«Я» состоит из мысленных образов о самом себе: какой я, что мне присуще, на что способен, чего заслуживаю… «Я» страшится разрушения этих образов больше всего на свете… «Я» боится потерять себя, сгинуть в неизвестности, и поэтому укрепляет образы о себе всеми возможными способами.
Так повышают уверенность в себе. Но проблема неуверенности никуда не уходит, а временно затаивается, чтобы, как черт из табакерки, неожиданно выскочить с удвоенной силой.
«Я» может использовать любой образ себя в качестве фундамента, если способно в него поверить. Неважно, насколько очередное представление о себе соответствует реальному положению дел. «Я» может вообразить себя президентом мира, и если этот образ покажется ему устойчивым и надежным, он станет кирпичиком в его фундаменте. «Я» выживает, пока честно верит в эти придуманные образы. Когда человеку удается убедить себя в своих замечательных качествах, – неважно существуют они, или нет, – он будет за них отчаянно цепляться, потому что на них базируется его индивидуальность.
«Честность» с собою
Следует сразу уяснить, что «я» плевать на честность с собой. «Я» не заинтересовано ни в истине, ни в развитии. Единственное, чего «я» по-честному хочет – это укрепление собственных позиций – то есть слепого повышения уверенности в себе. Вся сопутствующая жизнь воспринимается «я» сквозь призму этой основной потребности… в самоутверждении. Все богатство человеческих реакций зависит от уровней утонченности этого повсеместного психологического самоудовлетворения.
Укрепленное «я» формирует эго – динамическое равновесие взаимосвязанных образов о себе самом. Эго – это такая яколка, которая, пребывая в безопорном «сейчас», прыгает с одной иллюзорной опоры на другую, с мысли на мысль, таким образом, продолжаясь во времени.
Чувство собственной важности (ЧСВ) – это удобрение и подкорм для иллюзорных опор эго. Когда собственная важность тешится, яколке мерещится, что надежных опор для нее вокруг много, можно распрыгаться в разные стороны: «и тут меня любят, и там я умный и красивый… А вот я теперь!.. А вот я так!.. А еще я…» Ну, и т.д.
Чувство собственной важности позволяет поверить эго, что оно одобрено в самых разных своих проявлениях. Поэтому эго непрерывно старается свою важность взращивать – именно это и называют повышением уверенности в себе. Чем сильней у человека чувство своей важности, тем уверенней и веселей его «я» самодовольно прыгает по своим многочисленным опорам – с образа на образ, с иллюзии на иллюзию, полагая, что все они одобрены, и потому – реальны.
Последствия ложной уверенности
На деле завышенное чувство собственной важности проявляется в барских замашках, поучающем самовлюбленном зазнайстве, вздутом самомнении, напыщенности, «святой» скромности, претензиях на «высокое», «уникальное» понимание… и т.д. и т.п.
А боком раздутая важность выходит тоже однообразно и банально: высокая ранимость, психологические откаты и потеря уверенности в себе, зависимость от чужого мнения, болезненная потребность в доказательствах своей правоты, снижение радости от живых мелочей настоящего момента. И это еще цветочки…
Все бы ладно, да вот эго удивительно быстро подсаживается на новые опоры, и потеря любой из них для него страшна и болезненна, потому что ставит под сомнение все прочие. Терять опоры для эго смертельно мучительно, ведь за их счет, оно чудом держится в безопорном «сейчас», где происходит настоящая жизнь.
Может возникнуть справедливый вопрос: как этих мук избежать, или как-то их сократить? Как сохранить уверенность в себе и удержать самооценку от колебаний? Есть два пути. Первый – просветлеть – то есть избавиться от потребности в психологических опорах. Второй – сделать опоры хотя бы относительно устойчивыми.
И если просветление подходит лишь самым продвинутым, хорошо подготовленным к истине единицам, то второй путь – это норма для любого относительно здорового человека. Как сделать опоры «я» устойчивыми?
Уверенность в себе – это честность с собою
Решение всех психологических проблем сводится к принятию правды. Честный с собой человек основывает уверенность в себе на реальных достижениях. Самооценка, основанная на фактах устойчива, потому что для ее обоснования повсюду обнаруживаются, оставленные жизнью, самопроизвольные и неожиданные аргументы, которые нет необходимости искусственно фабриковать.
