Неврозы появляются, когда мы сталкиваемся с деструктивными противоречивыми или просто очень необычными переживаниями, с которыми наш разум справиться не способен. Эти переживания уходят в бессознательное. Невроз – это способ, которым подавленный в бессознательное «материал» дает о себе знать, когда прорывается за покровы защитных механизмов нашей психики. В быту неврозы – это обычные негативные переживания, которые проявляются в усиленной и навязчивой форме. Невротик – типичный персонаж мыльной оперы, у которого вместо здоровых отношений – любовная истерия, вместо реальных достижений – самоутверждение, а вместо здравомыслия – инфантильная эгоистичность. В общем, невроз – это такое нормальное состояние современного человека.
На фото отцы – психоанализа: Абрахам Брилл, Эрнест Джонс, Шандор Ференци, Зигмунд Фрейд, Стэнли Холл, Карл Юнг
Неврозы Фрейда
Существует мнение, что психоанализ Зигмунда Фрейда зародился благодаря озарению, которое его настигло во время сеанса гипноза. Этот сеанс проводил учитель Фрейда – Жан Мартин Шарко. Фрейд наблюдал, как загипнотизированному человеку давали команду – после пробуждения от гипноза – раскрыть зонтик. Действие с зонтиком происходило в помещении и потому выглядело особенно бессмысленным. Будучи в здравом уме после завершения гипноза, человек раскрывал зонтик, и когда его спрашивали о причине этого действия, всегда находился «рациональный» ответ. Человек, например, мог сказать, что «с потолка течет», или, что он проверяет работоспособность зонтика. Фрейд понял, что люди периодически совершают действия, не осознавая истинных побуждений для их совершения. При этом все мы находим «рациональное» объяснение таким действиям, в котором сами можем быть искренне уверенны. Этот механизм психологической защиты Фрейд назвал «рационализацией».
Человек априори не способен понять своим умом жизнь, потому что наш ум – лишь малая крупица жизни. Но сам ум при этом может свято верить, что «все понятно» и «никаких чудес не бывает». В этом проявляется механичность ума. Все «непонятные» процессы вытесняются в бессознательное. Задача ума при этом – лишь подобрать подходящее рациональное объяснение – самообман, на который мы купимся. Вроде как: «все понятно – можно успокоиться и двигаться дальше». Человек не способен воспринять чудо, потому что не готов его переварить, потому что чудо может травмировать его психику. Все слишком необычное и непривычное в нашей жизни подменяется рационализирующим объяснением ума. Поэтому наша жизнь такая нормальная, такая серая и привычная. Мы просто не замечаем жизни. Мы не осознаем происходящее. Мы спим в грезах ума, который «знает», и который своим знанием лишает нас истины.
Другой механизм психологической защиты, о котором я говорю чуть ли не в каждой статье – проекция. Суть его заключается в том, что человек – склонен приписывать другим людям, или внешним явлениям то, что происходит в его собственном уме. Например, если у человека плохое настроение, он видит мир мрачным, а если хорошее – то в радужных тонах. Сам мир при этом не меняется, он остается за пределами ума. Меняются – проекции, сквозь которые мы на мир смотрим.
Фрейд и его последователи считали, что человек «рационализирует» и «проецирует» лишь иногда, пребывая в состоянии невроза. Однако по моему субъективному мнению, «нормальный» человек этим занимается практически непрерывно. Мы живем, не замечая жизни. Все, что мы знаем – это наша проекция и рационализация жизни. Мы всеми силами защищаемся от осознания собственного бытия здесь и сейчас. А «рационализации» и «проекции» по Фрейду – это случаи, когда самообман настолько очевиден, что не заметить его уже просто сложно. Когда, видя белое, человек говорит «черное», а глядя на «черное» начинает объяснять это падением курса доллара, механизмы самообмана психологической самозащиты ума раскрывают себя со всей очевидностью.
