Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Смирение и сила: стадии духовного развития

От инфантильности и страха – к подавлению и самоутверждению. От подавления – к проживанию и пониманию. От понимания – к эффективности. От ложного смирения – к ложной силе. От ложной силы – к истинному смирению. От истинного смирения – к истинной силе. Но самое главное и самое сложное происходит между этапов – это постижение правды на все более тонком уровне, темная ночь души и ломка мировоззрения. Первый этап – наивного птенца, пребывающего в ложном смирении. Второй – самолюбивого попугая, охваченного ложной силой. Третий – созерцательной совы, добравшейся до истинного смирения. Четвертый – свободолюбивого ворона, открывшего истинную силу.

Наивный птенец

Это – стадия ложного смирения. Чтобы снять с себя ответственность за свою жизнь, птенец ищет покровительства у сильной личности, или какой-нибудь высшей силы, способной сыграть для него роль всесильного отца-защитника.

Птенец привержен чужим и потому ложным идеалам, которые сам толком не прочувствовал и не понял. Легко подчиняется, может быть послушным и трудолюбивым, пока верит, что следуя за искусственными ценностям, движется к счастью.

Не любит принимать решения, упорно избегает трудностей, ищет способы укрыться от сложного мира. Любит всевозможные в том числе духовные учения, где находит инструкции к «правильной» жизни, следуя которым, отключает мозг, давит сомнения и всецело отдается во власть победителя лоховода авторитета.

Ложное смирение птенца – это запирание в аквариуме зоны комфорта, где все более-менее понятно, знакомо, где можно спрятаться под толстым одеялом и тихо бояться жизни, наслаждаясь удушающим личность уютом, уподобившись домашнему питомцу.

Птенец любит поныть о том, как нелегка жизнь, чтобы другие уразумели, как велики его «святые» страдания, пожалели и, наконец, догадались, какого высокого уровня уважения он заслуживает.

Иногда птенец ожидает, что за свою скромность он будет замечен, и удостоен всевозможных почестей. Если жизнь упорствует, продолжая противоречить его ожиданиям, птенец становится на путь святого мученика саморазрушения, чтобы доказать миру, насколько тот был к нему жесток и несправедлив.

Со временем, если «повезет» замечает, что счастье все никак не приходит, теряет вкус к жизни, его ценности блекнут, а сухое следование коллективным ритуалам становится принужденно-вымученным. Это переходный этап, на котором птенцу становится все сложнее выжимать из себя энергию на искусственные безжизненные обряды, наигранные церемонии и натянутые улыбки.

Самолюбивый попугай

Находится на подростковой стадии ложной силы. Не любит подчиняться, потому что повиновение ассоциирует с унизительным возвращением к стадии птенца. Имеет свое мнение по всем жизненным вопросам, которое использует для самоутверждения. Свою ложную силу позиционирует как истинную. Большую часть времени носит модные в сфере своего окружения маски, с которыми со временем срастается.

Часто становится циником презрительно насмехающимся над общественными устоями. Так происходит, когда попугай полагает, что стал настолько продвинутым, будто постиг и даже перерос саму жизнь, которая, как он считает, состоит из одних лишь инфантильных птенцовых ценностей, в которые он сам еще вчера свято верил. Иными словами циник, насмехаясь над жизнью, по сути, насмехается над собственной наивностью. А жизни он пока совсем не знает, о чем даже не догадывается.

Чтобы ощутить себя лучше и выше «серой массы», попугай склонен брезгливо рассуждать о том, как глупы и низки окружающие. Он уверен, что знает путь, а заходя в тупик, возмущается наглой глупости жизни, не разделяющей его «великого» знания.

Любит устраивать сатсанги щедро делиться своим мнением, как великим информационным даром. Склонен практиковать типичное свинство под маской гибкости и раскованности. Чужие идеи  и мнения, не совпадающие с его «продвинутым» мировоззрением, воспринимает, как глупые иллюзии.

Способен упиваться собственной «уникальностью» всю жизнь. Но однажды, если «повезет», начинает замечать, что непрерывно ходит по замкнутому кругу, где всю жизнь работает за бесплатно на комплекс неполноценности. По этой теме на progressman.ru уже имеется ряд статей под тегом «самолюбие».

