Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Мир снов

мир сноваЕсли Вы читаете progressman.ru не первый день, возможно, вы уже заметили, что я циклюсь на «проекциях». В свое время тема эта меня привела в познавательный шок, когда, наблюдая за своим умом, я вдруг ясно увидел, что всю свою жизнь, я только за ним и наблюдал. Всю свою жизнь я смотрел на жизнь сквозь проекции своего ума. Все эти люди и события всегда происходили в уме. Проекции – это слайды нашего ума, сквозь которые мы смотрим на внешнюю реальность, полагая, что так реальность и выглядит, когда на самом деле так выглядит наш ум. А ум – не объективная реальность, а «поверхность» индивидуальной психики. Объективно «объективная» реальность для отдельного человека – это концепция его ума. Никакой объективной реальности за умом не существует. В каждом отдельном уме объективная реальность – субъективна и является очередной проекцией отдельного ума. За пределами ума происходит то, о чем ум знать не может по объективным причинам. Мы погружены с головой в мир снов, где балом правит ум.

«Бестолковое» толкование

Уважаемый мною психолог Фрейд сводил все проблемные переживания к подавленной сексуальности. А подавляются все переживания в бессознательное. Сновидения – это сфера бессознательного, сфера, где подавленные переживания живут своей жизнью.

Фрейда с его зацикленностью на сексе понять легко, т.к. в его времена тема эта была запретной, и сексуальность действительно повсеместно подавлялась. Возможно, подавленный секс действительно преобладал в сновидениях людей того времени, и значительная часть образов из сновидений тогда действительно являлась комплексом символов завуалированной страсти.

В наше время интерпретировать все вертикальные предметы сновидений фаллическими символами уже как-то неактуально. Но если опустить эротические заморочки Фрейда, он, как я думаю, был прав, полагая, что сновидящий благодаря цензуре сновидений «отрабатывает» свои подавленные переживания, чтобы исчерпать их «заряд». По Фрейду все сны вообще являются реализацией подавленных желаний и различных «нежелательных» тенденций психики. События снов Фрейд рассматривал как символическое отображение этих тенденций.

Порой, наши сны, – это гениальные метафоры о нашей жизни.

Уважаемый мною психолог Юнг в теме толкования снов учел некоторые перекосы своего учителя психолога Фрейда, но настрогал своих. Юнг считал, что для толкования снов необходимы глубокие познание в мифологии и символической философии.

Да, существуют «универсальные» образы, за которыми у большинства людей могут стоять схожие переживания. Но в целом, я считаю этот уклон в изучение символики – гигантским костылем. Интерпретация сновидений через символы напоминает мне толкование жизни по суеверным приметам. Как говорится: «страшен не сон, а его толкование».

Дело в том, что ум каждого отдельного человека использует свои индивидуальные, неповторимые как отпечатки пальцев метафоры. Один и тот же символ в «голове» разных людей может символизировать кардинально разные явления. В итоге толк, от толкования сновидений выходит небольшой, т.к. при любом раскладе здесь слишком легко промахнуться.

По моему субъективному мнению никакой сторонний Фрейд с его ассоциативными тестами, или Юнг с его символикой не смогут в точности раскрыть вам значение ваших снов. Есть только один человек, который на это способен.

Техника

Техника простая. Интерпретирующий ум, каким бы продвинутым он не был, задвигается в «шкаф», чтобы своими интерпретациями не искажать сути сновидения. Затем вы, используя «событие» своего сна «вглядываетесь» в переживания, которые за этим событием стоят. Событие сна – это символ, который легко вспомнить. Но трактовать этот символ не нужно. Символ используется как отправная точка, за которой стоят «реальные» события вашей психики. Символ сновидения используется как закладка на «странице» конкретных переживаний. Все, что нужно, — это направить свое внимание на эти переживания. Если происходит отвлечение внимания, вы снова используете символ (событие сна), чтобы вернуться к этим переживаниям, которые по мере такого созерцания, раскроют себя в конкретном знании. Так вы используете сон в качестве путеводной нити, потянув за которую появляется шанс распутать клубок переживаний, которые прятались за этим сном.

