Уже в который раз принимаюсь за тему, где главную мысль предваряю различными разъяснениями. А потом оказывается, что чуть ли не каждое из этих разъяснений тянет на отдельную статью. В итоге исходная задумка откладывается на неопределенное время. Процесс интересный. Смотришь, как изначальная мысль поворачивается разными гранями и раскрывает дополнительные черты. Сегодня продолжаем тему психического здоровья. Рассмотрим ее в контексте душевного развития.
Хорошее психическое самочувствие – это не следствие каких-то «правильных» качеств личности, а следствие согласия с теми качествами, которые уже наличествуют в настоящем. То есть, пока человек собой недоволен, каким бы умным и добрым он ни был, спокойствия ему не видать. И напротив, если не отличаешься большим умом и добротой, но живешь в согласии с собой, душевное самочувствие нормализуется.
Здесь подчеркну – речь идет не о каких-то субъективных признаках душевного здоровья, а о фактическом личном самочувствии. Общество же такую, удовлетворенную своей жизнью личность, может запросто и осуждать, и превозносить, считать по своим меркам отнюдь не здоровой, или напротив – образцом для подражания.
Для человека, живущего в согласии с собой, общественные нормативы и эталоны – словно причудливые ритуалы заморской страны – принимать их всерьез не получается, а учитывать на всякий случай можно.
И где-то здесь у многих возникает справедливый, закономерный вопрос: если нет недовольства собой, как же тогда развиваться и двигаться по жизни? Не приведет ли такая «гармония» к пассивному овощному состоянию?
Движение по жизни можно рассмотреть с двух сторон. Первая – «внутреннее» душевное развитие, вторая – «внешняя» социальная активность. В сегодняшней небольшой статейке затрону только первую. О социальном развитии буду говорить в следующий раз. Постараюсь не затягивать.
Дело в том, что все необходимые для душевного развития перемены происходят спонтанно по мере осознания происходящей жизни. А не так, что дескать, «дайка я изменюсь и помудрею». Например, когда человек по-настоящему осознает тщетность своей капризности, ему никаких волевых решений для перемен не требуется. Устаревший стиль поведения, как очевидно невыгодный, отваливается сам.
Примерно то же самое происходит и на уровне чувств. Волевым модификациям они не поддаются. Осуждать и наказывать за них бесполезно – будут разве что подавлены… До поры до времени. Но чувства можно изучать, исследовать убеждения, на которых они держатся. И надо бы понимать, что даже такое самопознание не дает никаких гарантированных результатов.
Поэтому примирившаяся с собою личность не пытается себя искусственно переделывать, либо эти попытки становятся чем-то вроде ненавязчивой игры. Можно продолжать развиваться, пытаться стать «лучше», добраться до какой-то новой вершины, но такое развитие перестает быть натужным обязательством, и становится чем-то вроде развлечения, или свободного предпочтения из разряда «почему бы и нет».
А если, как водится, личность осмеливается выбирать самостоятельно, куда и в какую сторону расти и просветляться, тут-то и начинаются проблемы. Намеченные поверхностным умом душевные перемены, порой, сказочно далеки от фактических возможностей. Личность не может измерить свой реальный потенциал, и тем более не способна спрогнозировать необходимые для душевного развития инсайты и потрясения.
Даже если человек регулярно практикует медитацию, или самоанализ, все равно любые ожидания конкретных результатов заводят в тупик разочарований. На progressman.ru этот «эффект» разбирается подробней в статье о духовных целях.
Но если ту естественность, в которой себя выражает тело и душа не подгонять, а чутко к ней прислушиваться, может, и не раскроешь каких-то выдающихся качеств, зато появляется шанс почувствовать созвучие с происходящим.
Представьте рыбака, пришедшего к незнакомому берегу с надеждой выловить золотую рыбку. А ему попадаются одни шпроты и сельдь – неплохой по иным меркам улов, мог бы вообще ничего не поймать. Но рыбак негодует и обижается на судьбу, ведь он планировал совсем другой результат, а на количество и качество реально пойманной рыбы, даже не обращает внимания.
Так же и душевное развитие – словно вечно новая река, не поддающаяся контролю. Можно создавать подходящие условия – обучаться навыкам рыболовства, снаряжаться снастями, выдвигаться к водоему. Но качество улова – это уже реальный потенциал реки, не зависящий от подготовки и притязаний рыбака.
Поэтому и психологи клиентов не переделывают, а помогают разобраться в том, что происходит на текущем этапе в личной реке жизни. Естественное душевное развитие происходит не из какого-то самонадеянного волеизъявления, а на почве реальных сведений о себе и мире.
А инфантильное сознание, выдумавшее для себя «надо» и «должен» требует невозможного. Поэтому недовольство собой и жизнью приводит не к душевному развитию, а к разочарованиям. Другое дело, что сам опыт душевных блужданий может оказаться полезным, как дополнительная эффективная насадка на фильтр разума, процеживающий чистое знание от иллюзий.
Проще говоря, себя надо бы не улучшать, а исследовать. Именно самопознание приносит отдельной уникальной личности естественное для нее душевное развитие.
С социальной активностью все не так однозначно. Ее обсудим в следующей статье.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Ты подчеркнула очень важное слово — внимание. Направь внимание (смести внимание). Среди людей или событий оно все равно будет блуждать, но именно в уединении внимание сместится в нужное место. Я это уже понял. Тут без вариантов, на мой взгляд
Разве ты не знаешь, что можно разделять внимание? Ты можешь делать всю повседневную работу и в то же время часть внимания постоянно оставлять внутри, наблюдая за своими ощущениями, мыслями.
Нет, не согласен. Нужно 100% внимания для настоящего результата. Попробуй закрыться о мира хотя бы на пару дней (выходные). Вообще без взаимодействия с внешним миром — только сон, еда и ты сама наедине с собой.
Мне с собой очень хорошо. Проблема в том, что не интересен мир, социум… я себя в нем не вижу. В результате возвращаться не хочется
PRAS Среди людей или событий оно все равно будет блуждать, но именно в уединении внимание сместится в нужное место. Я это уже понял. Тут без вариантов, на мой взгляд.
Оно блуждает сначала, потом, по мере практики, смещается туда, куда нужно в момент времени. Но в основном, оно потом распущенное, а если надо сосредоточиться, то распущенное плюс на предмете.))) Уединение даст тебе внимание на чем-то, но когда вернешься в мир, опять оно будет блуждать. Так у меня было, не знаю как у других. Из жизни не выпадешь, некуда выпадать, некуда бежать и незачем. Работать с вниманием лучше в повседневной жизни.
Ну, проблема у нас с тобой общая. Я без иронии.
Сам для себя так определяю — либо «святость» изо всех щелей прет, либо что-то до сих пор нереализованное земное пытаюсь духовным заместить )))
Это было для Olkin
Паш, но как можно сосредоточиться на своих чувствах, если вокруг постоянно возникают люди или события, требующие твоего внимания или оценки???
Прас, если есть такой импульс — пробуй! Получишь опыт, а это самое важное. Нереализованные желания связывают нашу энергию.
Olkin
06/02/2016 at 00:23
Мне с собой очень хорошо. Проблема в том, что не интересен мир, социум… я себя в нем не вижу. В результате возвращаться не хочется
Это переходный этап, пока ты не понимаешь/видишь…., что это все, что есть — этот мир и эти люди, хочешь чего-то другого. Мне помогала большая концентрация на себе, как бы идет разделение на я и другие, большее и больше разделение, отделение, а потом понимание, что все так как есть и люди практически не трогают, только близкие. Это у меня. Не знаю, понятно ли.