Наше отношение к жизни – это самогипноз, где мы обрисовываем происходящее, сравнивая со своими представлениями о том, как надо. И если жизнь этому «надо» не соответствует, мы внушаем себе несчастье. Такие самовнушения в запущенных случаях работают подобно снежной лавине – накручиваются на собственную основу, растут в размерах, отнимая все больше жизненной энергии.
Чем мрачней кажется жизнь, тем большим неудачником кажется себе ее участник. С таким вот самовнушением дурное состояние воспринимается еще более оправданным и уместным. Именно так можно попасть в порочный замкнутый круг долговременного уныния. Логика тут примерно такая: «жизнь – дерьмо, она плохо со мной обошлась, и потому не заслуживает ни уважительного отношения, ни понимания. Раз она ко мне по плохому, то и я к ней также..»
То есть, в таком состоянии рождается что-то вроде осуждения жизни: «ты плохая, мрачная и несправедливая». Все происходит так, словно человек не понимает, что его жизнь – это и есть он сам. Словно «я» – приглашенный гость, заслуживающий нормального отношения, а жизнь – хозяин, которому следовало бы все устроить, как полагается. А раз этот хозяин ведет себя непотребно, его остается лишь осудить, ожидая, пока он сам не исправится, и не проявит должного гостеприимства.
Наша жизнь – это и есть мы. Если мы верим, что жизнь – это такое низкосортное явление, не заслуживающее доверия, то проделываем это с собою, и силой этой веры ощущаем себя никудышными людьми. А раз никудышные, значит – никому ненужные, и не заслуживающие хорошего отношения. С такой логикой наворачиваются обороты, нарастающей депрессии.
Конечно, бывают прихоти судьбы, от нас независящие – всемирные потопы, ураганы, землетрясения. Я говорю о природных катаклизмах, потому что в депрессивном состоянии жизнь похожа как раз на неподконтрольную мрачную стихию.
Оценки всех явлений идут изнутри. Мы воспринимаем происходящее собой и за пределы этого перцептивного субъективизма личная «внешняя» реальность выпрыгнуть не может. Даже если на событийном уровне все ОК, депрессия навязывает происходящему свой мрачный реализм, и бестолковое ощущение, что сделать с этим ничего нельзя. Дурные состояния по своей сути – набор ложных убеждений, вокруг которых наворачиваются соответствующие настроения и эмоции.
К ложным убеждениям мы приобщаемся с детства. Мы рождаемся беспомощными, нарабатывая стойкую веру, что реальность – это нечто от нас независящее. Качество жизни ребенка полностью зависит от внешней «всемогущей» – дарящей или же обделяющей силы – от его родителей. Фактически жизнь ребенка – это и есть отношение его родителей к нему. С детства мы приучаемся ощущать реальность безопасной, угрожающей, стабильной, непредсказуемой, щедрой, отнимающей, осуждающей, ободряющей, влияющей, равнодушной. У каждого свой перечень со своими акцентами.
И такое вот ощущение внешней прихотливо судьбоносной стихии, повелевающей жизнью, в той или иной форме проносится через годы. Вот только в какой-то момент мы понимаем, что эта стихия – не наши родители. Они – такие же как мы – выросшие дети. А чувство всемогущей капризной силы, от которой зависит благополучие, никуда не уходит, а все также незримо влияет. И мы пытаемся ей угодить, умаслить свою судьбу, иногда проклиная, а иногда благодаря за ее «дары». Некоторым для этой цели подходит образ Бога, другим – образы покровителей, партнеров, начальников, или старших товарищей.
Вот и получается, что Бог для большинства людей – это всего лишь воплощение фантазии, которой руководит потребность во всемогущем заботливом родителе – вечной незыблемой опоре, которой мы лишились, когда начали взрослеть, сталкиваясь с не по детски сложной хаотичной реальностью.
