В наше время драгоценная весть о бесплатном решении всех проблем – то есть, о просветлении, распространяется с огромной скоростью. Нарастающий спрос порождает нарастающее предложение – количество «просветленных» мастеров, «постигших» способ халявной благодати, и готовых поделиться своей мудростью, с каждым годом увеличивается в геометрической прогрессии. Все больше людей, пребывающих в поиске, начинает понимать, как классно быть «просветленным мастером», когда любимое хобби, вдруг становится образом жизни, и больше нет необходимости ходить на работу. Все больше искателей истины постигает, что духовность – это превосходнейший способ самовозвеличивания под предлогом презентации божественной милости. В общем, настало время что-то сказать о некоторых подводных камнях этого неоднозначного феномена. Статья получилась жестковатая. А иного способа говорить об иллюзиях пока не вижу. Все же цель духовного пути – истина без «прикрас», а не почет и слава.
Предупреждение
Прежде, чем начать, как бы в оправдание хочу сказать, что речь в этой статье – совсем не о просветленных мастерах, а только о тех обманщиках, которые лишь имитируют просветленных мастеров, словно актеры в кино, постепенно вживаясь в роль. То есть я вовсе не утверждаю, будто все известные просветленные мастера – лжецы. Возможно, в вашем случае жизнь делает свое чудесное исключение. Но это самое «возможно» может стать той соломинкой, потянув за которую, на голову прольется ушат иллюзий.
Все, что я ниже описываю – необязательно характеризует каждого самоназванного мастера. Подразумевается, что цель статьи – вовсе не повальная критика современных учителей человечества, а напоминание о том, каким коварным может быть ум в отношении своего «хозяина», когда гонится за духовным величием.
Если вы испытываете трепетные чувства в отношении какого-либо мастера, то на всякий случай, чтобы лишний раз не травмировать психику, можно, например, эту статью не читать, можно посчитать, что автор статьи – завистливый критикан, или, что здесь речь вовсе не про вашего фаворита, а про иного – чьи поклонники пребывают в неведении, на фоне которого ваш путь – наилучший. В общем-то, именно такую вот процедуру возвеличивания своего любимого учения большинство практиков с завидным упорством и практикуют.
Прошлым летом на progressman.ru уже публиковалась статья «любимые песни эго», которая по сути представляет собой сборник типичных эго-тенденций на духовном пути. Ниже перечисляются основные песни эго, свойственные «типичному» лжегуру.
Песни мастеров спорта по просветлению
Чтобы не проколоться, лжегуру зачастую опасается описывать практику своим языком, и вещает заезженными книжными истинами, которые перемешавшись в его голове в случайном порядке вылетают в виде собственных гениальных прозрений. Избегает местоимения «я», чтобы выглядеть отрешенным. Иногда снисходительно соглашается со своими слушателями, как бы показывая им, что и эти простые смертные, наконец, доперли до «истины», которая ему уже давным-давно известна.
Выражает свое мнение как вселенскую истину, чтобы простые смертные узрели, как он велик и как низки они в своей бессмысленной смертной возне. В глазах своих поклонников стремится затесаться где-то между Буддой и Христом. Не любит слушать, но щедро делится своим мнением как великим информационным даром. Уверен, что в роли распространителя духовных знаний заслуживает допуск к небесной халяве, проявленной в том числе и во всевозможных земных благостях и прелестях.
Если кто-то отказывается слепо внимать его речам, склонен считать, что этот неблагодарный слушатель просто еще не дозрел до понимания его божественных истин. Старается выглядеть либо раскованно радостным, либо отрешенно угрюмым – в обоих случаях с претензией на выражение одним своим видом глубокой мудрости бытия. Свои неосознанные жесты и упущения оправдывает волей Всевышнего, или равнозначным ко всему принципом недвойственности.
В каком-то смысле такой «мастер» идет на сделку с лукавым – выбирает признание в ущерб истине. Все его слова – о просветлении, но сам-то он просветление променял на самоутверждение. В глубине души лжегуру, конечно, может надеяться, что уж сейчас-то, посвящая жизнь наставничеству, у него будет больше возможностей для практики, и реализация все равно придет как бы между делом..
