Унижение и господство, ничтожество и величие, беспомощность и «сила», неудачник и «победитель», угнетенный и тиран: все эти крайности существуют одна за счет другой, каждая пара – это две стороны одной медали. Ранее я где-то уже писал, что привязываясь к возвышению над кем-либо, мы автоматически связываем себя с унижением. Чем «выше» от истины забираешься, тем больнее падать. Кажется, до недавнего времени я еще не понимал до конца, почему так происходит. Мне казалось, что все дело в привязанности к состояниям. Но недавно, анализируя эти явления, я увидел еще одну сторону. Я люблю смотреть на жизнь, понимая, что моя жизнь – то, как я ее воспринимаю. Мои проекции, мои мысли и чувства окрашивают мою жизнь. И так живет каждый. Что бы мы не делали, мы делаем это со своей жизнью. И в этом контексте, я уверен, когда человек возвышается над кем-либо, он действительно в то же самое время унижает сам себя. Именно поэтому нам следует избегать психологического господства и самовозвеличивания, т.к. эти крайности наряду с унижением происходят единовременно с одним и тем же человеком.
Упрощенно говоря, унижение возникает, когда нас оценивают ниже уровня нашей самооценки. Мы ощущаем, как нас оценивают не столько по конкретным словесным штампам, сколько в том, как с нами обращаются: деликатно, любезно и учтиво, или же небрежно – как с китайской подделкой. То, насколько высоко нас ценят, влияет на нашу самооценку. В итоге, человек не способен унизиться лишь в двух случаях: если у него вообще нет самооценки, либо, когда его самооценка не зависит от внешних факторов. Первый случай – это младенец, которого невозможно унизить, потому что унижать там пока еще нечего. Второй случай – это человек, который честен с собою на все сто. Унизить его невозможно, потому что такой просветленный прозрачный для себя уникум и без наших оценок уже знает, каков он есть. Так проявляется сила самопознания. Но для подавляющего большинства унижение и господство остается актуальной темой.
Наша жизнь является отражением нашей сущности. Почти в каждом человеке помимо каскада ложных субличностей, живут две сущности, которые здесь я условно обозначу такими именами как: униженное ничтожество и господствующий гордец. Эти имена условные и возможно, вы для себя подберете более подходящие и наглядные. Суть в том, что одна из этих сущностей – порождение боли, унижения и страха. А вторая – воплощение славы, гордости и величия. Так вот, в человеке не может жить только одна из этих сущностей – эти двое всегда живут парой, как две стороны одной монеты. На одной стороне – униженное ничтожество, на другой – господствующий гордец. Если есть один, значит, где-то прячется и второй. И в разное время наша личность отождествляется то с одним, то с другим. Здесь мы подбираемся к ключевому моменту.
Все дело в том, что никто не хочет чувствовать себя униженным ничтожеством. И чтобы избежать этого унизительного отождествления, мы всеми силами стараемся утвердиться в роли господствующего гордеца. Но униженное ничтожество при этом никуда не уходит, а продолжает жить рядом – в нашем подсознании. Когда мы отождествляем себя с гордецом, собственное униженное ничтожество мы приписываем человеку, над которым возвышаемся. Так мы «решаем» эту проблему. «Я – звезда, а униженное ничтожество – это другой человек, по сравнению с которым я – звезда».
Так случается раскол психики. Когда мы возвышаемся над кем-либо, нам кажется, что наш господствующий гордец – это мы сами, а наше униженное ничтожество – это какой-то другой человек, от которого дурно пахнет. Так мы «отделываемся» от собственной грязи, попросту приписывая ее другим людям. Но такое «решение» проблемы – самообман. Это даже не решение, а просто интеллектуальный финт – золоченая упаковка для пустышки. Просто нам тяжело смириться с фактами. Нам очень трудно принять то, что в нас живет, и поэтому мы всю скверну в самих себе приписываем другим людям, или внешним обстоятельствам. Униженное ничтожество нам просто удобней всего вытеснить в бессознательное, и затем спроецировать на какой-нибудь внешний объект, на обстоятельство, или на человека.
