Взрослый мужчина способен обижаться так же, как и пятилетняя девочка. Но самое интересное здесь заключается в том, что, будучи обиженным, этот взрослый мужчина больше всего похож как раз на пятилетнюю девочку. Он ожидает извинений и «справедливости», перед ним должны покаяться и оказать всевозможные достойные почести, чтобы его уязвленное самолюбие снизошло до прощения «виновного».
И если, не дай Бог, эти подношения будут чуть дешевле, чем требуется нашей пятилетней девочке в теле взрослого, она воспримет их как унижающую достоинство жалкую подачку. Как же! Ведь обида так велика! И дань для ее возмещения должна быть соответственно великой.
Обида – еще одно состояние пассивной жертвы обстоятельств, которую несправедливо обделили, которая ничего поправить со своей ситуацией не в силах, но может тихо плакать в одиночестве, ожидая, что каким-то чудом весь мир падет у ее ног, вымаливая прощение у страдалицы. А после, когда жертва этим актом раскаяния мира перед ней удовлетворит свою болезненную самооценку, она, наконец, величественно снизойдет до прощения обидчика. Затем примет от него, или быть может даже лучше от самого Всевышнего всевозможные наилучшие дары за перенесенные муки и страдания, за те пытки, которые вынуждал нашу жертву выносить «злой и коварный» обидчик.
Идея статьи не имеет половой направленности. Сказанное справедливо в отношении и мужчин, и женщин.
Обидная статья
Причиной обиды являются наши нереалистичные ожидания, которые почему-то никто исполнять не вознамерился. В итоге обидчивому человеку только и остается пассивно обижаться и ждать, когда золотая рыбка, исполняющая желания, материализуется чудесным образом прямо у него в руках. А для самостоятельной реализации своих ожиданий обидчивый человек еще слишком мал и слишком жалок.
В крайней стадии обиды, обидчик, прежде чем просить прощения, должен не просто извиниться, но еще и унизиться, и даже как-то «адекватно» поплатиться, перенеся на своей шкуре все необходимые для этой процедуры побои, которые по мнению жертвы, окупят ее «святые» мучения. И, как правило, чем пуще жертва бредит этим бредом, чем больше вгоняет себя в обиженность, тем более фантастические ожидания и требования к обидчику у нее формируются, и тем меньше вероятности, что перед ней вообще хоть как-то извинятся. А если даже извинятся, то извинений этих будет уже недостаточно, чтобы покрыть все перенесенные муки. И тогда, чтобы доказать всему миру, как весь мир был неправ, жертва становится на путь «святого мученика», и начинает добивать саму себя наиболее подходящим для ситуации разрушительным методом, при этом как бы приговаривая: «Посмотрите, что Вы со мной делаете!» «Практика» эта бывает разной.
Если обиженной жертве лет пять отроду, в наиболее запущенном состоянии дите, чтобы его пожалели, намеренно «случайно» падает в лужу в прямом смысле слова «лужа». А если жертва чуть постарше, жалость ее унижает, и теперь, она хочет признания. Теперь она готова показать другим, как реальна и как велика ее боль. Для этого разобиженная бедняжка готова пожертвовать предметом из посудного шкафа, разбив его о свою несчастную голову. В особо запущенных случаях жертва рассчитывает на посмертную славу…
Никакой славы и признания такой «мученик», разумеется, своей деструкцией не добивается. Самое большее, чем его могут удостоить – жалостью, а чаще и того хуже – насмешками и раздражением. То есть, обижаться мало того, что бесполезно, но ведь еще и непродуктивно. Но мы продолжаем делать это снова и снова. Снова и снова надеемся этой манипуляцией добиться желаемого.
Инфантильный манипулятор
Обида – это манипуляция. Все мы просто хотим внимания и любви совсем как малые дети. Но дети хитрее. Они, чтобы получить желаемое, обижаются намеренно. Ребенок лет до двух, если видит, что его обиду не замечают, способен сразу остановиться, привлечь внимание и тут же снова продолжить обижаться. Со временем этот маневр входит в привычку, которая набирает обороты, становясь чем-то якобы «реальным». Взрослый ребенок, обижаясь, воспринимает себя всерьез. А по факту – это все та же манипуляция, но остановить ее взрослый уже не может, потому что с годами научился действовать на автомате. Манипуляция происходит бессознательно, и потому обида кажется искренней.
