Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Справедливость жизни

справедливостьСправедливость – это своего рода негласный закон, согласно которому каждый должен получить по заслугам. Однако многие современные люди живут по принципу «кто успел, тот и съел». Наглость для них — «второе счастье». И кажется, справедливости как таковой в жизни нет вообще, а есть только хаос, в котором мы отданы на волю случая. Однако в этой статье я попробую доказать обратное. Справедливость существует. Ее проявление доступно нашему пониманию как минимум в 90% происходящих явлений. Остаточные 10% мы, как правило, понимаем спустя время.

Справедливость в отношении к богатым и бедным

Возьмем для примера детей богатых родителей, ведущих разгульный образ жизни. Одни люди трудятся, и получают гроши, иные имеют богатство, не прилагая никаких усилий. В чем же здесь справедливость? Попробуем разобраться.

Когда человек упорным трудом заработал свое благосостояние, завидовать ему нет смысла, потому что его богатство – это заслуженный результат его работы. В этом есть справедливость. Не так ли? Рассмотрим иной случай.

Когда избалованный сынок богатых родителей получает все возможные материальные блага, и прожигает жизнь в усладе своего тела и ума, можно подумать, что ему повезло, и никакой справедливостью тут даже не пахнет. Однако как ни прискорбно, справедливость здесь в том, что этому человеку на самом деле вовсе не повезло, потому что он не сможет ценить блага доставшиеся легкой ценой, а когда столкнется с трудностями, ему, приученному к халявной роскоши и комфорту, придется нелегко. Поэтому и здесь завидовать нечему. Когда человек не имеет жизненного опыта, получает блага «на халяву», и не способен их ценить, тогда даже в комфортных условиях, будучи богатым, он может чувствовать себя униженным и несчастным.

А если же человек рос не в тепличных условиях, не был избалован, а преодолевал трудности и привык проявлять самостоятельность, тогда, при столкновении с новой проблемой он будет справляться относительно легко, потому что имеет заслуженный опыт преодоления трудностей и разрешения проблем. Халявное богатство в иных случаях – даже не благо, а скорей – проклятье. Заслуженное собственными силами богатство ценно даже не столько само по себе, сколько тем опытом, который человек обрел, пока его достигал. В этом – справедливость жизни.

Справедливость – нематериальна

Истинная справедливость – это мера нашего опыта. Чем больше мы пережили, чем больше трудностей и проблем разрешили, тем большей глубины понимания жизни мы по справедливости достигаем. В этом смысле справедливость измеряется обретаемой мудростью.

Если у человека с рождения проблемы со здоровьем, именно благодаря этим проблемам, он учится проявлять волю к жизни, вкус которой большинство здоровых людей не знают. Его награда – сила духа, которой позавидовал бы спортсмен. Эти качества по справедливости человек обретает, когда не сдается даже в тяжелых условиях.

Неважно, как это называть – справедливостью, кармой, или воздаянием, в каких бы условиях инфантильный человек не оказался, он страдает от собственной инфантильности. Его самоощущение, мысли и чувства определяются его жизненным опытом. Мы творим глупости и совершаем ошибки до тех пор, пока в силу определенных событий и переживаний не обретем понимание собственных действий. Глупость сама наказывает себя. Личный опыт – и есть истинное богатство.

Среди материально богатых людей есть немало мудрецов, самооценка которых не зависит от престижности внешних проявлений их личности. Такие люди могут одеваться скромно, водить недорогую машину, и владеть относительно недорогим жильем. Проработка чувства собственной важности экономит уйму энергии, времени и средств. Если пестование ЧСВ и потакание самолюбия не является основной прерогативой, человек может радоваться жизни в любых условиях. Мудрец проявляет учтивость и понимание. Глупец следует сомнительным принципам до тех пор, пока результаты этих тенденций не проявятся во всей красе.

Месть или справедливость?

Месть обожает выступать под флагом справедливости. Если вы жаждете самостоятельно проучить кого-либо, стоит честно вглядеться в собственные мотивы. Чаще всего в таких ситуациях все сводится к удовлетворению раненого самолюбия, и потаканию чувства собственной важности. Если тешить ЧСВ, раскачивая маятник двойственности, то после возвышения над кем-либо создается ровно такой же потенциал для личного унижения. Чем выше заберешься, тем больнее падать.

При встрече с неразумным, или даже агрессивным человеком нет особого смысла реагировать на его поведение ответной агрессией. Жизнь проявляет законы справедливости и без наших потуг. Если человек действительно действует негармонично, реальность так, или иначе находит способ скорректировать его поведение.

Если вас нагло подрезали на дороге, или где-нибудь в метро наступили на ногу, или вы идете по узкой тропе, а человек идущий на встречу, не уступает дорогу, имеет ли смысл переживать и опускаться до мести? Неразумная личность и без наших потуг найдет свои грабли. Жизнь так устроена, что по-настоящему грубые качества неизбежно встречают ответную неприветливую реакцию. Иными словами, глупость и грубость наказывает себя самостоятельно.

Дон Хуан говорил, что «жизнь – это отражение нашего Духа». Встречая на пути наглядные отражения собственных качеств, мы растем над собой. Этой теме на progressman.ru посвящен ряд статей под тегом«проекции». Наглец неизбежно встречает другого наглеца, и когда это происходит, они бессознательно вдвоем начинают работать над своими качествами в непростых условиях. Иногда люди годами мастерски избегают подобной проработки, но чем дольше побег от себя, тем дольше длятся страдания. Злой человек мучается от собственной злости, наглец от наглости, глупец от глупости. И в этом, как ни прискорбно, проявляется справедливость жизни.

