Как психолог, пообщавшись по душам со многими взрослыми людьми, знаю твердо – уверенных среди нас нет. Есть только те, кто умело маскируется, изображая востребованную сегодняшними стереотипами уверенность, убеждая в ее реальности не только окружающих, но и себя. Завтра стереотипы поменяются, и будут изображать что-нибудь другое.
Среди нас нет по-настоящему взрослых. Женщины ищут себе отцов, чтобы за ними, как за каменной стеной прятаться от непонятной, страшной жизни. С той же целью мужчины, не отдавая себе отчета, мечтают о мамочках, чтобы их каблуками прикрываться от непонимания, что, вообще, со своей жизнью делать.
Никто по-настоящему в жизни не разбирается. Но в глубине души, а порой и явно, каждый уверен именно в своей уникальной беспомощности, будто он один боится жизни, а остальные все понимают, живут во взрослом мире, где все само себя разумеет. Всем все «ясно».
Каждый в этом «понятном» мире, словно самозванец, которому на самом деле вовсе ничего непонятно. Но проколоться и выдать свою неуверенность означает показать, что ты до этого мира не дорос, ты – ненормальный, недоразвитый.
Почти никто не понимает, что душевно взрослых среди нас нет. Поэтому каждый трясется над своей личной неуверенностью, словно над тайной проказой, которую, во чтобы то ни стало надо ото всех скрыть. Почти каждый подспудно верит, что он такой беспомощный трус – один, а остальные живут во взрослом мире, до которого надо суметь дотянуться, показать, что ты его достоин.
Но признавать свою неуверенность и беспомощность мы не готовы, потому что продолжаем слепо верить в выдуманный мир достойных, уверенных в себе, взрослых людей, в который положено как-то вписываться. И тогда все будет «ОК».
Представьте пьяницу, который, пытаясь показать, какой он писаный красавец, пускается в пляс. Но вместо изящных и ловких движений, у него выходят несуразные, косолапые кривлянья. Так же и мы в попытках дотянуться до эталонов «взрослого» мира, начинаем гримасничать и рисоваться, представляя, как срываем аплодисменты.
Тот ликующий тип самоуверенности, за которым обычно охотится личность, по-настоящему может быть достигнут, наверное, какими-то бессмертными божествами, чьи опоры движения по реальности – вечны и нерушимы. Мы же, простые смертные, можем разве что временно имитировать тот идеальный, божественный блеск, упиваясь самоуверенностью, пока «идет карта».
Реальная уверенность простого смертного, какой она только может быть, – это согласие с фактами. В глубине души мы все – испуганные дети, оказавшиеся на перекрестке двух дорог – хаоса и неизвестности. Некоторые из нас чувствуют себя чуть старше, но остаются детьми.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
П.С.
Из этого и без того небольшого текста, чтобы донести более четко основную мысль, решил вырезать несколько абзацев. Прицепляю их сюда:
Никто не знает, как правильно жить, но каждый усиленно тужится, пытаясь этому «правильно» соответствовать. «Не дай бог проколоться». Многих раздражают необычные асоциальные личности. Раздражают на самом деле не потому, что они «плохие» и ущербные, а из зависти, – потому что те настолько «обнаглели», что не считают нужным наравне со всеми тужиться, и нести на своих плечах тяжкое ярмо всеобщей нормальности.
Но даже среди неплотно скованных социальными программами личностей, нет абсолютно здоровых и зрелых душою людей. Само понятие здоровья подразумевает нечто целостное, неповрежденное, способное на «правильную» жизнедеятельность. Нигде не колет, не болит, «работает, как часы». В общем, здоровая психика – явление условное и относительное. Она словно миф – все о ней слышали, но никто не видел, не щупал.
Тело растет самостоятельно. Его нужно лишь подкармливать. А психика самостоятельно не растет. Психический рост требует опыта, который не лежит общедоступно на прилавках, а добывается подобно метеоритному алмазу – непредсказуемо, каждый раз в уникальных условиях.
Потом, психика не развивается равномерно. Можете представить себе взрослого человека с детскими ручками – он выглядел бы аномально. И вот нечто подобное по сути и происходит с нашей психикой. Взрослея телом, мы во многом остаемся детьми душой – капризными и наивными.
