Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Эго

ЭгоЭго – наша ложная самоидентификация, источник всех психологических страданий и корень чувства собственной важности. Эго — это центральная мысль «я», от которой ответвляется множество чуть менее значимых мыслей – различных концепций и отождествлений. Эго поддерживается за счет мыслей, которые оценивают внешние объекты как значимые. Чем больше значимости мысль придает событиям, тем важней ее роль как кирпичика в башне эго. Пока держится отождествление с эго, мы пребываем в непрерывном поиске – в вечном устремлении к будущему, и никогда не чувствуем себя по-настоящему счастливыми в настоящем.

«Равновесие» эго

Эго постоянно ищет равновесия с внешней средой, но равновесие на этом уровне по определению недостижимо. Все дело в том, что эго по своей сути является пучком мыслей. Все составные части эго – это ментальная «материя», которая пребывает в безостановочном движении в нашем относительном мире перемен. Все течет, все меняется, и поэтому мысль «я» нуждается в постоянном отклике извне, который поддерживает неустойчивую природу эго. Мы пребываем в непрерывном устремлении утверждать собственную жизнестойкость.

Мысли являются своеобразным оценивающим отражением событий. Например, мы видим ложку, лежащую на столе. «Ложка лежит на столе» – это мысль, без которой никакой ложки нет. Само определение объекта происходит на уровне мысли. Если мысль «нейтральная», как например мысль о ложке, вряд ли она будет иметь место в нашей самоидентификации.

Эго – источник отождествления

Сознание отождествляется с происходящим – как бы проецирует свою самоидентификацию на внешние объекты. В этой грани эго – это память – мысли о формах внешней реальности. Когда внешние формы подвергаются разрушению, отождествляющееся с ними эго страдает так, словно его уничтожают. Если объект имеет нейтральную оценку, как в примере с ложкой, страдание носит номинальный характер. Однако если объекту придается важность, все обстоит иначе. Когда, например, человек отождествляется со своим автомобилем и придает этой «части себя» значение, он мучается, когда кто-то сравнивает его автомобиль с более «крутой» маркой, он страдает, когда его машина в аварии, потому что частица его эго – его самоидентификации в данный момент – под угрозой уничтожения.

Эго состоит из множества ложных «я» – у каждого человека десятки таких личин. Чем более грубое и «узкое» сознание, тем сильней отождествление с ложным «я», потому что ложная личность затмевает всю сферу восприятия. Когда у заядлого автолюбителя его единственная машина в аварии, он может переживать почти смертельное отчаяние. Если же у него таких машин – с десяток, то проецирование самоидентификации равномерно распределятся на все десять, и от поломки одной, хозяин страдает не так интенсивно. А если машины для хозяина неважны, тогда он и вовсе не переживет.

Эта закономерность прослеживается во всех личных качествах и внешних объектах, которыми личность владеет. Для творческой личности – это неоспоримость таланта и ценность творений. Для любящего мужа — любимая жена, которую он, как часть своего эго, воспринимает всерьез, переживая, если ее поведение не соответствует его отождествлениям. У фанатика эго проецируется на сферу своего фанатизма – в обществе он говорит лишь о том, за что «фанатеет», таким образом, утверждая собственное «я». По этой причине начинающие эзотерики так рьяно рассказывают о чакрах, МЛМщики – о «построении бизнеса», фанаты Спартака – о матчах и т.п. На progressman.ru я уже косвенно затрагивал эту тему в статье об эгрегорах, где называл эго – «эгрегором имени себя».

Мы действуем по принципу приоритета – по такому принципу, что некоторые вещи на данный момент более или менее важны. Каждая личность действует от эго. Даже если где-то на земле идет война, для нашей персоны, куда более важным явлением может оказаться прыщ на лбу, потому что он имеет прямое отношение к самоидентификации. Сама важность происходящего — это и есть очередная проекция эго; эта важность является условной и субъективной – у каждого что-то свое имеет собственную исключительную важность.

А что если человек живет для других – занимается благотворительностью, или помогает близким? Все это также, делается под диктовку эго. И в этом нет ничего дурного. Здесь я бы хотел ввести такой термин как «мудрое эго», нашедшее относительное равновесие и компромисс с жизнью. Добрые люди получают удовольствие от помощи другим, поэтому для них важно помогать – в этом их самоидентификация. Таким людям живется легче, но это по-прежнему поиск, и отсутствие истинного приятия жизни. Здесь для ясности можно провести черту между эго и эгоизмом.

