Секта, в переводе с латыни означает одновременно: «путь, правило, направление, учение, образ мыслей, ложное учение, ересь, шайка». Некоторые из этих значений довольно точно характеризуют то, что по определению представляют собой современные секты. Вступая в ряды секты, человек редко осознает, куда именно он попал. В самой секте используются такие термины как: ашрам, школа, монастырь, институт, братство и др. Что реально происходит внутри этого круга?
Первый признак секты — заоблачные надежды. Первое время, большинство завербованных адептов секты переживают обретение нового смысла, эйфорию, иллюзию роста, движения и ощущение причастности к «тайному» и высоко-продвинутому обществу. Если до этого жизнь была невзрачной, а теперь стала осмысленной, совершенно очевидно, почему сектанту так сложно протрезветь. «Трезвый пьяному не товарищ». Слишком сложно поверить, что новые смыслы – это всего-лишь продолжение той иллюзии, которой жил мирской человек.
Перед новоиспеченным сектантом маячат райские перспективы, которые ему красочно обрисовывают наставники, их лекции и книги. Новичок на этом этапе может взахлеб рассказывать своим друзьям о «школе». Он будет пытаться их привлечь и завербовать. Он будет укреплять иллюзии о собственной скорой божественной реализации, о «спасении» и о процветании учения с его немаловажным участием в этом процессе.
Однако следующий этап характеризуется заметным ослаблением всех первоначальных воодушевляющих переживаний. Адепт секты еще чает надежды, но его устремление к реализации на этом этапе уже практически не подпитывается наставниками. Адепт втягивается в рутину, и становится «бывалым». Все это сопровождается регулярными «сходками» с целью взаимной групповой поддержки мировоззрения членов секты. Если дело происходит в «ашраме», такого рода «подпитка» эгрегора секты происходит непрерывно, и адепт полностью выпадает из социума.
Другой признак секты — отчуждение от социума. Спустя время, если сектант не сумел душевно повзрослеть и обрести ясность, происходит вырождение. Все первоначальные импульсы гаснут. Личность начинает увядать, делается слабой и податливой. Секта для нее становится суррогатом социума со своими ограниченными законами. И если человек не сумел взрастить духовные качества, все старые мирские реакции начинают проявляться с удвоенной силой. Фанатичные адепты теряют друзей, способность общаться и работать в мирском обществе.
Третий признак секты — паразитирование на адептах. Основные обязанности адепта секты сводятся вовсе не к духовному росту, как он сам мог наивно надеяться, а к сбору пожертвований и бесплатному труду во благо секты. Иногда деньги действительно расходуются на развитие секты, издание книг и покупку новых помещений для практики. Однако большая часть средств, как правило, уходит на прихоти «Гуру». А прихоти эти, чаще всего, далеки от духовных идей, которыми «Гуру» затуманивают умы своих приверженцев.
Сектанская вера зачастую слепа. Человек склонен к поиску Бога во внешнем мире. И образ Гуру, взращиваемый коллективным фанатизмом, для этого дела – очень удобен. Вроде как, вот же он, почти сам Всевышний во плоти. На progressman.ru теме лжеучителей посвящена отдельная статья.
Если ты веришь в просветленность человека перед своим взором, тебя будут охватывать те самые «мистические» переживания. И совершенно неважно, каким в действительности является этот человек. Вера срабатывает. Способность верить в этом смысле является катализатором мистических переживаний. Однако слепая вера неизбежно чревата множеством иллюзий, а по итогу приводит к большим разочарованиям.
В сектах Гуру не выгодно, чтобы рабочие муравьи умели думать. За них думает Гуру. Мировоззрение секты объясняет все, что должен знать ее приверженец. Даже если он не понимает теорию, это не так уж важно. Главное для сектанта – слепо верить. «Куда идет стадо, туда и я». Иногда это напоминает картину известного художника, где слепые люди, держась за руки, затягивают друг друга в овраг вслед за их поводырем. Поэтому, прежде всего, имеет смысл опираться не на сухие догматы, а на собственный опыт. Иначе окажетесь не там, где хотели, а там, куда вас для своей выгоды завел поводырь.
Как отличить иллюзии и слепые верования от реального опыта? К сожалению, в большинстве случаев для неофитов это крайне сложное дело. Иллюзии – на то и иллюзии, чтобы на них покупаться и обманываться. Опыт рождает опыт. Путь к знанию начинается из тумана неведения. Поэтому секты существуют и развиваются.
И все же есть учения и учителя, от которых можно получить полезную применимую на практике информацию. И даже внутри секты сомнительного содержания иногда обучают «рабочим», эффективным практикам. Взрослая душа отличает зерна от плевел и движется дальше. Настоящий учитель сделает все, чтобы искоренить зависимость от его присутствия и учения. Душевно зрелый человек ходит на своих ногах, и смотрит на мир своими глазами.
Признаки секты
1 Заметная текучка кадров. Если состав постоянно меняется, значит, что-то не то, нет устоявшейся традиции, люди разочаровываются и уходят.
2 Вымышленные учителя, у которых якобы учился основатель секты.
3 Множество разных проектов, которые превозносятся, как счастливое, светлое будущее при коммунизме.
4 Множество учений, техник и практик под одной крышей. Это может быть оправдано, но в истинной традиции такого скакания не происходит.
5 Многочисленные названия секты, которые сменяются год за годом.
6 Если возникает ощущение, что вместо духовного развития от вас реально ожидают лишь «пожертвований» и бесплатного труда, это явный признак паразитирующей на своих адептах секты.