Свою ложь он оправдывает той полезной информацией, которую поставляет адептам. В качестве информационного товара обычно отдает предпочтение учению адвайты, потому что ее теория, попускающая внешние вольности, как нельзя лучше подходит в качестве прикрытия и оправдания любого личностного свинства, теоретической непоследовательности, и наплевательского отношения к сложившимся духовным традициям.
Титул просветленного мастера решает все его проблемы – дает славу, признание и деньги, позволяет сбежать от жизненных забот, прикрывшись любимым занятием. Круг поклонников для него становится своего рода гарантом легкой и радостной жизни. Легкость жизни осуществляется за счет рабочей силы адептов, а радость – за счет их упоительного внимания.
Исходя из таких бонусов, становится понятным, насколько велико искушение натянуть на себя маску божественного учителя. Именно таким образом эго утоляет максимум своих потребностей – получает славу и всеобщее внимание, граничащее с подобострастным преклонением.
Остается лишь удивляться тому, как этот обличающий себя маскарад принимается поклонниками лжегуру за чистую монету. Адепты надеются усмирить свое эго, обучившись этому делу у человека, приложившего максимум усилий, чтобы свое эго как раз таки возвеличить в толпе поклонников самым престижным титулом – просветленного мастера.
Игры «мастеров»
Сначала лжегуру сам называет себя просветленным. Затем, когда ему начинают подыгрывать наивные искатели, он склонен поверить, что титул просветленного и всеобщие преклонения ему дарованы не случайно, а по воле высших сил. С этого момента он и сам верит в свою величественную уникальность. Пускай у него есть земные потребности, пускай он как и все поглощается снами, пускай он страдает, но в его глазах эти страдания – особенные. Он может поверить, что таким образом сострадательно отрабатывает чужую карму и помогает самому Всевышнему.
Он словно король, снисходительно принявший свою должность, дарованную ему высшей силой. Если сохранена толика здравого смысла, наш недопросветленный «мастер» может понимать, какой цирк ради своей потехи устроил. Это понимание может его пугать и восхищать одновременно. Он подавляет голос совести, или подкупает ее всеми возможными оправданиями своих тщеславных решений.
Его вера в свою божественность выполняет двойную функцию: побуждает принимать дары и преклонения как должное и глушит совесть. Зачем переживать о своей лжи? Ведь раз ты – проводник высших сил, то безусловно достоин тех царственных почестей, которые приносит эта «божественная» ложь. В итоге он использует все возможности, чтобы как бы случайно подчеркивать свою «святую» отрешенность на словах, в жестах и в поведении.
Адепты «мастера» используются как дойные коровы, от которых принимаются все возможные блага – энергия, внимание и деньги. Взамен им поставляется величественная причина, по которой все эти блага должны быть дарованы в пользу мастера. Эта причина – ощущение причастности к высшей реальности, проводником которой лжегуру себя позиционирует. То есть, лжегуру устраивает все таким образом, чтобы поклонники поверили, что за их поклонение он поставляет им самого Бога, или иные высшие нематериальные ценности, в которые адепты верят.
Божественное – удобнейший «товар». Для его создания не нужны заводы и фабрики, для хранения не требуется складских помещений, а сам «товар» легковерными адептами ценится как наивысшее благо. Безумный спрос порождает безумное предложение. Люди не могут найти свое счастье на земле и сбегают к запредельному.
Адепты верят, что мастер устраивает мастер-классы по просветлению, но на деле же эти мастер-классы – по большей части о том, как стать точно таким же «мастером» мастер-классов – то бишь лектором «сатсангов», которые по своей сути зачастую являются простым вольным изложением книжных теорий адвайты.
Секрет «божественности»
Есть один секрет, благодаря которому любой человек в наших глазах может выглядеть божественно прекрасным. Дело в том, что вера – это истинный источник возвышенных переживаний. Кто бы перед тобой не сидел, если поверить, что это – посланник божий, сама эта вера подключит все необходимые возвышенные переживания, которые помогут в этой вере укрепиться. С таким же успехом можно поверить в божественность камня, и простираться перед ним с неподдельным благоговением.
