Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Гордость

Большинству людей кажется, что проблема непривлекательности возникает от недостатка положительных качеств и навыков. Но это – лишь симптомы проблемы. А зарождается она, когда начинаешь гордиться своим «качеством», ставишь на себя штамп высокой пробы. А дальше это свое высокое качество приходится неустанно напрягаясь подтверждать. Сначала самооценку повышаешь, уверяешься в своей силе и красоте, а потом оказывается, что цена этой веры – постоянный экзамен жизни, где приходится доказывать, что ты – не верблюд.

Например, когда начинаешь верить в свой исключительный интеллект, то проблемы возникают именно там, где этот красивый образ обламывается. И все. Никаких иных проблем тут нет – только эти мыльные пузыри красочных фантазий о себе, которые, стоит их чуть задеть, с треском лопаются. Задачи становятся проблемами, когда гордишься своей способностью разрешать их по мастерски легко и беззаботно. Очередной мыльный пузырь. В общем, все проблемы – от гордости.

Противоречивость гордости

Пока гордишься, получаешь радость самоутверждения. Когда не получается, чувствуешь себя ничтожеством, будто реально становишься хуже, если достоинства не сияют во всей красе.

Ощущение себя ничтожеством – это самообман, прикрытое самопрезрение за свое несовершенство. Мы страдаем, когда не можем от себя скрыть свои же качества, несовместимые с объектами нашей гордости.

Если гордишься смирением, начинает колбасить, когда выражается поведение не смиренного человека, – например, когда проявляются страсть, чувства и желания. Когда гордишься легкостью и свободой, страдаешь от любого признака зависимости и подчиненности. Когда гордишься добротой, подавляешь свой пыл. Когда гордишься вспыльчивостью как проявлением «силы», подавляешь доброту как признак слабости. Гордость за свою независимость вынуждает страдать, когда становишься общительным, или тянешься к обществу. Позиция учителя запрещает учиться. Образ безупречности запрещает совершать ошибки, и поэтому стопорит все начинания. Гордость за свою красоту вызывает страдания от малейшего изъяна. Гордость за воздержанность и аскетизм приносит чувство вины за неумеренное удовлетворение пищевых и телесных потребностей. В одухотворенном образе унизительно выглядеть простым смертным. Гордость за свою открытость и общительность вызывает переживания, когда проявляешь холод и замкнутость. Звездная болезнь жжет изнутри каждым признаком снижения популярности. И даже «праведная» гордость за родину в итоге ни к чему хорошему не ведет.

Список можно продолжать бесконечно. Достаточно уловить, чем гордишься, и в колонку «страдания» можно смело вписывать все, что противопоставляются объектам гордости. Подходят любые полярности: теплый – холодный, высокий – низкий, косматый – бритый, игривый – серьезный, профессиональный – дилетантский, мужественный – женственный, твердый – мягкий… Улавливаете?

Мы можем думать, что страдаем от совершенно разных и даже противоположных друг другу вещей. Казалось бы, один человек гордится уступчивостью, другой – упрямством, один – смирением, другой – непокорностью, один – хладнокровием, другой – подвижностью, один – черным, другой – белым. Все это – одна и та же болезнь под названием «чувство собственной важности», она же – «гордость». Как только возгордился, – неважно, чем, – сразу включается двойственный маятник удовольствия и страдания. И других проблем у нас нет.

Иногда мы даже не замечаем, насколько противоречивы чувства под влиянием гордости. Если обидели и ты отомстил, значит, – сволочь. А если не стал мстить – трусливое ничтожество. Если помог кому-то – лопух, а если не стал помогать – бездушный эгоист. И все это может происходить в одной и той же голове.

Цензура гордости

гордостьИногда человек явно или неявно осознает, что ему важно не столько быть правильным и хорошим, сколько выглядеть таковым. И тогда не так уж важно быть хорошим всегда. Вполне достаточно – на людях, в компании, где эту свою «правильность» хочется продемонстрировать. В таком случае, если человек гордится своей показной честностью, он будет стыдиться не лжи, а ее обнаружения окружающими.

