Эго – наша ложная самоидентификация, источник всех психологических страданий и корень чувства собственной важности. Эго — это центральная мысль «я», от которой ответвляется множество чуть менее значимых мыслей – различных концепций и отождествлений. Эго поддерживается за счет мыслей, которые оценивают внешние объекты как значимые. Чем больше значимости мысль придает событиям, тем важней ее роль как кирпичика в башне эго. Пока держится отождествление с эго, мы пребываем в непрерывном поиске – в вечном устремлении к будущему, и никогда не чувствуем себя по-настоящему счастливыми в настоящем.
«Равновесие» эго
Эго постоянно ищет равновесия с внешней средой, но равновесие на этом уровне по определению недостижимо. Все дело в том, что эго по своей сути является пучком мыслей. Все составные части эго – это ментальная «материя», которая пребывает в безостановочном движении в нашем относительном мире перемен. Все течет, все меняется, и поэтому мысль «я» нуждается в постоянном отклике извне, который поддерживает неустойчивую природу эго. Мы пребываем в непрерывном устремлении утверждать собственную жизнестойкость.
Мысли являются своеобразным оценивающим отражением событий. Например, мы видим ложку, лежащую на столе. «Ложка лежит на столе» – это мысль, без которой никакой ложки нет. Само определение объекта происходит на уровне мысли. Если мысль «нейтральная», как например мысль о ложке, вряд ли она будет иметь место в нашей самоидентификации.
Эго – источник отождествления
Сознание отождествляется с происходящим – как бы проецирует свою самоидентификацию на внешние объекты. В этой грани эго – это память – мысли о формах внешней реальности. Когда внешние формы подвергаются разрушению, отождествляющееся с ними эго страдает так, словно его уничтожают. Если объект имеет нейтральную оценку, как в примере с ложкой, страдание носит номинальный характер. Однако если объекту придается важность, все обстоит иначе. Когда, например, человек отождествляется со своим автомобилем и придает этой «части себя» значение, он мучается, когда кто-то сравнивает его автомобиль с более «крутой» маркой, он страдает, когда его машина в аварии, потому что частица его эго – его самоидентификации в данный момент – под угрозой уничтожения.
Эго состоит из множества ложных «я» – у каждого человека десятки таких личин. Чем более грубое и «узкое» сознание, тем сильней отождествление с ложным «я», потому что ложная личность затмевает всю сферу восприятия. Когда у заядлого автолюбителя его единственная машина в аварии, он может переживать почти смертельное отчаяние. Если же у него таких машин – с десяток, то проецирование самоидентификации равномерно распределятся на все десять, и от поломки одной, хозяин страдает не так интенсивно. А если машины для хозяина неважны, тогда он и вовсе не переживет.
Эта закономерность прослеживается во всех личных качествах и внешних объектах, которыми личность владеет. Для творческой личности – это неоспоримость таланта и ценность творений. Для любящего мужа — любимая жена, которую он, как часть своего эго, воспринимает всерьез, переживая, если ее поведение не соответствует его отождествлениям. У фанатика эго проецируется на сферу своего фанатизма – в обществе он говорит лишь о том, за что «фанатеет», таким образом, утверждая собственное «я». По этой причине начинающие эзотерики так рьяно рассказывают о чакрах, МЛМщики – о «построении бизнеса», фанаты Спартака – о матчах и т.п. На progressman.ru я уже косвенно затрагивал эту тему в статье об эгрегорах, где называл эго – «эгрегором имени себя».
Мы действуем по принципу приоритета – по такому принципу, что некоторые вещи на данный момент более или менее важны. Каждая личность действует от эго. Даже если где-то на земле идет война, для нашей персоны, куда более важным явлением может оказаться прыщ на лбу, потому что он имеет прямое отношение к самоидентификации. Сама важность происходящего — это и есть очередная проекция эго; эта важность является условной и субъективной – у каждого что-то свое имеет собственную исключительную важность.
