Унижение и господство, ничтожество и величие, беспомощность и «сила», неудачник и «победитель», угнетенный и тиран: все эти крайности существуют одна за счет другой, каждая пара – это две стороны одной медали. Ранее я где-то уже писал, что привязываясь к возвышению над кем-либо, мы автоматически связываем себя с унижением. Чем «выше» от истины забираешься, тем больнее падать. Кажется, до недавнего времени я еще не понимал до конца, почему так происходит. Мне казалось, что все дело в привязанности к состояниям. Но недавно, анализируя эти явления, я увидел еще одну сторону. Я люблю смотреть на жизнь, понимая, что моя жизнь – то, как я ее воспринимаю. Мои проекции, мои мысли и чувства окрашивают мою жизнь. И так живет каждый. Что бы мы не делали, мы делаем это со своей жизнью. И в этом контексте, я уверен, когда человек возвышается над кем-либо, он действительно в то же самое время унижает сам себя. Именно поэтому нам следует избегать психологического господства и самовозвеличивания, т.к. эти крайности наряду с унижением происходят единовременно с одним и тем же человеком.
Упрощенно говоря, унижение возникает, когда нас оценивают ниже уровня нашей самооценки. Мы ощущаем, как нас оценивают не столько по конкретным словесным штампам, сколько в том, как с нами обращаются: деликатно, любезно и учтиво, или же небрежно – как с китайской подделкой. То, насколько высоко нас ценят, влияет на нашу самооценку. В итоге, человек не способен унизиться лишь в двух случаях: если у него вообще нет самооценки, либо, когда его самооценка не зависит от внешних факторов. Первый случай – это младенец, которого невозможно унизить, потому что унижать там пока еще нечего. Второй случай – это человек, который честен с собою на все сто. Унизить его невозможно, потому что такой просветленный прозрачный для себя уникум и без наших оценок уже знает, каков он есть. Так проявляется сила самопознания. Но для подавляющего большинства унижение и господство остается актуальной темой.
Наша жизнь является отражением нашей сущности. Почти в каждом человеке помимо каскада ложных субличностей, живут две сущности, которые здесь я условно обозначу такими именами как: униженное ничтожество и господствующий гордец. Эти имена условные и возможно, вы для себя подберете более подходящие и наглядные. Суть в том, что одна из этих сущностей – порождение боли, унижения и страха. А вторая – воплощение славы, гордости и величия. Так вот, в человеке не может жить только одна из этих сущностей – эти двое всегда живут парой, как две стороны одной монеты. На одной стороне – униженное ничтожество, на другой – господствующий гордец. Если есть один, значит, где-то прячется и второй. И в разное время наша личность отождествляется то с одним, то с другим. Здесь мы подбираемся к ключевому моменту.
Все дело в том, что никто не хочет чувствовать себя униженным ничтожеством. И чтобы избежать этого унизительного отождествления, мы всеми силами стараемся утвердиться в роли господствующего гордеца. Но униженное ничтожество при этом никуда не уходит, а продолжает жить рядом – в нашем подсознании. Когда мы отождествляем себя с гордецом, собственное униженное ничтожество мы приписываем человеку, над которым возвышаемся. Так мы «решаем» эту проблему. «Я – звезда, а униженное ничтожество – это другой человек, по сравнению с которым я – звезда».
Так случается раскол психики. Когда мы возвышаемся над кем-либо, нам кажется, что наш господствующий гордец – это мы сами, а наше униженное ничтожество – это какой-то другой человек, от которого дурно пахнет. Так мы «отделываемся» от собственной грязи, попросту приписывая ее другим людям. Но такое «решение» проблемы – самообман. Это даже не решение, а просто интеллектуальный финт – золоченая упаковка для пустышки. Просто нам тяжело смириться с фактами. Нам очень трудно принять то, что в нас живет, и поэтому мы всю скверну в самих себе приписываем другим людям, или внешним обстоятельствам. Униженное ничтожество нам просто удобней всего вытеснить в бессознательное, и затем спроецировать на какой-нибудь внешний объект, на обстоятельство, или на человека.
Когда мы возвышаемся над кем-то, в нас по-прежнему живет пара господствующего гордеца и униженного ничтожества. Просто наше «я» разделяется и нам кажется, что наше униженное ничтожество – это другой человек, за счет которого мы потешили свое самолюбие. На деле это всегда происходило за наш персональный счет, и расплачиваться нам в итоге приходится с собою. А бессознательное такие долги не прощает. Возвышаясь, мы создаем потенциал для унижения, которого всеми силами избегаем, возвышаясь. И так – снова и снова. Это реальный внутренний раскол, которым страдает и наслаждается практически каждый. По этой теме на progressman.ru уже имеется ряд статей под тегом «самолюбие».
С расколом внутри люди сплетничают, перемывают друг другу кости, поносят правительство, чиновников, соседей, родственников, всех вообще, кого только вспомнят. В сущности, любые эмоциональные оценки – признак внутреннего раскола и его дальнейшее укрепление. Чтобы избежать подобного стиля общения, в разговоре с собеседником, следует не оценивать, а слушать и понимать. Тоже самое и в отношении себя – надо себя не оценивать, а осознавать и принимать то, что есть. Именно такое понимание и приятие приводит к спонтанным переменам, к росту личности и сознания. А оценки – это поддержание внутреннего раскола. Унижение и самовозвеличивание удерживают в болоте самообмана.
