Адаптация – это приспособление к новым условиям внешней и внутренней среды. Адаптация происходит каждое мгновение жизни, т.к. человеческий мир в своей сути представляет непрерывное движение, смену одного мгновения времени следующим. Способность адаптироваться влияет на качество усвоения и степень поступающей информации. Чем лучше мы адаптируемся, тем быстрей учимся, и более эффективно реагируем на происходящее здесь и сейчас.
Такие методы развития, как осознанность и созерцание сдвигают точку сборки сознания в глубь восприятия, приближая нас к осознанию настоящего момента. В это время все то, к чему мы успели адаптироваться, все привычные опоры начинают восприниматься, как иллюзии. Если у человека была зацикленность на дурных переживаниях, он ощущает освобождение. Если человек получал радость от ценностей «вчерашней» фиксации сознания, он ощущает опустошенность и потерю опор.
Благодаря созерцательности мы воспринимаем происходящее более тонко, начинаем ощущать тысячи причин явлений, которые недавно принимали за чистую монету. Мы видим источник обыденного мышления, видим причины переживаний. Сталкиваясь с человеком, который вчера казался учителем, милиционером, начальником, сотрудником, сквозь все эти ярлыки социальной адаптации, мы видим спящую душу, которая прячется от собственных страхов в ложных личностях. Весь этот каскад переживаний, который на нас обрушивается благодаря новому уровню осознанности необходимо упорядочить.
Адаптация на новом уровне восприятия происходит не сразу. И если переход был резкий, может возникнуть тревога и ощущение беспомощности, словно вы котенок, выброшенный на перекресток центральной улицы в мире запредельных материй хаоса. Двигаться еще глубже в таких условиях опасно. Сначала необходимо адаптироваться, «переварить» полученный опыт. Адаптация – это, по сути, интеграция с новым уровнем восприятия и различения происходящего. В новых условиях, если вы не зажимаетесь в страхе, сознание расширяется, а сила различения утончается. Вы начинаете понимать происходящее, видеть, что здесь нет хаоса. Просто законы нового уровня тоньше, и существа, живущие на этом уровне сознания, всегда им следовали. Вы становитесь одним из них, и начинаете действовать, учитывая законы этого уровня. Так происходит адаптация.
В статье “реальности не существует” я уже говорил о том, что движение по своей сути иллюзорно и парадоксально. Любое явление требует промежутка времени для своего существования. Явление начинается в прошлом и заканчивается в будущем. В настоящий момент, в котором мы просто есть, не умещаются явления, протянутые во времени. Всю человеческую жизнь можно свести к непрерывным попыткам адаптации к этой парадоксальной истине. Одно дело понять концепцию вневременного существования на словах, и совсем другое принять это на деле.
Когда осознанность растет, мы обретаем способность воспринимать настоящее, то, что есть здесь и сейчас. И мы видим изумительный парадокс. В настоящий момент не существует ничего, потому что для существования чего-либо нужен промежуток времени. Существование привычных объектов восприятия протянуто во времени. Личность, погруженная в сны разума, живет иллюзией времени. Мысли навевают иллюзии событий протянутых от прошлого к будущему. Сама личность – протянута во времени. У личности не может быть никакой адаптации к настоящему, потому что в настоящем ее просто не существует. Личность – это продукт времени. Она не способна постичь настоящее. Момент «сейчас» – за пределами человеческого понимания. Приближаясь к осознанию настоящего, мы адаптируемся на все более тонком, нечеловеческом уровне. И здесь, как никогда важна безусловная вера, как особая интуитивная способность довериться самой жизни здесь и сейчас. Вера – это мудрая адаптация.
Когда мы переживаем что-то новое, не умещающееся в шаблоны привычного мышления спящей личности, то вынуждены просыпаться, и запускать процесс адаптации. Новое – то, чего мы не видели ранее. Однако в каждый момент жизни мы видим – новое. Ничто из того, что мы видим здесь и сейчас, мы никогда не видели в прошлом. Мир меняется каждое мгновение. Ум не способен этого принять, т.к. живет адаптацией к прошлому. Все, что ум воспринимает, мгновенно облекается в шаблоны «вчерашней» адаптации. На progressman.ru этой теме посвящена отдельная статья о кастанедовском тонале и нагвале.
Мы получаем впечатления, когда созерцаем то, что есть, а не, когда едем в новую страну, чтобы увидеть Пирамиды, или Эйфелеву Башню. Когда мы видим «новое», восприятие становится созерцательным, и мы получаем впечатления. Можно напрямую получать впечатления и видеть каждое новое мгновение, когда есть осознанность, когда восприятие не ограничено рамками вчерашней адаптации. Мы получаем впечатления, когда видим то, что есть здесь и сейчас.