На переходном этапе ложная сила попугая уходит – и вместе с ней уходит вкус к той жизни, которой он до этого момента жил. После хорошей ломки, у попугая появляется возможность стать созерцательной совой.

Созерцательная сова

Находится на стадии смирения. Обесценила ценности попугайского этапа, и теперь так внимательно присматривается к жизни, словно видит ее впервые. Перестает винить в своих проблемах окружающих, начинает понимать, что неврозы – это следствие личных нерешенных вопросов, а не вина каких-то «плохих» людей.

«Знает, что ничего не знает», и начинает понимать, что не бывает правильной жизни и правильных истин. Осознает, что каждый имеет право быть собой со своей ложью и своей правдой, каждому нужны свои ошибки, потому что именно так, преодолевая собственные заблуждения, все учатся и взрослеют. Считает, что ошибаться не только нормально, но еще и полезно – иначе не познать гармонии вещей.

Сова опустошает стакан своего мировоззрения, и выбрасывает из головы все философские концепции. Ослабив хватку гордыни, учится жить заново, прислушиваясь к самой жизни.

Теряет вкус к самоутверждению и перестает поучать, потому что начинает осознавать, как на самом деле загадочна жизнь, и как мало мы о ней знаем. Пребывает в состоянии ученика, созерцательно внимающего всем жизненным событиям. Осознает, что только без цепляний за уже имеющиеся знания появляется возможность учиться и расти без сопротивлений.

Если ложное смирение птенца характеризует слабость и пассивность, а ложную силу попугая – сопротивление и самоутверждение, то истинное смирение совы – это здоровый пофигизм приятие и чуткость.

Сова меняет отношение к страхам. Птенец от них прячется, попугай тщательно маскирует под доблести, а сова начинает своим страхам открываться, проживать их и выпускать на волю.

В противовес тоннам тяжеловесных концепций, сова выбирает утонченное почти невесомое осознание текущего положения дел.

Свободолюбивый ворон

Бескомпромиссный приверженец истины. Долгое время наблюдал жизнь, и со временем начал осознавать, что в созерцательном невмешательстве мудрость, конечно есть, но еще больше ее в следовании естественному ходу вещей и событий во вселенной. Непостижимым образом воля его естества сливается с течением самой жизни, проводником которой он становится.

Наблюдая все явления как есть, ворон освобождается от иллюзий. Рассказывая другим об увиденных истинах, может прослыть за прозорливого ясновидца. На деле же его ясновидение – это простое ясное видение все той же реальности без мысленных шор.

Ложное смирение – стадия птенца, который прячется от жизни в зоне комфорта. Ложная сила – стадия попугая. Его хаотичная активность служит гордыне, и направлена на самоутверждение. Сову на стадии смирения такая мотивация не цепляет, поэтому с сокращением наполеоновских комплексов, снижается и ее личная активность. Сова не прячется от жизни, а принимает все как есть, созерцательно наблюдая за происходящим. Ее смирение – от мудрости, а не от страха перед жизнью.

Истинная сила приходит на стадии ворона. Его активная воля – это смиренное подчинение непосредственному течению жизни, которое парадоксальным образом сливается с личной ответственностью за каждый выбор. Ворон способен отвешивать подзатыльники подсказывать, направлять и активно двигаться не ради самовозвышения, а все также – следуя естественному ходу вещей во вселенной. Этим птицам приписывают мистические качества, почитают их за носителей мудрости и знания.

Птичья духовность

Птенец может уповать на Бога, или его представителей в человеческом мире, покорно доверяясь им, как ребенок доверятся родителям. Когда такое слепое доверие заводит в тупик, птенец может повзрослеть и перейти на стадию ложной силы. Он может разочароваться в религии, в духовных ценностях и даже стать циником.

Попугай насмехается над ценностями птенца. Он может верить, что познал религию и духовность как наивные суеверия, к которым он сам был склонен на ступени ложного инфантильного смирения.