А что если человек живет для других – занимается благотворительностью, или помогает близким? Все это также, делается под диктовку эго. И в этом нет ничего дурного. Здесь я бы хотел ввести такой термин как «мудрое эго», нашедшее относительное равновесие и компромисс с жизнью. Добрые люди получают удовольствие от помощи другим, поэтому для них важно помогать – в этом их самоидентификация. Таким людям живется легче, но это по-прежнему поиск, и отсутствие истинного приятия жизни. Здесь для ясности можно провести черту между эго и эгоизмом.
Каждый является неповторимым, или уникальным, лишь потому, что имеет собственный набор ложных личностей, с которыми отождествляется. Когда у людей важность или значение, придается одной и той же вещи, то появляется общий интерес – программа, которая их объединяет. Такие люди могут стать друзьями, пока у них подобный интерес держится. Сама по себе дружба – это программа, которую друзья взаимно подкрепляют. Без взаимности эта программа теряет внешний поддерживающий отклик и становится менее устойчивой – дружить в одни ворота способен не каждый.
Сексуальность – это мощное укрепление центральных отождествлений эго – телесных и личных качеств. Комплименты, одобрение, а главное – непосредственный интимный контакт партнеров – это колоссальная подпитка эго – поддержка его неустойчивой природы. Исходя из этого, можно понять, почему секс так активно муссируется в нашем обществе. Во время успешного контакта возникает временное удовлетворение, затем сканирование реальности на предмет одобрения продолжается.
Обыденная «любовь» – это самоидентификация с деятельностью своего фаворита, что вызывает сильную зависимость и неадекватно преувеличенную реакцию на поведение объекта «любви». «Любят», как правило, тех, в ком есть нечто, чего нам самим не хватает. А после выработки новых качеств, «любовь» сглаживается. Эта тема освещалась подробней в статье о влюбленности. В этом ракурсе можно сказать, что любовь – это такой инструмент эволюции и развития сознания.
Выход рядом
Эго – это совокупность субъективных программ, нагруженных иллюзиями и сопутствующими им страданиями. На бессознательном уровне мы устремлены к единству, к целостности, а на изменчивом поверхностном ментальном уровне без учета глубинных слоев психики абсолютного единства никогда не достичь.
Выход в том, чтобы открыться жизни по-настоящему, быть честным с собой, видеть все как есть – тогда внешняя реальность, поверхность психики и ее глубинные слои приходят в согласованность и все внутренние конфликты постепенно устраняются. Устранять собственные слепые пятна самостоятельно бывает нелегко – здесь срабатывает такой эффект, когда человек не способен разгадать собственные иллюзии, потому что сам принимает их за чистую монету. В этом деле проще копать с опытным специалистом. Это я так ненавязчиво рекламирую свои психологические услуги.
Самостоятельно можно практиковать самоанализ, вести дневник, медитировать – сознательная практика неоценима.
В глобальном смысле важно также уметь не привязываться к преходящему, и не придавать большого значения ни событиям, ни своему образу. Личный образ – это такой инструмент взаимодействия с жизнью, он может быть эффективным, но ставить его во главу угла – себе дороже. Чувство собственной важности неизбежно приводит к ощущению собственной ничтожности.
