Неврозы появляются, когда мы сталкиваемся с деструктивными противоречивыми или просто очень необычными переживаниями, с которыми наш разум справиться не способен. Эти переживания уходят в бессознательное. Невроз – это способ, которым подавленный в бессознательное «материал» дает о себе знать, когда прорывается за покровы защитных механизмов нашей психики. В быту неврозы – это обычные негативные переживания, которые проявляются в усиленной и навязчивой форме. Невротик – типичный персонаж мыльной оперы, у которого вместо здоровых отношений – любовная истерия, вместо реальных достижений – самоутверждение, а вместо здравомыслия – инфантильная эгоистичность. В общем, невроз – это такое нормальное состояние современного человека.
На фото отцы – психоанализа: Абрахам Брилл, Эрнест Джонс, Шандор Ференци, Зигмунд Фрейд, Стэнли Холл, Карл Юнг
Неврозы Фрейда
Существует мнение, что психоанализ Зигмунда Фрейда зародился благодаря озарению, которое его настигло во время сеанса гипноза. Этот сеанс проводил учитель Фрейда – Жан Мартин Шарко. Фрейд наблюдал, как загипнотизированному человеку давали команду – после пробуждения от гипноза – раскрыть зонтик. Действие с зонтиком происходило в помещении и потому выглядело особенно бессмысленным. Будучи в здравом уме после завершения гипноза, человек раскрывал зонтик, и когда его спрашивали о причине этого действия, всегда находился «рациональный» ответ. Человек, например, мог сказать, что «с потолка течет», или, что он проверяет работоспособность зонтика. Фрейд понял, что люди периодически совершают действия, не осознавая истинных побуждений для их совершения. При этом все мы находим «рациональное» объяснение таким действиям, в котором сами можем быть искренне уверенны. Этот механизм психологической защиты Фрейд назвал «рационализацией».
Человек априори не способен понять своим умом жизнь, потому что наш ум – лишь малая крупица жизни. Но сам ум при этом может свято верить, что «все понятно» и «никаких чудес не бывает». В этом проявляется механичность ума. Все «непонятные» процессы вытесняются в бессознательное. Задача ума при этом – лишь подобрать подходящее рациональное объяснение – самообман, на который мы купимся. Вроде как: «все понятно – можно успокоиться и двигаться дальше». Человек не способен воспринять чудо, потому что не готов его переварить, потому что чудо может травмировать его психику. Все слишком необычное и непривычное в нашей жизни подменяется рационализирующим объяснением ума. Поэтому наша жизнь такая нормальная, такая серая и привычная. Мы просто не замечаем жизни. Мы не осознаем происходящее. Мы спим в грезах ума, который «знает», и который своим знанием лишает нас истины.
Другой механизм психологической защиты, о котором я говорю чуть ли не в каждой статье – проекция. Суть его заключается в том, что человек – склонен приписывать другим людям, или внешним явлениям то, что происходит в его собственном уме. Например, если у человека плохое настроение, он видит мир мрачным, а если хорошее – то в радужных тонах. Сам мир при этом не меняется, он остается за пределами ума. Меняются – проекции, сквозь которые мы на мир смотрим.
Фрейд и его последователи считали, что человек «рационализирует» и «проецирует» лишь иногда, пребывая в состоянии невроза. Однако по моему субъективному мнению, «нормальный» человек этим занимается практически непрерывно. Мы живем, не замечая жизни. Все, что мы знаем – это наша проекция и рационализация жизни. Мы всеми силами защищаемся от осознания собственного бытия здесь и сейчас. А «рационализации» и «проекции» по Фрейду – это случаи, когда самообман настолько очевиден, что не заметить его уже просто сложно. Когда, видя белое, человек говорит «черное», а глядя на «черное» начинает объяснять это падением курса доллара, механизмы самообмана психологической самозащиты ума раскрывают себя со всей очевидностью.
Неврозы «здоровых» людей
Фрейд считал, что бессознательный «материал» остается бессознательным, потому что мы непрерывно расходуем свою психическую энергию на защиту от этого «материала». Мы тратим силы на блокирование и подавление болезненных впечатлений, вытесняя их в бессознательное. Отсюда берут свои названия соответствующие механизмы психологической защиты: «подавление» и «вытеснение». Когда, по словам Фрейда, вытесненный материал становится доступным для сознания, психическая энергия освобождается, и может быть использована эго для достижения «здоровых» целей. Иными словами, избавляясь от неврозов, мы, ко всему прочему, можем пополнить запасы жизненной энергии, которая доселе растрачивалась на подавление этих неврозов в подсознании. Плюс к этому, устранение «блоков» сознания, и высвобождение неврозов, расширяет сознание и повышает наши интеллектуальные способности. Однако здесь не все так просто.