Я понимаю, как громко звучит эта теория, но вовсе не утверждаю, что за пределами нашего ума Бога не существует. В каком-то смысле – только там он и может быть. Постоянные читатели progressman.ru знают, как часто я все свожу к проекциям. В данном случае это значит, что для отдельного человека не только Бог, но и мир вообще – это лишь способ восприятия – набор личных ощущений. Образ Бога в нашей «душе» растет и трансформируется вместе с нами.
Удачу и невезение в этом ракурсе мы воспринимаем так, будто эта незримая сила нас поощряет, или же наказывает. Дескать, если не везет, значит судьба не жалует. А если везет, можно радоваться – высшие силы тебя любят и поддерживают. Отсюда растут ноги у всевозможных бессмысленных суеверий и ритуалов, на которые мы ведемся в страхе обидеть свою судьбу. Не много ли берут на себя суеверные люди, полагая, будто Бог настолько невротичен, что станет обижаться, сердиться, ревновать и наказывать за отклонение от наших маленьких обрядов?
То же самое в отношениях. Люди порой так расстраиваются, когда не удается кому-то понравиться, словно в этот момент над ними провисает крест, которым судьба замахивается на личное благополучие. Вроде как, если кому-то не нравишься, то это признак того, что Бог от тебя отвернулся и смотрит на других – более качественных детей. А то, что вкусы у людей разные и всем угодить просто нереально, так этот факт, видимо в силу своей вопиющей очевидности, порой остается незамеченным.
Иной невротик ожидает, что жизнь как некий глобальный родитель должна изливать на него потоки халявной любви и счастья в форме всевозможных благ и удачных обстоятельств. А когда этого не происходит, он думает, что жизнь-родитель его не любит. А раз не любит, значит что-то с ним не так – какой-то ни такой, какой-то – неправильный, ущербный. Вроде как, счастье и удача – это что-то вроде счастливой звезды, под которой надо родиться, и если «не повезло», то сделать с этим уже ничего нельзя.
Совершаемые ошибки в таком случае подчеркивают невротику, что он по своей сути – неудачник, и чтобы защитить себя от этого неприятного осознания, он избегает самостоятельных действий, которые могут привести к ошибкам. Невротик не понимает, что ошибки на пути к успеху просто неизбежны, иначе ничему не научиться.
И в делах, бывает, человек ставит себе цель, работает, надеется на успех, строит ожидания, а после первой же неудачи опускает руки, словно небольшая осечка является каким-то знаком, которым высшая сила, ответственная за успех, капризно выражает свою нерасположенность, закрывая путь к успеху. В итоге человек думает, что пытаться продолжать намеченный путь бесполезно – все равно ничего не получится.
Но разве ошибки реально пророчат провал на выбранном пути? Практика и здравый смысл подсказывают – нет никаких высших сил, демонстрирующих свою немилость в наших поражениях. Есть только опыт. Пока мы учимся, ошибки неизбежны, ведь именно они нас и учат наиболее эффективным образом. А успех – это не следствие рождения под какой-то абстрактной счастливой звездой, а результат целенаправленных действий.
В этой жизни мы сами себе родители. Не надо никого умасливать и ждать одобрения – эта инфантильность обычно не приносит ничего кроме жалости и презрения. Хочется что-то поменять, надо действовать. Если действовать страшно, именно этот свой страх и надо принимать, как реальный балласт. А корить судьбу за собственные упущения – болезненная бессмысленная трата сил.
Действовать бывает страшно, потому что таким образом мы словно бы делаем шаг с тропинки, где оставались инфантильными детьми, на путь, где мы сами несем за себя ответственность. Чтобы этот шаг совершить, важно почувствовать, что комфортная иллюзия защищенности высшей силой не так ценна, как реальная сила и свобода самостоятельности.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
////Ты есть свет сознания,который запугивает и усыпляет постоянно присутствующий вне настоящего ум.