И напротив, можно быть честным, но если нет гордости за свою честность, тогда не так уж важно, что о тебе подумают другие. Тогда, вопрос – будешь ты честным или нет в чужих глазах – уже не является вопросом задетой гордости.

Пока управляешься гордостью, даже непосредственных живых чувств не остается. Все становится фальшивым. Все страдания – от задетого самолюбия, а удовольствия – от его удовлетворения. Радость, симпатия, огорчения и антипатия – лишь ответ гордости на ситуацию.

Самоотчуждение может достигать таких границ, когда теряешь возможность наслаждаться жизнью как есть, и только яркие полярности унижения и славы до сих пор щекочут нервы.

Под влиянием гордости пропускаешь все свои чувства через жесткие фильтры личной цензуры. Чувства, которые работают против гордости, в себе душишь. А чувства, играющие гордости на руку, искусственно раздуваются, опустошают и обесточивают психику, оставляя ее дрожать под натиском подавленных переживаний. На progressman.ru эту тему разбирал подробней в статье об уверенности в себе.

Мы гордимся потоком бесчисленных данных о себе. Они могут сложиться в узор настолько витиеватый и многослойный, что разобраться в его корнях под силу далеко не каждому. Поэтому большинство не видит истинной проблемы, и вечно прикрывают ее обстоятельствами. В итоге, остается жить, как живется, в ожидании, когда очередной облом сменится очередным поводом потешить самолюбие.

Если надоела эта сансарная двойственность, где гордость и унижение дергают за рычаги ума, тогда – самопознание и выслеживание поводов и объектов своей гордости – подходящий, а может быть и единственный путь.

Чтобы не создавать себе проблем, гордиться надо осознанно. Если вы ощущаете подкатывающее желание показать себя в лучшем свете, поболтать о своих достижениях, или как-то еще похвастать, помните о последствиях. Да, самооценка может подняться, но та степень, в какой она возвысится, создаст ровно такой же потенциал для ее болезненного падения.

Если удача улыбнулась, вы сделали успешный ход, непроизвольно очаровали собеседника, или показали свои способности, не стоит тут же слепо смаковать свое «величие». Отдавайте себе отчет в происходящем. Помните про последствия механичной рефлексии о своих высоких качествах – именно она по итогу обращает жизненные задачи в проблемы.

Смотрите на себя в перспективе. Если сегодня постигла неудача – это не означает, что вы неудачник. Если сегодня преуспели – это не делает вас совершенством. Вы есть – тот, кто есть – не звезда и не ноль без палочки, а простой смертный, познающий эту жизнь.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

110 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. «Иногда человек явно или неявно осознает, что ему важно не столько быть правильным и хорошим, сколько выглядеть таковым. И тогда не так уж важно быть хорошим всегда. Вполне достаточно – на людях, в компании, где эту свою «правильность» хочется продемонстрировать. В таком случае, если человек, например, гордится своей честностью, он будет страдать не в тех ситуациях, когда врет, а в таких, когда его обличают – то есть, когда он всего лишь выглядит вруном.»

    Игорь, это мало что меняет. Если человек лицемерно выстраивает маску, зная , что он не такой каким пытается казаться, значит он не отождествлен с персоной. А раз он с ней не отождествлен, то удар по ней на самооценку не влияет, а всего лишь создает трудности в комфортном приспособлении к социуму. Если меня обвинят в клевете — я не буду страдать из-за того, что я такой нечестный(если это ложь), а вот проблем мне это изрядно создаст. Вы смешиваете САМООЦЕНКУ и МАСКУ для адаптации к социуму и называете это одним словом ГОРДОСТЬ. Прошу прощения за настойчивость, но мне кажется это важно)

  2. >Если человек лицемерно выстраивает маску, зная , что он не такой каким пытается казаться, значит он не отождествлен с персоной

    Это уже какой-то разведчик, или актер на сцене, который действительно не станет сердиться за сыгранные оскорбления. Схожую практику описывает Кастанеда — «контролируемая глупость», когда, например, намеренно подыгрываешь стереотипам, чтобы слиться с толпой. У обывателя же «глупости» практически всегда — бесконтрольные. Поэтому нет смысла описывать частности и копаться в таких деталях — они зачатую только путают и отводят внимание от сути.
    В конечном итоге и самооценка на 100% состоит из масок. В нас все вообще — наносное. Но некоторые образы — более менее реалистичные (при этом не перестают быть образами), и хорошо, если самооценка базируется на таких.

