Большинству людей кажется, что проблема непривлекательности возникает от недостатка положительных качеств и навыков. Но это – лишь симптомы проблемы. А зарождается она, когда начинаешь гордиться своим «качеством», ставишь на себя штамп высокой пробы. А дальше это свое высокое качество приходится неустанно напрягаясь подтверждать. Сначала самооценку повышаешь, уверяешься в своей силе и красоте, а потом оказывается, что цена этой веры – постоянный экзамен жизни, где приходится доказывать, что ты – не верблюд.
Например, когда начинаешь верить в свой исключительный интеллект, то проблемы возникают именно там, где этот красивый образ обламывается. И все. Никаких иных проблем тут нет – только эти мыльные пузыри красочных фантазий о себе, которые, стоит их чуть задеть, с треском лопаются. Задачи становятся проблемами, когда гордишься своей способностью разрешать их по мастерски легко и беззаботно. Очередной мыльный пузырь. В общем, все проблемы – от гордости.
Противоречивость гордости
Пока гордишься, получаешь радость самоутверждения. Когда не получается, чувствуешь себя ничтожеством, будто реально становишься хуже, если достоинства не сияют во всей красе.
Ощущение себя ничтожеством – это самообман, прикрытое самопрезрение за свое несовершенство. Мы страдаем, когда не можем от себя скрыть свои же качества, несовместимые с объектами нашей гордости.
Если гордишься смирением, начинает колбасить, когда выражается поведение не смиренного человека, – например, когда проявляются страсть, чувства и желания. Когда гордишься легкостью и свободой, страдаешь от любого признака зависимости и подчиненности. Когда гордишься добротой, подавляешь свой пыл. Когда гордишься вспыльчивостью как проявлением «силы», подавляешь доброту как признак слабости. Гордость за свою независимость вынуждает страдать, когда становишься общительным, или тянешься к обществу. Позиция учителя запрещает учиться. Образ безупречности запрещает совершать ошибки, и поэтому стопорит все начинания. Гордость за свою красоту вызывает страдания от малейшего изъяна. Гордость за воздержанность и аскетизм приносит чувство вины за неумеренное удовлетворение пищевых и телесных потребностей. В одухотворенном образе унизительно выглядеть простым смертным. Гордость за свою открытость и общительность вызывает переживания, когда проявляешь холод и замкнутость. Звездная болезнь жжет изнутри каждым признаком снижения популярности. И даже «праведная» гордость за родину в итоге ни к чему хорошему не ведет.
Список можно продолжать бесконечно. Достаточно уловить, чем гордишься, и в колонку «страдания» можно смело вписывать все, что противопоставляются объектам гордости. Подходят любые полярности: теплый – холодный, высокий – низкий, косматый – бритый, игривый – серьезный, профессиональный – дилетантский, мужественный – женственный, твердый – мягкий… Улавливаете?
Мы можем думать, что страдаем от совершенно разных и даже противоположных друг другу вещей. Казалось бы, один человек гордится уступчивостью, другой – упрямством, один – смирением, другой – непокорностью, один – хладнокровием, другой – подвижностью, один – черным, другой – белым. Все это – одна и та же болезнь под названием «чувство собственной важности», она же – «гордость». Как только возгордился, – неважно, чем, – сразу включается двойственный маятник удовольствия и страдания. И других проблем у нас нет.
Иногда мы даже не замечаем, насколько противоречивы чувства под влиянием гордости. Если обидели и ты отомстил, значит, – сволочь. А если не стал мстить – трусливое ничтожество. Если помог кому-то – лопух, а если не стал помогать – бездушный эгоист. И все это может происходить в одной и той же голове.
Цензура гордости
Иногда человек явно или неявно осознает, что ему важно не столько быть правильным и хорошим, сколько выглядеть таковым. И тогда не так уж важно быть хорошим всегда. Вполне достаточно – на людях, в компании, где эту свою «правильность» хочется продемонстрировать. В таком случае, если человек гордится своей показной честностью, он будет стыдиться не лжи, а ее обнаружения окружающими.
И напротив, можно быть честным, но если нет гордости за свою честность, тогда не так уж важно, что о тебе подумают другие. Тогда, вопрос – будешь ты честным или нет в чужих глазах – уже не является вопросом задетой гордости.
Пока управляешься гордостью, даже непосредственных живых чувств не остается. Все становится фальшивым. Все страдания – от задетого самолюбия, а удовольствия – от его удовлетворения. Радость, симпатия, огорчения и антипатия – лишь ответ гордости на ситуацию.
Самоотчуждение может достигать таких границ, когда теряешь возможность наслаждаться жизнью как есть, и только яркие полярности унижения и славы до сих пор щекочут нервы.
Под влиянием гордости пропускаешь все свои чувства через жесткие фильтры личной цензуры. Чувства, которые работают против гордости, в себе душишь. А чувства, играющие гордости на руку, искусственно раздуваются, опустошают и обесточивают психику, оставляя ее дрожать под натиском подавленных переживаний. На progressman.ru эту тему разбирал подробней в статье об уверенности в себе.
Мы гордимся потоком бесчисленных данных о себе. Они могут сложиться в узор настолько витиеватый и многослойный, что разобраться в его корнях под силу далеко не каждому. Поэтому большинство не видит истинной проблемы, и вечно прикрывают ее обстоятельствами. В итоге, остается жить, как живется, в ожидании, когда очередной облом сменится очередным поводом потешить самолюбие.