Эта простая техника с опытом срабатывает на любых даже самых неуловимых индивидуальных переживаниях. Благодаря чуткости к себе, Вы обретаете способность выводить на чистую воду все свои переживания, разоблачать неврозы и распознавать самообман. По этой теме на progressman.ru уже имеется ряд статей под тегом «чуткость».

В качестве примера. Помню, однажды во сне я увидел, как в моем диване в огромных количествах завелись мыши. Чем является диван? Чем являются мыши? Вглядываясь в эту символику ко мне пришло ощущение «бесконтрольности», и я тут же ясно увидел, как где-то бессознательно переживал о некоторых конкретных недоделанных и заброшенных делах в личном пространстве.

Десять лет назад я увидел «мистический» сон, наполненный глубоким переживанием чего-то удивительно красивого, пришедшего из древности. В этом сне, я лежал на веранде дома, натянув ногой покрывало, словно струну арфы, и тут же понял, что это и есть струна, на которой я могу сыграть. Каждый извлекаемый звук резонировал чем-то невыразимо глубоким и удивительным со всем пространством вокруг меня. Спустя некоторое время я как бы «случайно» вышел на человека, который обучил меня технике созерцания внутреннего звука. Когда это происходило, меня не покидало ощущение, что именно этого я ожидал уже много лет.

Мир снов

«События» снов являются адаптированным для ума отражением «событий» нашей психики. Мы, чтобы жить и действовать пользуемся умом. Наша психика для нас – это наша «окончательная» реальность. Ум, с которым мы отождествляемся – малая частица этой реальности. Ум интерпретирует реальность своими доступными ему методами. События снов – это ограниченные интерпретации умом тех процессов, что происходят в нашей психике, в нашей окончательной реальности.

Иногда сновидения помогают понять, что с нами происходит в повседневности. Иногда они помогают почувствовать, что с нами происходит «там», за пределами ума. Иногда эта запредельность может выходить за рамки линейного времени, в котором варится наш ум, и тогда сновидящий видит «пророческие» сны. Толково растолковывать такие сны особенно увлекательно.

Наши сновидения являются своеобразным «окном» из обыденности в запредельность. По не вполне понятным для нашего ума причинам иногда мы пользуемся этим окном. Уму только и остается интерпретировать увиденное на свой манер, — сновидениями.

Мы живем в этих сновидениях двадцать четыре часа в сутки. Грезы ума преследуют человека по пятам. Человек – и есть ум, самая поверхность того, чем мы являемся. Наша «нечеловеческая» психика слишком грандиозна для человека, с которым она отождествляется на поверхности своего величия. Отголоски этого величия мы иногда видим в своих сновидениях.

Здесь я не говорю о «духовном» пути. В моем представлении вся наша жизнь, какой бы заземленной она ни была, — это и есть духовный путь. Все-все в этой жизни – опыт. Становясь опытными, мы взрослеем.

Роберт Монро исследовал внетелесный опыт и сновидения, и пришел к выводу, что события сна являются обучающими. Глубинная, умудренная частица нашей психики из нашего потенциального будущего помогает нашей маленькой личности взрослеть. В этом смысле, какой бы кошмар вы не увидели во сне, стоит благодарить жизнь, что эти уроки отрабатывается в преходящих снах, и не являются чем-то «реальным».

Все происходящее нас чему-то учит. Понять и растолковать очередное сновидение, иногда означает – понять и усвоить очередной урок жизни.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

208 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Игорь Привет!!! Вы открыли ящик «Пандорры» — теперь каждый расскажет о своем «оригинальном» сне и будет ждать Вашего мнения.. У меня вопрос:- мне кажется, что Мы пришли из сна и туда и уйдем.. А возможно ли во сне найти близких тебе людей?? Говорят сон -это маленькая смерть.. А еще как правильно готовиться к смерти?? И почему правильно- именно так??? И что-такое правильно??? Извините понесло..Ну, Игорь, раз задели-комментарии будут длинными..Очень хочется разобраться, а еще лучше осознать эту тему…

