«Я» состоит из мысленных образов о самом себе: какой я, что мне присуще, на что я способен, чего я заслуживаю… «Я» боится разрушения этих образов больше всего на свете… «Я» боится потерять себя, поэтому укрепляет образы о себе всеми возможными способами.
Так, например, мужчине может быть важно верить в свою мужественность: «и руки у меня сильные, и по морде дать могу, и деньги зарабатываю, и жена любит, и друзья уважают».
Так «Я» повышает свою самоуверенность. То есть «Я» верит в само себя через веру во множество качеств, из которых состоит.
«Я» может использовать любой образ себя как свой же фундамент, если способно в него поверить. Неважно, насколько представление о себе правдиво. «Я» может вообразить себя особенным, избранным, или даже президентом мира. Если человеку удалось поверить в свою гениальность, эта мысль становится фундаментом его ложной личности.
«Я» выживает, пока честно верит в эти лживые образы. Когда человеку удается убедить себя в своих замечательных качествах, он будет за них отчаянно цепляться, доказывать их, потому что на них базируется его индивидуальность.
«Честность» с собою
Следует сразу уяснить, что «Я» плевать на честность с собой. «Я» не заинтересовано ни в истине, ни в развитии. Единственное, чего «я» по-честному хочет – это укрепление своих позиций, слепого повышения уверенности в себе.
Вся сопутствующая жизнь воспринимается «я» через призму этой главной потребности… в самоутверждении. Все богатство наших человеческих реакций – это градации удовлетворения своим «Я».
Укрепленное «Я» формирует эго – комплекс взаимосвязанных образов о себе. Представьте человека в бесконечной пустоте, опоры под его ногами иллюзорны, они растворяютя за долю секунды, поэтому человек непрерывно прыгает с одной опоры на другую, чтобы не сгинуть. Эго и есть такая яколка, которая скачет по иллюзорным опорам – с одной мысли о себе на другую.
Мы живем в вечном сейчас. Тут невозможно найти реальное прошлое, или будущее. Они существуют только в мыслях. Каждая мысль содержит отношение к себе: «это я так думаю, я так считаю, даже диван на котором сижу – это диван подо МНОЙ». Так эго удерживается в иллюзорном времени, посреди безопорного вечного «сейчас».
Эго находится как бы посреди бесконечной пропасти чистой реальности, тут не за что уцепиться. Но эго придумывает само для себя иллюзорные опоры, и цепляется за них: я живу, я делаю, я хочу – все я. Эго затапливает себя мыслями, чтобы создать иллюзию понятного жизненного пути, по которому уверенно движется.
Чувство собственной важности (ЧСВ) – это энергия для эго. Когда собственная важность тешится, яколке мерещится, что надежных опор для него вокруг много, можно распрыгаться в разные стороны: «и тут меня любят, и там я умный и красивый… А вот я теперь!.. А вот я так!.. А еще я…» Ну, и т.д.
Поэтому эго непрерывно свою важность раздувает. Именно раздутую собственную важность по ошибке называют уверенностью в себе. Яколка-эго верит, если его красивые проявления одобрены, они как бы реальны.
Чем сильней у человека чувство своей важности, тем уверенней и веселей его «я» самодовольно прыгает по своим многочисленным опорам – с образа на образ, с иллюзии на иллюзию.
Последствия ложной уверенности
На деле завышенное чувство собственной важности проявляется в барских замашках, поучающем самовлюбленном зазнайстве, вздутом самомнении, напыщенности, «святой» скромности, претензиях на «высокое», «уникальное» понимание… и т.д. и т.п.
А боком раздутая важность выходит тоже однообразно и банально: высокая ранимость, психологические откаты, потеря уверенности в себе, зависимость от чужого мнения, болезненная потребность доказывать свою правоту, снижение радости от настоящего мига жизни. И это еще цветочки…
Все бы ладно, да вот эго удивительно быстро подсаживается на новые опоры – мысли о себе, и потеря любой из них для него страшна, потому что ставит под сомнение все прочие. А терять опоры для эго смертельно мучительно. Эго чудом держится на этих иллюзорных опорах в безопорном «сейчас», где происходит настоящая жизнь.
Например если человека поймали за неприглядным занятием, которое не вписывается в его привычной образ, он переживет жгучий стыд. Стыд это эмоция, которая возникает из-за несоответствия своему «Я» на деле. Если поверилось, что ты серьезный, четкий человек, но совершаешь неуклюжий, нелепый поступок, в эту секунду случается разлад твоего «Я» с реальностью.
«Я» изначально иллюзорно, но стыд подсвечивает уже октровенный самообман. Во время стыда «Я» разоблачается, ломается, теряет опоры на глазах и трансформируется. В этом смысле бывает здоровый стыд, который корректирует «Я», приводит его в соответствие с реальностью.