7 Если глава превозносит сам себя, чуть ли не как сына Бога, тоже есть над чем задуматься.
8 Надо бы понимать, что четкого критерия того, что является сектой нет. В глазах отцов церкви все прочие духовные направления – сектанское зло, потому что конкурируют с путем, который они почитают единственно истинным. То есть секта – необязательно что-то объективно плохое и вредное. Таковой она становится лишь от неудачного применения.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Статья замечательная, её можно применить к любому религиозному учению, у меня была подруга протестантка, так я в этой статье читала именно о ней))) Игорь а что Вы думаете о свами Вит Мано?
Anjela, о таком не слышал.
Даа? Это ученик ОШО. Он сейчас в битве экстрасенсов учавствует))))
Здравствуйте Игорь! Ваши статьи, например о смирении и силе мне очень понравились. по многим моментам с Вами согласна. психологически тонко подмечено!!!
Секта это отделившаяся ветка от учения (основного). Религиозного, экономического политического. Или только от религиозного. Никакого негативного элемента слово секта не несет, прочитайте хотя бы википедию, если учебник по религиоведению не можете. Учение которое наносит вред обществу называется деструктивный культ. То что говорят, или пишут о сектах бред. Это пошло с господина Дворкина, и его последователей, который сначала разделил все секты на тоталитарные и обычные. А потом сгреб в кучу, те, которые конкурируют с РПЦ и действительно опасные, очернив этим первые. Причем в опасные учения у него попало даже ОБЖ. Если учились в школе знаете, что это.
Поэтому социологи и религиоведы, вообще в последнее время перестали использовать этот термин. Он ушел в массы, для интернета и СМИ, и стал пугалкой. Хотят кого то очернить. Стоит просто назвать сектой
Елена, если не трогать слово «секта», будет взято другое слово.. Какая разница? Это не единственное слово, которое изменило свое первоначальное значение. Главное, чтобы поколения людей, живущие сейчас, понимали друг друга. А как бы отреагировал на новые значения слов, условно говоря Пушкин, второстепенный вопрос.
5 баллов)))
Здравствуйте,Игорь! Мой отец с 2007 года попал в секту Свидетелей Иеговы. Перестал отмечать абсолютно все праздники, в доме ничего не осталось — ни музыки,ни телевизора,ни стиральной машины,ни фена в доме нет,дивана и мебели тоже. В комнате ремонт сделал на минимализм и не купил даже диван. Только стоят два кресла и все. Я приехал как то в гости,а у него как раз конгресс был. Хотел с ним пообщаться,чтобы мы могли фильм посмотреть,хорошо провести время и т.д а он: нет у меня конгресс а ты можешь вообще уматывать отсюда,можешь хоть целый день быть в туалете,ты мне здесь не нужен. Вот как получается:сын — козел,потому что претыкается и не хочет слушать,а он послушная овца,которая выполняет указания слепого поводыря. А если меня нет,он тихонько может включить канал Звезда а он как раз таки военный и смотреть там фильмы. И канал Победа также смотрит,хотя это тоже запрещено. У себя на ноуте смотрит т.к нет телевизора. Игорь объясните пожалуйста это что получается такие у нас двойные стандарты в этой секте что они там как мышки на людях себя ведут спокойно,а вне секты делают что хотят? Гуляли вот ещё с ним на свадьбе в 2010 году он там так расслабился что подвыпил и даже со мной танцевал,потом пришел домой и на следующий день сказал мне: Нее,сегодня я в собрание не пойду. Ну думаю я хорошо что старейшины не видели как мы гуляли а то если б увидели то вздрюкали б на правовом комитете. У них что действительно двойные стандарты?
Это обычный внутренний конфликт. Всем свойственно. Но на духовной почве они – самые сильные бывают, особенно, когда духовные цели идеализируют. Отец хочет жить по моральным устоям организации, так он ощущает себя причастным к чему-то важному. Через аскезу и минимализм он вроде как становится ближе к своим идеалам. Но его нутро (организм, психика) забыли спросить. Другая часть его личности все еще любит социальную жизнь, кино посмотреть и пр. И желания эти, порой, прорываются и побеждают. Вроде бы здесь об этом было.
И ещё самое интересное Игорь что когда я задаю ему вопрос: а как же ты смотришь канал Звезда и Победа если там все военное? Это же вроде у вас запрещено или задаю неудобный вопрос он отвечает: А ты не поймёшь! Вроде как знаете пытается из меня сделать какого то ничего не понимающего человека!
Ааа я кажется понял о чем эта статья где вы дали мне ссылку! Там же ж написано: Не можешь быть добрым: А должен! Совсем не можешь! Тогда стыдись,ничтожество! Не можешь преодолеть эгоизм? Значит,сам виноват! Вот вот что то в этом роде у нас и было. Я как то спросил: а почему ты не можешь пойти на день рождения к своей тете которая живёт по соседству и приехать ко мне может быть на мой день рождения? А он такой: да,я очень хочу приехать,да я все хочу делать но я Богу дал обещание что я буду его слушать и делать то что он говорит. Видите? Это просто мне кажется банальная зависть потому что да он возможно все и хочет делать,хочет праздновать,хочет поздравить а не может потому что вера не позволяет и вот поэтому я думаю что внутри у него действительно все кипит и он как бы вынужден эту любовь » выдавливать» потому что когда он приходит с собрания он выжатый как лимон и ему хочется уже просто отдохнуть но он не может потому что есть спать поздравлять некогда всю жизнь проспишь. Наверно потому он мне и отвечает что ты этого не поймёшь потому что на самом то деле ему все хочется а не позволительно и все кипит внутри.