«Блоки» сознания, или иначе – механизмы психологической защиты – это не какая-то ошибка природы, от которой однозначно необходимо избавляться. Они помогают нам адаптироваться к происходящей жизни. Блоки защищают наше беспомощное эго от безусловной реальности, и помогают «ужиться» с подавленными переживаниями. Их глобальное разрушение – чревато стремительным съездом крыши расколом психики. Однако, как выше уже было отмечено, «плата» за такую «крышу» – остановка в развитии. Психологические «проблемы» – часть нашего взросления. Механизмы психологической защиты, подавляя неудобные для эго переживания, блокируют наше развитие. Блоки сужают сознание и ограничивают восприятие. Вместо наших хранителей, механизмы психической защиты, становятся нашими надзирателями. Как быть?
Имеет смысл работать с теми «блоками», проявление которых беспокоит в текущий момент жизни. То есть нам не стоит стремглав бросаться в пучину подсознания, отвоевывая у него все возможные психические территории, по принципу Наполеона: «главное ввязаться в драку, а там – будет видно…» В такой «драке» слишком легко – лишиться головы. Что-то схожее происходит с людьми во время употребления психотропных препаратов. Сознание под психоделиками хаотично выныривает в мирах за пределами обыденного ума. Это может быть интересно и увлекательно, а может столкнуть с такими пластами бессознательного, от которых человек потом будет шарахаться всю жизнь. Стоит осваивать техники «растворения», используя которые мы не вскрываем хаотично подсознание, но работаем с тем, что уже проявляется в нашей жизни. То, что уже проявлено – это и есть ступень, которую мы прорабатываем. А впереди паровоза – бежать попросту небезопасно. На этом пути мы обретаем терпение, сохраняя понимание: «это – не реальность такая, а временное переживание».
Психоанализ предлагает вытесненный в бессознательное материал сделать доступным для сознания. Через обострение, мы проживаем подавленное переживание и освобождаемся от невроза, высвобождая психическую энергию для дальнейшего роста. И здесь, я смею утверждать – то же самое нам предлагают духовно-эзотерические учения. К примеру, в тантрических учениях продвинутому адепту секты предлагают созерцать боль, которая во время однонаправленного созерцания начинает растворяться. Между сгоранием кармы в индуизме и освобождением от неврозов в психологии можно поставить вполне рациональное равенство. Наше мировоззрение – всего лишь способ рационализировать безусловную реальность. И чем более привычным, правильным и нормальным кажется нам знание, тем ярче в нем проявлен наш рационализирующий самообман.
Это – одна из причин, по которой мне до сих пор не хочется называть себя психологом. Слишком очевидно, что психология, также как и различные духовно-эзотерические учения и прочие науки – просто способ ума очередной раз совершить этот величайший самообман – сделать безусловную запредельную реальность – знакомой и понятной. И progressman.ru в этом смысле – не исключение.
Неврозы Адлера и Хорни
Ученик Фрейда – психолог Альфред Адлер рассматривал неврозы как «стратегию самозащиты эго». В быту невроз выступает как оправдание, или своеобразное «алиби», которое защищает «престиж личности». Так, например, инстинктивные животные влечения обрастают гламурными эффектами и всякими «рациональными» пояснениями. В этом отношении невроз становится способом «взросления» и «развития» невротика. Обратите внимание на кавычки. Вместо реального развития, невротик удовлетворяется показным развитием, когда успех не столько достигается, сколько изображается. И если жизнь тревожит его иллюзии о собственном «величии», невротик переживает невроз. Невротический стиль жизни характеризуют: неуверенность в себе, низкая самооценка, эгоистичные цели, повышенная ранимость, тревога, проблемы в общении и пр. Адлер выделял три основные жизненные «задачи», в которых высвечивается невротический конфликт: работа, дружба и любовь – самые важные и зачастую самые проблематичные сферы жизни. Основные причины невроза по Адлеру идут из нашего детства. Среди них: физические страдания, избалованность, чрезмерная опека, или наоборот – игнорирование и отвержение.
Психолог Карен Хорни считала, что в отличие от здоровых людей, невротик зависит от чужого мнения, от партнера, от своей «скромности», гордыни, власти, престижа, славы, амбиций и др. Зависимость от чужого мнения приводит к тому, что невротик нуждается в положительных оценках и одобрении окружающих. Невротик переоценивает значение отношений, и крайне боится быть брошенным, поэтому иногда склонен избегать отношений вообще. Невротик часто нуждается в защите и покровительстве. Невротик проявляет излишнюю скромность и неуверенность, поэтому страшится открыто выражать свои мысли. При этом невротик нуждается во власти и престиже, чтобы стать объектом восхищения. Невротик боится критики, поэтому избегает совершать ошибки и терпеть неудачи, в результате чего склонен уклоняться от новых начинаний, увязая в зоне комфорта. Как видим, исходя из этих признаков, здоровых людей в нашем обществе практически нет. Как любят говорить психологи: «все мы родом из детства».
© Игорь Саторин
Очень интересная статья.Любая модель,объясняющая
мир,ситуацию всегда направлена на защиту психики
и подгонку под нашу обусловленность.С другой
стороны, ум единственный инструмент,который
дан нам для выживания.Постоянная осознанность,
проверка своих мыслей на соответствие,например,
десяти заповедям,занятие сложное и малодоступное.
