Спонтанность, о которой пойдет речь в этой статье – это медитативное переживание природы собственного ума в истинном свете. Тысячи переживаний без всякого смысла и основания спонтанно появляются и растворяются. Попытка удержать что-либо, или избавиться от чего-либо создает напряжение, ограничивает восприятие, приковывает к объекту двойственности. Все так называемые события – иллюзии, т.к. на самом деле являются неустойчивыми, неуловимыми, спонтанными мыслями и образами в сознании. Просто, оставив все как есть, не превращая оставление в движение, или напряжение, вы освобождаетесь от всеобъемлющей погруженности в переживания и открываете великую спонтанность происходящего. Это – практика невыбирания, недеяния. Сложно найти решение всем проблемам и беспокойствам. Легко осуществить тонкое различение, которое впускает поток, смывающий все понятия о проблемах, и приводит к осознанию спонтанности всех вещей.
Вначале «невыбирание» может проявляться как тонкий выбор, а недеяние как тонкое действие. Это остаточное напряжение – мысль, которая говорит: «я практикую». В это время мы можем отчетливо увидеть парадоксальность происходящего. Казалось бы, мы просто есть здесь и сейчас, но что-то по-прежнему действует, и действует в спонтанности, помимо нашей воли. Получается, существует «Я», которое просто есть, и отдельное от него – «я» которое действует. Существует ли между ними разница? Где этот незримый переход из одного «я» в другое? Понять это невозможно, т.к. это и есть граница ума и того, что запредельно мысленному пониманию.
И когда мы просто продолжаем пребывать в таком подвешенном расслабленном состоянии, не ограничивая себя частным пониманием, не производя шум грубым анализирующим умом, то начинаем постепенно видеть все ясней то, что есть по-настоящему здесь и сейчас. Уму открывается непостижимая тайна о его собственной природе – ум не имеет никакой основы, у него нет собственной сущности, он даже не является живым. Все это условности. Мы видим как есть, что ум по-прежнему рефлексирует, производит вычисления, создает свойственное ему напряжение, что-то анализирует, пытается вогнать озарения в новую систему, производит отличия, строит формулы. И все это происходит спонтанно, само собою, без нашего участия, просто в силу природы интеллекта – в силу его заряда.
Отождествление с умом, или растождествление с ним – просто мысль, еще одна двойственность. Когда нет разделений и предпочтений, тогда есть то, что есть – бытие, всегда новая реальность настоящего момента, грандиозная спонтанность. Это возможно только благодаря расслабленному невмешательству в то самое присутствие, которое и без того происходит помимо любых стараний.
Почему если реальность и просветление так естественны, человек пребывает в напряженной двойственности и зажат в мыслях? Никто не может иначе. Парадокс в том, что и наше привычное состояние является естественным и спонтанным, хоть и выглядит как нечто, отталкивающееся от сомнений и планирования. Это просто происходит, как и все в этой реальности. Человек пребывает в иллюзии творения, в иллюзии того, что есть действия, и эти действия не просто случайное движение, а движение, наделенное жизненным смыслом. Действия, не имеющие смысла, мы не делаем. Каждая ситуация на разных уровнях, каждый миг для нас – сделка и компромисс.
Есть действие – есть результат. Когда результат неочевиден, возникает ощущение неудовлетворенности, несправедливости и обмана. Щемящая пустота, как небольшой просвет, сквозь который ощущается бессмысленность всей этой механической мешанины побуждает нас впервые за долгое время сна задуматься о собственной жизни. И тогда возникает ощущение, что «ничего не хочется, все надоело, все бессмысленно». Хоть это ощущение и отражает реальность в какой-то степени, отражение это происходит по-прежнему на уровне ума, и является всего лишь очередной иллюзией, мыслью. Когда этот просвет, в ходе практики осознанности становится шире, все переживания временно усиливаются. Начинается процесс очищения, в ходе которого, бессмысленность и пустотность неожиданно проявляют себя как свобода, ясность и чистота.