Когда попугай таким образом отстраняется от духовности, он на самом деле отстраняется от собственной слабости, в которой пребывал на этапе птенца. То есть попугай разочаровывается вовсе не в духовности, а в своих представлениях о ней. Но дело в том, что на стадии своей ложной силы попугай уверен, что его галлюцинации представления о жизни – это и есть сама жизнь, и соответственно его вчерашние инфантильные представления о духовности – это и есть сама духовность.

Если же попугай в свою жизнь таки впускает религию и учения, они встраиваются в формат его главных стимулов. То есть, учения используется как инструмент для самоутверждения – укрепления собственного уникального «я», обладающего всевозможными «продвинутыми» в том числе и «духовными» качествами.

Иногда попугай облачается в костюм совы, или ворона, и копирует их манеры и жесты, чтобы убедить всех, включая себя, что он и вправду достиг этой ступени. Мотивация у такого поведения – чистое самоутверждение. Иными словами, копируя поведение продвинутых мира сего, попугай надеется заслужить любовь и уважение.

На стадии смирения сова приближается к истине вне концепций. Она начинает ощущать, что все учения – блажь лишь способ объяснить необъяснимое и выразить невыразимое. Она начинает осознавать, что философские разговоры – это блуждание в потемках ума. Однако есть смысл в максимально честном и точном выражении своих переживаний – не с целью самоутвердиться, а потому что именно так, выражая правду без приукрашиваний, люди друг у друга учатся.

Попугай, насмотревшись на молчаливых внеконцептуальных сов, начинает попугайничать – повторять за ними слова и фразы, иногда перемешивая их в случайном порядке, даже толком не понимая, истинного смысла, который изначально в эти слова вкладывался.

Переход совы на стадию силы ее мировосприятие почти не меняет. Стадия ворона отличается в большей степени новым стилем поведения, который ярче выражает его внутреннюю суть, и в большей степени поддерживает гармонию пространства.

Ложное смирение птенца легко спутать с истинным смирением совы. Ложную силу попугая легко спутать с истинной силой ворона. Главное – помнить, что только признание своих ошибок позволяет стать на путь их решения, и только признание своих заблуждений, позволяет прийти к истине. Как-то так мы и взрослеем.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

П.С.

Вышеописанные этапы – скорей даже не этапы, а грани, которые в разной степени свойственны каждому.

Я не считаю себя вороном, или совой, а как и все – скачу по разным психическим граням. Мой внутренний взрослый приглядывает за внутренним ребенком.

Ничего против птенцов и попугаев не имею. Вместо последних думал использовать павлинов. А вместо воронов – каких-нибудь орлов. Птички – просто образы для наглядности.

Если вы радуетесь своим совиным качествам – это внутренний попугай, гордящийся своей удачной маскировкой.

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

137 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. а я последнее время толстый и глупый пИнгвин

    тексты не читаются и не пишутся,
    «духовность» как заслонка для чего-то живого, словно не живешь, а все готовишься жить, и еще готовишься, и еще чуть-чуть, какое-то несоответствие во всем этом
    слово скажешь — коряво да костно,
    «помощь ближнему» — мутные облака излишнего усилия, хотя и по делу иногда удается брякнуть

  2. Рискну посоветовать. Проходи через этого пингвина как есть, побудь им по-настоящему. Иначе может вышвырнуть на попугая.

  3. понимаешь, пингвин оочень туп
    странно и непривычно
    мысли «я деградировала», «я снова потеряла себя»?

    сложно этому отдаться

  4. я иногда «пытаюсь вернуться в «осознанность», но в процессе, не понимаю, что я делаю, и снова на толстой заднице

  5. Проблема — не в тупости, а в том, что это состояние не доставляет, не вызывает самоуважения. И чтобы уважиться, может захотеться пощеголять в красивом одеянии, и начать париться по поводу пингвина под слоем наносных одежд. То есть имеет смысл принять себя со всеми потрохами. А осознанность и пр. можно попутно качать.

  6. ///Проблема — не в тупости, а в том, что это состояние не доставляет, не вызывает самоуважения.

    согласна

    ///И чтобы уважиться, может захотеться пощеголять в красивом одеянии, и начать париться по поводу пингвина под слоем наносных одежд.

    не знаю. этого варианта не чую. пассивность

    ///А осознанность и пр. можно попутно качать.

