По сути самый главный навык, который мы развиваем – это способность разбираться в жизни. Под словом жизнь я не имею ввиду социальные отношения, законы физики, биохимические реакции в мозге, гомеостаз, размножение и прочие частности. Здесь я говорю о жизни как таковой, включающей в себя все, что только может быть.
Тайна жизни
Для чего собственно нам разбираться в жизни? Ответ на этот вопрос не так прост и однозначен, как может показаться на первый взгляд. Очевидно, разбираться в жизни необходимо, чтобы знать, как жить. Но мы и так живем. Мы есть – и это жизнь. И раз уж у нас каким-то невообразимым способом получается быть, вопрос, как правило ставится иначе: как жить хорошо? Однако откуда взялась эта якобы «очевидная» связка? Почему мы все хотим жить хорошо, даже не задумываясь о том, почему мы хотим именно этого? Полярность «хорошо/плохо» настолько плотно угнездилась в нашем разуме, что мы даже не задумываемся о ее природе. Мы просто следуем у нее на поводу. Избегая страдания, мы тянемся к счастью.
И, в общем-то, как раз по причине отождествления с полярностью «хорошо/плохо», в уме возникают вопросы, которые все по своей сути можно свести к тому, чтобы узнать, как уравновесить себя здесь и сейчас, как удовлетворить свое существо, чтобы принять происходящее в текущий момент жизни. И до тех пор, пока у нас есть вопросы, мы жаждем ответов.
Если посмотреть на любой вопрос с энергетической точки зрения, он, как и все наши желания, напоминает семя, содержащее в себе потенциал, из которого может расцвести цветок. Вопрос – это зародыш ответа. Подпитывая вопрос, мы со временем можем взрастить из него ответ. Чем глубже и ясней мы осознаем сам вопрос, тем ближе мы к ответу. И здесь все, что требуются – это задать правильный вопрос, и применить метод его понимания, углубления вопроса, который приведет к ответу. Метод, который я хотел бы предложить можно условно назвать «объективным подходом».
Далее последует несколько сухих, скучных абзацев, поясняющих сущность этого метода. Здесь я хотел бы дать совет потратить немного энергии на логическое понимание концепции «объективного подхода», воспринимая все сказанное буквально, именно так, как это описывается.
Объективный подход
Применяя объективный подход, мы не тратим время на бесконечные раздумья, а молча воспринимаем то, что есть. Затем, учитывая увиденное, пробуем воспроизвести это на словах настолько точно и приближенно к увиденному, насколько это вообще возможно на вербальном уровне. Чем проще объяснение, тем ближе оно к истине. Далее то, что было воспроизведено на словах, может быть подвергнуто анализу. Однако при таком подходе искусственный анализ, как правило, не требуется, т.к. понимание приходит спонтанно, как нечто очевидное.
Итак, первый шаг – внимательное наблюдение без всякого анализа. Второй шаг – отображение увиденного в максимально простых и точных мысленных и вербальных символах. И третий шаг – объективный анализ. Здесь я не буду описывать, как делается анализ на третьем шаге. Скажу лишь, что без первых двух шагов, никакой объективности от анализа ждать не стоит. Если возникают сомнения, необходимо прокручивать цепочку из трех шагов снова и снова. Понимание обязательно проявится.
На деле никакие искусственные шаги нам конечно вообще не нужны. Все это происходит спонтанно, интуитивно. Второй шаг является следствием первого, а третий – второго. Теоретическое разделение на шаги присутствует, чтобы можно было уловить принцип восприятия и мышления при использовании объективного подхода. Здесь, как и во многих других аспектах понимания, главенствующую роль играет осознанность. И если разделить процесс восприятия, постижения и вербального воспроизведения на этапы, мы можем конкретно увидеть, где и как отсутствие осознанности вносит искажение в этот простой процесс. На progressman.ru тема осознанности – одна из центральных.
Во многих учениях и религиях нам навязывают ограниченное мировоззрение, и предлагают взять на веру огромное количество идей. Возможно, на каком-то этапе, когда человек и без того был погружен в иллюзии и суеверия, все это оправдано. От одной иллюзии мы движемся к другой – более тонкой и далее к объективной модели восприятия. Именно такой путь в данном ключе, я считаю оправданным. В этой статье я постараюсь обойтись без подобных иллюзий, и направить внимание в объективном ключе.
Наилучшее учение обязано использовать максимально объективный и даже в определенном смысле материалистичный подход. О чем речь? Когда нам, например, говорят, что Бог существует, но мы этого не знаем и переживаем сомнения, возможно, мы действительно не должны верить в то, чего не видим и не ощущаем. Речь не о безусловной вере святого. Речь о том, что брать на веру непроверенные концепции – это отклонение от истины.
И точно также нам не следует верить в отсутствие Бога. Если приверженец религии под названием «материализм» говорит, что Бога нет, стоит воспринять его слова объективно. Бога нет там, где он его искал, если вообще искал. Либо он Бога не смог воспринять в этом. Честный с собою человек в данной ситуации может лишь предполагать. Уверенность и слепая вера без прямого опыта – уводят от истины.
Практика
На определенном этапе мы можем позволить себе использовать объективный подход, который заключается в том, чтобы констатировать реальность, и выстраивать свое мировоззрение исходя из тех наблюдений, которые мы восприняли. То, чего мы не видим, мы не отрицаем. То, что воспринимается – не домысливается, но отображается на словах настолько близко и точно к увиденному, насколько возможно.