Очень похожая на стыд такая же неприятная эмоция – унижение. Унижение случается, когда ломаются самые самолюбивые гордые опоры эго. Например, если человек воображал себя крутым, а на деле оказался слабоват, он унизится. Во время унижения, его «Я» опять же в моменте отесывается и трансформируется. Как ни печально, унижение тоже бывает здоровым. Если человек откровенно зазнался, через унижение его раздутое эго корректируется, приходит в соответствие с реальностью.
И стыд, и унижение – это формы изначального страха потери индивидуальности.
Может возникнуть справедливый вопрос: как этих мук избежать, или как-то их сократить? Как сохранить уверенность в себе и удержать самооценку от колебаний? Есть два пути. Первый – стать просветленным, как Будда – избавиться от потребности в психологических опорах. Второй путь – сделать опоры хотя бы относительно реалистичными.
Просветление подходит лишь самым продвинутым, хорошо подготовленным к истине единицам. А вот второй путь – уже норма для любого адекватного человека.
Как сделать опоры эго устойчивыми?
Уверенность в себе – это честность с собою
Решение всех психологических проблем сводится к принятию правды. Честный с собой человек строит уверенность не на фантазиях, а на фактах — поэтому его самооценка устойчива. Для ее обоснования повсюду обнаруживаются неожиданные доказательства. Жизнь оставляет их самопроизвольно по всюду. Куда бы ни пошел человек с адекватным мнением о себе, оно остается устойчивым.
Честному человеку не требуется выкатывать напоказ «доказательства» своей крутизны. Он вообще не тужится что-то из себя воображать и демонстрировать, потому что удовлетворяется своим реалистичным имиджем. Его имидж – спонтанное следствие образа жизни.
Такая независимость от красивых масок экономит огромное количество энергии и стабилизирует самооценку.
А вот самозваный король то и дело беспокоится за свои ложные показания. Он затрачивает вагоны энергии на сокрытие некрасивых фактов о себе, на поддержание сфабрикованного имиджа и страх последующего разоблачения. Сначала он повышает уверенность в себе соблазнительной ложью, а затем быстро уверенность теряет, потому что и сам в глубине души в себя не верит.
Обманщик постоянно тревожится, потому что бессознательно знает свою ложь. Он не уверен в подлинности своего показного имиджа, что выливается в общую «по жизни» неуверенность в себе.
Быть настоящим собой – свобода. Пытаться быть другим – самонасилие.
Когда самооценка выстраивается на лживых образах, неуверенность в себе – неизбежный спутник, потому что ложные образы легко разбиваются, и причиняют те самые унижения и стыд.
И ведь хрупкость лживых масок – еще полбеды. Главная проблема – куда опасней. Тенденция обманывать себя может нарастать, вплоть до серьезных психических отклонений. Если самооценка построена на иллюзиях, связь с реальностью обрывается. Об этом я говорил на progressman.ru подробней в статье «Как сходят с ума».
Последствия ложной уверенности 2.0
А начинается все с мелочей. Если не самая любимая черта, например, обидчивость, не вписывается в «красивый» образ себя, который «Я» всем позиционирует, «Я» начинает свою обидчивость сдерживать и подавлять, – ведь обидчивость идет вразрез с ложным образом продвинутой личности, которым «Я» тешит свою важность.
«Я» склонно обряжаться такими масками, за которые, как «Я» верит, его будут любить. Поэтому, выражаясь метафорически, принцессы не облегчаются, а копят отходы в кладовых бессознательного, чтобы однажды подавленное прорвало на поверхность каким-нибудь психосоматическим недугом.
В нашем обществе слепое раздувание важности по ошибке принимают за повышение уверенности. И потакают ему. Вот, дескать, какой я уверенный молодец – если машина дорогая, должность высокая, или даже золотая цепь на шее.
На деле таким образом самооценка только расшатывается из крайности в крайность – от самовлюбленности к самопрезрению.
В запущенной стадии, если эго не хватает поводов для самоутверждения, есть два варианта: либо развитие, либо безумие. Либо эго проходит через стресс горькой правды, душевно растет, либо теряет себя в иллюзиях. Если эго построило свой образ на лжи, оно будет бежать от реальности, защищаться от нее новыми иллюзиями.
Наполеоны, Христы и другие «важные» личности из психбольниц – наглядные примеры, когда эго полностью прекращает вести учет реалистичности своего имиджа, и поднимает самооценку тщеславным самообманом.
Быть больным человеком – непрестижно, поэтому эго старается сохранять внешнюю видимость адекватности. Напомню, что эго напрямую не заинтересовано ни в правде, ни в развитии, даже адекватность для него – лишь инструмент для самоутверждения.
