Весь этот текст советую воспринимать, как «шизотерическую» сказку, которая возможно, от части отражает реальное положение дел.
Карма человека, обычно представляется концепцией справедливости и воздаяния, словно есть некие возвышенные существа, или верховная личность – Творец, который отплачивает каждому за его поступки. В определенном спектре восприятия – это истина. Однако на глубинном уровне все, что мы делаем, думаем и чувствуем, все, что мы желаем для себя и для «других», все это мы делаем сами с собою же. Можно назвать это принципом «высшей справедливости». В сущности, наша карма – то, что мы сами сделали с собою.
Каждый поступок осознается только потому, что есть мысль об этом, каждое явление – это явление, происходящее в нашем собственном сознании. Каждая мысль окрашивает реальность, если не сказать больше – создает ту самую привычную реальность, которую мы ощущаем в повседневности. Так действует наша карма.
Когда мысли нет, реальности в привычном смысле не существует. Или иначе можно сказать, что в этом случае присутствует нечто запредельное описанию и любым утверждениям о жизни. Это – высшее свободное сознание. Но до тех пор, пока мы подвержены законам кармы, можно говорить о разных уровнях реальности. Эти уровни – необходимый индивидуальный опыт конкретной души.
Когда душа «отделяется» от источника, она «соединяется» с разумным началом материальной вселенной. Под словом материальность в данном случае подразумевается любая субстанция, энергия, или форма доступная восприятию и различению. Разумное начало – это принцип различения и «выбора» чего бы то ни было. Мы отличаем одно от другого и выбираем что-либо благодаря наличию разума. Любое сознательное действие, любой выбор – создает карму.
На progressman.ru есть несколько статей посвященных иллюзорности индивидуальной воли и выбора. Однако до тех пор, пока эти иллюзии принимаются за реальность, мы подвержены законам кармы. До тех пор, пока мы участвуем, создаем, выбираем, мы подвержены причинно-следственным связям. Наше сознание наблюдает за тем, как разум создает бесчисленные игры, которые по забывчивости сам же воспринимает всерьез.
К разумному началу «крепятся» тонкие тела, в которых заложены семена кармы, тончайших мыслеформ. Можно сказать, что эти семена были подобраны неслучайно, а в строгой закономерности и в соответствии с общим замыслом происходящего творения. Таким образом, человеческие размышления на тему «кто виноват» не имеют смысла. В конечном итоге «виноватых» нет. Сила, закладывающая первичные семена кармы, сама действует в силу спонтанных программ, у которых в происходящей вечности не было начала. В конце концов, ощущение вины – также, лишь одна из тех программ, что были заложены в человека для переработки (извлечения опыта), благодаря чему человеческое сознание взрослеет. В этом смысле карма – это необходимый опыт для взросления души.
Переживание одиночества, обреченности, потерянности, концепция материальной, случайной, или хаотичной вселенной – все это и многое другое, также, всего лишь кармические программы текущего уровня обучения. Чем больше этих программ и чем они сложней (тяжелая карма), тем больше силы и опыта из них можно извлечь. Чем тяжелей карма, тем больше ценного опыта дает ее отработка.
С начала «творения» вплоть до момента реализации, реальность, которую ощущает отдельная душа, состоит из проросших первичных семян кармы. Все, что человек ощущает – это работа и взаимодействие этих «ростков». Часто вместо взаимодействия возникает трение и противостояние, тогда постепенно вырабатываются новые более тонкие уравновешивающие аспекты кармы. Это и есть эволюция и развитие.
У взрослых душ все процессы уравновешены – трения и противостояния в их реальности не возникает, но при этом нет и застоя – рост происходит как нечто естественное, без сопротивления. На определенном этапе сами ростки утончаются, и расцветают в тысячи еще более тонких и сложных элементов. Все это происходит для того, чтобы различающая способность разума имела богатый спектр игры, взаимодействия и развития.