Неврозы «здоровых» людей
Фрейд считал, что бессознательный «материал» остается бессознательным, потому что мы непрерывно расходуем свою психическую энергию на защиту от этого «материала». Мы тратим силы на блокирование и подавление болезненных впечатлений, вытесняя их в бессознательное. Отсюда берут свои названия соответствующие механизмы психологической защиты: «подавление» и «вытеснение». Когда, по словам Фрейда, вытесненный материал становится доступным для сознания, психическая энергия освобождается, и может быть использована эго для достижения «здоровых» целей. Иными словами, избавляясь от неврозов, мы, ко всему прочему, можем пополнить запасы жизненной энергии, которая доселе растрачивалась на подавление этих неврозов в подсознании. Плюс к этому, устранение «блоков» сознания, и высвобождение неврозов, расширяет сознание и повышает наши интеллектуальные способности. Однако здесь не все так просто.
«Блоки» сознания, или иначе – механизмы психологической защиты – это не какая-то ошибка природы, от которой однозначно необходимо избавляться. Они помогают нам адаптироваться к происходящей жизни. Блоки защищают наше беспомощное эго от безусловной реальности, и помогают «ужиться» с подавленными переживаниями. Их глобальное разрушение – чревато стремительным съездом крыши расколом психики. Однако, как выше уже было отмечено, «плата» за такую «крышу» – остановка в развитии. Психологические «проблемы» – часть нашего взросления. Механизмы психологической защиты, подавляя неудобные для эго переживания, блокируют наше развитие. Блоки сужают сознание и ограничивают восприятие. Вместо наших хранителей, механизмы психической защиты, становятся нашими надзирателями. Как быть?
Имеет смысл работать с теми «блоками», проявление которых беспокоит в текущий момент жизни. То есть нам не стоит стремглав бросаться в пучину подсознания, отвоевывая у него все возможные психические территории, по принципу Наполеона: «главное ввязаться в драку, а там – будет видно…» В такой «драке» слишком легко – лишиться головы. Что-то схожее происходит с людьми во время употребления психотропных препаратов. Сознание под психоделиками хаотично выныривает в мирах за пределами обыденного ума. Это может быть интересно и увлекательно, а может столкнуть с такими пластами бессознательного, от которых человек потом будет шарахаться всю жизнь. Стоит осваивать техники «растворения», используя которые мы не вскрываем хаотично подсознание, но работаем с тем, что уже проявляется в нашей жизни. То, что уже проявлено – это и есть ступень, которую мы прорабатываем. А впереди паровоза – бежать попросту небезопасно. На этом пути мы обретаем терпение, сохраняя понимание: «это – не реальность такая, а временное переживание».
Психоанализ предлагает вытесненный в бессознательное материал сделать доступным для сознания. Через обострение, мы проживаем подавленное переживание и освобождаемся от невроза, высвобождая психическую энергию для дальнейшего роста. И здесь, я смею утверждать – то же самое нам предлагают духовно-эзотерические учения. К примеру, в тантрических учениях продвинутому адепту секты предлагают созерцать боль, которая во время однонаправленного созерцания начинает растворяться. Между сгоранием кармы в индуизме и освобождением от неврозов в психологии можно поставить вполне рациональное равенство. Наше мировоззрение – всего лишь способ рационализировать безусловную реальность. И чем более привычным, правильным и нормальным кажется нам знание, тем ярче в нем проявлен наш рационализирующий самообман.
Это – одна из причин, по которой мне до сих пор не хочется называть себя психологом. Слишком очевидно, что психология, также как и различные духовно-эзотерические учения и прочие науки – просто способ ума очередной раз совершить этот величайший самообман – сделать безусловную запредельную реальность – знакомой и понятной. И progressman.ru в этом смысле – не исключение.