Потребность в самоутверждении всегда заставляет эго слегка забегать вперед, и приукрашивать свой честный имидж. Например, когда человек – вроде бы адекватный, но как бы невзначай бессознательно касается темы, которая выставляет его в лучшем свете, а порой и откровенно приукрашивает. Большинство из нас лавирует между правдивой адекватностью и самовлюбленными иллюзиями.
Если человек искушается привирать ради самоутверждения, он становится зависимым от самообмана, и постепенно отрывается от реальности на грани безумия.
Поэтому, даже если вы не заинтересованы в просветлении, все равно имеет смысл держаться как можно ближе к истине, и шаг за шагом устранять все лживые личины эго.
Как укрепить уверенность в себе?
Возможных экзотических образов для самоутверждения – бесчисленное множество.
«Я» может устроить клоунаду, одеть маску беззаботной, все в этой жизни давным-давно познавшей, мудрой личности, и попугайничать, выдавая мысли авторитетных авторов за свои глубокие прозрения. «Я» может надеть маску благородного рыцаря, отрешенного мудреца, рассудительного эксперта, всемогущего покровителя, или какой-нибудь таинственной принцессы (см. «Любимые песни эго» на progressman.ru).
А чаще всего «я» тяготеет к стандартному образу успешного в наше время человека. Это примерно – богатый, здоровый, выглядящий значительно моложе своих лет человек, бывающий в интересных местах и компаниях – всеобщий объект зависти.
И ведь это срабатывает! Красивые лживые маски находят своих поклонников. Они заряжают своим наивным восхищением самообман зазнавшегося «я». Иногда слепцы группируются и образуют сообщества, секты и целые религии, где локальная «звезда» сияет проекциями своих влюбленных фанатов.
Каждый сталкивается с искушением – повышать уверенность в себе через раздувание важности. Всем нравится чувствовать свою важность. Все хотят любви, хотят одобренных общественностью опор для маневров своего «я», чтобы из реальности не исходило угроз, чтобы она источала дух всеобщего одобрения, чтобы дорожка личного пути была ковровой и устланной свежесрезанными цветами, а впереди маячил райский свет…
И чувство собственного достоинства, и уважение – очередные формы главной потребности нашего маленького «я». Оно неустойчиво барахтается на поверхности хаотичного океана жизни, пытаясь выжить.
Настоящий миг жизни – самый сложный вызов для нашего «я». Оно живет за счет сценариев, протянутых во времени, в прошлом и будущем. Здесь и сейчас мы непрерывно возрождаемся, невероятным чудом переносим «я» из мгновения в мгновение, удерживаем образы себя, снова и снова их воссоздаем.
Честность – единственный способ подготовиться к истине. Не нужно заниматься самоедством. Достаточно отражать, что происходит в текущий момент жизни. Вполне уместно показывать свои сильные стороны, осознавая, как это воздействует на самолюбие. Умеренное самоутверждение, когда ты его осознаешь – это путь к оздоровлению личности.
Свою важность не раздувает только человек, который отчетливо видит правду. Реальная уверенность в себе – и есть чистая правда. Кем бы вы ни были, исследуйте себя. Сомневайтесь в себе до конца, пока ложное не будет отсеяно. Истина выдержит любые поверки и останется твердой почвой для устойчивой самооценки.
Игорь Саторин
П.С.
Изначально статья называлась «Честность как средство от перхоти».
Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию, вы можете пройти со мной онлайн-консультацию. Подробности на
Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес
Когда опоры рушатся, прикольно стоять на «паузе» …)) только выразить это словами…)))
Очень познавательная статья! Игорь, спасибо! Очень точно раскрыто то, чем с недавних пор я себя озадачиваю. Если я чего-то хочу, и не важно — предмет, действия, эмоции, я стараюсь ответить себе честно на два вопроса: что я хочу? и почему я это хочу? И на самом деле многое хочется только, чтобы потешить своё ЧСВ, а не потому , что жизненно необходимо. Получается пустых переживаний и ненужных действий меньше. Меньше стала уставать.
Получается есть два взаимоисключающих пути развития:
1. разрушать опоры для эго (просветление)
2. укреплять опоры для эго (видимо протемнение)
Если выбирать первое, то станешь никем и ничем (тряпкой и размазнёй, без ничего, даже без личности, без собственного взгляда, без точки зрения, прахом, ходячим трупом и т.д. и т.п.).
Если выбрать второе, то будешь увереным, успешным, твёрдым в своих решениях (правда возможно в глубине души легко ранимым). Поэтому в основном люди выбирают второе.
Всем здрасте!—Эта стаття-«Честность как средство от перхоти»,можно сказать,она»привела»меня на даный сайт.