Так работает приятие. Когда нам что-то нравится, будь то приятная музыка, или красивый человек, включается спонтанная вкушающая созерцательность. При этом мы ощущаем опьяняющую легкость и радость, потому что в этот самый момент принимаем себя и свою жизнь. Красивые образы нам нравятся именно потому, что глядя на них, внимание становится непрерывным, и таким образом происходящее здесь и сейчас принимается. В этом и есть суть медитации – быть сейчас, и эта практика приносит возвышенные ощущения.
А если это не просто красивый образ, но образ, которому силой веры приписывается божественность… тогда приятие включается на полную катушку, извлекая из подсознания самые качественные проекции. Иными словами, кто бы перед тобой не сидел, если поверить, что это – сам Бог, или его посланник, будут включаться те самые возвышенные переживания.
Нечто родственное ощущают всевозможные фанаты, поклоняющиеся звездам шоу-бизнеса. А духовному мастеру в этом отношении, чтобы впечатлять поклонников, совершенно не обязательно быть просветленным. Достаточно быть мастером красивых презентаций просветления.
Не каждый «мастер» знает об этом принципе, и когда ему описывают мистический опыт, пережитый в его присутствии, он начинает укрепляться в иллюзии своей божественности, и думает, что не зря выбрал такой путь.
В отношении мистических переживаний своих адептов, мастера духовных презентаций, как правило, практикуют двойную мораль – если тебя прет от радости – это заслуга «мастера», а если колбасит – то вот это уже отработка твоей личной кармы. То есть все самое светлое такие учителя склонны приписывать своему светлому образу, а негативные черты – личным проекциям адептов и проискам завистников.
Явления, которые здесь описываются совершенно необязательно тут же проецировать на первого попавшегося на глаза «мастера». Как уже говорилось в статье о чувстве собственной важности, при ознакомлении с подобной теорией, начинающий практик склонен отыскивать горделивые химеры в ком угодно – только бы не в себе. Будто сама эта концепция для того и существует – чтобы уличать во лжи всех вокруг.
Истинная практика – видеть все как есть, быть честным прежде всего в отношении своей персоны. Как там у других – это их личное дело. Иными словами, цель статьи – не разоблачение конкретных мастеров, а напоминание о личном выборе, который каждый на своем пути делает. А выбираем мы, упрощенно говоря, либо самоутверждение, либо истину.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
П.С.
Откуда столько нелестных выводов о гурствующих? Будучи психологом, консультирующим в том числе и по вопросам духовности, у меня есть классная возможность – говорить с людьми по душам, и наблюдать за сходными тенденциями в тех самых случаях, когда устремление к очищению уступает самоутверждению. Как и прежде, я ничего против вышеописанной деятельности не имею. Каждому – свое.
П.П.С.
А год назад на сайте проходил такой вот опрос:
в себе
Я полностью согласен с автором статьи.Ибо сам просветляюсь не с помощью походов к великим мира сего,коих в из рук в руки пруд пруди,а при помощи психологии.И считаю,что единственной задачей настоящего мастера должно быть оказание помощи в поиске своего истинного Я.Не нужно забивать головы темами про религии,семьи,земную и небесную жизнь.Нужно просто помочь человеку пробиться через оболочку воспитания его родителями,учителями и окружающим миром.Чтобы человек мог понять свои истинные желания,а не те,которые идут через призму других мнений.И тогда не надо больше ничего говорить и делать.Человек сам решит,какой просветленный ему интереснее,какая религия важнее или она вообще ни к чему,нужен ли смысл жизни или можно жить и без него.Просто убрать все то,что отделяет человека от его истинного Я и все…
Сергей
11/02/2016 AT 00:41
«…сам просветляюсь не с помощью походов к великим мира сего,коих в из рук в руки пруд пруди,а при помощи психологии…»
Ты, брат, не просветляешься, а просвещаешься. Это так называется. Есть распространенное заблуждение, связанное с попыткой наладить свою личную жизнь с помощью т.н. просветления — завести нормальные отношения, заработать денег и т.д. Кто-то способности хочет приобрести экстраординарные. Все это от эго, а оно не может желать просветления. Поэтому правильно ты занимаешься психологией — вот она как раз жизнь наладить поможет при определенном усердии. )
И тут еще, на мой взгляд, есть одно не менее распространенное заблуждение — у человека нет истинного Я. У человека есть личность, тело, привязанности, представления и т.д.