Неврозы Адлера и Хорни
Ученик Фрейда – психолог Альфред Адлер рассматривал неврозы как «стратегию самозащиты эго». В быту невроз выступает как оправдание, или своеобразное «алиби», которое защищает «престиж личности». Так, например, инстинктивные животные влечения обрастают гламурными эффектами и всякими «рациональными» пояснениями. В этом отношении невроз становится способом «взросления» и «развития» невротика. Обратите внимание на кавычки. Вместо реального развития, невротик удовлетворяется показным развитием, когда успех не столько достигается, сколько изображается. И если жизнь тревожит его иллюзии о собственном «величии», невротик переживает невроз. Невротический стиль жизни характеризуют: неуверенность в себе, низкая самооценка, эгоистичные цели, повышенная ранимость, тревога, проблемы в общении и пр. Адлер выделял три основные жизненные «задачи», в которых высвечивается невротический конфликт: работа, дружба и любовь – самые важные и зачастую самые проблематичные сферы жизни. Основные причины невроза по Адлеру идут из нашего детства. Среди них: физические страдания, избалованность, чрезмерная опека, или наоборот – игнорирование и отвержение.
Психолог Карен Хорни считала, что в отличие от здоровых людей, невротик зависит от чужого мнения, от партнера, от своей «скромности», гордыни, власти, престижа, славы, амбиций и др. Зависимость от чужого мнения приводит к тому, что невротик нуждается в положительных оценках и одобрении окружающих. Невротик переоценивает значение отношений, и крайне боится быть брошенным, поэтому иногда склонен избегать отношений вообще. Невротик часто нуждается в защите и покровительстве. Невротик проявляет излишнюю скромность и неуверенность, поэтому страшится открыто выражать свои мысли. При этом невротик нуждается во власти и престиже, чтобы стать объектом восхищения. Невротик боится критики, поэтому избегает совершать ошибки и терпеть неудачи, в результате чего склонен уклоняться от новых начинаний, увязая в зоне комфорта. Как видим, исходя из этих признаков, здоровых людей в нашем обществе практически нет. Как любят говорить психологи: «все мы родом из детства».
© Игорь Саторин
Чтоб получилось это важное в итоге.
Заниматься процессом ради процесса, отдавать внимание тому, что делаешь, а не мыслям о будущем кайфе. Это надо пробовать, а не думать «как».)
Здравствуйте Игорь. Спасибо Вам за ваши статьи, очень интересно пишите. Собственно наткнулся я на Ваш сайт, по причине своего невроза. В данной статье я узнал себя, но способы решения проблемы я так и не нашел. Дело в том, что я полностью увяз в страхах. Я боюсь знакомиться с новыми людьми, если конкретнее я боюсь представляться, когда я осознаю, что сейчас необходимо будет назвать свое имя у меня начинается самая натуральная паническая атака, я сильно волнуюсь, напрягаются голосовые связки, учащается сердцебиение. И непосредственно при представлении я начинаю заикаться, после этого чувствую себя морально раздавленным. Причем дальше в процессе разговора я говорю абсолютно нормально. То же самое происходит, когда необходимо что-либо прочитать перед аудиторией. Даже остроумную мысль я и то не могу высказать по причине этого страха. При этом удачные попытки “представления, чтения, мысли” я воспринимаю как само собой разумеющееся, а неудачные как полный провал. При этом я понимаю, что я больше боюсь даже не столько негативной оценки других людей, сколько самому разочароваться в себе, еще раз убедиться в своей ничтожности. Поэтому невроз и выступает здесь как защитный механизм и уводит от “опасных” ситуаций. Я понимаю, что это все полный абсурд, никто меня за мои ошибки не “съест”, но даже сейчас мысленно представив ситуацию, способствующую проявлению невроза, у меня начинается сердцебиение, волнение и все остальные его признаки, т.е. понимания на уровне осознания как не было так и нет. Как быть в данной ситуации по Фрейду через обострения, как можно больше помещая себя в ситуации способствующие возникновению невроза? Интересно было бы узнать Вашу точку зрения на мою ситуацию.