Обидчивость раздражает окружающих, потому что на все том же бессознательном уровне люди чувствуют ложь, подспудно осознают что обида – не какая-то реальная беда, а всего лишь детская манипуляция. Обида – искусственно раздутая трагедия, с целью добиться желаемого чужими силами. Обидчивая жертва просто отказывается брать на себя ответственность за свои притязания. Вместо этого ей проще манипулировать другими людьми, стараясь своей обидой вызвать в них чувство вины.
Мы обижаемся не только по давней детской привычке, но еще и потому, что у нас «кишка тонка». Нам страшно проявлять свои чувства, мы боимся получить отпор, который не сможем сдержать, и будучи поверженными, пасть еще ниже. И тогда мы капитулируем и сами выбираем стать жертвой обстоятельств, негодуя в «просроченной» зоне комфорта в бесплодном ожидании «справедливости».
Последнее утешение
А что происходит, если мы, не дай бог, удовлетворяем запросы обиженного человека? Тем самым мы создаем так называемое положительное подкрепление. Этим термином в психологии называют тот пряник, который получают в качестве награды за конкретное поведение. И если этот пряник таки был получен, то есть, если обиженный добился своей цели при помощи обиды, этот стиль поведения у него прочно закрепляется. Нужен пряник? Надо обидеться, и посильнее, чтобы пряник был побольше и послаще. В таком детском саду некоторые взрослые люди предпочитают проводить значительную часть своей жизни. Об этой разновидности инфантильности на progressman.ru есть отдельная статья.
Порой обиженный человек падает так низко, что в своем отчаянии уже и не ждет, когда ему улыбнется судьба. И тогда он соглашается на последнее утешение. Ради жалости он готов поплакаться в жилетку, только бы его больше не обижали, и признали уместность его притязаний хотя бы в такой уничижительной форме. Он уже и давно позабыл, что ведь никто и никогда в этой жизни не обижал его. Все это время, он сам проделывал этот трюк с собою. И теперь мы должны повестись на его игру? Пожалеть его? Позволить ему побыть жалким? Ведь наша обиженная бедняжка – всего лишь несчастное дитя? И неважно сколько этому ребенку лет от роду – даже в преклонном возрасте жертва обстоятельств способна плакать просто от бессмысленной жалости к себе, возвеличивая свое раздутое «горе» до небес.
Обида – хлеб психолога. Сколько клиентов ко мне обращалось с жалобой на своих близких, уже и не вспомнить. Благо именно этот невроз лечится достаточно легко. Хватает всестороннего взвешенного анализа собственных иррациональных требований к окружающим.
Обида – не событие. Обида – субъективное переживание. Обидчивость – это склонность проявлять обиду, «талант» находить поводы для обиды даже на ровном месте. Обиженный просто мучает сам себя, бестолково растрачивая энергию на бессмысленную жалость к себе. По-настоящему ничего хорошего обида человеку никогда не приносит, и толку в ней нет никакого. Обидчивость у большинства людей вызывает насмешки и раздражение. На обиженных, как говорится, воду возят. Если мама жалела бедняжку, дитятко свыкается с этой манипуляцией, и может продолжать обижаться даже в расцвете лет. Обида – это опыт, преодолевая который мы движемся к зрелой мудрости. И здоровая толика самоиронии – всегда кстати.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Игорь, спасибо, материал принят к чтению и познанию :)
Человек,ум которого создал образ высокой ответственности
будет пытаться её поддерживать в глазах
других и загонять в подсознание всё
связанное с безответственностью за
слова и поступки.Получая подтверждение
своей роли, он чувствует удовлетворение.
Чтобы выплеснуть и освободиться от
скопившегося напряжения в подсознании
он будет притягивать к себе
безответственных людей и проецировать это
качество на других.Поскольку ум дуален,
то любой обычный человек имеет эту пару.
Работа с ней-это наблюдение за мыслями
и поступками.Раскачивание маятника ума
зависит от уровня осознанности.
Обидчивость и благодушие другая пара.
Поскольку дуальность ума никто изменить не
может,то все манипуляции ни к чему не приводят — всё это очередная игра ума.