То, что ты PRAS не знаешь, не говорит о том, что их нет… а вот согласно этой статье и мнению автора мы дети, невротичны пытающиеся спрятаться от своей незрелости в поиск просветления. Хотя автор пишет «мы», но думаю все же себя он к этой категории не относит. Вообще что-то не укладывается… что же теперь делать дальше? Ощущение такого отброса, неудавшегося образца вселенского эксперимента
Похоже, что ты как раз себя не относила к категории «детей», а тут статья не в бровь, а в глаз. Вот и не укладывается у тебя. А автор себя в первую очередь имел ввиду, когда статью писал. Почему-то я уверен…
Zulfia,
конечно же отношу. Быть простым смертным — это вовсе не «плохо». «Плохое» тут возникает исключительно на фоне выдуманных эталонов о «правильном».
На самом деле ничего принципиально нового в этой статье не озвучивается. Разве что опять — с новой стороны. Но если слова выдрать из контекста, можно найти противоречия со старыми текстами.
У меня тоже было ощущение отброса и остается до сих пор, но уже не такое острое. Но это только в голове. Буду выкидывать, и ты избавляйся от него
Игорь, речь идет не о простых смертных, а о незрелости, недоразвитости простого смертного. Люди зрелые, простые смертные, таких вопросов не имеют, да и психологи, которые консультируют возможно тоже (по крайней мере не должны, иначе что же они наконсультируют будучи в таком же состоянии?)
PRAS, а если это чувство собственной неполноценности так глубоко сидит, что пустило мезастазы во все существо? Что тогда отбрасывать?
Отбрасывать ложные идеалы и установки, вызвавшие чувство неполноценности.И задать себе один вопрос, — «А не слишком ли много требует социум и общественная мораль от простого смертного»?
Zulfia, именно так и проявляется твердая, почти религиозная вера во взрослый мир.
>Люди зрелые, простые смертные, таких вопросов не имеют, да и психологи, которые консультируют возможно тоже
Каких вопросов?
Один из моих интересов, это изучение качеств того что называют «первая чакра человека Муладхара». Интересна она мне (в том числе) тем, что она находится «до» возникновения относительного желания. Это корень созидания. Один из четырёх лепестков этой чакры проявляет в динамике рост «видов взаимодействий» энергий Мира. Три его качества (названия качеств я взял из Сахаджи, изучаю их на себе) от «основания к периферии»: —
1. Бесстрашие — «быть ребёнком Отца и Матери»,
2. Коллективность — «быть братьями и сёстрами»,
3. Сила Дхармы — «быть Отцом и Матерью».
В определённом смысле мы «прорастаем» через весь этот цикл, который становится завершённым когда мы узнаём что значит быть Отцом и Матерью (наше состояние по отношению к жизни) и при этом быть ребёнком «Абсолютного Отца и Матери» (то есть быть ответственной частью бОльшего). Как по мне, для того чтобы заложить прочное основание в знании силы коллективности, для начала нужно не изображать силу а стать ещё большим ребёнком. А за тем изучать то что следует из этого знания. Вот заметка на сегодняшний момент о первом из трёх качеств (заметки я делаю для себя, если не ясно уж простите):
«1. Бесстрашие — Мы словно ребёнок на руках у Матери. Это «основание» смирения. Это спокойное сидение (на троне/стульчике). Мы присаживаемся и оказываемся в/на том месте, где нам естественно находится всегда. Эта сила оберегает нас. Помогает проявиться красоте мира. Это сила родителей. Мы почтитаем силу, которая является нам родителями.
Молитва: «Великий Отец, Великая Мать. Пожалуйста спасите, сберегите этого слабого и немощного ребёнка (того кто я). Аминь».»
Почему-то, среди людей преклонного возраста есть мудрые, самодостаточные, спокойные, хотя их и мало, а большинство все таки возвращаются в детство. Старики живущие в сложных условиях где-нибудь в горах Афганистана, никогда не сходят с ума, в 90 лет помнят весь свой род, имеют твердую память и убеждения, а их сверстники в развитых цивилизациях, где нибудь в крупных городах Германии, с ходят в этом возрасте с ума, не говорю про всех, но большинство.
Игорь, вопросов о просветлении и что с ними не так?
Матвей, что-то слишком заумно. Пойду оплакивать свой невроз и уродливую детскую психику… от того, что тебе постоянно это показывают — легче не становится