Честному человеку не требуется выкатывать напоказ «доказательства» своей крутизны. Он вообще ничего намеренно не демонстрирует, потому что удовлетворяется своим реалистичным имиджем, проявленным, как спонтанное следствие его образа жизни. Такая независимость от красивых масок экономит огромное количество энергии и стабилизирует самооценку.
А самозваный король то и дело беспокоится за свои ложные показания, затрачивает вагоны энергии на сокрытие нелицеприятных фактов, поддержание сфабрикованного имиджа и страх последующего разоблачения. Сначала он повышает уверенность в себе соблазнительной ложью, а затем ее быстро теряет, потому что и сам в глубине души в себя не верит.
Обманщик постоянно тревожится, потому что подспудно знает свою ложь. Он не уверен в подлинности своего показного имиджа, что выливается в общую «по жизни» неуверенность в себе.
Быть настоящим собой – свобода. Пытаться быть другим – самонасилие.
Когда самооценка выстраивается на ложных образах, неуверенность в себе становится неизбежным спутником, потому что ложные образы на поверку – хрупки, и разбиваются, причиняя унижения.
И ведь хрупкость лживых масок – еще полбеды. Главная проблема – куда опасней. Тенденция уходить в иллюзии может нарастать, вплоть до серьезных психических отклонений, когда погружаются в выдуманные образы настолько самозабвенно, что связь с реальностью окончательно обрывается.
Последствия ложной уверенности 2.0
А начинается все с мелочей. Если не самая любимая черта, например, обидчивость, не вписывается в тот «красивый» образ себя, который «я» всем позиционирует, эту черту «я» начинает сдерживать и подавлять, – ведь обидчивость идет вразрез с ложным образом продвинутой личности, которым «я» тешит собственную важность.
«Я» склонно обряжаться такими масками, за которые, как «я» считает, его будут любить. Поэтому «принцессы» не облегчаются, а копят «балласт» в кладовых бессознательного, чтобы однажды подавленное прорвало на поверхность каким-нибудь психосоматическим недугом.
Бездумное откармливание чувства собственной важности повсеместно принимают за повышение уверенности. На деле таким образом повышают лишь ее колебания из крайности самовлюбленности в крайность самопрезрения.
На запущенных стадиях, когда эго не хватает реалистичных поводов для самоутверждения, оно либо проходит через стресс горькой правды и душевно растет, либо пересаживается на иллюзии. Таким образом ложь становятся защитной «броней» от реальной жизни.
Наполеоны, Христы и другие «великие» личности из психбольниц – наглядные примеры случаев, когда эго полностью прекращает вести учет реалистичности своего имиджа, и поднимает самооценку привлекательным самообманом.
Быть психически-ненормальным в социуме непрестижно, поэтому участники жизни стараются сохранять внешнюю видимость адекватности. Сама эта «адекватность» качественно тешит самолюбие. С другой стороны, потребность в повышении уверенности в себе – то бишь в самоутверждении, порой заставляет всех нас слегка забегать вперед… и приукрашивать свой честный имидж. В итоге большинство лавирует между реалистичной адекватностью и раздутым иллюзиями самолюбием.
А когда человек снова и снова искушается эксплуатировать красивую ложь ради самоутверждения, он становится зависимым от самообмана, и создает потенциал для полного отрыва от реальности, переходящего в стадию безумия.
Поэтому, даже если вы не заинтересованы в просветлении, все равно имеет смысл держаться как можно ближе к истине, и шаг за шагом устранять все ложные личины эго.
Как укрепить уверенность в себе?
Порой, «я» устраивает клоунаду, одевая маску беззаботной, все в этой жизни давным-давно познавшей мудрой личности, и сыплет цитатами из авторитетных источников, аки собственными глубокими прозрениями. Иногда «я» надевает благочестивую маску благородного рыцаря, полагая, что именно так заслужит вожделенное признание. Иногда с той же целью одевают маски отрешенного мудреца, всемогущего покровителя, или какой-нибудь таинственной принцессы.