Павел, заочно сказать не могу. Похоже на придание чрезмерного значения ситуации в следствии ее предварительного ожидания, предвкушения, обдумывания. У ума есть такое свойство, чем больше думаешь о чем-то, тем более важным начинает казаться этот объект. По этому же принципу люди влюбляются. В таком ключе надо выбросить из головы все мысли о том, как будет, и оставить место спонтанности. А вообще, надо разбираться, что именно и почему пугает. Пробуйте говорить не торопясь, осознанно проговаривая каждый слог, не пытаясь выпалить всю фразу целиком.
Прочитав статью, обнаружила у себя все типы невротических проявлений, особенно игру в показное развитие, которое под воздействием реальных ситуаций в настоящее время стал явно виден, что и привело к его обострению. Сначала я переживала и совершала дурацкие поступки, пытаясь восстановить рушащийся образ себя, а сейчас увидела в этом не враждебные события и энергии, которые прорываются на поверхность, а приглашение к исследованию и самопознанию. Конечно хочется, чтобы так разом все решилось и привычная зона комфорта восстановилась, но после безуспешных попыток вдруг открылось другое понимание происходящего, и появилось что-то такое творческое в отношении разбора своего невроза, такой творческий ювелирный интерес))
Игорь, спасибо. Читаю статьи о проекциях — нашел параллели в философии (мудрые, вечные мысли… я не привязан к авторитетам): 1. Парменид — мышление и бытие тождественно — сколько ассоциаций в свете этого блога!!! 2. солипсизм — вне меня ничего нет — студентам, которым преподаю этот предмет, данные мысли кажутся чужими, формальными, мало кто раскручивает эти идеи в своем сознании, чтобы хоть как-то улучшить свою жизнь и осознать иллюзии (я сам в проекциях, пытаюсь осознать происходящее!). Давно возник образ: сознание нуждается в таком же очищении как Геракл «одним махом» очистил Авгеевы конюшни! Согласен с кропотливой работой, но сколько может продолжаться сон наяву у общества!? «Мы просто не замечаем жизни. Мы не осознаем происходящее. Мы спим в грезах ума, который «знает», и который своим знанием лишает нас истины.» — верный диагноз и проблема для решения!
МерабФ, судя по всему про общество в целом переживать бесполезно — оно слишком инертно и заинтересовано совсем другими темами, и это нормально. Тут лучше сразу сосредотачиваться на себе. А когда в себе что-то будет проработано, тогда и окружающие начинают как-то вовлекаться. Но ждать от них этого не стоит, иначе будут неизбежные разочарования.
Игорь, данная статья в частности и лейтмотив сайта в целом побудили заняться самоанализом, как результат выявление огромного количества неврозов,это и неумение принимать решения, инфантилизм, вообщем полный набор. Пытаюсь разобраться. Гложет один вопрос, как соотнести принятие себя (таким какой ты есть), со всеми последствиями этого принятия, с отнесением себя к верующим людям, а именно с возможностью/невозможностью равно желанием/не желанием следовать религиозным догматам, а именно православным. Я определенно светский человек, но отношу себя к людям верующим, так как перестать себя грызть за отступление от церковных канонов, через признание что я не христианка, а нечто подражающее, т.е. лживое??? Решение очень сложное, помогите разобраться
Yuliya, к сожалению церковная мораль неизбежно ведет к внутренним конфликтам. Объединить затвердевшую воцерковленность с психическим здоровьем вряд ли получится. Может помочь более гибкий взгляд.
Мне лично импонирует образ отца Анатолия из фильма «Остров». Он канонам строго не следовал, все делал по своему. Зато честно.
А «доброта», сквозь зубы, вызванная страхом наказания, или надеждой на награду — это банальная корысть.
Почитайте вот это: progressman.ru/2014/08/moral
Спасибо большое за ответ)