Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Центральная проблема деятеля (практика медитации)

проблема деятеляЭта практика – то, чем я занимаюсь не первый год, и благодаря чему нахожу относительное равновесие с жизнью. Если представить, что все-все неприятности сводятся к одной центральной проблеме, очевидно, следует уделить все свое внимание именно ей – этой единственной задаче, разрешение которой дает то, ради чего мы, возможно, вообще живем. У меня нет уверенности в том, что мой способ решения этой проблемы подойдет другим практикующим. Во-первых, потому что теоретический аспект практики я до этого времени освещал немногим, и не имею никакой достоверной статистики, которая говорила бы о ее универсальности. Во-вторых, очевидно, что для этой практики важна определенного рода опытность в освещенном предмете, хотя бы на интеллектуальном уровне, чтобы появилось примерное понимание того, что и с чем нужно делать. И, в-третьих, немногие практикующие способны стабильно проявлять совершенно необходимую для этой практики сознательную чуткость в том, что касается работы их собственного сознания. К сожалению, интеллектуальной и сознательной жизни большинства людей вполне соответствует известная аналогия поведения дикого слона в посудной лавке.

Описание практики в рамках этой статьи я условно делю на три составляющих аспекта, осмысление которых по моим субъективным ощущениям, может дать приблизительное понимание технической стороны процесса.

Итак, первый аспект практики – это ощущение «деятеля», переживание того, что мы что-то делаем. Второй аспект – спонтанное движение, которое самопроизвольно происходит в спектре внимания, и не связано с нашими «волевыми» решениями в текущий момент – оно также спонтанно и механично, как стук сердца, течение крови, или рост волос. И третий аспект, который очень непросто выразить в слова – это связь между первыми двумя аспектами, связь нашей воли и спонтанного «постороннего» движения. Этот аспект связан с «точкой» перехода из напряжения в расслабление.

Все это напрямую касается нашего сознания, где проявлены волевые решения, выбор и спонтанные течения, происходящие без нашего влияния. Иногда не совсем ясно, что является нашей сферой влияния, а что происходит самопроизвольно, что является нашим выбором, а что просто проявляется неподконтрольно, неясно откуда, и также внезапно уходит.

Человек боится жизни, потому что не управляет ей. Каждый наш выбор и попытка вмешаться в происходящее вызваны страхом потери опоры, на которой базируется личность. Маленькая воля человека наполнена сомнением, потому что жизнь многогранна и бесконечно сложна. Сделать жизнь устойчивой, сохраняя привычный ход вещей, – невозможно. Есть лишь один выход из ситуации. Можно избавиться от страха и сомнения, устранив их корень. Источник страха – ощущение «деятеля», выбирающего. Выбирающий изначально выражает сомнение и страх перед тем, что есть. Выбирающий не принимает реальную жизнь, потому что непрерывно делает выбор в пользу существующего в возможном будущем. Будущего нет здесь и сейчас. Тяга к желаемому будущему является неприятием истины. Практика выбора – это жизнь наполненная сомнением.

Чтобы устранить «двойственность» первых двух аспектов и связанный с ними дискомфорт, важно уравновесить, слить ощущение «деятеля» и спонтанные движения в одно целое. Для этого наилучшим образом подходит практика расслабления. Выполнять можно сидя, с прямой спиной, как и любую медитацию, с сохранением естественного бодрствования сознания.

Первое важное решение, связанное с этой практикой – перестать действовать, или если быть точней – устранить иллюзию того, что вы действуете. Для этого внимание направляется на первый аспект – на ощущение деятеля в спектре вашего внимания. В ясном осознании того, что решение бездействовать принято, внимание фиксируется на чувстве деятеля. Когда вы распознаете, что, несмотря на ваше решение бездействовать, деятель продолжает свои движения, вы можете осознать, что он независим, и, в сущности, является такой же спонтанной энергией, как и любое самопроизвольное движение (второй аспект). Подробней об иллюзии деятеля на progressman.ru говорилось в статье о свободе выбора.