Возможных образов для ложного повышения уверенности – бесчисленное количество на любой вкус и цвет. А чаще всего «я» тяготеет к стандартному образу успешного в наше актуальное время человека. На progressman.ru об этом обилии способов возгордиться собой есть отдельная статья.
И ведь это срабатывает! Красивые лживые маски находят своих поклонников-идеалистов, – а те питают наивным восхищением самообман зазнавшегося «я». Иногда слепцы группируются и образуют небольшие компании, секты и целые религии, где локальная «звезда» сияет проекциями своих влюбленных фанатов.
Каждый сталкивается с искушением – повышать уверенность в себе подкручиванием регулятора собственной важности в очевидном для всех направлении. Всем нравится чувствовать свою важность. Все хотят любви, хотят максимум одобренных общественностью опор для маневров собственного «я», чтобы из реальности не исходило угроз, чтобы она источала дух всеобщего одобрения, чтобы дорожка личного пути была ковровой и устланной свежесрезанными цветами, а впереди маячил райский свет…
И социально-одобренные чувство собственного достоинства и уважение – просто преломление основной потребности нашего маленького «я», неустойчиво барахтающегося на поверхности хаотичного океана жизни.
Чувство собственной важности не раздувают только, когда отчетливо осознают последствия этого выбора на предельно короткой дистанции с истиной.
Настоящий момент жизни – самый сложный вызов для нашего «я», живущего за счет сценариев, протянутых во времени, в прошлом и будущем. Здесь и сейчас мы непрерывно возрождаемся, невероятным чудом переносим эго из мгновения в мгновение, удерживаем образы себя, снова и снова их воссоздаем.
Реальная стабильная уверенность в себе – следствие признания правды. Кем бы вы ни были, исследуйте себя. Сомневайтесь в себе до конца, пока ложное не будет отсеяно. Истина выдержит любые поверки и останется твердой почвой для устойчивой самооценки.
Честность – единственный способ подготовиться к истине. Достаточно без всякого самоедства отражать, что происходит в текущий момент жизни. Вполне уместно позволять себе выражать свои сильные стороны, осознавая, как такое выражение воздействует на самолюбие. Умеренное самоутверждение с проникновенным осознанием происходящего – это путь к оздоровлению личности. И только осознанного и честного с собою человека, я в это верю, истина приведет не к безумию, а к духовному просветлению.
© Игорь Саторин
П.С.
Изначально статья называлась «Честность как средство от перхоти».
Когда опоры рушатся, прикольно стоять на «паузе» …)) только выразить это словами…)))
Очень познавательная статья! Игорь, спасибо! Очень точно раскрыто то, чем с недавних пор я себя озадачиваю. Если я чего-то хочу, и не важно — предмет, действия, эмоции, я стараюсь ответить себе честно на два вопроса: что я хочу? и почему я это хочу? И на самом деле многое хочется только, чтобы потешить своё ЧСВ, а не потому , что жизненно необходимо. Получается пустых переживаний и ненужных действий меньше. Меньше стала уставать.
Получается есть два взаимоисключающих пути развития:
1. разрушать опоры для эго (просветление)
2. укреплять опоры для эго (видимо протемнение)
Если выбирать первое, то станешь никем и ничем (тряпкой и размазнёй, без ничего, даже без личности, без собственного взгляда, без точки зрения, прахом, ходячим трупом и т.д. и т.п.).
Если выбрать второе, то будешь увереным, успешным, твёрдым в своих решениях (правда возможно в глубине души легко ранимым). Поэтому в основном люди выбирают второе.
Всем здрасте!—Эта стаття-«Честность как средство от перхоти»,можно сказать,она»привела»меня на даный сайт.
В последние 2 месяца стал более глубоко розмышлять(про себя):»Ну читать прогресмен хорошо— но без дела(реализации)…-это как красивые идеи чтоб улучшить(«выровнять») свою психику,короче пора действовать!
Начать хочу вот с чего…—-Если уж вести какие-то диалоги с людьми—то расказывать то что происходило в реалии(то-что фиксировали органы чуств),недодумывать,неискажать.
В даный момент в беседах бывает ЭГОмонстр(на автопилоте что-то»выдаст»)и я уже начинаю выкручиватся»добивать»
лож до конца.