  2. Тема действительно чрезвычайно интересная. Спасибо что затронули ее.
    По поводу Юнга. Я не знаю где Вы прочитал изложенную технику толкования снов, но у Юнга я ее точно встречал (он критиковал метод свободных ассоциаций Фрейда уводивших пациента от символов сна и предлагал создавать своеобразное облако ассоциаций, т.е. постоянно возвращаться к символу сна). Юнг действительно возможно чрезмерно увлекался мифологией, но ей он вовсе не ограничивался. Есть некоторые символы (зачастую при их появлении во сне сновидящего сопровождает нуминозное чувство) которые с личного опыта не вытекают и здесь без познаний в символах и мифах не обойтись. Но Юнг вовсе и не отрицал что многие символы для разных людей могут означать совершенно разные вещи. Развенчание авторитетов это конечно хорошо, но в этой статье к Юнгу Вы несправедливы.
    Ну, а в целом еще раз спасибо за то что дали возможность пообщаться на тему сновидений и с удовольствием изложу свои сны и их толкование (дневник снов веду около полугода и материалу в целом хватает). Но только немного позже.
    И все-таки. Подавляющее большинство снов действительно может правильно истолковать только сам сновидящий, но есть и как Вы их назвали «универсальные» образы, где знания других людей могут помочь в их толковании. Если Вы не против, этой взаимопомощью неплохо было бы воспользоваться.

  3. Для начала приведу в пример два сна схожей тематики.
    1) Я стою на каком-то пустыре перед входом в пещеры, уходящие под землю. Мне страшно туда входить, так как я словно проникаю взором вглубь этой пещеры и вижу там ужасных химер. Но вместе со мной есть группа других людей. Они тоже должны были туда войти, но также не решались. Я понимал что я легко преодолею страх если мы зайдем вместе, но никто из нас не решался этого сделать.
    2) Я приехал к домой к родителям. У нас гостил мой племянник. Отец пришел с города и рассказал, что встретил женщину, торгующую футболками с разными возрастами футболистов и купил одну для племянника. Тут я увидел как мимо меня пробегает племянник и я вижу на его спине футболку с надписью «Childhood of Ronaldo». Вдруг все уходят в другую комнату и я остаюсь один. Я слышу шум открывающейся на улицу двери и иду к ней. Я вижу что на улице ночь. Мне страшно туда идти, но я преодолеваю страх и иду на улицу. С темноты ко мне подходит маленькая девочка-призрак. Меня переполняет ужас и я пытаюсь спрятаться в доме и закрыть за собой дверь.
    Общее значение снов достаточно легко угадываются. Они показывают мои страхи перед моим бессознательным (ночь, темнота, пещеры), химерами которые я могу там встретить и мою инфантильность (возраст Роналду). Девочка во втором сне означает скорее всего означает мое иррациональное начало (кстати стоит отметить, что подходила она ко мне с левой «иррациональной» стороны мозга). Пугаться я ее не должен был, так как она, вероятно, была моим проводником в бессознательное.

  4. Здравствуйте. Очень мне нравится в Ваших статьях отсутствие необходимости что-либо расшифровывать и понимать. Словно река течет. А мы просто смотрим, не пытаясь понять, строение воды. Удивительно.

  5. «Становясь опытными, мы, взрослеем.!..и ещё больше погружаемся в сновидения и проекции ума

  6. Расстояние меж воплощениями отдаляет нас от действительности увиденного во сне, тело так и остается мгновением для восприятия духа

  7. У суфиев есть объяснение, кто и в какой степени точности может растолковывать свои сны.

    Роберт Монро не пользовался осознанными сновидениями, он пользовался осознанным выходом из тела. Я бы не рассматривала эти два состояния как тождественные.

  8. Здравствуйте, Игорь!
    Меня очень заинтересовала упомянутая Вами техника созерцания внутреннего звука.
    Можете в каком-нибудь выпуске остановиться на этом поподробнее?
    Или сейчас рассказать, в чем заключается суть.
    Заранее благодарю :)

  9. 47,

    >>>>А еще как правильно готовиться к смерти?? И почему правильно- именно так??? И что-такое правильно???

    читали ли вы Тибетскую книгу мертвых? там последовательно описываются все стадии ухода из тела и то, что происходит дальше.

    «правильность» подготовки — понятие из мира относительного.
    делайте, что ощущаете, то, что нужно, придет.