Когда мы возвышаемся над кем-то, в нас по-прежнему живет пара господствующего гордеца и униженного ничтожества. Просто наше «я» разделяется и нам кажется, что наше униженное ничтожество – это другой человек, за счет которого мы потешили свое самолюбие. На деле это всегда происходило за наш персональный счет, и расплачиваться нам в итоге приходится с собою. А бессознательное такие долги не прощает. Возвышаясь, мы создаем потенциал для унижения, которого всеми силами избегаем, возвышаясь. И так – снова и снова. Это реальный внутренний раскол, которым страдает и наслаждается практически каждый. По этой теме на progressman.ru уже имеется ряд статей под тегом «самолюбие».
С расколом внутри люди сплетничают, перемывают друг другу кости, поносят правительство, чиновников, соседей, родственников, всех вообще, кого только вспомнят. В сущности, любые эмоциональные оценки – признак внутреннего раскола и его дальнейшее укрепление. Чтобы избежать подобного стиля общения, в разговоре с собеседником, следует не оценивать, а слушать и понимать. Тоже самое и в отношении себя – надо себя не оценивать, а осознавать и принимать то, что есть. Именно такое понимание и приятие приводит к спонтанным переменам, к росту личности и сознания. А оценки – это поддержание внутреннего раскола. Унижение и самовозвеличивание удерживают в болоте самообмана.
К сожалению, униженный вместо того, чтобы сделать выводы и понять, что с ним происходит, чаще всего пытается побыстрей снова возвыситься, укрепляя этим двойственность унижения и господства. Увы, от подобной психической «наркозависимости», судя по всему, страдают в разной степени почти все люди на земле. Унижение подпитывает гордыню, потакание гордыне – подпитывает унижение. Унижение – это раздавленная гордыня. И чтобы подавить унижение, приходится возвеличивать собственную персону в гордыне. Здоровое чувство собственного достоинства, окрашиваясь гордыней, перерастает в самовозвеличивание, под влиянием которого, человек начинает унижать других, чтобы подавить чувство собственного ничтожества.
Мы способны пробежать тысячи миль по замкнутому кругу этой сомкнутой на себе двойственности. Пониженная самооценка отнимает веру в собственные силы, и происходит отказ от достижения поставленных целей. Это в свою очередь сдвигает планку самооценки еще ниже, укрепляя и подпитывая чувство никчемности униженного ничтожества. Будучи жертвой таких тенденций, двигаясь в подобном направлении, человек приближается к собственной гибели. «Неудачник» гнобит самого себя, не верит в свои силы, что делает его еще большим неудачником.
Иллюзии ума настолько сильны, насколько сильно мы в них верим. Мы способны вырваться из этого порочного круга на любом его этапе, в любое время, просто перестав покупаться на деструктивные пассажи подавленного ничтожества. Его мыслеобразы – не реальность. Просто фокусировка на душевном недуге сужает восприятие, и может закрывать собой весь обзор жизни. В итоге сквозь шоры «болезни» вся жизнь кажется болезненной. Так работают наши ментальные проекции. Но стоит отвлечь внимание от этих иллюзий, и мы ясно различаем свой потенциал и свои перспективы, осознаем наличие еще нераскрытых личных способностей. Каждый способен развивать и проявлять способность преодолевать жизненные трудности, закаляться «в бою», освобождать ум от лишающих сил влияний, и становиться хозяином самого себя.
Нет никакого смысла возвышаться и тешить самолюбие, ведь гордыня рано или поздно приведет к унижению. Жизнь выравнивает все. Чтобы освободиться от крайностей, необходимо прекратить эти психические тренды в обоих направлениях. Лишь оставаясь собой, не раскачивая двойственности, мы обретаем гармонию здесь и сейчас в своей истинной сущности.
© Игорь Саторин
В продолжение темы: Тщеславие, гордыня и унижение
>Основная задача ума-это чтоб тварь двуногая не здохла, ВЫЖИВАНИЕ.