лихо
Спасибо за ответ, мне очень нужна поддержка. Когда сталкиваешься с чем-то внутри себя необъяснимым, как правило в реальной жизни встречаешь не понимание, особенно больно, когда не понимают близкие люди. В этом и прелесть виртуального общения, не нужно маскировать свои чувства и сомнения.
Лена начните отслеживать прямо сейчас откуда появляются чувства и сомнения и вскоре вы поймёте что что это не вы так реагируете,а ваше Эго,ему больно оно самоотождествляется с телом и ему необходимо всегда быть правым.
совсем недавно читала Норбу Намкая Ринпоче о попытках обучать теми, кто сам в неведении. плохую карму это влечет — и сам недопонял, и человека не туда увел. ну это так, лирика, все равно, пока на своей шкуре не пройдешь — не поймешь.
Ruta Вы правы)Но я не учу просто даю совет,тем более так или иначе,всё начинается с отслеживания своих мыслей,умения наблюдать не наблюдаемые ранее мысли которые часто негативны и влекут за собой неосознанные эмоции,которые в свою очередь негативно сказываются на физиологии и здоровье,разве я не прав в этом?Если я не прав то поправьте,буду благодарен.
к умению наблюдать свои мысли многим еще идти и идти. если поторопиться с этим, может придти отторжение от такой практики
вы — свет сознания, запугивающий свой ум — ложный вывод
вы — не вы, а ваше эго — это уже целая толпа: свет сознания, вы + эго
теория, не прожитая практикой
вам больше сейчас хочется своим опытом поделиться, а не дать совет
Лене: вы правы, умом это действительно не понять, но можно подойти к этому через практику. На этом сайте, особенно в ранних статьях, с разных сторон описывается как это сделать.
Ruta спасибо.
— «вы — свет сознания, запугивающий свой ум — ложный вывод»… тут наоборот поняли я имел ввиду,что Вы есть-Свет сознания имеется ввиду чистое присутствие,без надстройки ума в роли Эго в настоящем.
Тут просто многим стоит понять что такое Эго и что такое присутствие в настоящем моменте.Можно спать и смотреть сны о будущем и о прошлом,при этом находясь в настоящем,как в единственно существующем моменте,не это ли разотождествление,расщепление,на Себя истинно присутствующего и на того которого нет,на того кто находится в ментальном будущем или прошлом?Разве это не толпа)?Кем порождается эта ментальная толпа тебя не существующего в твоих мыслях?Создаётся некий мысленный буфер времени,как будто есть ты сейчас и есть ты в будущем и он так и будет висеть,пока человек не поймёт что он это он в чистом присутствии и только в настоящем.Помоему тут нет ничего не понятного
Попытка поймать ощущение присутствия, настоящего,работает прямо противоположным образом.
Пока чего-то понимаешь, ты не присутствуешь в настоящем.
Толк от практик только в том, что толка от них нет. Медитировать или рубиться в какую-нибудь комп. игру — без разницы. Приходишь к максимальному напряжению и тело его сбрасывает в виде депрессии, срыва, болезни или чего нибудь еще, иногда вообще в безобидной форме.
Бесполезно отвлекаться от реальности практиками. Если только это не те, что помогают телу сбрасывать напряжение. В этом плане и вечерняя прогулка — практика.
И все стало на круги своя) Когда теряешь одну иллюзию, неизменно ищешь, чем ее заменить. Так наверное и должно быть за спадом подъем и наоборот. Просто я заплутала в трех соснах: что такое эго, что такое ум, что такое Я. И не сказать, что я не знала на них ответы просто теперь они мне кажутся ложными. В итоге одна иллюзия рухнула ищу другую… Мне интересно, а есть ли от этого толк…
» В итоге одна иллюзия рухнула ищу другую…»
На мой взгляд это и есть то, чем занимаются практикующие — поиск устойчивой, правильной иллюзии, которую называют словом «истина».
Может другая иллюзия не ищется, а обнаруживается. Ничто не ново.