Адаптация – процесс непростой для человека, т.к. в это время сознание вынуждено совершать тонкие «усилия». Адаптация – это непрерывное обучение. Новые условия – лучший плацдарм для развития. Учиться нелегко, потому что в это время мы переходим через себя, чтобы стать кем-то иным. Поэтому многие люди избегают адаптации, и становятся консервативными, предпочитая оставаться в привычном окружении.
Принять безопорность настоящего момента на все сто – значит стать просветленным Буддой, осознавшим истину. Ум такого человека погружен в непрерывную спонтанную адаптацию к настоящему моменту.
Когда процесс адаптации активен непрерывно, мы обретаем невероятную гибкость восприятия и мышления. Мы открыты к жизни, и принимаем каждое мгновение без ограничивающих опор и рамок ума. Позитивная адаптация проявляется, когда уроки текущего этапа уже пройдены, и сознание открыто к новым горизонтам. В это время мы чувствуем интерес – готовность к неизвестному, приятие. Страх означает неготовность и неприятие неизвестного. Если в это время есть возможность остановиться и спокойно прожить переживание, следует такой возможностью воспользоваться.
Прятаться от страхов не стоит. Рано или поздно они все равно проявятся. И чем больше от них прячешься, тем сильней они становятся. Осознанность, чуткость, созерцательность и расслабление запускают процесс адаптации на полную мощность, и позволяют проживать любые переживания относительно спокойно.
Не стоит закрываться от инноваций в собственной жизни. Не стоит оставаться пассивными и консервативными. Сама жизнь – явление рожденное здесь и сейчас. Чтобы проявить адаптацию и обрести равновесие с этим явлением, необходимо самому стать младенцем, который знает, что ничего не знает, и в этом его – величайшая мудрость. Мы можем оперировать сложными концепциями и строить планы, осознавая, что все это происходит здесь и сейчас.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
pik-nik
извините за оффтоп и моё незнание, но не подскажите вы мне, где находится в Киеве Римо-Католическая церковь?
pik-nik, спасибо :)
Спросил, чтобы понять, какая терминология вам понятна и на основании чего вы судите — опыта или философии/веры.
Я тут «пораскинул мозгами» по подушке…
Есть еще одна возможность адаптации в духовных поисках. Начинаем ведь всегда не имея понятия чего ищем. Нет образа , нет знания , но есть жгучая потребность выйти из невыносимого состояния в котором находимся.
И обычно это попытка найти и адаптировать (или адаптироваться) метод-технику и учителя. Чем заканчивается этот процесс у 90% начинающих? Адаптацией для себя чисто внешних признаков Учения , метода-техники или учителя.
Вот пример. Христианство учит «Нужно уподобиться Христу». И 90% сразу согласно и тут же начинает адаптировать бедного Христа , отпустив бороду под Христа , длинные волосы , закатывания глаз под лоб или опускание их «долу». Есть мудаки , которые тащатся когда их распинают на кресте. Ну много всего вы все сами можете добавить…
В том же Буддизме . Опять накидка под Сакья Муни Гаутама Будда , плошечка для сбора подаяния а-ля Будда , лысина а-ля Будда , сидение и лежание а-ля Будда…
Магометанство (Ислам) — 90% просто косит под «пророка» во всех внешних проявлениях. В этой части мне всегда интересно почему магометане не косят под «пророка» в одном из самых важных его проявлениях. Магомет страдал эпилепсией, и все откровения приходили к нему в припадке. Он считал это божественным даром , а не болезнью. Почему магометане не уподобляются «пророку» и не становятся все эпилептиками???
На что хочу обратить внимание. Человек со строны взирает на Учение , технику-методику , учителя и испытывает желание «Вот бы мне так!». Начинает влазить в эту общность или на эту ступень развития , и находясь внутри пытается адаптироваться в этой группе. Только члены группы не дают. Они уже давно поделили эту «нишу» и «неофит» у них пытается оттянуть кусок. «А болт тебе!» радостно кричит группа , и обьясняет «неофиту2 , что это он им еще должен за то , что они его впустили в свою «нишу». Но согласны его адаптировать за приличную мзду. Очень малое число готово отдать много за то , что их адаптируют на этой ступени или в этой «нише». А большинство тоже говорит «А болт вам!» , и адаптирует внешние признаки группы. Косит под «каратистов» , «шаолинцев» , «кришнаитов» , «католиков» , «панков» , «эмо» , мля … список очень большой.
Автор: ffjvlkj на 24 Мар 2010
pik-nik
извините за оффтоп и моё незнание, но не подскажите вы мне, где находится в Киеве Римо-Католическая церковь?
