Легкость приходит в дела и отношения, когда не боишься «проиграть» и готов к любому раскладу. Легкость бытия появляется, когда не делаешь больших ставок на жизнь и не боишься ее потерять. Это – смирение. Запредельной сложности в принятии такого взгляда нет. Это – обычная честность с собою. Завтрашний день непредсказуем. Следующая секунда непредсказуема. Ожидать чего-то – значит обманывать себя. Все ожидания приводят к мучительному пониманию той разницы, которая неизбежно возникает между фантазией и реальным положением дел. Видимо иногда просто необходимо снова и снова отступать от уже понятых и принятых истин, чтобы после возвращаться к ним по новым дорожкам с новым уровнем понимания.
Легкость, о которой я говорю – это не наплевательская легкомысленность и не свинская раскованность. Это такое состояние, когда вообще ничего не ожидаешь, понимая, что жизнь всегда и все делает по своему, но при этом продолжаешь действовать.
В следующий час жизни может случиться все, что угодно. Будущие мгновения, вытекающие в завтрашний день – это такое девственное полотно существования, по которому реальность рисует впервые, не загадывая наверняка, а как бы спонтанно, играючи.
Да, иногда «картинки» получаются серьезными, но степень их драматичности прямо пропорциональна ожиданиям и ставкам, которые возлагаются на будущее. Чем больше надежд, тем сильнее переживания. Об этом я уже говорил в недавней статье про счастье в отношениях.
Чисто по человечески – это действительно непростые и неоднозначные материи. А все потому, что на текущем этапе своих жизненных сценариев практически каждый забит до отказа личными представлениями о том, какой жизнь должна быть. Отказываться от этих фантазий никто не спешит. Очень уж они греют душу, очень уж сладко предвкушать исполнение желаний.
Надежды и ожидания – это те самые психологические желания, которые Будда описывал, как источник человеческих страданий. В этом смысле, легкость бытия – это и есть такая вот духовная просветленность. Чем больше такой легкости, тем меньше зависимость от грез ума и тем глубже принимается реальность.
Весь драматизм жизни возникает вместе с желаниями. Чем выше ставка на конкретный сценарий, тем сильнее страх, что все пойдет иначе. А это «иначе», между тем, может быть ничем не хуже ожидаемого развития жизненного сюжета. Но желания имеют такое злокозненное свойство – внушать, что любой расклад, выходящий за пределы желанно ожидаемого, ведет к несчастью. Такой вот «Пан или пропал» в психологии называют дихотомическим – то бишь, черно-белым мышлением.
Звучит, как диагноз? А ведь этой «болезнью», в той или иной степени, заражен каждый. На progressman.ru я уже косвенно поднимал эту тему в статье о надеждах и безнадеге. Это – такой стиль мышления и проживания бытия, когда ум выуживает кайф из двойственных предвкушений. И чем сильнее он подсажен на них, тем больше в жизни страха, что все пойдет не по плану и весь проект, раскачанный желаниями, сокрушительно развалится на глазах.
Нет ничего однозначного. Выбор, судьба, карма – все это попытки поймать несуществующее. Откуда мы можем знать, какой должна быть жизнь? Почему так цепляемся за собственные иллюзии? Ошибки неизбежны. Именно они дают тот опыт, который позволяет их же обходить.
Иногда просто необходимо сломать отношения, ввязаться в проблему, нарожать детей, а потом развестись, по-детски нос задрать, приручить, а потом потерять доверие, хорошенько соврать, напиться, удариться об стену – просто, чтобы понять и увидеть… получить свой, реальный опыт. Нет дураков. Никто не может и не должен иначе. Есть только опытные и неопытные – каждый в своем жизненном русле.
Как-то мне приснился яркий сон, где я с друзьями летел в большом пассажирском самолете по оживленному дневному городу посреди высоких домов. Полет выглядел очень опасным, крылья самолета с грохотом задевали стены зданий, ощущалась тревога, но вместе с ней доверие к реальности и какое-то радостное волшебство от захватывающего путешествия. Что-то внутри словно понимало: переживать бесполезно, если самолет разобьется, с этим ничего не поделать. Поэтому большая часть внимания была прикована к проносящимся домам, оживленным дорогам и улицам, к осознанию происходящего как чудесного путешествия.
К сожалению, к жизни я пока не умею относиться с такой же легкостью. Но этот сон стал чем-то вроде указательного маяка на пути. Легкость бытия и смирение, о котором я говорю – это не пассивность, а действие вопреки всепоглощающей неизвестности, от которой мы так старательно сбегаем в грезы ума. Это – не наплевательское отношение к судьбе собственного тела, а ясное понимание, что тело смертно и, порой, смертно внезапно. Мне и самому нелегко признавать этот факт – нечто внутри сопротивляется. Но чем глубже понимание этой истины, тем сильнее личная свобода, тем больше легкости по отношению к жизни.
Вспоминается кастанедовский воин и человек знания, главный советчик которого – смерть за левым плечом. Воин действует, не ожидая наград, ищет свободу, ни на что не жалуется, ни о чем не жалеет, не воспринимает себя всерьез. Он смеется над собой и над серьезностью жизни.