Каждый является неповторимым, или уникальным, лишь потому, что имеет собственный набор ложных личностей, с которыми отождествляется. Когда у людей важность или значение, придается одной и той же вещи, то появляется общий интерес – программа, которая их объединяет. Такие люди могут стать друзьями, пока у них подобный интерес держится. Сама по себе дружба – это программа, которую друзья взаимно подкрепляют. Без взаимности эта программа теряет внешний поддерживающий отклик и становится менее устойчивой – дружить в одни ворота способен не каждый.

Сексуальность 
– это мощное укрепление центральных отождествлений эго – телесных и личных качеств. Комплименты, одобрение, а главное – непосредственный интимный контакт партнеров – это колоссальная подпитка эго – поддержка его неустойчивой природы. Исходя из этого, можно понять, почему секс так активно муссируется в нашем обществе. Во время успешного контакта возникает временное удовлетворение, затем сканирование реальности на предмет одобрения продолжается.

Обыденная «любовь» – это самоидентификация с деятельностью своего фаворита, что вызывает сильную зависимость и неадекватно преувеличенную реакцию на поведение объекта «любви». «Любят», как правило, тех, в ком есть нечто, чего нам самим не хватает. А после выработки новых качеств, «любовь» сглаживается. Эта тема освещалась подробней в статье о влюбленности. В этом ракурсе можно сказать, что любовь – это такой инструмент эволюции и развития сознания.

Выход рядом

Эго – это совокупность субъективных программ, нагруженных иллюзиями и сопутствующими им страданиями. На бессознательном уровне мы устремлены к единству, к целостности, а на изменчивом поверхностном ментальном уровне без учета глубинных слоев психики абсолютного единства никогда не достичь.

Выход в том, чтобы открыться жизни по-настоящему, быть честным с собой, видеть все как есть – тогда внешняя реальность, поверхность психики и ее глубинные слои приходят в согласованность и все внутренние конфликты постепенно устраняются. Устранять собственные слепые пятна самостоятельно бывает нелегко – здесь срабатывает такой эффект, когда человек не способен разгадать собственные иллюзии, потому что сам принимает их за чистую монету. В этом деле проще копать с опытным специалистом. Это я так ненавязчиво рекламирую свои психологические услуги.

Самостоятельно можно практиковать самоанализ, вести дневник, медитировать – сознательная практика неоценима.

В глобальном смысле важно также уметь не привязываться к преходящему, и не придавать большого значения ни событиям, ни своему образу. Личный образ – это такой инструмент взаимодействия с жизнью, он может быть эффективным, но ставить его во главу угла – себе дороже. Чувство собственной важности неизбежно приводит к ощущению собственной ничтожности.

Самопознание приводит к ясности. В идеале, самоидентификация смещается с эго, на высшее «Я». Под высшим «Я» подразумеваю чистое сознание, ощущение бытия, в котором происходит жизнь. Оно не состоит из молекул, или каких-то частиц. Высшее «Я» – это ощущение того, что вы есть и всегда присутствуете здесь и сейчас. Это – истинное равновесие, потому как высшее «Я» не колеблется, оно является вечно устойчивым свободным пространством сознания, которое не зависит от внешних форм.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

166 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Near, поясните что значит «в глубоком сне нет индивидуальности»?
    откуда такое заключение? и не называете ли вы личность индивидуальностью?

  2. Под индивидуальностью я имею ввиду ряд характерных признаков, по которым человек отделяет себя от окружающего, внешнего, то же самое — эго.
    Хочется написать, что во сне без сновидений я не знаю себя. Может тут собака и зарыта? Получается при бодрствовании я себя знаю? Но кто знает и кого, Я же один. Получается «Я» знает «не Я». Потому что «не Я» знать «Я» не может.
    Но ваш вопрос не в этом. Как бы я мог судить о существовании индивидуальности в глубоком сне? Там должен был бы присутствовать наблюдатель, осознающий происходящее. Там должны были бы присутствовать объект или субъект и их качества. И если бы что-либо из этого было, то в самом деле это уже был бы не сон без сновидений.