Если надоела эта сансарная двойственность, где гордость и унижение дергают за рычаги ума, тогда – самопознание и выслеживание поводов и объектов своей гордости – подходящий, а может быть и единственный путь.
Чтобы не создавать себе проблем, гордиться надо осознанно. Если вы ощущаете подкатывающее желание показать себя в лучшем свете, поболтать о своих достижениях, или как-то еще похвастать, помните о последствиях. Да, самооценка может подняться, но та степень, в какой она возвысится, создаст ровно такой же потенциал для ее болезненного падения.
Если удача улыбнулась, вы сделали успешный ход, непроизвольно очаровали собеседника, или показали свои способности, не стоит тут же слепо смаковать свое «величие». Отдавайте себе отчет в происходящем. Помните про последствия механичной рефлексии о своих высоких качествах – именно она по итогу обращает жизненные задачи в проблемы.
Смотрите на себя в перспективе. Если сегодня постигла неудача – это не означает, что вы неудачник. Если сегодня преуспели – это не делает вас совершенством. Вы есть – тот, кто есть – не звезда и не ноль без палочки, а простой смертный, познающий эту жизнь.
© Игорь Саторин
Благодарю,в очередной раз очарована написанным, читаю и узнаю…
Дорогие Друзья,наверное, гордость от ума есть — гордыня. Гордыня инструмент дуального, по природе своей, ума. Вы спросите,что же кроме ума у нас ещё есть? ) Оказывается есть! Это наше Сердце. Да,Дорогие мои, наше Сердце обладает Разумом и не просто Разумом,а Высшим Разумом. Войти в Со-Знание Сердца,которое никогда не знало дуальности этого мира,ибо обладает всеми критериями Вечности, а значит ПОСТОЯНСТВА, весьма не легко,но осуществимо и НЕИЗБЕЖНО для человечества. Вернее для той части человечества кто осознано решит САМОСОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ. Ищите способы вхождения и обретения ХРИСОСОЗНАНИЯ, они есть,и главный из них Любовь,во всех её проявлениях высокой нравственности.
Хорошая статья, просто и по-делу. Где-то на заднем фоне я слышу «мелодическую линию» Вадма Зеланда:)) я про чувство собственной важности и двойственность. Хороший сайт, спасибо Игорь, прочитал много статей, для меня полезно)
Да, все очень точно написано. Видно, что человек пишет из своего опыта, а не компилирует (даже если есть немного, то что тут такого).
Задумываясь над всем этим без эмоций, просто рационализируя, идет понимание, что гордость — это естественный механизм эволюции вида. Этот психический механизм подсказывает индивиду когда он на верном пути, а когда отклонился от позиций, которые дают возможность укрепиться в социуме — то есть эффективней выживать и продолжать род. А подсказки эти идут в виде душевных терзаний, которые принуждают существо дальше следовать эволюционной дорогой, по которой за руку всех ведет гордость и ничтожество.
Будда по сути обманул эволюцию и освободился от ее течения, со своей нирваной и свободой от страданий — без которых не может быть развития (я про социальное развитие). Последняя мысль не моя — прочитал это в одном исследовании буддизма.
если учесть тот факт что человек существо несовершенное (смертное, с ограниченным и физическими и умственными возможностями ну и т.д.) то гордость это такая эмоциональная хрень которая сформировалась в челдовеке в результате воздействия внешних поощрений за успех в той или иной ситуации, жизненной сфере. Таков мир!
Все же в статье идет речь не о гордости, а о гордыне.
С гордостью ассоциируются образы красивой хищной птицы, горного старца с мудрым взглядом, женщины полной достоинства… Вспомните нашу литературу, поговорки… все это неслучайно.
Но парадокс в том, что гордые люди собой не гордятся… то есть они не в гордыне. А потому гордые )
А вот впадать в гордыню… точно не стоит. Жизнь сразу поставит на место ))
Хочу поблагодарить Вас Игорь и отдать вам свои поклоны, ваши статьи про гордость открывают мне глаза на грязь в моем сердце. Дай вам Бог всех благословений
Значит ли это все, что если какая-то цель ставится только для удовлетворения своей гордости, то в самой постановке цели запрограммирован провал?
Катерина, обобщенно — так и есть. Даже если человек цели добивается и самооценка растет, вместе с ней растет и потенциал падения. Но все равно, самоутверждаться необходимо, пока хочется. Тут надо бы не подавлять, а обнаруживать реальную тщетность, которая констатируется спокойно, а не ханжески.
Ну а как же может существовать целеустремленность без гордости? Если я чего-либо добиваюсь, что-то сделала отлично, то в любом случае буду гордиться, радость за то, что у меня получилось и есть гордость. Вообще, без ЧСВ, по-моему, может существовать только человек, который уже в нирване, которому ничего не нужно, он уже просветлен и достиг блаженства(из статьи Автора). Ну как в нашем Мире без гордости и ЧСВ? Очень бы хотелось верить, что это реально. Я пытаюсь представить себя, не страдающей гордыней и ЧСВ, и что я вижу? Не человека, а растение, без каких-либо эмоций, хотя верю, что и у растений есть эмоции.