З собственного опыта замечено—свои мысли мы меньше помнить чем диалоги с другими людьми,есть подозрение что ЭГОмонстр таким-же»макаром»ведёт свой внутринний диалог,из логики,—если «научится»вести трезвое обшение с людьми-то может внутренние диалоги поменяются в лучшую сторону… .
Думаю это проблема не только моя(многие непрочь-бы»реставрировать»свой мысленный апарат).
Следовательно вопрос(скажем прямо)—как научится говорить правду и только правду?,может есть какие-то техники,тренинги,НЛП-что может помочь розвиватся,возможно кто-то это»проходил»-поделитесь пожалуста.Игор может у вас появятся каки-то советы.
Всем удачи.
Mixa14, смысл в том, чтобы быть честным с собой. С окружающими — это, порой, совсем непродуктивное занятие.
Здраствуйте Игорь,вы писали»смысл в том, чтобы быть честным с собой.»—да это цель,пробую цель розделить на этапы,-сначала с другими людьми-потом посмотрим»что там внутри» изменилось,просто если счас наблюдать за Эго —«там» ничего серёзного непроисходит(одни рационализации подменяются с другими)вот и вся практика,печально,но так и есть.
mixa14, привет! Позволь высказать тут и мне свое мнение. Я твои заковыристые по смыслу и способу передачи сообщения иногда с трудом понимаю, приходится по два-три раза перечитывать. Видно, что интеллект присутствует — я серьезно, без иронии. Но это играет с тобой злую шутку. Я знаю, о чем говорю, потому что сам такой — умею и люблю (пудрить людям мозги) красиво и витиевато изъясняться ))))))))))))
Но тут ни к чему такие сложные интерпретации. Честность с собой — это ж самая обычная осознанность. Ты просто пытаешься понять истинную суть своих слов и поступков, и все. Не прикрывать их красивыми и удобными рационализациями, а говорить себе правду. Вот в чем суть на мой взгляд.
А другим людям надо лучше говорить то, что они хотели бы услышать. Правда твоя им не нужна. Совершенно.
PRAS здрасте и тебя я рад видеть(хотя в последнее время»вижу»каждый день на ресурсе),
«Не прикрывать их красивыми и удобными рационализациями, а говорить себе правду»—-подскажи как,подскажи-я заплачу или бартером )))))))))
mixa14, PRAS, спасибо, что зацепили эту тему… она настолько актуально, что каждый раз обнаруживаешь новый слой собственной неискренности. Если посмотреть назад, в свое раннее детство, можно вспомнить (это я про себя) — когда начинаешь первый раз врать — сначала другим, чтобы не выделяться или быть принятой, или удобной для родителей например. А потом это входит в привычку и забываешь, что уже сделала первый шаг от себя… в сторону лжи ради комфорта, а дальше больше — тебе говорят, все так живут и не надо вылезать или спрашивать. Раньше я сразу видела, когда взрослые врали, лукавили и даже не боялась сообщать об этом, за это меня… я казалась себя странной и странной другим, и чтобы приспособиться как-то, не остаться в одиночестве, пришлось быть не собой… потом вообще теряешь нить своей жизни, до какого-то времени даже не замечаешь, стремясь быть не хуже других и типа «одобрямс», а потом вдруг, а может и не вдруг наступает такое отторжение, что … даже вся духовная литература и пр. кажется иллюзией, потому что нет своей правды, нет контакта со своим существом. Все заимствованное и фальшивое. Ты снимаешь один слой, а за ним другой и этой лжи не видно конца. А где же ты и есть ли ты? PRAS, об осознанности столько говорят, и здесь столько написано всего, но что это такое на самом деле? не смотря на все попытки, понимаю, что не знаю… не знаю и не вижу, что есть я, что есть мир, что есть эта жизнь, и что есть истина. И вот это можно назвать осознанностью? Вот эта честность с собой — ничего нет и я заблудилась. Посмотрела кстати фильм Облачный атлас и как-то совсем грустно стало.
После «ОА» тебе грустно стало??? Ты что??? Это же жизнеутверждающий фильм! Все нормально, все хорошо — просто люди дураки, все время чего-то большего хотят.
У тебя откат, случился, дорогая… Потерпи, все пройдет… Ты на правильном пути…