А т.н. «истинное Я» просто есть само по себе. И ничего тебя от него не отделяет.
Истинное Я,если так будет удобнее-это собственное мнение человека без накладок воспитания и социума.Например вот раз у человека порыв-хочу стать уличным музыкантом….Загорелся.А потом начинают лезть мысли в голову «это не прпстижно.надо мной будут смеяться.а не умру ли я с голоду.а вот у Мишки с Сашкой машины,квартиры…а я как лох какой то уличный музыкант.Да и папе нравится,что я военный.Да,меня тошнит от этого,но зато все вокруг рады…А я притрусь.Фу…какая же глупая идея…уличный музыкант.Равняйсь!Смирно!»)))).Вообщем если совсем просто-это принятие решений на основе именно СВОИХ желаний.А так да…просветление-это удел не многих.Я тут на форуме одном был…Там один завел тему,что Ошо никто.Он шоумен.И дальше пишет,что когда он просветился,его три дня ломало,крутило.С ним начали спорить.Он в ответ начал кричать…И я вот думаю-это нормальный человек,который на форуме утверждает,что он просветленый,орет на всех,ругается…))))).Я к чему…с развалом СССР в наши умы стало проникать слишком много информации,которую каждый трактует как может.Делает с этим,что может.Кучи шарлатанов,космоэнергетиков,йогов,обучавшихся по интернету и книжкам.Снятие порчи в конце концов.Все это было и будет.И будут религии.И будут споры.Просто мое мнение таково,что главное-это избавится от внушенной с раннего детства стереотипности и однобокости.А дальше уже опираясь на себя самого делать выводы.А то у нас как-прочли Ошо,приняли его идеи,бросились в медитацию,мозг клинануло-все!Думают просветились…хотя опять же все то,что они сделали-это не их мысли и желания…это им преподнесли и они скушали
Сергей
11/02/2016 AT 11:01
«…Вообщем если совсем просто-это принятие решений на основе именно СВОИХ желаний…»
Ты всегда принимаешь решения именно и только на основе своих истинных желаний. Попробуй сам посмотреть внимательно и не предвзято и у видишь, что это так. Если не видишь, то попробуй привести мне пример, когда ты (как ты сам считаешь) отказал себе в реализации истинного желания. Разберемся подробнее. Попробуем, точнее… )))
Интересно)).Ну смотри,кратенько история моей жизни-семья классическая для СССР-отец военный,мать учитель.Отец на учениях,мать с детьми.Опека была сильнейшая.Туда не ходи,это не делай,там опасно,друзья эти те,эти не те.К 17 годам я не был ни в садике,ни в одном лагере,ни в одной секции.И тут возникает вопрос-куда ты собираешься поступать?(это первый пример,как внушение того,что ты сам ничего не должен делать,что в мире много опасного и мы сами за тебя сделаем.Я не мог принять первого важного самостоятельного решения).И поступил я с легкой подачи в военное заведение.Все 5 лет меня аж колотило от того,насколько я несистемный человек.И тем не менее я так и не ушел,потому что боялся принимать такие решения.Меня пугали осуждения со стороны родных,что я ничего не добьюсь,что я вообще никто.Вообще закончил.Пошел дальше.Кстати в то время я очень сильно увлекся музыкой,рок,тусовки музыкальные.Но в душе меня всегда скребли кошки,что с такими людбми стыдно,они какие то аморальные (Вот еще пример.Душа рвется,но семейное интелигентное воспитание тут же вступало в схватку с порывами и внутри начинались какие то переживания.Ведь надо дружить лишь с хорошими мальчиками и девочками.Косуха,гитара-это несовместимо.).В конечном итоге из за внутренней борьбы воспитания с желанием у меня долбанула дереализация,невроз и ПА.И лишь спустя 4 года (на протяжении которых я,взрослый человек,испытывал сильнейшую вину,ибо меня пилили,что все мое состояние из за моих гулянок,друзей и т.д) я нашел хорошего психолога и вот сейчас,спустя 1.5 года я понимаю,как все это примитивно.Вот и пример того,как воспитание обклеивает человека ярлыками и стереотипами,что он не может быть где хочет и когда хочет
Pras,а ты вообще эксперимент со мной проводишь из какой области?)))Психология,космоэнергетика,целительство или может просветление?))))