«Печальная» новость: мы все умрем; земные накопления и беспокойства в этом свете ничего не стоят. Радостная новость: печалиться и переживать об этом совершенно необязательно; жизнь подобна увлекательному путешествию. Каждый, словно в таком же самолете – несется в своем настоящем. У нас есть выбор, есть определенная мера контроля, но вся личная свобода обусловлена опытом и окружающей действительностью. В любую секунду может случиться непредвиденное. Это тревожный факт, но если с ним не смиряться, становится только хуже: действительность оборачивается бессмысленной смертельной битвой против неизбежного.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Долгие годы подряд мне снился один и тот же сон: мне нужно уходить по очень важному делу… не терпящему отлагательств… люди собрались и ждут только меня, нервничают… опоздаю еще немного — и все сорвется… Я же копошусь, копошусь, все не соберусь, расхаживаю туда-сюда, что-то переставляю, доделываю мелкие, мало значащие дела… Вижу, что надо бы поторопиться, что там у людей иссякает терпение, но сама при этом испытываю ангельское спокойствие и вроде думаю: А ну вас! Подумаешь, опоздаю. Зато мне тут хорошо…
И в самый последний момент, когда все время выходит, и я почти непоправимо опоздала, и люди там готовы рвать и метать, меня настигает огромной силы оргазмический разряд… И… о-о, как же здорово, что я не поддалась панике и оставалась там, где мне было хорошо!
Сон с «клубничкой», но, видимо, кто-то на небесах хотел таким кардинальным способом достучаться до меня, бестолковой, и дать понять, что путь к счастью и радости лежит через спокойствие и легкое отношение к миру. А ожидания, хлопоты, суета — это так, пустое…
ну вот только я решила не парится по поводу того, что увижу или услышу- какая разница, что говорят люди ты ведь не знаешь наверняка зачем они это говорят- может быть самоутверждаются, может пытаются что-то донести, может не могут не говорить — мы ведь в социуме живем, потеряла бдительность и в середине статьи мне стало страшно(наверное картинку или мысль не отследила) в общем упс.. а статья ведь вообще нейтральная ну живем, ну умрем у всех свой опыт. сижу плачу от досады на себя, что страшно(страшилки можно продавать- хоть что то хорошее) и злюсь и ничего поделать не могу. только что вспомнила песню proprllerheads «history repeating». ну и ладно включу это во внимание..
не смотрела на коммент Лимы, может и не стала бы ничего писать.
Игорь, а как же «сила мысли», с помощью которой мы можем выстраивать свою реальность — как минимум, чтобы смерть не стала «внезапной», а как максимум, чтобы жизнь была «по размеру»?
Юля, сила мысли — и без того окрашивает (в каком-то смысле «создает») настоящее сию секунду.
А если вам хочется ее под контроль взять, само это желание — часть спонтанного потока жизни.
Почитайте вот это: progressman.ru/2013/08/cs/
Игорь, спасибо и у меня вопрос.
Иногда кажется, что ты обрел смирение, не боишься завтрашнего дня, не боишься умирать. Ты в гармонии с собой, и кажется, что ничто не может сломить твой дух, и ломать нечему и нечего. Это состояние длится какое-то время (у меня было около года). А затем ты всё это теряешь. И снова страх перед жизнью, смертью, потеря осмысленности, осознанности. Как же так происходит, что долгое время ты, казалось бы, пришел к своей нирване, но потом все надо начинать сначала? Состояние, которое ты описываешь в этой статье достижимо, но может быть легко утрачено. И так все время — синусоида. Неужели нельзя остаться в этом великолепном полете? Срабатывает «маятник»?
видимо это и есть тот злополучный откат)))))) по моему у всех людей так, да еще и эго дая да у меня. да меня любить надо и на руках носить)))))))) а вы мне тут морали свои читаете дурацкие!
Маргаритка, все дело в утонченности искушений. Желания и предвкушения на поверхности действительно очень сладки.. а когда все окей, ум все равно будет стремиться выкручивать удовольствие до макс. мерок. Тут поможет только глубинный, пронизывающий сознание обжигающий опыт, когда начинаешь сразу видеть, что таится за поверхностными витринами. Потом.. полное смирение — это уже либо святость, либо просветление. До этого путь так или иначе будет перемежаться маневрированием между иллюзий.
Благодарю. Очень своевременная и актуальная статья, главное отрезвляет…. и напоминает о том, что «и это пройдет!» «Легкость приходит в дела и отношения, когда не боишься «проиграть», и готов к любому раскладу. Легкость бытия появляется, когда не делаешь больших ставок на жизнь, и не боишься ее потерять». Можно только расслабиться и быть наблюдателем как меняются картинки в пути. И очень верно Вы сказали действие, действие еще никто не отменял «действие вопреки всепоглощающей неизвестности» часто вспоминаю слова одной очень замечательной песни «Призрачно все в этом мире бушующем….». Еще раз благодарю. С уважением
карочи :) — есть масса теорий, которые дают массу инструментов и инструкций, с помощью которых каждый может оперировать своей собственной реальностью, в результате получая или не получая желаемое.
жизнь — большая песочница. аминь. :)