Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Справедливость жизни

справедливостьСправедливость – это своего рода негласный закон, согласно которому каждый должен получить по заслугам. Однако многие современные люди живут по принципу «кто успел, тот и съел». Наглость для них — «второе счастье». И кажется, справедливости как таковой в жизни нет вообще, а есть только хаос, в котором мы отданы на волю случая. Однако в этой статье я попробую доказать обратное. Справедливость существует. Ее проявление доступно нашему пониманию как минимум в 90% происходящих явлений. Остаточные 10% мы, как правило, понимаем спустя время.

Справедливость в отношении к богатым и бедным

Возьмем для примера детей богатых родителей, ведущих разгульный образ жизни. Одни люди трудятся, и получают гроши, иные имеют богатство, не прилагая никаких усилий. В чем же здесь справедливость? Попробуем разобраться.

Когда человек упорным трудом заработал свое благосостояние, завидовать ему нет смысла, потому что его богатство – это заслуженный результат его работы. В этом есть справедливость. Не так ли? Рассмотрим иной случай.

Когда избалованный сынок богатых родителей получает все возможные материальные блага, и прожигает жизнь в усладе своего тела и ума, можно подумать, что ему повезло, и никакой справедливостью тут даже не пахнет. Однако как ни прискорбно, справедливость здесь в том, что этому человеку на самом деле вовсе не повезло, потому что он не сможет ценить блага доставшиеся легкой ценой, а когда столкнется с трудностями, ему, приученному к халявной роскоши и комфорту, придется нелегко. Поэтому и здесь завидовать нечему. Когда человек не имеет жизненного опыта, получает блага «на халяву», и не способен их ценить, тогда даже в комфортных условиях, будучи богатым, он может чувствовать себя униженным и несчастным.

А если же человек рос не в тепличных условиях, не был избалован, а преодолевал трудности и привык проявлять самостоятельность, тогда, при столкновении с новой проблемой он будет справляться относительно легко, потому что имеет заслуженный опыт преодоления трудностей и разрешения проблем. Халявное богатство в иных случаях – даже не благо, а скорей – проклятье. Заслуженное собственными силами богатство ценно даже не столько само по себе, сколько тем опытом, который человек обрел, пока его достигал. В этом – справедливость жизни.

Справедливость – нематериальна

Истинная справедливость – это мера нашего опыта. Чем больше мы пережили, чем больше трудностей и проблем разрешили, тем большей глубины понимания жизни мы по справедливости достигаем. В этом смысле справедливость измеряется обретаемой мудростью.

Если у человека с рождения проблемы со здоровьем, именно благодаря этим проблемам, он учится проявлять волю к жизни, вкус которой большинство здоровых людей не знают. Его награда – сила духа, которой позавидовал бы спортсмен. Эти качества по справедливости человек обретает, когда не сдается даже в тяжелых условиях.

Неважно, как это называть – справедливостью, кармой, или воздаянием, в каких бы условиях инфантильный человек не оказался, он страдает от собственной инфантильности. Его самоощущение, мысли и чувства определяются его жизненным опытом. Мы творим глупости и совершаем ошибки до тех пор, пока в силу определенных событий и переживаний не обретем понимание собственных действий. Глупость сама наказывает себя. Личный опыт – и есть истинное богатство.

Среди материально богатых людей есть немало мудрецов, самооценка которых не зависит от престижности внешних проявлений их личности. Такие люди могут одеваться скромно, водить недорогую машину, и владеть относительно недорогим жильем. Проработка чувства собственной важности экономит уйму энергии, времени и средств. Если пестование ЧСВ и потакание самолюбия не является основной прерогативой, человек может радоваться жизни в любых условиях. Мудрец проявляет учтивость и понимание. Глупец следует сомнительным принципам до тех пор, пока результаты этих тенденций не проявятся во всей красе.

Месть или справедливость?

Месть обожает выступать под флагом справедливости. Если вы жаждете самостоятельно проучить кого-либо, стоит честно вглядеться в собственные мотивы. Чаще всего в таких ситуациях все сводится к удовлетворению раненого самолюбия, и потаканию чувства собственной важности. Если тешить ЧСВ, раскачивая маятник двойственности, то после возвышения над кем-либо создается ровно такой же потенциал для личного унижения. Чем выше заберешься, тем больнее падать.

При встрече с неразумным, или даже агрессивным человеком нет особого смысла реагировать на его поведение ответной агрессией. Жизнь проявляет законы справедливости и без наших потуг. Если человек действительно действует негармонично, реальность так, или иначе находит способ скорректировать его поведение.

Если вас нагло подрезали на дороге, или где-нибудь в метро наступили на ногу, или вы идете по узкой тропе, а человек идущий на встречу, не уступает дорогу, имеет ли смысл переживать и опускаться до мести? Неразумная личность и без наших потуг найдет свои грабли. Жизнь так устроена, что по-настоящему грубые качества неизбежно встречают ответную неприветливую реакцию. Иными словами, глупость и грубость наказывает себя самостоятельно.

Дон Хуан говорил, что «жизнь – это отражение нашего Духа». Встречая на пути наглядные отражения собственных качеств, мы растем над собой. Этой теме на progressman.ru посвящен ряд статей под тегом«проекции». Наглец неизбежно встречает другого наглеца, и когда это происходит, они бессознательно вдвоем начинают работать над своими качествами в непростых условиях. Иногда люди годами мастерски избегают подобной проработки, но чем дольше побег от себя, тем дольше длятся страдания. Злой человек мучается от собственной злости, наглец от наглости, глупец от глупости. И в этом, как ни прискорбно, проявляется справедливость жизни.

