Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Одиночество

одиночествоВ прошлом году сделал любопытное наблюдение. Перед новогодними праздниками создал опрос на тему «новый год это…» До первого числа, пока у всех сохранялось новогоднее настроение, уверенно лидировал вариант: «волшебство и сказка». На втором месте оказался обнадеживающе спокойный: «новая жизнь на новом этапе». А где-то далеко позади, затерявшись среди других двенадцати вариантов, теснилась «бессмысленная условность». Когда массовый психоз новогоднее настроение закончилось, начиная со второго января рейтинги стали быстро меняться. В итоге победила «новая жизнь на новом этапе». «Волшебство» ушло на второе место. А вот «бессмысленная условность» с незначительным отставанием вдруг очутилась на третьем почетном месте – и думаю, продлись опрос еще с неделю, переместилась бы на второе. Вывод? Люди верят, или очень хотят верить в волшебство и сказку. А столкнувшись с реалиями, зачастую разочаровываются. Мы все стремимся к счастливому единству, родству и пониманию – в этом наше новогоднее волшебство и сказка. А разочаровавшись, ощущаем собственное экзистенциальное одиночество и «бессмысленную условность» всех мероприятий по всеобщему сближению.

Что такое одиночество?

Представьте, что вы – последнее живое существо во вселенной. Не с кем поговорить, никто с вами не ссорится, никто не развлекает. Другие больше на вас не влияют, не разделяют своего знания, не пугают и не радуют. Вы – в пустом мире. Представили?

В одиночестве у большинства людей возникает такое каверзное ощущение, словно больше никогда и ничего нового в этой жизни уже не случится, словно все светлое и нагруженное смыслом в этот момент из реальности навсегда исчезает. При этом мы как бы чувствуем, что знание и свет смысла могут исходить только извне, словно мы сами – это такая пустая и темная коробка, а все лучшее, что мы имеем, получено от других. И стоит нам остаться наедине с собою, как весь наш «наносной» свет тут же начнет рассеиваться.

Впечатления – это пища и воздух личности. Однако впечатления происходят не где-то снаружи, они происходит внутри нас – в нашей психике. Мы кормим свою личность впечатлениями, которые сами же и вырабатываем. Внешний мир – это ключ, он вскрывает информацию, которая в нас уже заложена.

О проекциях на progressman.ru написано немало статей. Сильно повторяться не стану. Суть в том, что переживания, которые мы испытываем с другими людьми – это действительно лишь наши переживания. Окружающие в этом смысле – просто проводники к нашим внутренним ресурсам. Свет единства, который мы испытываем в компании родственных душ, исходит из нашего нутра. Внешний мир – холст, по которому рисует наш разум.

Однако в вопросе «потребления» собственной кармы мы настолько зависимы от внешних «проводников», что в одиночестве, где для наших самых колоритных проекций нет подходящих объектов, мы останавливаем поток впечатлений, и переживаем психическое удушье.

Одиночество – это нехватка впечатлений, которая действительно напоминает задержку дыхания. И одиночество, как и задержку дыхания, можно «тренировать», сохраняя комфорт наедине с собою на все более длительные промежутки времени.

Человек, как принято говорить – социальное животное. Нам тяжело в одиночестве просто потому, что все самое светлое в себе мы связываем с другими людьми. В одиночестве даже самые красивые и полезные вещи теряют смысл, и сливаются с безжизненными стенами. Почему для нас так важны другие?

Крайности

Упрощенно, психическое содержания нашего нутра можно было бы измерить по шкале, где на одном полюсе – жизнь, а на другом – смерть. На полюсе жизни – самые яркие и живые впечатления. На противоположном полюсе – переживания, которые жизнь внутри нас блокируют. Там – холод, мрак, обреченность и страх – информация, которую мы проецируем на самые неприглядные формы внешней реальности.

Возможно, вы уже догадались, в чем тут дело. Светлые и живые пласты нашей кармы справедливо проецируются на очертания мира, которые, как нам кажется, наполнены светом жизни – на людей. Самые качественные впечатления приписываются нашим любимым, чуть меньше достается нашим детям и нашим друзьям. В животных свет жизни, как мы чувствуем, проявлен в меньшей степени – они для нас обычно где-то посередине между бездыханными вещами и живыми людьми.

В персонажах, которые нам по какой-то причине не нравятся, оба полюса парадоксальным образом смешиваются – смерть сливается с жизнью, обращаясь в ненависть, отвращение, жалость и прочие формы неприятия собственной «тяжелой кармы». В том, как и на что наши проекции проецируется, все неоднозначно. Об этом может судить каждый из личного опыта жизни в теле.