————————————————
Центральный Кафедральный Собор на Крещатике по ул. Костельной вверх до пересечения с ул. Трехсвятительской . Или по ул. Трехсвятительской мимо Украинского Дома . Там раньше в моем детстве был Планетарий.
Есть еще на бульваре Перова. На Левобережной на стороне Слободки. В В Костеле Святого Николая (Дом органной музыки).
Рекомендую Центральный Кафедральный Собор на Крещатике по ул. Костельной . Публика лучше и чище. Места много . Священники ( персонал) поприличней.
pik-nik, этот момент используют те, кто секты собирает. Обыкновенно пользуются людской растерянностью между этапами созревания. Я считаю, что настоящий путь — глубоко интимен и одинок по сути. И, я думаю, Вам знакомо, что с определенного этапа это совсем не напрягает. Когда тяжесть одиночества превращается в радость уединения, не остается места для осуждения тех, кто пока борется с собой, строит концепты и только встает на духовные рельсы.
Это же глубоко индивидуальные процессы. Кто-то уже что-то прошел, а кто-то это только проходит. И у кого-то судьба в этом биологическом цикле застрять на 5-м левеле, а у кого-то на 9-м. Самое важное — это понять в конце концов, что мы не в праве судить кого-то, всего лишь по цвету наших штанов, выдаваемых на разных этапах. У каждого еще будет «попытка» вырасти или спуститься.
А вообще, по теме, под примеры адаптации можно очень много чего подставить. И, признаюсь, мне симпатична Ваша легкая, но исключительно безличная саркастичность. С уважением.
To Алексей Т на 24 Мар 2010
Вы мне задавали вопрос. Я сейчас постараюсь высказать свое мнение о «живых мертвецах» обьединив с ступенями нахождения себя.
Я стараюсь нарисовать градацию исходя из того , что присуще нам как млекопитающим животным , и что присуще Человеку. Спать, кормиться , воспроизводиться , согреваться , иметь убежище , заботиться о потомстве , выделять «продукты жизнедеятельности» , обьединяться в стадо , избегать опасности и уничтожения , сражаться за свой ареал … Вы еще сами добавите. Это присуще всем животным млекопитающим. Если особь . именуемая «Гомо сапиенс» не выходит за эти рамки — он нормальное животное.
Если начинает присутствовать Культ ( любой ) , то вокруг этого культа начинает образовываться Культура. Сюда относится любая деятельность по созданию чего-либо. Появляются чувства , появляется чувствительность. Это «витальное». Вот так появляется эстетика. Любая деятельность по созданию чувств , их развитию , насыщению , обострению , культивации.
Развитие эстетики-культуры приводит к потребности б абстрактном мышлении , в создании мыслительных образов , которые никогда не могут быть выражены реальными средствами т.е. стать проявленными. Это ментальность.
Теперь бац!!! И абстрактное мышление выворачивает все наизнанку. Обнаруживает абстрактность себя самого и абстрактность «реальности». Это момент осознания себя как Личности с постановкой вопросов «Кто я? Зачем я? Зачем все это?».
Вот с этого момента можно говорить о Человеке.
Любой кто не имеет в себе вопросов «Кто я? Зачем я? Зачем все это?» — живой мертвец.
Примеры из Культуры. «Дядя Ваня» , «Живой труп» , весь Достоевский (очень его не люблю), весь Шекспир , Гомер , Вергилий , Данте , Бокаччо , Стивен Кинг …
Как там у Достоевского ? «… тварь я дрожащяя? или право имею? …».
Жизнь всего Человечества потроена только на осмыслении этого перехода от животного к Человеку.
Ау, где Игорь?
Игорь , выходите из-за занавеса. Вы «должны» ( в хорошем смысле) написать продолжение этой статьи с учетом наших мнений. У Вас получается.
pik-nik, меня пока вполне устраивает текущий вариант. Но если созрею, то непременно!
Кстати, а почему бы статью не написать Вам? Если будет не скучно, опубликую :) См. раздел «сотрудничество».
pik-nik, понятно.
Спасибо большое за подробные примеры.
Немного выпадаю из обсуждения…
Выделила из текста, цеплялась за то, чего по-настоящему не хватало для адаптации мне:
— ОСОЗНАННОСТЬ,чуткость,созерцательность и расслабление;
— момент «сейчас»…..здесь, как никогда важна
БЕЗУСЛОВНАЯ ВЕРА, как особая способность ДОВЕРИТЬСЯ ЖИЗНИ …ВЕРА (!);
-стать младенцем,который знает, что НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ.
И от себя:
…словно каждый новый уровень предъявляет более высокие требования «к качеству»…то, что может облегчить и обыденную жизнь (правда же!), но без чего она возможна, становится уже обязательным… :)