К сожалению, униженный вместо того, чтобы сделать выводы и понять, что с ним происходит, чаще всего пытается побыстрей снова возвыситься, укрепляя этим двойственность унижения и господства. Увы, от подобной психической «наркозависимости», судя по всему, страдают в разной степени почти все люди на земле. Унижение подпитывает гордыню, потакание гордыне – подпитывает унижение. Унижение – это раздавленная гордыня. И чтобы подавить унижение, приходится возвеличивать собственную персону в гордыне. Здоровое чувство собственного достоинства, окрашиваясь гордыней, перерастает в самовозвеличивание, под влиянием которого, человек начинает унижать других, чтобы подавить чувство собственного ничтожества.
Мы способны пробежать тысячи миль по замкнутому кругу этой сомкнутой на себе двойственности. Пониженная самооценка отнимает веру в собственные силы, и происходит отказ от достижения поставленных целей. Это в свою очередь сдвигает планку самооценки еще ниже, укрепляя и подпитывая чувство никчемности униженного ничтожества. Будучи жертвой таких тенденций, двигаясь в подобном направлении, человек приближается к собственной гибели. «Неудачник» гнобит самого себя, не верит в свои силы, что делает его еще большим неудачником.
Иллюзии ума настолько сильны, насколько сильно мы в них верим. Мы способны вырваться из этого порочного круга на любом его этапе, в любое время, просто перестав покупаться на деструктивные пассажи подавленного ничтожества. Его мыслеобразы – не реальность. Просто фокусировка на душевном недуге сужает восприятие, и может закрывать собой весь обзор жизни. В итоге сквозь шоры «болезни» вся жизнь кажется болезненной. Так работают наши ментальные проекции. Но стоит отвлечь внимание от этих иллюзий, и мы ясно различаем свой потенциал и свои перспективы, осознаем наличие еще нераскрытых личных способностей. Каждый способен развивать и проявлять способность преодолевать жизненные трудности, закаляться «в бою», освобождать ум от лишающих сил влияний, и становиться хозяином самого себя.
Нет никакого смысла возвышаться и тешить самолюбие, ведь гордыня рано или поздно приведет к унижению. Жизнь выравнивает все. Чтобы освободиться от крайностей, необходимо прекратить эти психические тренды в обоих направлениях. Лишь оставаясь собой, не раскачивая двойственности, мы обретаем гармонию здесь и сейчас в своей истинной сущности.
© Игорь Саторин
В продолжение темы: Тщеславие, гордыня и унижение
Если жизнь это кино, значит возможно стать его режиссером))
Satori
Есть только один вариант и тот у просветлённых — это видеть,что события
разворачиваются на экране и все
переживания из-за отождествления
с телом и умом.Но в кино есть боль,от
которой мы стремимся убежать,инстинкты
выживания и продолжения рода,которые
надо реализовать и удовольствия,за
которыми мы бегаем.Ум всё время нас
обрабатывает так,что как-будто мы
реально существуем и выполняем все
действия.
А-хаа-ха, вас так сильно напрягает то, что вас на самом деле никогда не существовало, ну так это с позиции абсолютного, вернитесь в плоскость материи. Вы сейчас похожи на человека который взял охрененно дорогой спорт автомобиль, открыл копот и пытается понять, мать твою какже это оно умудрилось сюда 460 лошадей запихать))
Дружище садись за руль, а то так и простаишь ловая себе голову))
Вы не читаете мои ответы.События и ракция на них
происходят помимо желания личности.Кино не
останавливается.Сейчас я отождествляюсь в кино со
своим телом и умом,который согласно фильму диктует
вам ответ.В этом акте может участвовать,например,
моя гордыня и я буду спорить,а может нет.
Efim, Игорь Саторин где-то вам отвечал, что вы слишком все драматизируете, или что-то в этом духе.
И я, и я, и я того-же мнения))
Efim, Вы сейчас демонстрируете яркий пример механистичности сознания. Вы же уже вроде поняли, что личность — это роль, взятая на это воплощение, а ум помогает обыгрывать ее. Ну и ладно — но вы-то не личность и не ум, а кто — предстоит найти только вам. Здоровое чувство юмора в этом случае, действительно, не помешает.
Что касается ума, вывести нас из заблуждений и путаницы, созданной им же по правилам его же игры, может не аналитическая и не логическая часть ума. Существует некая сознательная часть, которая и призвана наладить истинное единство, дающее большее количество интуитивных откровений.
Elaya, а как вы относитесь к выбору?
Elaya
Ефим всё сказал.Он киномеханик.Он
верит в адвайту,в кино.Об этом есть и у
Игоря и подробно в книге «Я есть ТО.»
Для кого-то это ересь и дурдом.
Я к этому пришёл из наблюдения над собой
и другими и не перестаю удивляться как
ум держит нас в тюрьме.Пока душа всю
мыльную оперу не посмотрит ходить
нам во тьме иллюзий.Всем мичуринцам,
которые всё могут большой привет.
Satori, мы ответственны за выборы, которые делаем в течение жизни: они демонстрируют наш уровень сознания и в основном, совершаются механически, о чем я и говорила выше. То есть, вначале мы позволяем уму совершать выборы — в этом нет ничего плохого, это только этап, а потом выборы делаются спонтанно на основе внутренней интуиции так, что ум не успевает «адекватно», по-человечески отреагировать.
Но все же, как мне кажется, наступает момент, когда мы перестаем ограничивать себя одним выбором, расширяя границы и позволяя вариативности быть в своем сознании. То есть, это квалифицируется как постепенный переход от линейного сознания к сферическому.
Да, мы несем 100% ответственность за свой выбор, только вот момент:если вы говорите о механичности то окаком выборе может идти речь, если мы под завязку забиты стереотипами.
О внутренней интуиции согласен, в цель.
ОДНАКО, НО ФАКТ))