Почему нам так важно ощущать, что любимые люди находятся в нашей собственности? Почему просыпается привязанность? Проявление качественных проекций зависит от наличия «качественных» людей, которым эти переживания приписываются. Ключевое слово – «зависимость». И даже, когда любимый человек рядом с вами, но вам не «принадлежит», вы можете томиться и страдать, потому что на этот сценарий проецируется внутренняя блокировка, вроде как – свет есть, но он не наш, а чей-то чужой.

Одиночество и смерть часто связывают. Они словно пребывают на одном полюсе, а в своей предельной точке сливаются. В одиночестве из подсознания в первую очередь лезут негативные пласты подавленных переживаний. Именно поэтому злодеи так боятся одиночной камеры – там они сталкиваются с собственным отражением во всей красе. А святые добровольно уходят в пещеры – им там подавлять нечего, и в уединении они ощущают покой без негативных примесей. Здесь я намеренно использую, слово «уединение», чтобы подчеркнуть, что одиночество – это не столько физическая изоляция, сколько субъективное психическое состояние.

Если пребывая в темном карцере после выхода поверхностных «темных» переживаний, затворнику удалось сохранить рассудок, его психический маятник может качнуть в сторону блаженства. И тогда человек с удивлением замечает, что в одиночестве ему совсем не одиноко, а зависимость от общества других людей заметно ослаблена.

У меня нет полной уверенности, но судя по всему, переживание всеохватывающего одиночества – это необходимый этап очищения перед духовным просветлением. Поэтому аскеты и прячутся по пещерам, чтобы там пройти через внутренний мрак и открыть свой внутренний свет.

В итоге в долговременном одиночестве комфортно либо святому, либо безумцу, чей рассудок уже не зависит от сценариев внешнего мира. Для обывателя, как ни странно, состояние сходное с наркотической зависимостью, является нормой.

А если вы уже считаете себя просветленной сущностью, посидите с недельку в пустой комнате. Если дискомфорта при этом не возникнет, значит, вы действительно психологически – чисты, и можете с гордостью носить почетный орден отрешенного аскета, и бесстыдно хвастать своими великими достижениями перед простыми смертными.

Причины одиночества

Существует мнение, что экстраверты заряжаются в движении – поэтому и тянутся к шумихе и суете. А интроверты заряжаются в одиночестве, поэтому покой и уединение им требуется в большей степени. По итогу каждый балансирует между движением и покоем. Каждому требуется своя порция уединения, чтобы успокоиться и привести мысли в порядок. Но стоит чуть затянуть, как позитивное уединение начинает обращаться в мрачное одиночество.

Все самые серьезные и мрачные состояния, как правило, кажутся наиболее реалистичными и оправданными, поэтому в одиночестве человек так легко ведется на негативные иллюзии этого состояния. Затворник может всерьез думать, что жизнь бессмысленна в самом трагичном смысле этого слова. И дело как бы вовсе не в одиночестве, просто, как он думает – такова правда жизни. Накручивая себя этой мрачной тенденцией, легко дойти до депрессии. Но стоит индульгирующему затворнику оказаться в компании собеседников своего уровня, как тут же, словно по волшебству весь мрак рассеивается. Одна иллюзия заменяется другой.

Создается впечатление, что в состоянии одиночества сознание сужается до маленького темного чулана – одной из многих комнат бессознательного. А в обществе себе подобных сознание расширяется, и мы получаем допуск к другим помещениям своего нутра.

Каждый знает – мы можем переживать одиночество даже в кругу близких и друзей. Так происходит, когда доступ к позитивному полюсу нашей кармы чем-то блокируется – например, во время влюбленности, когда внутренний свет полностью проецируется на единственного человека. Из крайности в крайность: с любимыми – блаженство, без них – томление. Иногда нам одиноко в обществе, когда мы перерастаем свое окружение и стремимся к чему-то по-настоящему новому. Этап мрака по окончанию может неожиданно привести к иному жизненному пути, на котором смысл засияет с новой силой.

Многим свойственно ощущать одиночество в больших городах посреди толпы. В условиях, когда вокруг сонмы людей, возникает ощущение, что никому лично до тебя нет никакого дела, и все друг другу равнодушны. Толпа движется, словно бездушный механизм – без смысла и цели. Людей так много и все они настолько друг другу чужие, что индивидуальность отдельного человека полностью обесценивается. Поэтому многие так не любят Москву, особенно ее подземку, где людской поток походит на какое-то полуживое бессодержательное месиво, осколком которого «уникальная» личность себя ощущать совсем не хочет.