Движение деятеля, в сущности – спонтанно. Чтобы закрепить это осознание, вы смотрите на деятеля, как на спонтанное напряжение. По мере такого бесстрастного созерцания вы отпускаете, расслабляете ощущение того, что вы что-то делаете. Важно ощутить вкус того, как это происходит хотя бы раз, тогда подсознание его запомнит, и в дальнейшем привыкнет к расслаблению ощущения деятеля. Чтобы ощутить вкус подобной самоотдачи, необходима максимальная проницательность при ознакомлении с инструкциями, данными в этом тексте.

Если представить наше самоощущение во время практики в форме сферы, энергия деятеля будет ощущаться, как поступающий извне поток, спонтанная сила. Соприкасаясь с сознанием, она вызывает чувство деятеля – промежуточную прослойку из тонкой материи между свободным сознанием и спонтанной энергией. Сила, которая всегда была спонтанной, затрагивая вихрь самоощущения, переживается, как наше собственное действие. Важно увидеть «точку» соприкосновения этой энергии с сознанием, там, где еще не зародилось ощущение собственного действия, на периферии с самоощущением и чувством деятеля. Это возможно, и не при помощи хитроумных методов, а в простом расслаблении на глубинном психическом уровне.

Описание лишь косвенно указывает на то, как происходит практика. Даже если не ясны отдельные детали, но общий смысл (расслабление на всех уровнях) понятен, со временем все приходит на свои места и мозаика пониманий узнается как целостный узор единого потока жизни.

Сначала расслабляться не очень хочется, потому что обнажается дискомфорт, ощущение искривленности пространства, в котором сознание пребывает. Это не метафора, а реальное переживание, ощущение, словно расслабляясь, вы вдруг замечаете, что «части» вашего сознания изогнуты и свернуты, и это мешает свободному току энергии. Важна смелость и решимость, тогда станет ясно, что гораздо проще обнажать и выпускать страхи, чем терпеть их непрерывное давление. Просто глядя на это искривленное пространство в расслаблении, на источник этого переживания, без попыток в нем что-то поменять, мы делаем лучшее в этой жизни, что только можем. В таких условиях энергия распрямляет и выравнивает каналы, растворяет сгустки напряжения тонкой материи и энергии, в которых появилось очередное ложное ощущение деятеля. Эти сгустки являются малыми энергетическими центрами – чакрами.

Третий аспект практики – это переход из напряжения в расслабление. Когда мы подходим к этой черте, то, что казалось нашим напряженным движением, тяготением к чему-либо, или желанием, все это вдруг начинает ощущаться как спонтанная энергия, свободно проходящая через нас, без всяких проблем. Это похоже на массаж – движения массажиста не зависят от нашей воли, и лучшее, что можно сделать – расслабиться и получать удовольствие. Чтобы этот аспект обнажился, важно увидеть свои внутренние движения в целостной единой сфере, но не отдельными участками, что способствует в частности расширению сознания.

Когда мы видим лишь часть, сопротивляясь целому, мы находимся в иллюзии деятеля, пребывающего в непрерывном сомнении и сопротивлении происходящему. Деятель пытается своей индивидуальной волей что-то изменить, однако его усилий всегда слишком мало, и все они приводят лишь к еще большему напряжению, что вытекает в непрерывное страдание. Реальность целостна, индивидуальная воля – лишь частица того большого спонтанного движения, той Воли, что творит жизнь. Индивидуальная воля – всего лишь мысль, идея о том, что мы действуем, которая устраняется растворением заряда этого сгустка энергии.

Расслабление выполняется на всех уровнях: на физическом, эмоциональном, мысленном и на сознательном плане. Оно охватывают саму жизнь, точно так, как она вами ощущается в текущий момент, без привнесения в нее каких-либо ментальных правок. Когда мы устаем, мы знаем блаженный вкус расслабления. Когда мы распознаем усталость и напряжение обывательского уровня, ту самую привычную неудовлетворенность происходящим, появляется возможность пережить расслабление и блаженство на всех уровнях.