Самопознание приводит к ясности. В идеале, самоидентификация смещается с эго, на высшее «Я». Под высшим «Я» подразумеваю чистое сознание, ощущение бытия, в котором происходит жизнь. Оно не состоит из молекул, или каких-то частиц. Высшее «Я» – это ощущение того, что вы есть и всегда присутствуете здесь и сейчас. Это – истинное равновесие, потому как высшее «Я» не колеблется, оно является вечно устойчивым свободным пространством сознания, которое не зависит от внешних форм.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Косяк с пробелами…
Глубокий сон 1)ум жив 2)погружён в темноту забвения
Кевала нирвикальпа самадхи 1)ум жив 2)погружен в свет 3)подобен ведру, при¬вязанному к верёвке и опущенному в воду колодца 4)как ведро вытаски¬вается за другой конец верёвки, так и ум покидает Свет
Сахаджа нирвикальпа самадхи 1)ум мёртв 2)растворён в Атмане 3)подобен реке, впада¬ющей в океан и утрачивающей свою индивидуальность 4)река не может вернуться из океана
Во всех случаях индивидуальность видимо отсутствует
Самадхи — это отсутствие движения мыслей и кстати в глубоком сне ум тоже прекращает деятельность, поэтому его и в качестве примера самадхи ставят. Вообще все это коан какой-то)(с)Near
у меня случалась тишина(безмолвие)и это отнюдь не растворение в безсознательном,судить о самадхи только как о прекращении движения в мыслях,как-то не идет ко мне,так как простейшее прочитайте строки ниже,можете узнать что теряется индивидуальность,но не сознание:)
и вобще об этом не уместно писать…перед этим надо сразу испытать:)(я не испытывал,пока)вон вам пища для размышления,чтобы вы больше не одталвивались от старого:)
Сама́дхи (санскр. समाधि, samādhi IAST, «целостность, объединение; осуществление, завершение») — в индуистской и буддийской медитативных практиках — созерцание, при котором исчезает сама идея собственной индивидуальности (но не сознание) и возникает единство воспринимающего и воспринимаемого. Самадхи есть то состояние просветления, достигаемое медитацией, которое выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутренним и внешним мирами (субъектом и объектом), слиянии индивидуального сознания как микрокосма с космическим абсолютом как макрокосмом. Самадхи — последняя ступень восьмеричного пути (Благородный Восьмистадийный Путь), подводящая человека вплотную к нирване. Весьма близко самадхи состояние сатори в дзэн[источник не указан 276 дней], но пути его обретения в практике дзэн разнообразнее
вы наверное не пробывали медитацию(и при этом рассуждаете)…или просто я еще не дорос:)
Тишина наступает также как сон,спонтанно в расслаблении.
Я не испытывал самадхи,не читал о ней кроме википедиии,но судя по тому что я испытывал в медитации,и представляя на перед,Самадхи — это чистое бытие,но это редположение:)
>> Тишина наступает также как сон,спонтанно в расслаблении.
а. тут опять появляюсь я и говорю:
«не всегда нужно готовиться к Тишине. Она просто приходит, когда нужно и когда знаком с Ней»
кстати, чертовски сильная «штука» эта Тишина.
уж и не знаю где болтается ум когда я в Ней, но разница так грандиозна,
что хватить может на пару дней, и один раз даже на неделю мне хватило этой Безмятежности.
но ум опять ворвался как комсомолец-энтузиаст)
и только сейчас поняла что мне мешает остаться раз и навсегда в Тишине.
будем работать…
обращаюсь ко беседующим:
а если вам перестать пользоваться «писаниями» старцев и умников, статьями и вообще — чужими словами.
если начать слушать себя — делать выводы — исследовать. без этих выше описанных костылей.
начать идти свой путь, говоря своими словами.
и потом (для спортивного интереса) уже сопоставить с лексиконом иных народов.
дело не в понятиях.
дело — в вас самих. в Бытие.
а как начать Быть. тут никто не объяснит. все эти статьи — ум. его уловки, его шуры-муры, для еще большего зомбирования.
ведь не только телек нужен и газеты для шума в голове.
достаточно почитать кого-то и кого-то «уважаемого»
отличный пример в книге Германа Гессе — Игра в бисер.
путь Сиддхартхи. прекрасно показано как человек вышел из всемирной машины по пряткам ума в нас.
Предположение*
из википедии про сон
Непосредственно перед сном наступает состояние сонливости, снижения активности мозга, характеризующееся:
1 — снижением уровня сознания
Почему из 24 часов я 15 ,бодроствовал,9 медитировал,и потом встал как огурчик,полный энергии и жизненной силы?Если созерцание требует сил,как вы говорите,то я вам скажу сама сонливость вызывается из-за размышления,представлений<— вот это действительно истощает:))
а если вам перестать пользоваться “писаниями” старцев и умников, статьями и вообще — чужими словами.
если начать слушать себя — делать выводы — исследовать. без этих выше описанных костылей.
начать идти свой путь, говоря своими словами.(с)Masha
мой путь отдаться желаниям и не сопротивляться,а ваш путь — ваш путь:)
Медитацию практикую, но не долго и хотя были какие-то мимолетные озарения, не могу сказать, что у меня большой опыт.
Опыта самадхи и правда не имею. Но вот человек, который таблицу писал имеет)