    для кого-то подготовкой к смерти является интеллектуальное знание о «что там, потом»,

    кто-то делает буддийскую практику пховы, чтобы научиться сознательно покидать свое тело через «дырку» в макушке,

    кому-то нужно осознать, что/кто он есть на самом деле и понять, что на определенном уровне умирать некому.

    *************************************************************

    Игорь,

    по теме статьи.

    два месяца назад у меня был очень ясный сон.

    он был очень короткий и заключался в том, что моя тетя вытягивала некую белую нить из моей скулы. нить была как живая, пульсирующая, полупрозрачная.

    я смотрела на эту нить и просто знала, что она собой представляет, безо всяких размышлений.

    так вот, тетя вытащила ее до конца. в этот момент просто внутри пришло «связь закончена».

    через 2 дня я получила бумажное письмо от тети (первое и, вероятно, последнее в жизни) о том, что она осуждает мою жизнь по всем пунктам, что если б могла, то выгнала б меня из родительского дома.

    я уже ждала это письмо. все было понятно без прочтения.

    пояснения:

    причиной тетиного гнева стало длительное непонимание моего «духовного» образа жизни. особенно трудно ей стало после второго года индии. накопилось. все мои действия рассматривались под призмой «сектантства».

    за день до сна у меня возникло желание помолиться об очищении кармы. вот и почистилось.

    все описанное принесло тяжесть (эмоциональную, рассосалась уже) и облегчение. и ощущение, что жизнь в человеческом теле — удивительный опыт.

    А еще хотела поделиться.

    Я тут писала недавно о соединении внутри относительного и абсолютного.

    Так вот это принесло интересные плоды, судя по тому, что вы уже как-то говорили, вам известные.

    А именно: исчезновение потребности что-то делать по поводу эгоистической, читай, человеческой, части существования.

    Вижу как иногда даже специально хочется «наесться гадости» — прочитать информационный мусор, например. Читать и впитывать как люди противостоят друг другу, придумывают новые и новые позиции. Странно, что это не вызывает отторжение. Даже сладко смотреть на все это. А потом наступает момент и идет иное состояние… не знаю как это назвать, но проступает. Оно беспозиционное, простое, ровное.

    И это не так, что то одно, то другое. Это все вместе. Сразу. Только то одно поярче, то другое.

    И так здорово, когда не отрицаешь ничего, не видно важности «чистоты» перед «нечистотой». Вот теперь-то я сполна поняла вашу статью о пользе эго.

    Это уникальная возможность побыть, посуществовать — это «я».

    И теперь я понимаю, вашу неторопливость. А действительно, ну куда спешить. И зачем? Зачем кого-то развенчивать. Ведь ни в чем нет изъяна.

    Побывать человеком. Выразиться через человека. Голосом. Танцем. Одеждой.

    Давно я не пожимала вашу руку, :-) пожимаю. Как и руки всех читающих. :-)))))

  10. Ruta
    Читая ваш комментарий (а именно о желании «наесться гадости») вспомнил один отрывок из произведения Моэма. Немного вырвано из контекста, но суть хорошо передана.
    «…Вот вы месяцами ни о чем таком не думаете и убеждаете
    себя, что с этим покончено раз и навсегда. Вы наслаждаетесь свободой и
    уверены, что теперь ваша душа принадлежит только вам. Вам кажется, что
    головой вы касаетесь звезд. А затем вы вдруг чувствуете, что больше вам не
    выдержать такой жизни, и замечаете, что ноги ваши все время топтались в
    грязи. И вас уже тянет вываляться в ней. Вы встречаете женщину вульгарную,
    низкопробную, полуживотное, в которой воплощен весь ужас пола, и
    бросаетесь на нее, как дикий зверь. Вы упиваетесь ею, покуда ярость не
    ослепит вас./…/ как это ни странно, но когда все пройдет, вы вдруг
    чувствуете себя необычайно чистым, имматериальным. Вы как бестелесный дух,
    и кажется, вот-вот коснетесь красоты, словно красота осязаема. Вам
    чудится, что вы слились с ветерком, с деревьями, на которых набухли почки,
    с радужными водами реки. Вы как бог…»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.