  3. Near, вы уверены что сон был без сновидений или хотя бы предполагаете что не запомнили их.

    я решила для себя пока думать вот так: есть Я (моя индивидуальность — тот, который божественно равнодушен к радостям моим и печалям и наблюдает иногда констатируя, а иногда и без комментариев) и есть мое эго (личность и что-то там еще — тут уж море понятий, и мне неохота забивать голову очередной инфой, следить за всеми опознавательными знаками-словами и угождать называя).

    так вот эго, личность — это в некотором роде программа на это воплощение. программы (уроки, задания) того, что необходимо пройти, познать, через что расширить сознание и, безусловно, сердце, истончать энергию и развить необходимые стороны индивидуальности. при воплощении индивидуальность не проявлена в полном объеме — закрыто все то, что будет помехой и поставлены условия «стартовые» соответствующие. и понеслась..

    предела развитию — нет. и не будет для того, кто развивается.

    при прохождении программы-максимум — человек выполняет намеченное (кем — это не суть сейчас) и выходит из нее, либо из данного воплощения.
    параллельно очередное обучение управлению умом.

    вот в такую мою картину мира все идеально вписывается ;)
    и меня не дергают ужасные слова — откажись от того, от сего, от себя.. все эти миллионы запуток про кто, кого, когда слушает, слышит, видит, анализирует и прочее.

    мое сердце глубоко уверено и говорит мне что мы Единое. все мы. но мы не являемся «великим ничто». мы сохраняем индивидуальности свои или теряем. ну а кто решил быть ничто и не развивать себя — что же. выбор тоже! прощайте все ничто)

    уфф. тчк
    :D

  4. Near, >> Как бы я мог судить о существовании индивидуальности в глубоком сне? Там должен был бы присутствовать наблюдатель, осознающий происходящее.

    — если я не управляю (не умею управлять) собой в сновидении и осознавать себя там (хотя как примеры доказывают — другие умеют. хотя и им приходится верить на слово)) или не помню вообще сновидение — это может ли значит отсутствие наблюдателя?
    похоже на синдром страуса :)

    а вы можете предположить что ваша душа (индивидуальность) скажем так — трудится в тонком или астральном мире и пока ваша личность спит и тело отдыхает, и информация просто закрыта от вас, чтобы не сбивать ход жизни?
    можете предположить такой разворот в вашем мышлении?

  5. Когда человек спит есть фазы быстрого сна со сновидениями и глубокого без них, я пишу о глубокой фазе сна.

    <>

    Что такое астральный мир? Зачем кто-то там трудится? Даже если это так, это ничего не объясняет. Если есть душа сама по себе и личность сама по себе, то кто из них я?

  6. Near,вы уверены что сон был без сновидений или хотя бы предполагаете что не запомнили их.

    Хорошо подметили,глубокая медитация это тотже сон,только осознанный. Если с вами Near вчера весь день случались всякие запоминающиеся проишествия,а сегодня вы встаете и не помните о них,будете ли вы тогда думать что вас во вчерашнем дне не было.Вам все люди рассказывают о этих проишествиях,будете ли воспринемать их как то,что делали именно вы.(это намек на любящих выпить,и забывающих на следующих день:)

    Я где-то читал что просветленный,по словам самого же просветленного якобы не спит,он наблюдает 24 часа в сутки,когда он в нашем понимании спит,то по словам просветленного он находится в состоянии «не наблюдения» внимание обращается вовнутрь и он постепенно уходит глубого в это состояние что-то типа самадхи или круче)))

    Короче…ключ осознанность 24 часа в сутки)))вот это действительно существование.

  7. Возможно, скорее всего это просто пример отсутствия индивидуальности единственно доступный обычному человеку.