    Да.. и в статье, если верно понял вашу мысль, это тоже описывается:
    И напротив, можно быть честным, но если нет гордости за свою честность, тогда не так уж важно, что о тебе подумают другие. Тогда, вопрос – будешь ты честным или нет в чужих глазах – уже не является вопросом задетой гордости.

  3. Причинами гордости являются штампы,насколько я понимаю. Если человек из этих штампов складывает светлый образ себя, то вывести его из равновесия легко. Любая ситуация,в которой выявляется качество, не совпадающее с этим образом, заставляет человека нервничать,реагировать неадекватно, враждебно. Человек импульсивно начинает защищать свой образ. И это приводит к спорам со «слюнями изо рта» и т.д. Вроде поняла) И по-моему статья в более понятном стиле написана :D

  4. «Самоотчуждение многих людей достигает таких границ, когда теряется возможность наслаждаться жизнью как есть» и если я вся такая серьезная и гордая, то я просто не могу позволить себе дурачиться, веселиться, а вдруг я буду выглядеть глупо, а кто-то вдруг еще посмеет обратиться ко мне неподобающе. А подурачиться хочется, но желание это приходиться подавлять. Глупо это как-то. Можно подумать,что окружающие только тем и занимаются,что наблюдают за твоими качествами,а потом анализируют твое поведение,а твоя жизнь зависит от их вывода)

  5. Игорь, Вам не кажется, что чувство ответственности за жизнь приводит к попыткам создать зону комфорта? И каждый пытается создать ту зону комфорта или ту теплицу, которая соответствует его запросам?

  6. >Да.. и в статье, если верно понял вашу мысль, это тоже описывается:
    И напротив, можно быть честным, но если нет гордости за свою честность, тогда не так уж важно, что о тебе подумают другие. Тогда, вопрос – будешь ты честным или нет в чужих глазах – уже не является вопросом задетой гордости.

    Игорь!Я могу продолжать гордиться своей честностью несмотря на мнение в чужих глазах. Вы , как я понял, исходите из предположения, что мнение «других» НЕПОСРЕДСТВЕННО влияет на самооценку. А я исхожу из того, что мнение «других» влияет на меня посредством моей веры в это мнение. И если я добьюсь того, что все будут говорить какой я молодец, а сам не буду в это верить, то моя самооценка НЕ ПОВЫСИТСЯ. Вот о чем я толкую ;)

  7. Анна, можно посмотреть и так, что каждый так или иначе создает для себя свою зону комфорта. А безответственность в этом деле зону комфорта сужает до пределов, когда душе становится тесно.

    Дмитрий, наконец, вы разобрались, о чем хотели сказать =)

    Я нигде не говорил, что мнение других непосредственно влияет на самооценку. Оно влияет, когда самооценка зависит от мнения. Кстати, так оно чаще всего и бывает в отношении авторитетных для нас людей.

    Да, конечно, можно продолжать гордиться собой, не смотря на мнение окружающих, особенно тех, чье мнение для нас изначально неважно.

  8. Анна, вы, наверное, говорите не про безответственность, а про свободу, где не беспокоишься о том, что важно, а что нет.. Это — опять же по-настоящему доступно, наверное, лишь в околопросветленном состоянии), или в медитации.

    Про ответственность: progressman.ru/2011/10/responsibility/

  9. Перевариваю про ответственность.

    Еще цитата от Григория Остера:

    — Погоди, мартышка, не мешай! — откликнулся удав. — Я принимаю решение.

    — Принимаешь? — обрадовалась мартышка. — А ты его правильно принимаешь? — тут же встревожилась она. — Принимать можно по-разному, — затараторила мартышка. — Можно принимать через каждые два часа по чайной ложке, а можно принимать два раза в день перед едой. Ты как принимаешь?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.