Чаще всего мы оказываемся в одиночестве из-за своей многострадальной самооценки. Мы избегаем контактов, когда опасаемся подвергнуться критике. И это может послужить причиной очередного порочного круга. Пребывая в одиночестве, отшельник укрепляется в своей никому ненужности, все больше теряет уверенности в себе, дичает и ему все сложнее налаживать контакт с окружающим миром. Лечится такая замкнутость только практикой – навыки общения развиваются по мере самого общения, шаг за шагом.

Порой, мы стыдимся своего устремления к обществу других людей, потому что этот признак как бы демонстрируют нашу никчемность, нашу низкую «стоимость», раз уж другие не тянутся к нам сами, а нам приходится унизительно гоняться за их «величеством», и ловить случайные взгляды.

Иногда одиночество, напротив, может стать уделом гордеца. Человек боится показывать свою тягу к обществу других людей, намекая своей отстраненностью, что ему в одиночестве лучше, будто у него есть некий секрет, какая-то тайная ценность, которая увлекает куда сильней, нежели общество простых смертных. А позже, тот же гордец, вдруг неожиданно выражает обиду. Он считает, что люди, которых он в свое время оттолкнул, перед ним виноваты, потому что не стали унижаться и молить гордеца снизойти до общения с его «высокочтимой» персоной.

Глубоко внутри у каждого есть пространство безопорной пустоты. Но мы так боимся собственной внутренней свободы, и так привязываемся к мирским опорам, что забаррикадировались от этого внутреннего простора, забросав его вагоном психического мусора. И теперь, оставаясь наедине с собою, нам кажется, что там – не свобода, а пустой, мрачный и безвыходный подвал, в котором можно запросто сгинуть. И мы хватаемся за внешние события, словно за спасательные тросы, только чтобы не оставаться в одиночестве, чтобы забыться в суете и не видеть себя… Мы сами создаем эту болезненную зависимость от условий. И чтобы от нее излечиться, возможно, стоит хотя бы иногда наедине с собою смело вглядываться в себя.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

П.С.
О проекциях, самооценке и внутренней свободе можно почитать подробней в книге «Механический бог». Книга доступна для бесплатного скачивания на этой странице.

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

68 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Ola
    25/12/2015 AT 11:11
    «Не так давно услышала фразу («остаться в живых»): живем вместе, умираем по-одному.»

    Правильно эта фраза звучит так: «Мы приходим в этот мир одни, и умираем тоже одни.»(Далай-Лама)
    «Вместе» — это понятие включает в себя гораздо больше, чем простое соглашение.
    Напоминает анекдот:
    «Две блондинки застряли в лифте. Одна кричит: «Помогите! Помогите! » Вторая: «А давай кричать вместе». Первая: «Давай». Обе: «Вместе! Вместе! Вместе! «

  2. Чуб.., я наблюдаю свою реакцию на … и пишу иногда что приходит и когда приходит, иногда привожу цитаты.
    «У вас красивый слог при написании (мягкий,из самого нутра души, как говорится), вы умеете совладать с чувством толпы оставаясь при своем мнении, что вызывает у окружающих к вам чувство симпатии.»
    Прямо как с какого-то гороскопа или типажа списано))) Проекция готовых штампов интересно как вы клеите ярлыки и еще считаете себя наблюдающей. Вы тоже изучаете и наблюдаете себя, как и каждый здесь.
    И вы ооочень грустны….
    Бывает, как одно из состояний, которое я принимаю с благодарностью.
    Вообще-то «Чуб, наблюдения, в т ч за вашим проявлением здесь» было ответом на ваше «Что спровоцировало Вас на такую красоту? Или это опять — эссе?)»

  3. Чубакка, а что Вы скажете, если я заявлю, что фраза правильная та, которую я написала? Ведь именно она всплыла в моем сознание, именно в таком виде? Для МЕНЯ правильная )
    Нужно делать правильный мед. Неправильный всегда успеете купить в магазине ))

  4. ОLkin,
    «Прямо как с какого-то гороскопа или типажа списано))) Проекция готовых штампов »

    Это было — моё. Так разговаривает МОЯ ДУША.

