Во время концентрации внимание усилием воли удерживается на объекте концентрации. Может происходить частичное, или полное отвлечение внимания на мысли, или другие ощущения. Этого допускать не следует. Как только отвлечение зафиксировано, внимание также, усилием воли возвращается на объект концентрации. Первое время для большинства практиков концентрация внимания кажется чем-то почти невыполнимым т.к. отвлечение на мысли в силу глубоко укоренившейся привычки происходит постоянно. Здесь важен настрой. Стоит помнить, чем занимаешься и какими бы важными мысли ни казались, стоит дать себе установку: «все это я буду думать после практики, а сейчас – только практика».
Первые месяцы, а иногда и годы, каждый сталкивается с сопротивлением вечно отвлекающегося ума. Возникает ощущение, что поток мыслей просто невозможно прервать, и намеренная фиксация внимания в течение длительного периода времени на одном и том же объекте невыполнима. В действительности концентрация сложна только для ума, и выполняется легко, когда сознание проникает в сферу разума, выносящего окончательные решения.
Ум может сегодня захотеть перевернуть мир, а на следующий день даже не вспомнить об этом. Ум неустойчив, он постоянно мечется, сменяя десятки желаний за короткий промежуток времени, поэтому за все важные решения, особенно за те, которые связаны с переменами в индивидуальности, отвечает разум.
Со временем, проникая все глубже в природу мыследеятельности, привыкаешь все больше к состоянию непрерывной внимательности. Внимание и так льется само собой непрерывно, его не требуется как-то развивать и усиливать. Основная задача в том, чтобы сделать внимание подвластным, обучиться направлять собственный потенциал в единое русло. Свами Вивекананда, говоря о концентрации внимания, приводил в пример феномен молнии, которая возникает, когда множество частиц концентрируются в едином потоке. Аналогичный эффект дает концентрация внимания, благодаря которой сознание просыпается яркой вспышкой озарения.
По мере продвижения в практике, концентрация плавно переходит в спонтанное созерцание, то есть – в настоящую медитацию. Невозможно сказать объективно, где обрывается концентрация и начинается медитация, т.к. четкой границы нет, а переход из одного состояния в другое обычно происходит плавно. Спонтанное созерцание отличается от концентрации отсутствием волевых усилий. Это случается, когда разум познает природу созерцания, и проникается ей. В медитации созерцание объекта происходит легко, без всяких стараний.
Психика, освобожденная от мыслей на время медитации, пребывает в своем естественном состоянии. Такое переживание характеризуется глубоким успокоением, блаженным невмешательством в спонтанность психических процессов, легкостью и свободой. По мере успокоения ума, блаженство и восторг нарастают. В йоге это состояние называют савикальпа самадхи. Пусть ваш ум не смущают заморские слова – техники универсальны, и от слов они никак не зависят. Каждый человек – это чистое сознание, в котором происходит жизнь.
Для вхождения в медитацию не стоит подавлять мысли, нужно просто оставить их как есть. Ум некоторое время еще рефлексирует, а мысли становятся все менее связными. Неважно, какие образы появляются в уме, на каком языке он говорит, стихами, или прозой, поет дифирамбы, или пугает – все это в медитации оставляется как есть, без вмешательства, тогда со временем ум затихает полностью.
Начинающему практику можно пробовать сразу входить в медитацию, минуя концентрацию, если есть соответствующий настрой и успокоенность. Старания и воля, которые могут помочь в концентрации, в медитации только мешают. В медитации важно полное расслабление тела и ума с сохранением бдительности. Нет необходимости сохранять бдительность усилием воли; внимание и без того всегда активно, поэтому необходимо лишь перестать прилагать усилия, не засыпая – позволить вниманию интуитивно самопроизвольно изливаться на объект восприятия.
Когда начинаются старания, или усилия, бдительность теряется, потому что включается эго – деятельный субъект, и сознание затуманивается его деятельностью, заполняет себя его вибрациями. При подобных усилиях фокус восприятия соскальзывает с тонкой интуитивной сферы бытия, связанной с восприятием – на более грубую сферу мысли.
По сути состояние абсолютной бдительности и есть цель практики. Это неуловимое состояние является чистым «Я» (Атман в учении адвайты, Пуруша в йоге) без каких-либо характеристик. Можно его условно охарактеризовать как пустотное ощущение бытия.
Когда медитация настолько глубока, что кроме объекта созерцания ничего не остается, сознание полностью сливается с объектом и наступает самадхи. В это время существует лишь объект созерцания, погруженный в чистое существование «Я».