Парадокс в том, что пока мы не знаем, как выполнять эту практику, она кажется чрезвычайно сложной и на словах может выглядеть запутанной. Однако, в сущности, ничего проще расслабления быть не может. Когда есть вкус этой практики, она выполняется как нечто естественное, правильное и простое. Эта практика может стать ответом на вопрос самой жизни.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

28 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Алсин, о белом братстве слышал лишь из телевизора, и то, о чем Вы говорите с многочисленными кавычками, понимаю очень примерно. Скорей всего у Вас есть неприятный опыт общения с сектой, и срабатывают штампы.
    Крайности — то, чего человек избегает, подавляет, с чем зачастую не может работать. И здесь я не призываю вытаскивать их из себя. Но лишь намекаю, что если сохранять спокойствие и расслабленность, тогда страх (по причине которого человек переживает отрицание жизни) растворяется, а любые напряжения переносятся быстрей и легче во много раз.
    Учеников не набираю, всегда говорю о том, что каждый должен и может искать в себе.
    А техники, да, холодные. И холод этот направлен на то, в чем следует проявлять смирение.

  2. Нет темы для спора, имеет место РЕАЛЬНОСТИ. Никем ещё не было сказано, что «Материя существует в Материи», соответственно имея Инфо- Поле. Что собственно и является нашим Мышлением. Кавычки ставятся лишь в случае обозначения «не Физического» значения. Для обсуждения требуется лишь «Понимание», а не «Вера». «Самому Себе не поклоняются».
    С уважением.

  3. Мне импонирует то, что Вы выразили в отношении Дао. Есть лишь маленькая не договорённость. Которую Вы выражаете в отношении себя. Нет и не может быть учеников и последователей. Есть объяснение. Ведь каждый чувствует только себя. Нет возможности «продажи» или «предательства». Так, как отсутствует «связь».
    С уважением.

  4. Чёрные зрачки
    Зябкое утро. Рассвет лишь начал набирать силу. Но всё продолжало спать. Мокрая от росы трава. В разбитых ботинках скоро захлюпало. Дышалось в коротких вздохах, упираясь глазами в стелющийся туман. Вот и разбитая кирпичная стена. Она появилась из тумана, как будто была его частью. Мысли пытались зацепиться, связывая окружающее с тем, что было вчера. Всё, что происходило сейчас, никак не хотело впускать связанное со всем, что оставалось в следах, мокрой от росы травы. Вот и стена. Красно-рыжие кирпичи с белесыми полосками между ними. Местами выщербленные, с яркими пятнами сколов. Стена из выгоревшего цвета кирпича. Развернулся. Стараясь заставить вспомнить всю прожитую жизнь. В последние секунды. Все так объясняли. Но жизнь не спешила прокручиваться лентой в эти считанные секунды, хоть так и объясняли. Пять человек в зелёной форме. У одних она была чуть светлее и изношеннее, но всё равно делала этих пятерых одинаковыми. Посмотрел на руки. Странно. Аккуратно подстриженные ногти. И совершенно отсутствие холода, хотя зябкость утра лежала на плечах. Он не слышал команды. Наступило такое ясное и чистое понимание, что жизнь прожита. Что нет желания что-либо хотеть или желать. Что ему ясно его желание со всем этим закончить. Он никому и ничем не обязан. Что стоящие перед ним никак не изменят его ощущение. Нет, не пустоты, а ясности окончания прожитого. На него смотрели чёрные зрачки стволов и чёрные зрачки их держащих. Прикрыл глаза. Но в памяти они не остались. Негде было оставаться памяти. Мёртвое тело со следами кровавых потёков. Да стена с новыми ярко оранжевыми сколами.

  5. Ведь никто не сказал, кем создана Материя? А вот Инормации в нашем «Коробке» более чем достаточно. Вот её и приходится «чистить».
    С уважением.

  6. К сожалению, будет ни первый вариант трактовки предсказаний и не второй. Ваше «смирись», после публикации(неплохой) истории Религий (хоть и не в полном обёме) меня удивил.
    Ну что ж.
    С уважением.

  7. «К сожалению», выражение не о вариантах предсказаний. А, об Вашем «смирись». А ведь это связано с нами.
    Ещё раз, всех благ.

  8. Интересный диалог. Ощущение встречи противоположностей. И открытости. Alsin, прими пожелания гармонии и единения. Очень хочется сейчас тебя обнять. Игорь, спасибо за новый урок.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.