Чтобы ярче раскрыть тему соотношения мистики, эзотерики и недвойственности, сегодня в качестве исключения опишу один из своих практических опытов, который был прожит семь лет назад, вследствие практики созерцания настоящего момента. Мистика и эзотерика в этой статье ставятся на один «полюс», который я обозначаю этими двумя словами, и на другом «полюсе» – недвойственность.
Многие начинают путь под влиянием мистики. Это своеобразная романтика, с которой жизнь кажется интересней. И если человек развивается в этом направлении, он начинает проникаться различными эзотерическими идеями, читает Кастанеду, Гурджиева, Ошо, и украшает свое мировоззрение занятными «магическими» концепциями о тонких материях.
Затем, если «повезет», человек сталкивается с концепциями недвойственности и просветления. И по началу эти концепции гармонично дополняют мистические представления о пути. Здесь я не стану говорить о том, насколько все это «неслучайно» и «своевременно». Этапы бывают разные. И если человек по-настоящему стоит на пути, он начинает понимать, чего хочет на самом деле, действительно ли ему нужна истина, или же он просто жаждет впечатлений.
Мистический опыт
Тело, как и всегда в медитации было неподвижно. Снова пришло блаженное ощущение, что руки, ноги, голова и все-все соединяется в одну точку где-то в области лба. Такое переживание бывает, когда энергия течет через центральный энергетический канал. Блаженство начало нарастать сильней, чем бывало прежде при таких переживаниях. Если раньше блаженство держалось минут десять, и плавно переходило в откат (психологическую рецессию), в этот раз переживание не прекращалось.
Появилось ощущение, что я начинаю плавно, как по спирали постепенно переворачиваться в пространстве. На пике появилось переживание, что я вишу вниз головой где-то далеко над телом. Внутри ощущался покой. Мысли как множество различных свидетельств происходящего приходили, но ощущались, как нечто неявное и далекое. Появилось и начало нарастать ощущение чуда. Слово «чудо» можно заменить на «удивление». Однако удивление это сопровождалось множеством других переживаний, которые можно охарактеризовать как мистические. Это – удивительно красивые и глубокие переживания, намекающие на какую-то невероятную тайну. Казалось, все то лучшее что могло и может быть на уровне чувств начало проявляться.
Я повис в радужном пространстве блаженной вечности. Она была не пуста. Это нельзя описать словами. Интенсивность переживаний нарастала, и дошла до такой степени, которая казалась чем-то невозможным. Какая-то часть ума кричала, что этого не может быть, так не бывает, это слишком изумительно, невероятно. Казалось, происходило нечто невозможное, и я впервые в жизни почувствовал, что схожу с ума…
Не помню, как я открыл глаза. Какое-то время я еще сидел, а переживание нарастало, и я разглядывал вечность в обычных предметах. Затем я встал и начал как-то передвигаться по квартире. Повсюду была вечность и непрерывное дежавю. Помню, я был уверен, что все-все это уже было в «прошлой загрузке матрицы», в прошлый раз, когда вселенная снова проявилась. Все это, конечно, образы. Казалось, что когда-то очень давно я все это уже видел. Восприятие времени было иное. Я не замечал, как передвигаюсь – только что был на кухне, и вот, уже в комнате. Когда я смотрел на предметы, казалось, что я смотрю на них вечность. Вечность, которая присутствует в настоящем.
Когда я вспоминаю то состояние, ум подкидывает разные образы. Среди них есть человек, который оказался в центре солнца, огонь которого – мистическое изумление и блаженство. Еще ум подкидывает такие существительные как: миллиард, невозможность, тотальный Бог и т.п. Ум способен выжить в любых условиях. Тогда я это увидел. Если психика слаба, конечно, ум может быть подавлен и сломлен. Но вообще, ум способен работать почти на всех частотах. Бороться с ним действительно совершенно бесполезно.
В какой-то момент я принял лежачее положение и все начало изменяться. Скорей всего само положение тела играет здесь вторичную роль. Кажется, в тот момент я пожадничал и подумал, что лежа, снова «войду в Бога» и зайду еще глубже, не смотря на страх безумия. Однако на этот раз начался ад. Никогда ничего более болезненного до этого опыта в жизни на моей памяти не было. И самое страшное заключалось в том, что ад был в привычном мышлении. Все те обыденные мысли, которые обычно думаются в течения дня, при высокой интенсивности восприятия ощущались, как тотальное страдание. Прохождение через каждую мысль проживалось, как еще одна ступень с новым оттенком океана боли. Сознание сжалось в комок. Помню, что тогда у меня было только одно желание: «я хочу исчезнуть». Не помню, сколько это длилось по времени. Меня всего выворачивало, это была как маленькая смерть. Тело тошнило. Затем все прошло.
