написал коммент выше.
Хьюстон, давайте в след. раз без сухих академических цитат. Пишите своими словами, человеческим языком.
Всё хорошо в меру, Нина. Вы же, скорее всего, тоже действуете, основываясь на определенной уверенности — иначе какой смысл в деятельности. Конечно, лепо сказать, что я, мол, плевать хотел на то, что «завтра будет с Родиной и с нами», но это другой тип сознания. И изображают люди уверенность перед друг другом совершенно логично — пытаясь зацепиться за свои прогнозы и желания. Сомневаюсь также, что вы сами хотели бы иметь дело с «ненадежными» людьми. Но и тут, конечно, нужна мера, иначе можно загнать себя в то самое состояние стресса, когда ты пытаешься взять на себя больше, чем по факту можешь — да еще и на полном серьезе.
О «мере» же я написал выше.
Игорь, спасибо! Признательна за твои как всегда ясные и понятные выкладки!)
zulfia
30/06/2015 AT 20:38
… И даже признав себя большой, невротичкой, незрелой личностью и что ты не одна такая))), легче и радостней не становится.
Возможно, признание себя таким или эдаким, не проработав то самое пыжанье эго перед другими или не увидев собственную зависимость от мнения окружающих, ниче и не дает. Оно просто ничего не меняющий факт. Легкость и радость возникает от того, настолько развита у человека способность без всяких конфликтов всему давать свое место, как внутри себя, так и во внешней среде, живя с пониманием, что мы все находимся там, где есть условия для развития. А раз так, тогда потребность сравнивать что-то с чем-то отпадает, что влечет за собой то самое принятие. Если учеба здесь, на Земле, продолжается, значит не все исчерпали))