    «как вы клеите ярлыки и еще считаете себя наблюдающей»

    Это не ярлыки .. У Вас красивый, литературный, утонченный, чувственный слог(свой голос в написании), а я разговариваю на своём, вам слышится он как — диалект, от сюда идет искажение и непонимания меня как простого человека, а ближе к боту), штампы.
    Я так разговариваю, а не пытаюсь производить впечатление на вас. По-другому, не умею.

  5. Ola,
    «Чубакка, а что Вы скажете, если я заявлю, что фраза правильная та, которую я написала? »

    Вы повторили услышанное сказанное кем-то…
    Это напоминает написании Библии. Когда Иешуа позвал своих учеников в целях дать заповеди — УСТНО(т.к.в те времена мало кто умел писать и читать). И каждый из тех присутвующих учеников, передавал из уста в уста в дальнейшем, эти проповеди и заповеди.
    Если учесть, что у КАЖДОГО человека свой понятийный аппарат, восприятие, слух, память, впечатления разные, психика, то как могла написаться правильно Библия из уст Самого, если прошло несколько поколений(исказивших по своему, потерявшие смысл и переделав его, некоторое вообще не поняли и просто не сочли нужным даже писать), как люди смогли ЗАПИСАТЬ его Послание.
    Вот от сюда и понеслось… Сегодняшнее наличие всякого рода верований, интерпретаций Библии, Корана, Торы и т.д. А тем более ее ПРАВИЛЬНОЕ понимание и формулировка сказанного «Первоисточника».
    Результат как видите на лицо. Кто- то примет ваши слова на веру, а таких как я — сожгут)

  6. Мудрая притча о том, как легко искажаются факты.

    Однажды в монастыре молодой монах, только-только принявший постриг, получил своё первое задание: переписать несколько церковных молитв, псалмов и законов… Занимаясь делом, он обратил внимание на то, что другие священнослужители переписывают подобные тексты не с оригинала, а с предыдущих (уже не раз переписанных) копий. Он с удивлением поделился своим сомнением с настоятелем монастыря:
    – Падре, братья переписывают тексты не с оригинала, а с копий, а вдруг в первой копии кто-то случайно допустил ошибку? Ведь те, кто переписывают, повторят её…
    – Хм, сын мой, — ответил отец-настоятель, — вообще-то мы так делали столетиями… Но, в принципе, в твоих рассуждениях логика есть, — и с этими словами он спустился в архив, находящийся в подземелье под монастырём, где издревле хранились оригиналы, в которые никто не заглядывал десятилетиями, поскольку всё переписывалось с копий.
    Ушёл и… исчез…
    Через сутки со времени его исчезновения обеспокоенный молодой монах спустился в архивные помещения, чтобы узнать, куда же запропастился святой отец. Не случилось ли с ним чего? Не сразу он нашёл его… Но заглянув в одну из самых дальних комнат, он вдруг увидел святого отца. Тот в прострации сидел перед открытым фолиантом и что-то бормотал себе под нос.
    – Что произошло, святой отец? — воскликнул изумлённый монах, — Что случилось?!
    – Celebrate, — простонал отец-настоятель, — слово было: c-e-l-e-b-r-a-t-e! А не celibate!

  7. Чубакка, а как Вы отреагируете, если я скажу, что нет ничего правильного или неправильного? И все нужно понимать в контексте, а не вырывать зацепившие слова? Вы не упустили название фильма, то что он сериал и фраза оттуда? Я дала Вам цельный образ, а Вы оторвали от него пальчик и сказали, что он неправильный. А правильный у Далай-Ламы ) Ох, насмешили… ))

  8. Еще хотелось бы добавить(извините, что меня так много)), вы знаете как работает ваш мозг в выборе «правильности» услышанного/увиденного/сказанного? Он всегда будет выцеплять и реагировать на то, на чём в данный момент произошла ваша зациклинность.
    Допустим, вам нравится определенный автомобиль. Понаблюдайте за собой, и вы будете его встречать чаще чем все остальные (ваш мозг выхватывает эту информацию и даёт вам в качестве снятия вашего напряжения).
    Ваша фраза: «живем вместе, умираем по-одному» основана на одном лишь слове — или «живем», или «вместе» или «умираем» — это ваше переживания внутри, поэтому вы его выплеснули, но какое слово для Вас в данный момент важнее, знаете только Вы, предполагать(фантазировать) я не люблю.

  9. Чубакка, то есть во фразе «живем вместе, умираем по-одному» нужно вычленить еще слово?
    А как насчет цельного образа?

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.