И что же, твой психолог тебе сказал, что это родители твои виноваты, что ты пошел не своей дорогой?
Мне довольно легко будет рассуждать в описанной ситуации. Я тоже поступал в военное училище (якобы не по своей воле). Только мне терпения на 5 лет не хватило, свалил на втором курсе. Удалось, правда, с огромным трудом, преодолевая колоссальное сопротивление родителей, а также дедушек и бабушек (до сих пор меня нерадивого попрекают). Но я в итоге смог до них донести, что армия — это не мое )))
Щас покажу на своем примере, как надо (на мой взгляд) рассуждать.
Лично для меня поступление в ВУ было единственной возможностью заставить отца обратить на меня внимание и хоть немного зауважать. Это было сильнейшее на тот момент (неосознаваемое) желание. Хотя были и другие — остаться на гражданке, где друзья, девушки и прочие атрибуты нормальной жизни. У тебя тоже было сильное желание поступить, основанное на чем-то своем. Равно как и было сильное желание закончить. Потому что никто никогда не руководит твоей жизнью — только ты сам.
«…Душа рвется,но семейное интелигентное воспитание тут же вступало в схватку с порывами и внутри начинались какие то переживания.Ведь надо дружить лишь с хорошими мальчиками и девочками.Косуха,гитара-это несовместимо…»
Косуху и гитару тебе, конечно, хотелось. Но самое сильное желание было — оставаться хорошим мальчиком. Найди корни этого желания, и все встанет на свои места. Родителей винить больше уже не сможешь.
Ты, кстати, продолжаешь их винить в своих психологических проблемах, спустя 1,5 года психотерапии или нет?
Болтаем просто мы. Опытом делимся. Никаких экспериментов не провожу
Как тебе сказать.Это не вина…я прекрасно понимаю,почему они так воспитали,что никогда не хотели ничего плохого,что все делали из любви ко мне и только…Но с другой стороны я понимаю эту ситуацию и с другой стороны.Я также вижу,что моя нецелеустремленность,зависимость от других,страх принятия серьезных решений напрямую связан с тем,что с самого детства с меня снимали всякую ответственность,абсолютно не давали возможности полагаться на свои желания и категорически обрубали все пути в места,где мне могла грозить любая опасность.И кстати про истинность желаний…Мне кажется,что если человек делает что то,чтобы заслужить уважение другого-это не истинность желания.Это твое желание,да..но оно с обработкой внешних факторов…И еще знаешь что…за 1.5 года я понял одно-то,что сейчас прям вот открылочь и очевидно как солнце на ясном небе-всего лишь часть работы…И процентов на 99 через месяца 4-5 этот кусок просто уйдет в осознанность,успокоится и на его месте появится что то другое.Так уже было ни раз.Пока работа не доведена до конца-я не хочу с кем то спорить и что то доказывать,потому как знаю,что сам еще ни раз поменяю точку зрения.В этом и проблема терапии…что ко мне приходят озарения,которые на тот момент кажутся ну прям чуть ли не решающими…как яркие вспышки.И сразу хочется спорить,доказывать…Но проходит месяц другой и все…появляется другая вспышка.Вот на данный момент у меня полностью изменилось отношении к религиям,воспитанию.Как оно станет потом-понятия не имею…)))