Искать блоки в далёком детстве неэффективно.
Что делать?
Проекция . Как легко заметить этот механизм в других людях. И совершенно невозможно — в себе. Такая прямо железобетонная уверенность, что уж сам-то видишь мир как есть, а не собственные проекции .
Игорь, на Ваш взгляд, что наиболее эффективно поможет увидеть это в себе : образование ? медитация ? что-то другое ?
Виктор А, может помочь понимание и установка: все наши понимания — не «события», а всего лишь — НАШИ понимания.
Не существует никаких «событий» за пределами ума.
Эту установку можно сталкивать со всеми самыми серьезными и реалистичными мыслями.
Если проникнуться, может привести к удивительному переживанию всего происходящего, как содержания собственного бытия/сознания.
Спасибо. Пока не очень понятно. Буду проникаться :)
Это все равно что посадить кошку в клетку и кормить пирожками с капустой, а потом сказать, что она плохо себя чувствует из-за проблем в детстве. Не человек невротик, а общество гнилое, где модель поведения «я успешен» считается незыблемым правилом. Отлучите человека от общества, дайте смысловую замену, и он перестанет быть невротиком, потому что для человека как вида это вообще не свойственно, а проявляется только в силу того, что «с кем поведешься — от того и наберешься».
И плюс отсутствие агрессии со стороны внешнего нецивилизированного мира, на которой человек мог бы натренироваться стоять прямо. В этом стерильном вольере только и остается что создавать трудности из ничего, потом их же и решать. В чем нет ничего плохого, ибо эффект тот же (при условии что трудности и правда решаются), а шанс, что тебя сожрет медведь, куда меньше. Но какой смысл говорить обо всяких комплексах как о чем-то свойственном человеку? Это не более чем принятая модель поведения в обществе.
Легко представить общество без подобных признаков дегенерации, нужно всего лишь сплотить его одной целью. Ибо тогда все будут вариться в одной контекстной области, отчего будут чувствовать «близость» и прочее.
В общем я к тому, что жевание соплей и исступленная раздерганность — только способ придать бесцельному существованию хоть какой-нибудь смысл, но никак не естественный ход вещей.
У животных тоже есть неврозы, доказано. Они тоже испытывают фрустрацию, используют ряд примитивных защит. Опыты на крысах и других животных показывают, что и у них есть иерархия и угнетенные, если набирается опр. кол-во крыс. Для отсутствия неврозов нужны запредельно сложные условия. Считаю, что в умеренном количестве неврозы (их сила) не страшны, неизбежны и даже нормальны, во вредном — их возможно снизить до умеренного уровня.
Любое общество наряду с минусами имеет и плюсы, важно лишь разобраться со своими конфликтами и найти свое место в жизни, а также не зацикливаться на мелочах, памятуя о конечности бытия.
>Отлучите человека от общества, дайте смысловую замену, и он перестанет быть невротиком
Да, в сектах какое-то время человеку — хорошо. Но «попривыкнув» к новому «обществу», все повторяется.)
>Легко представить общество без подобных признаков дегенерации, нужно всего лишь сплотить его одной целью.
Троль, а это часом не Вы в прошлой жизни подняли революцию в 1917? :D
>В общем я к тому, что жевание соплей и исступленная раздерганность — только способ придать бесцельному существованию хоть какой-нибудь смысл, но никак не естественный ход вещей.
Есть такое. Бытовой «экстрим» с адреналином, чтобы ощутить себя живым.
Нда :D ещё один мелкий тиран которому «поганое» общество не даёт реализовать свои «светлые» амбиции .
Покамест будет искать источники своих бед вовне — ситуация и с места не сдвинется .
>Да, в сектах какое-то время человеку — хорошо. Но “попривыкнув” к новому “обществу”, все повторяется.)
Секта — филиал общества.
>Троль, а это часом не Вы в прошлой жизни подняли революцию в 1917? :D
Не, я тогда под шумок царскую усадьбу разворовывал.) Я это в качестве примера привел, что человеку необязательно стремиться самоутвердиться в обществе именно по этому шаблону «я успешен». Есть и другие шаблоны самоутверждения, соответственно и другие модели поведения, и некоторые из них не подразумевают невротичной хаотичности.
>Нда :D ещё один мелкий тиран которому “поганое” общество не даёт реализовать свои “светлые” амбиции .
>Покамест будет искать источники своих бед вовне — ситуация и с места не сдвинется .
У вас никудышные экстрасенсорные способности.
Идя с масленым фонарём по тёмному коридору, на обеих стенах которого написаны свои тайны жизни и мироздания, лучше держаться его середины, чтобы «читать» по возможности с обеих сторон. Иначе всегда можно пропустить нечто важное.
Тут какое то противоречие с самого начала, имхо )
Нормальные люди не могут заниматься самообманом, иначе следует признать что постоянный «самообман» — это нормально. М-да…