В этой статье будут затронуты такие темы как: парадоксальность момента «сейчас», иллюзорность мира, «сущность» нирваны и роль высшего разума в человеческой жизни. Здесь я хотел бы обобщить выводы из двух статей о структуре сознания и реальности. Одна из статей «Реальности не существует» повествует об иллюзии времени. И вторая статья «Иллюзия выбора и спонтанная деятельность ума» – о механичности, или же иначе, об абсолютной спонтанности жизни как таковой.
Парадокс момента «сейчас»
Для любого явления необходим промежуток времени. Например, иногда, чтобы добраться из одного места в другое необходим час времени. Где-то на пол пути к месту назначения, вы можете измерить пройденный путь во времени, тридцать минут которого стали вашим прошлым, и тридцать минут которого до места назначения являются предполагаемым будущим. Однако при этом вы всегда остаетесь в настоящем моменте, в котором будущее и прошлое существуют лишь на уровне мысли.
Парадокс в том, что, если, как уже было замечено, для существования любого явления нужен промежуток времени, настоящего момента (между прошлым и будущим) не существует вообще. И в то же время, настоящий момент является единственной реальностью. Момент сейчас – это само существование. В учении адвайты это – Атман. На нашем языке – это бытие, «ощущение» того, что вы существуете. Мы живем в этой парадоксальной реальности настоящего, не замечая чуда присутствия конкретных форм, которых априори просто не должно быть. То, что формы есть, и то, что мы ощущаем движение – величайший парадокс.
Жизнь всегда есть сейчас. Однако в этом «сейчас» умещаются мириады форм. Мы видим, как движутся формы, и это подразумевает наличие прошлого и будущего. Мы видим прошлое и будущее, происходящие в непрерывном настоящем.
Сознание в мире, или мир в сознании?
Реальность для человека – проявление его сознания. То, как и что человек воспринимает, является «движением» его сознания. Если вы видите, как летит птица, это означает, что в вашем сознании возник образ летящей птицы. То, что птица летит – это проекция, мысль о том, что существует реальность, в которой птица движется по воздуху. О том, существует ли это движение реально за пределами этой мысли, сказать на уровне слов в точности почти ничего нельзя. Если другой человек эту птицу увидит, что якобы станет подтверждением реальности этого явления, на самом деле это значит лишь то, что в сознании этого человека возник схожий образ. Для вас же этот другой человек с его образами, также, является лишь еще одним образом в вашем сознании. Все обыденные доказательства, отражают лишь условную «истину» на относительном уровне, где человек привык ориентироваться и воспринимать иллюзию движения как окончательную «устойчивую» реальность.
Нирвана
Глядя внимательно в настоящий момент, сознание способно обнаружить факт условности существования, как самого сознания, так и форм, которые в нем возникают. Существование, или отсутствие существования – лишь очередные образы в сознании. Когда нет этих образов, нет ни бытия, ни небытия. Все явления, возникающие в сознании, включая огромный мир, в котором сознание живет – просто образы самого этого сознания. Сознание «пребывает» в мире, который является образом этого самого сознания.
И здесь вспомним, что для существования любого явления необходим какой-либо промежуток времени. Образно это можно представить как сферу времени, края которой отдалены друг от друга промежутком времени, которое необходимо для проявления какого-либо события в данной сфере. И чем ближе сознание к восприятию истины настоящего момента, тем ближе края сферы времени смещены друг к другу. В движении, протянутом на пять минут, края сферы времени отдалены друг от друга на пять минут. В движении, которому необходима доля секунды, края времени для обыденного человеческого восприятия почти сливаются воедино. Если представить себе момент равный одной миллиардной секунды, можно образно обозначить этот промежуток времени, как момент, приближенный к истине вплотную. Тотальный «момент сейчас» не имеет промежутков времени. Мы живем сейчас.
Насколько могу судить в буддизме проживание именно этой истины вне времени называют «вхождением» в нирвану и просветлением. И если при этом не теряется связь с иллюзорным миром, сам этот мир воспринимается, как стороннее явление, в котором все случается спонтанно само собою. Все явления спонтанны, потому что в настоящем нет времени, которое необходимо для приготовлений и обдумываний. В настоящем нет времени, чтобы сделать выбор. Поэтому выбор происходит совершенно спонтанно, так же, как шелестят листья на ветру. Это выход за пределы кармического круга, обусловленного причинно-следственными связями. У того, кто не делает, нет кармы. Тело действует, ум действует, но сознание просто наблюдает. На progressman.ru об этой стадии восприятия есть отдельная статья.
Если этот образ непонятен, можно представить себе уровень атомов, на котором нет человека с его иллюзией деятеля, нет личности, которая сомневается. Там есть лишь элементарные частицы. И я никому не советую стремиться к познанию реальности именно на этом уровне, когда разоблачается все человеческое. Вся романтика и красота пути при этом исчезает так же, как и все человеческие чувства. Если что-то имеет смысл и ценность, то это – святая безусловная любовь, на которую способен человек. Нирвана – это не пустота. Это, как говорят индуисты: «Ни то, ни это». Но это не «ни то ни се, ни рыба, ни мясо». Это именно нечто – за пределами всего, что можно констатировать как что-либо.
Кукловоды
Наши мысли приходят к нам спонтанно. Мы не планируем мысль, которая появляется в настоящий момент. Мысль просто приходит. Здесь и сейчас мы не осознаем, как и откуда она пришла. Мы подобны программе, которая просто действует в силу своих данных. Все происходит так, словно существует разум, направляющий наше мышление и наши действия из необозримого будущего. И этот разум выше нашего человеческого разума на много порядков. Однако и сам этот разум управляется в силу своих запредельных качеств, которые являются спонтанным и парадоксальным проявлением реальности здесь и сейчас.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
П.С. На слепую веру, как и всегда, брать ничего не советую. Есть парадоксальные явления, которые доступны для относительного понимания даже на уровне логики. Возможно, на этот уровень, пока нет прямого опыта, и следует опираться.
Вопрос: почему Все «ДУМАЮЩИЕ» люди говорят о том, что другие люди живут в иллюзии? А сами они где? Кажется, что знающий и незнающий отличаются только тем, что один может объяснить причину поведения другого, а другой просто делает, не заморачиваясь над причинами и следствиями?! Так кто из них живет более полной жизнью? У кого ум не мешает быть здесь и сейчас? Знающие могут многое объяснить — но чтобы практикой сделать себя счастливым, любящими — я не встречал. Все знающие стремятся донести свои знания до других людей — не знающих. А почему? Почему возникает стремление сделать себе подобных знающих? Может происходит рождение очередной «религии»?
правильное направление мысли))))))))))
Юрий, есть знающие, а есть просто хорошо информированные. Если знающий, да еще может адекватно донести до других свое понимание, переживание целостности, то это здОрово. Это может помочь случиться переживаниям у других или хотя бы разжечь тягу к познанию себя. Никаких других целей. А у информированных как раз создание религии для того, чтобы наслаждаться ЧСВ.Ведь информированные так и не познали себя.
все намного проще)))ни одно в мире животное не обьясняет другому животному,что такое жизнь,а просто живет ею,чего и всем желаю,выбросте весь этот мусор из головы и живите,полноценной жизнью,в которой как часть есть и то что вы пишете)))