Если взять для рассмотрения плоскость напряжения и расслабления, получается, что мы почти всегда находимся в таком вот подвешенном состоянии. Нам не свойственно – ни тотальное напряжение, ни тотальная открытость. Мы лавируем от одного небольшого напряжения к другому, называя череду этих моментов жизнью. Вся наша жизнь – это непрерывная погруженность в сотни механических (спонтанных) выборов, продиктованных мириадами бессознательных импульсов.
Мы не ощущаем, как это происходит, наше внимание скользит по следствиям бессознательных причин, вытекающих в привычную жизнь, которую мы принимаем как должное. Проявленная мысль в какой-то степени осознается, а механичность выбора – нет. Спонтанность – природа всех явлений. При рассмотрении умом спонтанность может выглядеть чем-то ограничивающим. Однако в сфере души – это свобода. Если выбор всегда протекает механически, соответственно, само понятие выбора – иллюзия. Ум всегда ограничен, в этом его природа. Однако сознание свободно от выбора и сомнений, оно – сама спонтанность, сознание просто есть, как вечный зритель этого действа на безбрежной сцене океана жизни.
Сверхусилия спонтанно приводят к усталости и расслаблению. Возможно, по этой причине опыт концентрации неизбежен. Пресытившись погруженностью в сомнения, умудренный разум выбирает расслабление в естественном присутствии. Когда внимание, закаленное практикой становится острым, нам уже не требуются усилия, чтобы расслабиться. Мы осознаем обычную жизнь как сверток напряжений и работаем с ними, не создавая лишнего волнения. Это происходит без усилий ума – интуитивно.
Каждый знает, как напрячь тело физически и затем отпустить. Нечто подобное происходит и на тонких, причинных уровнях. Мы привносим осознание в собственный ум, без побуждений, просто смотрим на то, что способны увидеть. Более тонких граней высматривать не нужно. Наша работа – это наш уровень. То, что происходит сейчас гораздо важней того, что, как зачастую кажется уму, могло бы происходить. Истинно срединный путь – это интуитивное доверие реальности настоящего. Тогда расслабление становится естественным. То, что есть – гораздо проще и светлей, чем то, что кажется. Спонтанность – естественный ход всех вещей во вселенной.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Игорь: «Павел, я просто пробую выражать на современном языке, который понятен »
В том то и дело, что не понятен, например, мне. Возьмем вашу фразу
Игорь: «…не вижу иного пути, кроме как жить по совести, на пути к святости. А здесь и устранение “долгов”, растворение “узлов” и т.п. Осознанность (чуткость, бодрствование) идет параллельно с этим.»
Что такое «святость», о каких долгах и узлах идет речь и как их можно устранять и растворять?
Павел, если язык непонятен, мой Вам совет, не читайте!)
Все, что касается пути, читайте то, что понятно, доступно. Иначе потеряете зря время.
На Вашем этапе, посоветовал бы книги П.Д.Успенского «4-й путь» и «В поисках чудесного».
>Что такое “святость”, о каких долгах и узлах идет речь и как их можно устранять и растворять?
«Долги, узлы» — от них Вы избавляетесь при помощи Вашей практики прощения. Сам, кстати, такие термины почти не использую. Ошибочно предположил, что так Вам будет понятней :D
На счет святости, посмотрите значение слова на yandex.ru
Игорь: «Павел, если язык непонятен, мой Вам совет, не читайте!)»
Дело не в том, что МНЕ не понятен ваш язык, а в том, что я вижу недостаточную завершенность используемых вами терминов, например, «святость». На первый взгляд абсорлютно понятное слово, но если задуматься над ним в контексте, то возникает вопрос: «Как лично мне достичь святости не уходя в монастырь, не становясь затворником, живя обычной жизнью?» Или: «Как мне обнаружить и развязать мои узлы?» Когда в книгах Л.Виилмы или Синельникова мы читаем о ПРОЩЕНИИ, то это полностью завершенный термин — прости врага своего (ситуацию, себя и т.д.) и узел (кармический) будет развязан. Не надо лезть в словари и додумывать что-то.