Ответственность в моем понимании — это «способность» принимать последствия собственных решений. Если не нравится что-то, об этом можно заявить. А если решил молча отсиживаться, то лучше уж принять и это свое решение, смирившись с настоящими причинами своей пассивности. Если такого смирения нет, возникают обиды, нытье, индульгирование, осуждение, перекладывание ответственности и вины на др. людей и пр. «радости». Смирения обычно нет, когда человек не осознает истинных причин своих решений, когда есть склонность обманывать себя, дескать это не я такой «слабый», а другие — такие «плохие». На эту тему в ближайшее время будет еще одна статья.)
Efim,»посколько ум дуален, то любой обычный человек», а если человек не обычный, иной, не такой как остальные, а что тогда?
Июя
22/02/2012 at 08:36
.. что вы имеете ввиду под обретением чего-то неизменного? Речь идет о каком-то стержне? Как вам кажется, из чего он соткан?
Расширяясь, обретая осознанность, вы сможете яснее видеть любую ситуацию и действовать соответственно. Причем чем больше решений вы видите, тем лучше. А появление неизменного это и есть возврат к себе настоящему, когда по крупинкам отваливается ложное. Остается только то, что есть на самом деле.
Обида точно такой же инструмент, как и внедрение вины, жалость к себе и подобное. Воспринимая действительность яснее, начинаешь видеть, насколько ситуация действительно требует участия или, возможно, в ней нет ничего серьезного и человеку лучше самому во всем разобраться. В жизни очень часто бывает так, что люди пытаются за счет энергии других восстановить нехватку своей. Если у человека проблема, это значит, что он сам ее создал, как «учебную», и ответственность (опять она))))за нее несет тоже он. Часто вмешиваемся в естественный ход вещей, пытаясь, как нам кажется, сделать кому-то добро. На самом же деле мы только латаем своей энергией чужие дыры. Так совершается двойная ошибка. Во первых, мы лишаем человека вызова, который он сам себе бросил, создав в прошлом предпосылку для этой ситуации. Во вторых, мы берем на себя последствия его прежних деяний, вкладывая в борьбу свою энергию. Просто тяжело сразу понять, являются ли мои действия помощью или это просто медвежья услуга. Если все преподносится под эгидой долга, то это означает насилие, и это не может быть естественной реакцией. В истинном желании помочь может быть только любовь.
Satori
Необычный человек,в данном контексте,это тот,кто может наблюдать мысли, не отождествляясь
с ними,которые плывут как облака по небу и вы не имеете к ним прямого отношения.Маятик ума остановлен,дуальности
нет и вы постигаете мир напрямую спонтанно,здесь и сейчас,осознанно и т.д.
К сожалению, это для меня теория.
Игорь, правильно ли я вас понял, что путь от обиды и жалости к себе к разумности лежит через наглость и раздражительность?
Раздражительность я бы отсюда убрал — она похожа на естественную реакцию организма (тела и нервной системы). Скорее, это симптом надвигающейся ярости.
А вот с наглостью я знаком лишь снаружи, но не изнутри. Хотя.. не совсем так. Использую ее иногда для подавления чужой неопасной ярости, потому как наглость гораздо менее энергозатратна, чем ярость, наносит меньший вред здоровью.
Наглость — это насилие над другим, но не спонтанное и горячее, как ярость, а повседневное и холодное.
Еще можно сказать что наглость — это способ возить воду на обиженных. Наглый всегда побеждает обиженного, и в этом смысле он действительно стоит выше на ступенях эволюции.
Но, с другой стороны, наглость — это нарушение цивилизационного кода. Ведь довольно редко обнаглевший хочет, чтобы к нему отнеслись аналогично. Трудно очень многим людям вступать на эту высокую ступень эволюции. Слабость их в том, что они хотят оставаться и чувствовать себя людьми.
Но зато насилие над собой у нас не только не запрещается, но и поощряется. Не пора ли Господу переписать для нас заповеди? Может тогда и наглость нам не потребуется.
— НЕ ПОСТУПАЙ С СОБОЙ ТАК, КАК НЕ ХОЧЕШЬ ПОСТУПАТЬ С ДРУГИМ
— ВОЗЛЮБИ СЕБЯ КАК БЛИЖНЕГО СВОЕГО
Alexshr, начните с себя и мир ваших ощущений измениться. Удачи!
Efim, пол дела вы уже сделали,вы знаете, что эта дорога есть.