Объектом медитации может быть что угодно: любое ощущение, внешняя форма, или мысль. Популярны медитации на дыхание, внутренний звук и свет, чакры, мантры и др. По моему мнению, все же лучшая практика – это медитация без объекта, которая представляет собой расслабление в естественном присутствии.
Следующий шаг – отвлечение внимания даже от единственного оставшегося объекта созерцания. Считается, что этот шаг невозможно выполнить никакими усилиями, т.к. усилия – это сфера деятельного субъекта. Когда сознание подготовлено, шаг отвлечения внимания от любых объектов восприятия, происходит спонтанно, как переход в абсолютно естественное состояние чистого бытия вне всяких объектов. Подобное состояние в йоге называют нирвикальпа самадхи, а в буддизме – это всем известная нирвана.
© Игорь Саторин
Другие статьи о медитации:
хм.. похоже я сильно индульгирую когда что то происходит во время медитации))
Антоха, про свечу лучше погуглить.
пока не пнешь не полечу))
Сядьте прямо так, чтобы вам было удобно. Позвоночник должен по возможности находиться на одной линии с шеей и затылком. Зажженную свечу поставьте на уровне ваших глаз, примерно на расстоянии 50-80 сантиметров от себя.
Расслабьтесь, прогоните прочь посторонние мысли. Сосредоточьтесь на свече, сконцентрируйте на маленьком огоньке все ваше внимание. Думать можно только о свече, о ее свойствах, о цвете ее пламени, о переходящих один в другой оттенках красного, оранжевого, желтого, почти белого. Ум должен быть заполнен только свечой. Можно поставить цель: услышать пламя свечи.
Когда глаза устанут, закройте их. Но при закрытых глазах продолжайте удерживать в своем воображении образ горящей свечи. Затем снова откройте глаза и повторите всю процедуру концентрации сначала. На первых порах упражнение не должно занимать больше 10- 15минут. Успешным результатом таких упражнений будет ваша способность в любое время создать в своем воображении четкий образ горящей свечи, это будет означать, что вы научились концентрироваться.
так будет даже даже проще, теперь и проблем не будет с отвлечением на дискомфорт глаз
Света и Любви Вам Игорь,я рад,что есть такие наставники как Вы.Все разложили по полочкам по простецки,без всяких примудростей,ни каждому дано так все четко истолковать,поддерживаю Ваш труд и полностью со всем согласен.Спасибо Вам!!!…А начинающим хочу сказать,что главное здесь это вера,нужно поверить и все получится!Удачи Вам!!!
прочитал многое , спасибо за пояснения и объяснения !
Всем привет. Я когда почитаю что-нибудь о медитации или начитаюсь статей Игоря Саторина, то сажусь за медитацию с энтузиазмом и у меня вроде что-то получается. А когда пыл проходит, то медитация плохо получается, сплошные провалы в мысли. И так может длиться месяцами. Так вот когда прикладываешь наибольшие усилия чтобы сконцентртроваться на моменте сейчас(это происходит, когда почитаю про медитацию и появляется вдохновение, желание поменять, улучшить медитацию), то эфект есть, а когда расслабляешься,то мысли тебя уносят. Так нужно расслабляться или усилием воли постоянно концентрироваться? Игорь, скажите пожалуйста. Я занимаюсь уже почти год.
Ульяна, вероятно вы расслабляетесь в том смысле, что позволяете себе привычное восприятие, поглощенное мыслями.
Бдительность в медитации важна, но усилиями ее достигать тяжело. Важно взять за аксиому, что внимание уже есть. Оно непрерывно. А расслаблять надо то, что сопротивляется этому вниманию (восприятию настоящего).
Не ждите успехов. В медитации есть свой ритм. После большой подвижки идет спад и это нормально. Можете практиковать раз в несколько дней, тогда практика будет без таких заметных спадов.
Духовная практика самое неподконтрольное и непростое для обучения дело. Лучше вообще никаких результатов не ждать.
Спасибо, Игорь за совет. Да я стараюсь больше на процесс настраивать, от самого процесса тоже много плюсов получаешь. А занимаюсь 2 раза в день, если получается реже, то потом тяжелее садиться за практику.
Иногда приходит это расслабление, когда как будто что-то тебя отпустило, центральная огромная мышца расслабилась и наступила свобода, стало легко дышать, ощущение тотального расслабления. Это было всего раза 3-4. К такому ощущению я стараюсь прийти в практики, но оно само по себе приходит, а чаще не приходит.