Однако нет смысла втихомолку тешить эго торжествующими мыслями о том, что кто-то будет заслуженно страдать. Такие мысли – это все та же болезненная двойственность, лежащая в основе негативных переживаний. Мстительность создает негативный эмоциональный фон, приводит к недоверию и вражде.

Истинная справедливость

Итак, если для человека мерилом всех ценностей являются материальные блага, конечно, жизнь будет казаться несправедливой и случайной. Материальное преходяще, и вовсе не гарантирует ни счастья, ни душевного покоя.

С опытом мы начинаем понимать, что в жизни все по своему уравновешено. Сам опыт – беспристрастный судья, управляющий нашими душевными состояниями. Индивидуальная жизнь в своей сущности – это наша реакция на происходящее. Реакция обусловлена опытом. В этом – истинная справедливость жизни.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

70 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Спасибо, Игорь!
    Ваша цель благородна и красива! И если ваша статья действительно просветит умы многих людей в вопросе СПРАВЕДЛИВОСТИ, то она станет еще и Великой!
    Но мой жизненный опыт говорит мне о том, что человек готовые решения серьезно и глубоко не воспринимает, потому что это не его полученный опыт, а чужой. А мы, к сожалению, реально учимся только на своих собственных ошибках, иногда основательно разбив свой собственный лоб, частенько и не один раз, а иногда урок все равно проходит мимо. Увы!

  2. Марина, это так. Но теории могут подсказать в каком направлении «расшибать лоб» более эффективно.)

  3. Спасибо, Игорь. В этом согласна… Но могут и еще больше запутывать!
    Кстати, простите за нескромный вопрос, кто вы по образованию и почему вас волнует просвещение (просветление) других людей?
    Я спросила потому, что ничего об этом не нашла на вашем сайте. Я не хочу никого обидеть, просто очень любопытно.

  4. В теме о справедливости хотелось бы отметить, что то, что мы делаем, думаем (осуждаем, завидуем, желаем зла) и то, что мы все еще получаем какие-то блага, испытываем радость, а некоторые удостаиваются познания Бога, говорит о том, что Жизнь не справедлива, а милостива к нам. Об этом, кстати, говорили святые Серафим Саровский и Исаак Сирин. В йоге это так же находит свое подтверждение: те кто медитируют, получают возможность не проживать свою карму, а «смывать» ее, воспринимая надлежащие переживания лишь частично.

  5. У меня от прочтения статьи возникло ощущение, что я побывал на проповеди. Хорошо еще, что не написано «если ударили по щеке, подставь другую». А если серьезно, то похоже на то, что статья учит быть духовно развитым бездуховного. Если человек в своем развитии перерос мелочные чувства, то он и так не будет обращать внимания на хамов, наглецов. А если нет, то никакая статья не помешает ему позавидовать богатому, ругнуться в ответ и т.д.

    А насчет богатеньких детей: ведь они могут и не прожигать жизнь в усладе тела. И наоборот, бедный человек может на последние деньги покупать спирт и бухать, пока не пропьет свои мозги.

  6. А кто сказал, что в мире должна быть справедливость? Ее нет сейчас, и не было никогда. А то что автор называет «справедливостью» я бы назвал по другому — за все в жизни надо платить, за власть, за богатство, за известность, и тд. Что-то приобретаешь, а что-то отдаешь, главное знать цену.

  7. Это и есть справедливость.

    Из википедии:
    «Справедливость — понятие о должном[1], содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния[2]: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём[1];»

  8. Игорь, мы ведь говорим о справедливости в отношениях между людьми, не так ли? На сколько справедливо воздастся человеку убившему другого человека, ради корысти, например? Справедливость — изначально субъективно-человеческое понятие, и оно несколько отличается от того что вы описываете в статье. Вы говорите скорее о «гармонии» нашего мира, а гармония еще не означает справедливость, потому что, как точно отмечено, мерила не те. А справедливость, это нечто не существующее, придуманое людьми, для обмана людей же, и спекуляции.

  9. Обращались,конечно,к Игорю,но я думаю, он простит…
    Насколько справедливо воздастся человеку убившему другого человека — это вопрос к Богу…И рассуждать о справедливости или несправедливости,вероятно, возможно лишь договорившись о горизонте, в рамках которого оцениваем…Если согласимся, что душа живет ни одну сотню лет,тогда и рассуждать о справедливости сможем лишь будучи способными оценить эти сотни…И тут мы сталкиваемся все с тем же, часто обсуждаемым вопросом:»Если я не вижу радиоволну,означает ли это, что ее нет»…Или как в мультике «Хортон».Смотрели ? Помните «Кто-тогород» ? :)

    Мне сегодня цитата попалась:
    В «Дхаммападе», древнейшем буддийском тексте есть такие слова: «То, чем ты являешься теперь, есть результат того, чем ты был. То, чем ты будешь завтра, является результатом того, чем ты являешься сегодня. Последствия злого ума будут тащиться за тобой подобно повозке, влекомой волом. Последствия очищенного ума последуют за тобой подобно собственной тени. Никто не может сделать для тебя больше, чем твой собственный ум – ни родители, ни родственники, ни друг, никто. Хорошо дисциплинированный ум приносит счастье».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.