    что-то как-то не то. не получается «прокачать». и непонятно почему.
    надежда: если вернется осознанность, то пингвин исчезнет, «зрение» станет опять ярким и четким. но раньше, со зрением, мне больше хотелось выпендриваться…

    еще осенью было достаточно «кто я?» и было выравнивание, а сейчас нет.
    засорилась? но и сил на прежние усилия тоже нет.
    если что-то ушло, значит его не было по-настоящему.
    «ну не смогла я» (с)

    мутотень какая-то

  7. Ruta, мне кажутся знакомыми ваши ощущения. Возможно я ошибаюсь, но это такое «болото» от предыдущих чрезмерных стараний или «просветлений». Может быть, замедление? Осмелюсь посоветовать — просто переждать, расслабиться, отпустить мысли — что, зачем, почему, а больше сосредоточиться на феномене жизни (Здесь и Сейчас). Мне это помогает.

  8. Спасибо Игорь. Очень конструктивно.
    Вспомнил про свое позерство и выпендреж. Вероятно, сам того не зная, я дико попугайничаю =)
    Если не сложно, поясните еще кое-что:

    > «На переходном этапе ложная сила попугая уходит – и вместе с ней уходит вкус к той жизни, которой он до этого момента жил. После хорошей ломки, у попугая появляется возможность стать созерцательной совой.»

    1. Исходя из текста, можно подумать что здесь идет резкий скачок после ломки. Затем, полагаю идет резкое изменение стиля жизни т.к. попугай и сова разительно отличаются. Потому что «знаю что ничего не знаю», не виню других и «созерцание красоты мелочей и природы» уже пол года как бьет ключом.)

    > «Чужие идеалы отступают, когда человек видит, что они заводят в тупик, и когда начинает чувствовать, чего хочет сам.»

    2. В какой фазе человек понимает чего он хочет? Попугая или совы?

    > «На практике тут все очень непросто и многогранно, потому что мы настолько привыкли следовать навязанным ценностям и стереотипам, что и сами верим, будто хотим именно этого.»

    3. Выходит, например, если у тебя две цели, одна из которых это то, чего ты действительно хочешь, а вторая это навязанная обществом, то невозможно узнать что есть что?

    4. Какой фазе характерна увлеченность множеством вещей и распыление, желание искренне учиться многому?

    И, надеюсь, последнее:
    5. Возможно ли развиваться, пытаясь легче относиться к жизни, пытаясь понимать людей и не осуждать их, принимать людские мировоззрения как должное, пытаясь сбросить гордыню и отбросить всякие глупые концепции? Т.е. быть попугаем, но искренне стараться искоренить глупые предрассудки и прочувствовать стиль жизни совы, тянуться к ее «вершинам».

    PS: Надеюсь, некоторые вопросы помогут не только мне в сий переходный период)

    С уважением, один из Ваших многочисленных мозго мучителей =D

  9. Илья

    1. Резкий переход — редкость. Хотя и такое бывает, во время какого-нибудь мощного катарсиса, или там — просветления.

    2. Человек понимает, чего хочет в фазе совы. Попугай хочет только выпендриваться, используя для этого все, что можно под выдуманными предлогами, в которые попугай и сам зачастую верит. То есть, желания диктуются неврозами, но их можно условно назвать искренними.

    3. Для птенца и попугая понять, чего на самом деле хочется — крайне затруднительно. Почти все их движения направлены на одобрение окружающих.

    4. Больше — в фазе птенца. Но нечто подобное может и у совы появиться в форме глубинного интереса к самой жизни.

    5. Возможно все. Но описанное под 5-м пунктом может стать одной большой ложной птенцовой ценностью, если все эти вещи ощущаются больше теоретически, нежели как живой опыт. Тут легко обмануться. Стоит смотреть на все это, как бы.. положа руку на сердце. Не каждый может.

    Пожелание — не закидывать вопросами. Лучше 1-2, но такие, которые действительно волнуют.

  10. Ruta
    тоже рискну брякнуть) а было ли зрение? и было ли это Ваше зрение?а может быть сейчас как раз та стадия, где «чужое» отваливается и грядет Ваше? предлагаю расслабиться и ждать ничего не ожидая)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.