На одном из этапов роста формируется эго – мысленное самоощущение, совокупность множества взаимодействующих друг с другом ветвей проросших первичных семян кармы. Эго на разных уровнях состоит из тех ветвей кармы, которые наиболее часто оказывались в поле осознания души. Другие, не осветленные сознанием «ветви» кармы ощущаются, как «окружающий мир» и различные «события» в прошлом, настоящем и будущем. Мы создаем иллюзию отдельной реальности при помощи собственной кармы. Когда осветлены все спектры сознания, тогда эго ощущается в едином неделимом потоке, как элемент, который можно отделить исключительно условно. Постоянного отождествления с эго и фокуса на нем уже нет.
Все, что человек желает другим, будь то плохое, или хорошее – он делает с самим собой. Другое дело, что ростки этих семян могут проявить себя не сразу, а через длительное время. В этом – основа закона кармы, как причинно следственной связи. Все, что человек думает о качествах окружающего мира – это всего лишь свойства тех мыслей, которые он в это время думает. Или иначе – это свойства и качества той энергии, которой человек позволяет проходить через свое сознание. Это – микромир внутри самого себя. Мысль не выходит за пределы самой себя. Карма – то, что переживается отдельным субъектом. За пределами кармы не существует мира, который она проецирует. По этой теме на progressman.ru имеется ряд статей под тегом «проекции».
Карма – это проекция, сквозь которую мы смотрим на мир и ощущаем его в тех красках, которыми карма его окрашивает. Когда у людей есть схожие семена кармы, они могут переживать схожим образом одну и ту же ситуацию. Но чаще всего схожесть взглядов на мир – иллюзорна, нам только кажется, что человек чувствует также, потому что на его слова мы проецируем свои переживания.
Разум, как тончайший инструмент, различающий мысли, в зависимости от собственного опыта относительно успешно из общего ментального хаоса проросших ростков кармы «выбирает» те мысли, которые лучшим образом «соответствуют» текущему положению дел. Как могут обстоять эти «дела»? Что за процессы происходят на фоне осознания души? Все, что человек ощущает – это действие его собственной кармы, изначальных семян, заложенных в причинное тело.
То дурное, что мы думаем и делаем происходит внутри себя и для себя же. Можно назвать это личной кармой человека, или в данном контексте – «принципом высшей справедливости». Со временем, когда душа обретает мудрость, она следует путем святых, чтобы соответственно обрести святость. Происходит осознание того, что все процессы, вся реальность, все происходящее – это единый процесс, цельное, нераздельное «Я».
Когда вам кажется, например, что какой-нибудь человек поступает с вами несправедливо, чтобы избавиться от этой иллюзии, можно рассматривать переживание в истинном свете – не как событие, а именно как собственное переживание. Не зря в психологии тема личной ответственности – одна из центральных. Можно вечно строить из себя жертву обстоятельств. И только приняв на себя ответственность за свои действия и чувства, можно что-то изменить в желаемом направлении.
Ощущение несправедливости – один из узлов кармы, который препятствует свободному течению энергии в тонких энергетических каналах. Это собственные мысли, за пределами которых этой несправедливости не существует. Наиболее тяжелые переживания – это преодоление самых сложных узлов кармы в тонком теле, когда энергия их растворяет. Поправить несправедливость можно лишь одним способом – осознать ее в истинном свете. Для того она и происходит, иногда повторяясь многократно, пока не будет распознана как энергия сознания, а не «событие» внешнего мира.
Когда приходит время думать и действовать, взрослая душа думает и делает благо. Это выбор ее разума, исходящий из сущностного опыта. Ее разум осознал плохое и хорошее, как два полюса целого, и научился «вырабатывать» связующее, уравновешивающее звено между этими полярностями. В таком ключе жизнь напоминает что-то вроде непрерывного спонтанного обретения равновесия в каждом явлении. Это похоже на неуловимую легкость во время паузы между вдохом и выдохом, на облегчение после длительной болезни, или в другом аспекте – на отбрасывание старых тяжеловесных игрушек в пользу свободы зрелой души.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Игорь, прочла с интересом. Ты умеешь даже на самые «обговоренные» темы взглянуть из-под «хитрого» ракурса и подсветить что-то предельно простое, но не всегда доступное для постоянного осознания.