В последние 2 месяца стал более глубоко розмышлять(про себя):»Ну читать прогресмен хорошо— но без дела(реализации)…-это как красивые идеи чтоб улучшить(«выровнять») свою психику,короче пора действовать!
Начать хочу вот с чего…—-Если уж вести какие-то диалоги с людьми—то расказывать то что происходило в реалии(то-что фиксировали органы чуств),недодумывать,неискажать.
В даный момент в беседах бывает ЭГОмонстр(на автопилоте что-то»выдаст»)и я уже начинаю выкручиватся»добивать»
лож до конца.
З собственного опыта замечено—свои мысли мы меньше помнить чем диалоги с другими людьми,есть подозрение что ЭГОмонстр таким-же»макаром»ведёт свой внутринний диалог,из логики,—если «научится»вести трезвое обшение с людьми-то может внутренние диалоги поменяются в лучшую сторону… .
Думаю это проблема не только моя(многие непрочь-бы»реставрировать»свой мысленный апарат).
Следовательно вопрос(скажем прямо)—как научится говорить правду и только правду?,может есть какие-то техники,тренинги,НЛП-что может помочь розвиватся,возможно кто-то это»проходил»-поделитесь пожалуста.Игор может у вас появятся каки-то советы.
Всем удачи.
Mixa14, смысл в том, чтобы быть честным с собой. С окружающими — это, порой, совсем непродуктивное занятие.
Здраствуйте Игорь,вы писали»смысл в том, чтобы быть честным с собой.»—да это цель,пробую цель розделить на этапы,-сначала с другими людьми-потом посмотрим»что там внутри» изменилось,просто если счас наблюдать за Эго —«там» ничего серёзного непроисходит(одни рационализации подменяются с другими)вот и вся практика,печально,но так и есть.
mixa14, привет! Позволь высказать тут и мне свое мнение. Я твои заковыристые по смыслу и способу передачи сообщения иногда с трудом понимаю, приходится по два-три раза перечитывать. Видно, что интеллект присутствует — я серьезно, без иронии. Но это играет с тобой злую шутку. Я знаю, о чем говорю, потому что сам такой — умею и люблю (пудрить людям мозги) красиво и витиевато изъясняться ))))))))))))
Но тут ни к чему такие сложные интерпретации. Честность с собой — это ж самая обычная осознанность. Ты просто пытаешься понять истинную суть своих слов и поступков, и все. Не прикрывать их красивыми и удобными рационализациями, а говорить себе правду. Вот в чем суть на мой взгляд.
А другим людям надо лучше говорить то, что они хотели бы услышать. Правда твоя им не нужна. Совершенно.
PRAS здрасте и тебя я рад видеть(хотя в последнее время»вижу»каждый день на ресурсе),
«Не прикрывать их красивыми и удобными рационализациями, а говорить себе правду»—-подскажи как,подскажи-я заплачу или бартером )))))))))
mixa14, PRAS, спасибо, что зацепили эту тему… она настолько актуально, что каждый раз обнаруживаешь новый слой собственной неискренности. Если посмотреть назад, в свое раннее детство, можно вспомнить (это я про себя) — когда начинаешь первый раз врать — сначала другим, чтобы не выделяться или быть принятой, или удобной для родителей например. А потом это входит в привычку и забываешь, что уже сделала первый шаг от себя… в сторону лжи ради комфорта, а дальше больше — тебе говорят, все так живут и не надо вылезать или спрашивать. Раньше я сразу видела, когда взрослые врали, лукавили и даже не боялась сообщать об этом, за это меня… я казалась себя странной и странной другим, и чтобы приспособиться как-то, не остаться в одиночестве, пришлось быть не собой… потом вообще теряешь нить своей жизни, до какого-то времени даже не замечаешь, стремясь быть не хуже других и типа «одобрямс», а потом вдруг, а может и не вдруг наступает такое отторжение, что … даже вся духовная литература и пр. кажется иллюзией, потому что нет своей правды, нет контакта со своим существом. Все заимствованное и фальшивое. Ты снимаешь один слой, а за ним другой и этой лжи не видно конца. А где же ты и есть ли ты? PRAS, об осознанности столько говорят, и здесь столько написано всего, но что это такое на самом деле? не смотря на все попытки, понимаю, что не знаю… не знаю и не вижу, что есть я, что есть мир, что есть эта жизнь, и что есть истина. И вот это можно назвать осознанностью? Вот эта честность с собой — ничего нет и я заблудилась. Посмотрела кстати фильм Облачный атлас и как-то совсем грустно стало.
После «ОА» тебе грустно стало??? Ты что??? Это же жизнеутверждающий фильм! Все нормально, все хорошо — просто люди дураки, все время чего-то большего хотят.
У тебя откат, случился, дорогая… Потерпи, все пройдет… Ты на правильном пути…