Возвращение в привычный мир оказалось огромным облегчением. Я ступал босыми ногами по собственной блевотине, и радовался жизни. Меня больше не интересовала мистика. Нет, просветления не пришло. Но после этого дня жизнь воспринимается как непрерывное чудо. Даже обыденное и скучное, ощущается как некая аномалия на фоне вечности. Все эти разноцветные формы – чудо. Словно все это и есть радужное тело Бога. Всегда есть осознание, что все происходящее могло быть каким угодно. В реальности все может быть каким угодно. Наши тела, наш способ общения – нелепы! Мы к этому привыкли. Сама жизнь на фоне вечности – парадокс. Наш мир – это тишина и покой, в сравнении с тем, как может быть, и как есть. Не стоит прыгать в вечность с головой. Все должно происходить постепенно по мере готовности.
В обыденной жизни человек испытывает много хороших состояний. Это может быть радость, интерес, различные оттенки настроений, которые ощущаются, как своеобразная атмосфера пространства. Может показаться, что хороших переживаний немного. Их можно перечесть по пальцам одной руки. Однако каким-то странным образом, мы забываем о наших настроениях. Если не делить настроение на хорошее, или плохое, а вглядеться в него, можно начать замечать оттенки, которых не меньше, чем в кулинарных блюдах. Возможно, все дело в том, что настроение – переживание утонченное, поэтому ощущается не так явно, как обыденные чувства. И если пропустить через проводники собственной психики чуть больше тока, наши настроения проявятся как ярчайшие, невообразимые переживания. И если мощность «тока» будет слишком высокой, человек начнет различать не только оттенки переживаний, но и каналы, по которым они движутся, и возможно нечто за пределами структуры сознания. К сожалению, когда забегаешь вперед поезда, можно запросто потерять ясность и поглотиться переживаниями.
Когда рождается ребенок, он видит новый огромный и сложный мир, понимания которого у него еще нет. На самом деле понимания нет и у взрослых, но у нас есть иллюзия обыденности и что-то вроде ощущения относительной уверенности в том, что последующие мгновения жизни предсказуемы и подконтрольны.
В энергетических каналах нашего тела содержится огромный потенциал. Все то многообразие жизни, которое мы видим – лишь проекция информации из энергетических каналов нашего тонкого тела. Мир вокруг нас – наше собственное отражение. Когда энергетические каналы подпитываются энергией, мы можем ощутить невероятную духовную силу и красоту. И наоборот, если человек рос над собой, становился сильней, но в какой-то момент, возможно, в силу болезни, ощутил упадок сил, может возникнуть ощущение, что он деградировал, и вернулся к незрелой личности, которую оставил позади много лет назад. С выздоровлением текущий уровень сознания возвращается.
Возвращаясь к опыту. Почему я решил его описать? Потому что именно этот опыт во многом показателен. До него и после него было множество подобных и других переживаний. Но какая-то часть внутри меня именно тогда поняла, чего я хочу на самом деле. До этого опыта, я был уверен, что хочу просветления. На деле же я, как личность, или как эго, хотел просто впечатлений. И чем приятней, больше и сильнее, тем лучше. В тот день я получил именно то, чего хотел, не задумываясь о «цене», которая проявилась в тяжести барьеров сознания. Спящий ум не замечает, насколько это, как говорил Шри Ауробиндо «ужасно и чудесно быть человеком».
Спустя некоторое время у меня пропало всякое желание делиться с другими своими переживаниями, да и вообще говорить на духовную тему. И совсем не потому, что у меня якобы затих ум, и я стал таким типа самодостаточным. Ум по прежнему работает, и я люблю говорить. Все дело в том, что я испытал огромное разочарование в словах, которыми тщетно пытался донести свои «открытия». Все это проживалось, как настоящий «взлом матрицы». Но это – переживания. А люди способны оценить исключительно события. Даже концепция просветления для большинства – лишь «значимое событие». Слова не отражают опыт, и прямой опыт словами передать невозможно. Мы можем лишь попробовать направить другого человека, позволить ему прожить личный опыт на собственном пути.
Недвойственность
Спустя два года у меня появился первый опыт, на который мой ум навешал штамп настоящий недвойственности. В этом есть полная уверенность, и нет нужды во мнениях и подтверждениях. Этот опыт рассеял все сомнения и дал понимание сути. Бытие просто есть. Все явления, включая тело и личность происходят совершенно спонтанно на фоне свободы присутствия. Это «ощущение бытия» – бессмертная душа каждого человека. И в этом нет никакой мистики, никакой сверх-интенсивности. Есть лишь свобода и спонтанность явлений. Эта свобода не знает крайностей, сложных обрядов и ритуалов, не знает учителей и учеников. Они ей не нужны. Это просто – сама жизнь. И встречать ее можно в любом одеянии.
Здесь снова повторюсь, я не просветленный. Ум возвращается, и с ним возвращается иллюзия того, что я что-то делаю, точно также как делают все. Я могу вспылить, воспринять всерьез собственные проекции, остаться равнодушным, проявить субъективность, проявить тепло. Я что-то делаю. Но я помню, что это – иллюзия. Все просто происходит. Деятель – суть иллюзии человеческой жизни. По крайней мере, так это открылось на моем пути.