    Википедия: Медленный сон (син.: медленноволновой сон, ортодоксальный сон), длится 80-90 минут. Наступает сразу после засыпания.
    …занимают 75—80 % всего периода сна. Предполагают, что медленный сон связан с восстановлением энергозатрат. Исследования показали, что именно фаза медленного сна является ключевой для закрепления осознанных «декларативных» воспоминаний.
    Быстрый сон: Быстрый сон следует за медленным и длится 10—15 минут.
    На ЭЭГ наблюдаются быстрые колебания электрической активности, близкие по значению к бета-волнам пилообразной волны. В этот период электрическая активность мозга сходна с состоянием бодрствования. Вместе с тем (и это парадоксально!) в этой стадии человек находится в полной неподвижности, вследствие резкого падения мышечного тонуса. Однако глазные яблоки очень часто и периодически совершают быстрые движения под сомкнутыми веками. Существует отчётливая связь между БДГ и сновидениями. Если в это время разбудить спящего, то в 90 % случаев можно услышать рассказ о ярком сновидении.
    Электроэнцефалограмма отражает состояние активации и походит скорее на ЭЭГ 1-й стадии сна. Первый эпизод быстрого сна наступает через 70-90 минут от момента засыпания, длится 5-10 минут. По ходу сна длительность последующих эпизодов БДГ-сна нарастает, достигая под утро нескольких десятков минут. У взрослого человека доля REM фазы составляет около 20-25 % общего времени сна. Фаза быстрого сна от цикла к циклу удлиняется, а глубина сна снижается. Быстрый сон прервать труднее, чем медленный, хотя именно быстрый сон ближе к порогу бодрствования.[источник не указан 963 дня] Прерывание быстрого сна вызывает более тяжёлые нарушения психики по сравнению с нарушениями медленного сна. Часть прерванного быстрого сна должна восполняться в следующих циклах.
    Предполагают, что быстрый сон обеспечивает функции психологической защиты, переработку информации, её обмен между сознанием и подсознанием.
    Слепым от рождения снятся звуки и ощущения; БДГ у них нет.

    Сновидения — довольно малая часть сна

  8. внимание обращается вовнутрь и он постепенно уходит глубого в это состояние что-то типа самадхи или круче

    Самадхи — это отсутствие движения мыслей и кстати в глубоком сне ум тоже прекращает деятельность, поэтому его и в качестве примера самадхи ставят. Вообще все это коан какой-то)

  9. Вот цитаты из Чхандогья Упанишад, которые излагал Махарши и которые мне показались интересными:
    Cam, бытие в индивидууме, делается очевидным по ходу поста.
    Это Бытие [Cam] одинаково во всех, как мед, собранный с разных цветов.
    Состояние глубокого сна показывает, что нет разницы в Cam между индивидуумами. Возникает вопрос – если это так, то почему каждый не знает этого во сне? Это происходит, поскольку индивидуальность теряется. Остается только Cam.
    Как мед, собранный с разных цветов, образует общую массу на сотах и каждая капля не показывает, откуда она взята, так и люди, будучи cam сампаннах в глубоком сне, смерти и т. д., не распознают свои индивидуальности. Они входят в то состояние неосознанно, но при пробуждении вновь приобретают свои первоначальные индивидуальные черты.

    Вопрос: Мед, хотя и собранный с разных цветов, становится массой и не обладает индивидуальными характеристиками. Но и в каплях нет частей, которые обладали бы индивидуальностью, и они не возвращаются к своим источникам. Люди же после глубокого сна просыпаются такими же людьми, что и раньше. Как это происходит?

    Ответ:Как реки после впадения в океан утрачивают свои индивидуальные черты, а воды по-прежнему испаряются и дождями возвращаются на холмы и снова, реками, в океан, так и люди тоже, уходя в глубокий сон, теряют свои индивидуальные особенности и всё же неосознанно возвращаются как особи согласно своим предшествующим васанам. Таким образом, даже в смерти cam не утрачивается.

    Как такое может быть?
    Посмотрите, как снова вырастает дерево, у которого ветви отпилены. До тех пор пока корни остаются неповрежденными, оно будет продолжать расти. Подобным образом и самскары (впечатления, воспоминания) только погружаются в Сердце со смертью, но не погибают. В соответствующее время они вновь вырастают из Сердца. Вот как дживы получают новое рождение.

  10. Созерцание – это ментальный процесс, выполняемый с усилием, тогда как самадхи лежит за пределами усилия
    И вот такая табличка есть еще =)

    Глубокий сон Кевала нирвикальпа самадхи Сахаджа нирвикальпа самадхи
    1)ум жив 1)ум жив 1) ум мёртв
    2)погружён в темноту забвения 2)погружен в свет 2)растворён в Атмане
    3)подобен ведру, привязанному 3)подобен реке, впадающей в океан и утрачивающей
    к верёвке и опущенному в воду колодца свою индивидуальность
    4) как ведро вытаскивается за
    другой конец верёвки, так и ум покидает Свет 4)река не может вернуться из океана

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.