Такая вот критика одного знакомого йога на эту статью:
Человек прочитал КК. Человек прочитал текст адвайты. Человек познакомился с буддизмом. Человек научился пользоваться своим Интеллектом. И после этого человек пишет такие тексты. Хотя всё, что он прочитал до сих пор, объясняло ему о вторичности Интеллекта. Переставив умные слова местами, ничего не добиться. Истина, пролившаяся через слова видна как кристалл, а Работа Интеллекта, вышедшая через слова, всего лишь подпорка для слабого Ума.
>Истина, пролившаяся через слова видна как кристалл
Должно быть он очень крут, если способен так ловко отличать истину? Все же ИМХО, ему не хватает практического опыта, раз произошла такая проекция на уже прочитанных ИМ авторов.
white dragon, давненько тебя не было видно : )
Отличная статья, формирует очень важное представление о реальности и о себе в ней. Думаю, очень полезно удерживать такое понимание во время бодрствования для развития осознанности.
Игорь, не знаю начколько он крут, это наверное не важно. Вот ответ на Ваш комментарий:
Единственное ключевое слово в ответе — «имхо». Пока человек оглядывается на мнение, пока в человеке есть сомнения в своей способности к различению, различение не придёт. Истина же видна только при практике различения. Различение есть отделение истинного от неистинного. Неопосредованность интеллектуальным вмешательством в процесс познания даёт чистый свет мудрости. Это ответ. Теперь комментарий. Всё происходит постепенно. И интеллект — нужное орудие на Пути. Умение пользоваться интеллектуальными инструментами и умение указать людям дверь через слова — замечательное умение. Осталось лишь прорваться через ограничения интеллекта и дать словам возможность литься прямо из своего источника — безбрежного океана мудрости. Эта способность нарабатывается, так как она есть сиддхи, приходящие на Пути. Говорение с остановленной деятельностью ума — вот неделание для достижения источника слов. :-)
white dragon, спасибо за ответ и за комментарий.
>это наверное не важно
Согласен! Какая разница кто и что пишет? Главное — личный опыт, понимание. А что там и как у других — это, как уже говорил, — бесконечные дебри.
И еще, в этой статье уже упоминал, и здесь повторюсь: все, что человек думает о качествах окружающего мира – это всего лишь свойства тех мыслей, которые он в это время думает.
:)
«В сущности, наша карма – то, что мы сами сделали с собою же…»
С собой? С кем? Кто Я?
Не сделали с сами собой, а скорее всего вообразили что что-то сделали….
Такое рассмотрение довольно поверхностное. Душа не действует,
действуют гуны материальной природы. Мы не есть это тело.
Такие рассуждения хороши для людей находящимся под влиянием
гуны невежества и страсти. это их стимулирует действовать.
Но что такое действие? Является ли оно просто реакцией?
Люди находящиеся под влиянием гуны благости, понимают
и позваляют вещам случится. пусть тело закончит свою
воображаемую деятельность. Чем тело занимается? Куда оно движется?
Да в принципе в никуда. Поэтому поднимая вопрос мы уже навязываем ответ.
В сатве нет подобных вопросов вообще, так как сатва это свобода от воображения.
Воображение основанно на предрасудках и памяти. сатва живет без выбора. Вы уверены 100% в том
что вы есть то чем были вчера или воображаете сейчас что вы есть
следствие вчерашнего дня? И кто вообще поднимает вопрос? Мысль?
Мысль поднимает вопрос и навязывает ответ. Неплохо для начала.
И что с того, но факт остается фактом «Я ни есть это тело и ум».
Вся проблема в предрассудках, а предрассудки происходят из поверхностного
рассмотрения сути дела.
Sharanga, критика опираясь на «тарабарщину» это очень просто, но совершенно бесполезно. Предлагаю написать комментарий (или лучше статью) в котором будет отражено «верное» понимание. Тогда замечание перестанет казаться болтовней.
Согласен с Антоном.
Sharanga, Вы смешиваете относительное и абсолютное.
Зачем Вы дышите? Любой ответ, в таком ключе — оправдание.