Что мы можем увидеть, глядя на реальность? Это могут быть обыденные объекты типа: человек, стол, кружка, комната, улица, небо и т.п. Все это частности. Конечно, если мы хотим что-то с этими частностями сделать, например, выпить чай из кружки, мы можем уделить им должное внимание, и совершить необходимые для этого действия. Однако сейчас речь идет о том, что мы видим, констатируя реальность.
Первый шаг – самый важный. Это – внимательное наблюдение без всякого анализа. Это – сама истина, которую мы в зависимости от уровня нашей ясности относительно удачно адаптируем для нашего ума на уровне концепций. Первый шаг дает данные, которые мы можем объективизировать, сделать достоянием ума. Что мы видим, внимательно наблюдая реальность? Очевидно, мы видим то, что есть.
Что есть? По хорошему, на этот вопрос каждый должен ответить самостоятельно. Но здесь, я продолжу разъяснение метода «объективного подхода», и вербализую несколько ответов, используя первые два шага «объективного подхода». Напомню, что первый шаг – это восприятие реальности, и второй шаг – воспроизведение увиденного на уровне слов. Итак. Что мы видим, воспринимая реальность? Что есть здесь и сейчас?
Есть непрерывное бытие, вечное «сейчас», в котором парадоксальным образом на уровне ума спонтанно возникают иллюзии событий происходящих в воображаемом прошлом и будущем. Это – не философия и не религия. Это – объективная реальность. Если нам необходимо истинное учение, мы должны научиться видеть то, что есть, не увлекаясь анализом. Перенос истины на уровень слов необходим до тех пор, пока мы остаемся людьми. Однако, используя объективный подход, мы всегда должны помнить, что акцент делается на восприятии.
Отображение воспринятой реальности на словесном уровне – вторично, и необходимо лишь как напоминание, когда мы погружаемся в иллюзии. Анализ необходим, чтобы жить, и следовать сложным законам мирского устройства. Однако, увлекаясь анализом, человек имеет склонность забывать истину. Чтобы ее не потерять, мы можем и должны уметь анализировать, при этом продолжая акцентироваться на восприятии.
Вопросы
Сила тяжести в купе с образами заставляют думать, что все нормально, и мы своими телами надежно прилипли к земле – своему бренному дому. Ум подвешен в пространстве. Земля без всяких опор плывет в бесконечном космосе. Сознание содержит в себе формы, которые ты осознаешь. Но кто ты? Форма, или сознание? Бытие, или психические процессы, которые в нем происходят?
Для чего ты живешь? Устраивает ли тебя то, что есть? Почему ты пребываешь в движении? Осознаешь ли ты свой путь? Какой выбор ты делаешь прямо сейчас? Разбираешься ли ты в жизни? Куда все это движется? Ради чего и кому все это нужно? Какую тайну жизнь стережет за печатью форм? Попробуй прочувствовать эти вопросы. Какое приходит ощущение?
Имеет ли твоя жизнь значение в устремлении к мелочам? Все мелочи забываются. Осознаешь ли ты свою основную задачу? Тайна жизни – твоя главная цель. Все движения, волнения и желания лишь для того, чтобы полуистины не захватили тебя, а путь продолжался по направлению к величайшей цели.
Какова «идеальная» жизнь? В чем равновесие? В чем твое предназначение? Все эти вопросы – вращаются вокруг одной, центральной самой главной загадки. Что значит обыденная жизнь? В чем ее упущение? Люди совершают усилия. Но этих усилий недостаточно, потому что происходит распыление внимания на тысячи ничего не значащих частностей. Не лучше ли сосредоточиться, и направить все свое внимание на главный вопрос? В чем заключается этот вопрос? Какую тайну жизнь скрывает? Что такое реальность? Почему вообще что-либо существует? Кто ты есть?
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Игорь, ваш объективный подход — это медитация. медитируя над каждым мгновением жизни, получаем просветление. :) экспресс-метод.
За напоминание спасибо. :)
«Объективный подход» работает.:)
А попутно благодарю за ПЭЛ и за статью о методе, как определить цель жизни ( Стив Павлина ).Пробую с его помощью отвечать на другие вопросы. Получается интересно.
( впрочем, наверное,это чем-то похоже на автоматическое письмо, принцип тот же, не правда ли ? )
Последние дни держу перед собой один и тот же вопрос — чего я хочу на самом деле? В чем моя основная жизненная задача? Смысл, который мог бы наполнить любое совершаемое действие? На этот вопрос нужно ответить самой себе очень честно, иначе так и будешь чувствовать себя жертвой обстоятельств. Подсознание направляет и дает знаки, подсказки… оказалось, что это вовсе не просветление … как избавление от страданий и решение всех проблем… вчера это было услышано, как сказанное для меня другим человеком, — практика самоотсутствия.
Оля, спасибо. Не знаю, как тебе это удается. Вчера мне было сказано — не фантазируй, только чувства.
Вчера случайно попала на лекцию профессора синолога В.Малявина и он говорил об эффективности коммуникации, как мы можем услышать другого человека, саму жизнь максимально без искажений – это практика самоотсутствия. Еще он говорил про равностность, что не смотря на то, что профессор, исследователь, путешественник – на самом деле ничего не знает… но мы можем делиться, общаться… и тогда – «я увижу мир вашими глазами, а вы – моими».
Еще ощущаю, как важно чуткое нежное отношение к жизни, во всех ее проявлениях. Возможно это и есть главное, что я ощущаю для себя как главное. Еще пришло понимание: чтобы начать движение в правильном направлении — нужно достичь предела покоя.
Оля, было предчувствие, но еще не понимание того, о чем ты пишешь. Ты выразила, я ощутила.
Я б даже иногда спросил ,Т КТО ВОБЩЕ ТАКОЙ А?