Мистические переживания могут быть удивительно красивыми, безумно глубокими, но они ничего не стоят. Если есть привязанность, и дурная информация в каналах, маятник качнет в обратную сторону, и свет начнет выжигать боль. Да, так можно отработать много кармы за короткое время. Но куда мы торопимся в этой вечности? Если привязанности нет, ни боль, ни блаженство не трогают. Боль и блаженство – лишь способ научить нас отличать одно от другого. Множество многообразных явлений – творчество, игра реальности.
Что действительно важно для нас в этих телах – гармония и баланс, которые мы способны обретать в каждое новое мгновение в любых условиях жизни, тепло, которое мы дарим другим, и которое уравновешивает любой контакт с живой реальностью. Все мы просто ученики в школе жизни.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Игорь, вот вы и решили выложить свой опыт) Это здорово! Очень интересно было ознакомится с вашими переживаниями.
Спасибо.
Семь лет назад, ай-ай-ай, как же и сколько же мне ещё предстоит выложится!)
Игорь, ужас какой. Надеюсь, не придется подобного пережить.
Спасибо за статью, может,благодаря ей , будет полегче, если что… :)
Разъяснение понятий мистика и недвойственность — изложено очень понятно и ,имхо, весьма полезно.
Спасибо! Текст помог поглубже разобраться в жизни. Насколько она всё таки сложна для ума. Сам недавно понял что духовное развитие для меня лишь для получения впечатлений. Я постоянно чего-то жду. Внимание направленно на мысли, а не в настоящий момент из-за чего почти непрерывно «туплю». Как избавится от привязанностей? Как побороть желание стать просветлённым? Как обрести гармонию и баланс? И действительно, почему все спешат в вечности? Я понимаю что это и многое другое из-за неосознанности. Но как осознать всё неосознанное. Всё должно произойти само собой. Но я ведь знаю что у меня бесконечные дебри в уме и это мне не даёт расслабится и отпустить. У меня есть такое успокаивающее убеждение что всю теорию и рассуждения я скоро оставлю и буду просто жить, осознавать и медитировать. Хотя ум опять таки интересуется: Как долго я буду захвачен умом? Как долго я буду ограничен этим миром? Сколько ещё страдать? Эх, это иллюзорное время)
RainySun, наверное, надо просто жить, и все постепенно станет на круги своя. А так, у нас арсенал богатый. Есть теория и практика.
В вечности все спешат, потому, что даже среди духовников большинство сомневаются в жизни после смерти. Да и потом, если мы не помним, что было до рождения, значит у нашей личности есть свои временные рамки, в которых она стремится успеть побольше.)
> Но куда мы торопимся в этой вечности?
А как происходит развитие «малого Я», той его части, которая став мудрой в конце концов «примет Большое Я и сдастся»? Многократно сделанный правильный выбор закрепляется как качественная характеристика? Я думаю сейчас не стоит говорить о спонтанности и иллюзорности выбора… Так как между «слышал» и «знаю» видимо то самое, уже «замусоленное «, понятие ПУТЬ, и его надо пройти.))) Каждый раз НАДО всё же выбирать между тем, к чему «подталкивает опыт» и тем, что говорит интуиция.
Вечность — штука необъятная.) Но живём то мы её частями.) И к знаниям, к осмысленному существованию каждый раз приходим пережив предварительно боль разочарований, неудовлетворённость….
Хотелось бы использовать «сегодняшние» возможности разумно.) Лучше многократно делая «правильный выбор» сделать один лишний шаг, чем не сделать одного необходимого чтобы вырасти качественно. Чтобы «следующий» этап стал «светлее».) …Это наверное из серии: «Торопитесь делать добрые дела». Но именно ТОРОПИТЕСЬ.
Viktori, а еще говорят: «поспешишь — людей насмешишь».)
>Поспешишь — людей насмешишь
Хорошо, пусть вокруг будет больше положительных эмоций :)
Извините, повторю вопрос:
А как происходит развитие “малого Я”, той его части, которая став мудрой в конце концов “примет Большое Я и сдастся”? Многократно сделанный правильный выбор закрепляется как качественная характеристика?
Игорь, большое спасибо за статью. Но скажите пожалуйста, как вы думаете, какими были бы ваши переживания, если бы в вашей духовной структуре не было качеств тонкости и чистоты восприятия?
Viktori, кое что об этом есть здесь: progressman.ru/2009/05/progress/
Natapo, у меня с тонкостью и чистотой примерно также, как и у любого другого человека. Иначе не пришлось бы проживать тяжелых переживаний.
Игорь, спасибо за ответ. И все таки, если бы эти качества в вашей духовной структуре вообще не присутствовали, смогли бы вы пережить эти состояния или нет?
Несомненно у всех людей эти качества присутствуют, вопрос только в том насколько ярко они выражены. Тяжелые переживания, мидитации, да и просто существование на физическом плане в конечном итоге и развивают духовные качества, а с их развитием открывается совершенно другое восприятие реальности, так я думаю. Но возможно, я просто не очень глубоко в этом разобралась? Ведь прямо о важности работы со своими внутренними духовными качествами говорят очень мало почему-то. Мне было бы интересно ваше мнение.
Простите, пожалуйста, если этот вопрос немного не по теме вашей статьи.