Однако нет смысла втихомолку тешить эго торжествующими мыслями о том, что кто-то будет заслуженно страдать. Такие мысли – это все та же болезненная двойственность, лежащая в основе негативных переживаний. Мстительность создает негативный эмоциональный фон, приводит к недоверию и вражде.

Истинная справедливость

Итак, если для человека мерилом всех ценностей являются материальные блага, конечно, жизнь будет казаться несправедливой и случайной. Материальное преходяще, и вовсе не гарантирует ни счастья, ни душевного покоя.

С опытом мы начинаем понимать, что в жизни все по своему уравновешено. Сам опыт – беспристрастный судья, управляющий нашими душевными состояниями. Индивидуальная жизнь в своей сущности – это наша реакция на происходящее. Реакция обусловлена опытом. В этом – истинная справедливость жизни.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

70 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. > Конечно я верю, что в абсолютном во вселенском масштабе справедливость — это один из законов бытия.

    Я не астрофизик… но думаю что «справедливость» — это как раз чисто человеческий закон. Вселенной на справедливость как бы «наплевать». Закон же, который работает во вселенной так это — стремление к равновесию. И потому если оно где-то нарушено, обязательно последует этап восстановление равновесия. А вот мы-то уже и «оцениваем» — справедлив ли этот этап или нет…

  2. астралопитек,
    > «справедливость» — это чисто человеческий закон.

    значит получается у каждого человека свой закон, а какой же это тогда «закон» если его каждый для себя устанавливает самостоятельно? Вот и получается, что справедливости у нас нет.
    А вера, что «астрофизики найдут какой-нибудь вселенский закон справедливости» успокаивает.)))

  3. > у каждого человека свой закон, а какой же это тогда “закон” если его каждый для себя устанавливает самостоятельно.

    Справедливость — это, по-моему, как раз то, что каждый видит по-своему. «Это несправедливо по отношению ко мне» — мы так если не говорим вслух, то часто думаем. «Справедливостей» как «правд» часто бывает несколько. А закон, по крайней мере, в идеале требует однозначной трактовки.

    Здесь я неверно употребил слово «закон». Лучше бы говорить «понятие». Кстати, это даже и лучше — мы просто «не понимаем» всей картины и потому спорим о том что справедливо, а что — нет.

    Даже такая штука как заповедь «не убей» — неоднозначна. Напр., эвтаназия. Что справедливей — продлевать мучения безнадежно больного человека или прекратить непосильные страдания?

    Или убийство в целях самозащиты. Вселенной все-равно «кто-кого»: я нападающего или он меня, а вот конкретно мне — далеко не все-равно. Самое главное, что в такой ситуации обычно отрубается всякая логика (рассуждения о справедливости — что хорошо и что плохо) и включается инстинкт самосохранения.

    > Вот и получается, что справедливости у нас нет.

    Получается, что справедливость существует субъективно относительно взглядов конкретного человека. Мне так кажется, во всяком случае. А еще, конечно, есть вселенский закон равновесия или причины-следствия. Он, по мнению человека, справедлив (правильный по отношению ко мне) не всегда…

    Сугубо ИМХО, был бы рад услышать другие мнения на этот счет.

  4. Может быть несправедливость — это единственный способ принуждать нас думать.

  5. Игорь, а что такое душевная, сердечная боль? Что с ней делать?
    Я понимаю, что это урок, который надо осознать. То, что она не уходит, это значит, что я никак его не осознАю?

    Еще, стоит ли ее «проживать», прочувствовать как ощущение (бессознательно хочется от нее хоть как-то закрыться)? В физическом теле же болит сердце — не хочу, чтобы это принесло вред здоровью.

    У меня как раз недостаток в принятии и чувстве, что «все справедливо». Как работать с этим, кроме размышлений на эту тему и стараний это почувствовать?
    Были осознания, ощущения освобождения, но это нестабильно. В некоторых состояниях, кажется невозможно прочувствовать осознания, которые были раньше.

  6. Вернее я так скажу, есть уже ощущение справедливости, но и боль остается.
    Значит ли это, что она несет еще другие уроки?

  7. ссср1, обычно если мы чувствуем физическую боль, мы идем к доктору. хоть боль — это и сигнал о проблемах в организме, но терпеть ее вредно.

    скорее всего, душевно-сердечную боль мы вынуждены терпеть только потому что не знаем от нее «лекарства»… и, к сожалению, никто не скажет _что_ именно нас мучает. кроме нас самих…

  8. cccp1, душевная боль — это очищение. К сожалению иногда это может длиться годами. Но спустя время мы чувствуем, что именно благодаря этому стали мудрей. Чем больше закрываемся, тем сильней она потом становится. Как техника, необходимо направить туда внимание, и отпускать этот участок тела, расслаблять изнутри и по всей поверхности осознания этого переживания. Одним сознанием не всегда получается справиться, хоть этот способ и лучший.
    Очень эффективна следующая техника. Когда вдыхаете, представляете, что с дыханием в эту область приходит энергия. Когда выдыхаете — уходит страдание. Даже не столько представить, сколько как бы почувствовать, что это — таки есть. Если сделать проникновенно срабатывает мгновенно, за 3 вдоха/выдоха.

  9. спасибо.
    вторая техника правда замечательная.
    Джигме Ринпоче, когда приезжал, проводил программу — все ждали от него техник побольше-побольше, а он дал только ее и сказал, делайте :)

  10. Игорь ,напишите пожста статью про уникальность(неповторимость) каждого человека.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.