Основная задача ума — самовыживание (самого ума), и плевать ему на «тварь двуногую» (тело), если только тело не становится составной концепт-частицей самого ума (предметом гордости), как у качков, любителей блеснуть на пляжу, или фанатеющих от «здоровья». Даже обеспокоенность здоровьем из страха — все та же программа озабоченности ума собою, куда ум вписывает тушку как придаток своего владычества.
А то, что все это происходит механически, как в кино, ум не догадывается, т.к. сам является непрерывным следствием творческого процесса, стоящих за здешним творением.. (кому как ближе в собственной концепт. сфере: ангелов, демиургов, деватов, единого Господа..) В конечном итоге и «творцы», также — наблюдаемое. Но пока ты человек, практичней думать об ответственности за личный выбор.
Все верно, самовыживание себя и того с чем он себя отождествляет, а тело двуногое, тушка качка это просто указатели. Вы не сможете себя найти в мире приобретений и потерь.
Игорь, если выйдет закон и на его основании закроют ваш сайт, что-бы вы написали по этому поводу))
Satori, хватит уже оффтопить. ПОЖАЛУЙСТА.)
O.K.)
Игорь.
«Но пока ты человек, практичней думать об ответственности за личный выбор.»
Практично,но не для всех,т.к выбор осуществляет всё тот же обусловленный,
замороченный идеями и желаниями УМ,который и заводит нас в непроходимые дебри иллюзий.
Ум постоянно создаёт проблемы,т.к. мы хотим успешно выживать,а выживает ум только в случае,если мы постоянно мыслим.
Из-за двойственности ума абсолютного
решения быть не может,одни дилеммы.
Ум прекрасный инструмент для решения
технических вопросов,но надо быть
остоожным там,где взаимоотношения.
Опять же, следует признать,что другого
инструмента у нас нет.Кто тот,кто пользутся умом,когда кроме ума у нас,у личости, ничего нет.Выходит часть ума мы называем личностью,а другая часть духовная за ней наблюдает.
Шизофрения.Опять же дуальность.Может кто-то и
пребывает у души или у Самого Бога в гостях,но это единицы.Тру..щиеся массы
могут только поднимать себя за шнурки.
Например,Ефим ищет просветления и стало быть его ум отягощён гордыней,жадностью и похотью.Ефим решил с ними покончить, выжечь калёным железом раз и навсегда и забить себе место в раю.Для этой цели он создаёт в уме образ святого,чтобы сверху видеть все грехи,
который и подбрасывает постоянно мысли:
«Ты куда окаянный собрался,ты женат или
чего ты денег жадничаешь на помощь
сироткам?»
Опыт показывает,что шиза мало что даёт.Статьи пишет святая часть ума,а реальные поступки грешная.
Это называется духовная работа над
собой.Если есть святые в жизни на сайте,то я с ними с удовольствием пообщался.
Святые среди нас не найдутся и не из-за скромности.
Это значит,что ум его духовная,святая часть, нас
самоуспокаивает и разрешает грешить.Известно,
что грешим мы из-за гордыни,алчности,похоти и
других нелицеприятных качеств,которые
генерируют проблемы, мысли и с ними далеко не
уедешь в сторону просветления. Добиться тишины ума
без ограничения желаний и аскетизма невозможно.
Конечно сначала надо изучить все повадки ума,
чтобы видеть все его фокусы.
Прошу простить за многословие и повторение известных
истин.
Efim, а в чем истина брат))
Ум остановить невозможно никогда. Единственное что мы можем находиться в состоянии наблюдателя.Около года существует такая практика, мысли просто приходят и уходят, но они как бы на заднем фоне, думаю кто так же пробовал, тот поймет))
Но есть несколько проблем: первая что ум начинает давить еще больше,если раньше были цветочки то теперь уже полный апокалипсис в голове. второе это несмотря не вовлеченность в происходящее чувствуешь энергетический дисбаланс. не подскажите возможно ли это изменить?
Satori
Во что поверишь,то и будет истиной,но она живая и постоянно будет меняться.