Pavel, открывал я году эдак в 97-м Бхагават Гиту и показалась она мне мутной. Закрыл и убрал по дальше. Открывал ее снова спустя два года. Вроде примерно все понятно, но какой-то «фанатизм», как мне тогда показалось и корявость языка впечатление испортили. Открыл ее снова лет пять назад, после получения опыта медитации. И тогда эта книга была воспринята как истинный источник мудрости и знаний.
А так-то лично мне, возможно не хватает понимания, или разума выражать точней, а может быть знаний русского языка :)
А еще можно сослаться на разные кармы, и «соответствие» внутренних данных подсознания разным традициям.
А еще — это просто очередной блог, среди тысячи других, и все это не имеет никакого значения ;)
Pavel.Y, Игорь говорит об очень сложных вещах, на мой взгляд, очень доступным языком. Реальность за гранью пяти чувств и интеллекта запредельна для понимания. Например, точно описать медитативные опыты, особенно глубокие (5-8 дхъяны), невозможно. Да и разговаривать об этом бесполезно и даже вредно. Существующие тексты разумно рассматривать только как указатели к правильной практике.
Спасибо за статью Игорь!
Я начал интересоваться эзотерикой (в обощенном смысле) 15 лет назад с единственной на тот момент целью — решить свои проблемы по здоровью. Какое-то время спустя у меня начало кое-что получаться. Затем я понял, что, опираясь на эти знания, можно решать проблемы по судьбе. Настал момент, когда я уже знал, что ДУХОВНОСТЬ позволяет исцелять и тело, и душу и судьбу.
Недавно мне попалась книга Сатпрема «Шри Ауробиндо», в которой я прочитал буквально свою мысль: «Ценность переживания измеряется в конечном счете его способностью преобразовывать жизнь — в противном случае это просто пустая мечта или галлюцинация».
Именно это я и стараюсь рассмотреть на тех сайтах, где бываю — способна ли имеющаяся там информация ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ жизнь человека или она уводит его вглубь отвлеченных практик подальше от реальности.
Жаль, Игорь, что это «просто очередной блог, среди тысячи других, и все это не имеет никакого значения «.
Павел, не ждите от слов истины. Истина дается на практике. Это же очевидно.
>вглубь отвлеченных практик подальше от реальности
Это свойственно эзотерическим учениям.
Если Вас интересует реальность, стоит поменьше думать, и чаще смотреть на то, что есть здесь и сейчас.
>Жаль, Игорь, что это “просто очередной блог, среди тысячи других, и все это не имеет никакого значения “.
Ваш опыт уважаю.
И не жалейте ни о чем :)
Значение мы придаем сами. Но.. хм.. со временем, как мне кажется, лучше этого не делать.
Игорь: «не ждите от слов истины»
Игорь: «Если Вас интересует реальность, стоит поменьше думать».
Игорь:»И не жалейте ни о чем»
Я бы предпочел услышать от вас какой-нибудь пример практического применения в реальной жизни ваших любопытных статей, а не общие слова.
Вы так и не поняли мою мысль — ЭЗОТЕРИКА, это не отвлеченные знания, она РАБОТАЕТ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ, чем, собственно, я и занимаюсь.
Pavel, у меня когда-то были депрессии, и я переживал непрерывное страдание в течение многих лет. Мне не была понятна причина, т.к. перемены во внешнем мире не особо сказывались на моем состоянии. Затем прочел в книге Кастанеды о практике выключения внутреннего диалога. Это дало почти мгновенный результат. Позже понял, что все дело в том, чтобы не отождествляться с умом и не «рассматривать» мысли как реальность. Для этого существует множество практик. Здесь многие описаны.
Все просто и практично. Есть страдание, есть способы его устранить. А разные эзотерические и магические «эффекты» — ни чем не лучше мирских.
Ваши рассуждения о Боге, также считаю самообманом. Не похоже, чтобы для Вас это было истинным переживанием. Но как этап — это благо.