Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Эго

ЭгоЭго – наша ложная самоидентификация, источник всех психологических страданий и корень чувства собственной важности. Эго — это центральная мысль «я», от которой ответвляется множество чуть менее значимых мыслей – различных концепций и отождествлений. Эго поддерживается за счет мыслей, которые оценивают внешние объекты как значимые. Чем больше значимости мысль придает событиям, тем важней ее роль как кирпичика в башне эго. Пока держится отождествление с эго, мы пребываем в непрерывном поиске – в вечном устремлении к будущему, и никогда не чувствуем себя по-настоящему счастливыми в настоящем.

«Равновесие» эго

Эго постоянно ищет равновесия с внешней средой, но равновесие на этом уровне по определению недостижимо. Все дело в том, что эго по своей сути является пучком мыслей. Все составные части эго – это ментальная «материя», которая пребывает в безостановочном движении в нашем относительном мире перемен. Все течет, все меняется, и поэтому мысль «я» нуждается в постоянном отклике извне, который поддерживает неустойчивую природу эго. Мы пребываем в непрерывном устремлении утверждать собственную жизнестойкость.

Мысли являются своеобразным оценивающим отражением событий. Например, мы видим ложку, лежащую на столе. «Ложка лежит на столе» – это мысль, без которой никакой ложки нет. Само определение объекта происходит на уровне мысли. Если мысль «нейтральная», как например мысль о ложке, вряд ли она будет иметь место в нашей самоидентификации.

Эго – источник отождествления

Сознание отождествляется с происходящим – как бы проецирует свою самоидентификацию на внешние объекты. В этой грани эго – это память – мысли о формах внешней реальности. Когда внешние формы подвергаются разрушению, отождествляющееся с ними эго страдает так, словно его уничтожают. Если объект имеет нейтральную оценку, как в примере с ложкой, страдание носит номинальный характер. Однако если объекту придается важность, все обстоит иначе. Когда, например, человек отождествляется со своим автомобилем и придает этой «части себя» значение, он мучается, когда кто-то сравнивает его автомобиль с более «крутой» маркой, он страдает, когда его машина в аварии, потому что частица его эго – его самоидентификации в данный момент – под угрозой уничтожения.

Эго состоит из множества ложных «я» – у каждого человека десятки таких личин. Чем более грубое и «узкое» сознание, тем сильней отождествление с ложным «я», потому что ложная личность затмевает всю сферу восприятия. Когда у заядлого автолюбителя его единственная машина в аварии, он может переживать почти смертельное отчаяние. Если же у него таких машин – с десяток, то проецирование самоидентификации равномерно распределятся на все десять, и от поломки одной, хозяин страдает не так интенсивно. А если машины для хозяина неважны, тогда он и вовсе не переживет.

Эта закономерность прослеживается во всех личных качествах и внешних объектах, которыми личность владеет. Для творческой личности – это неоспоримость таланта и ценность творений. Для любящего мужа — любимая жена, которую он, как часть своего эго, воспринимает всерьез, переживая, если ее поведение не соответствует его отождествлениям. У фанатика эго проецируется на сферу своего фанатизма – в обществе он говорит лишь о том, за что «фанатеет», таким образом, утверждая собственное «я». По этой причине начинающие эзотерики так рьяно рассказывают о чакрах, МЛМщики – о «построении бизнеса», фанаты Спартака – о матчах и т.п. На progressman.ru я уже косвенно затрагивал эту тему в статье об эгрегорах, где называл эго – «эгрегором имени себя».

Мы действуем по принципу приоритета – по такому принципу, что некоторые вещи на данный момент более или менее важны. Каждая личность действует от эго. Даже если где-то на земле идет война, для нашей персоны, куда более важным явлением может оказаться прыщ на лбу, потому что он имеет прямое отношение к самоидентификации. Сама важность происходящего — это и есть очередная проекция эго; эта важность является условной и субъективной – у каждого что-то свое имеет собственную исключительную важность.

А что если человек живет для других – занимается благотворительностью, или помогает близким? Все это также, делается под диктовку эго. И в этом нет ничего дурного. Здесь я бы хотел ввести такой термин как «мудрое эго», нашедшее относительное равновесие и компромисс с жизнью. Добрые люди получают удовольствие от помощи другим, поэтому для них важно помогать – в этом их самоидентификация. Таким людям живется легче, но это по-прежнему поиск, и отсутствие истинного приятия жизни. Здесь для ясности можно провести черту между эго и эгоизмом.

Каждый является неповторимым, или уникальным, лишь потому, что имеет собственный набор ложных личностей, с которыми отождествляется. Когда у людей важность или значение, придается одной и той же вещи, то появляется общий интерес – программа, которая их объединяет. Такие люди могут стать друзьями, пока у них подобный интерес держится. Сама по себе дружба – это программа, которую друзья взаимно подкрепляют. Без взаимности эта программа теряет внешний поддерживающий отклик и становится менее устойчивой – дружить в одни ворота способен не каждый.

Сексуальность 
– это мощное укрепление центральных отождествлений эго – телесных и личных качеств. Комплименты, одобрение, а главное – непосредственный интимный контакт партнеров – это колоссальная подпитка эго – поддержка его неустойчивой природы. Исходя из этого, можно понять, почему секс так активно муссируется в нашем обществе. Во время успешного контакта возникает временное удовлетворение, затем сканирование реальности на предмет одобрения продолжается.

Обыденная «любовь» – это самоидентификация с деятельностью своего фаворита, что вызывает сильную зависимость и неадекватно преувеличенную реакцию на поведение объекта «любви». «Любят», как правило, тех, в ком есть нечто, чего нам самим не хватает. А после выработки новых качеств, «любовь» сглаживается. Эта тема освещалась подробней в статье о влюбленности. В этом ракурсе можно сказать, что любовь – это такой инструмент эволюции и развития сознания.

Выход рядом

Эго – это совокупность субъективных программ, нагруженных иллюзиями и сопутствующими им страданиями. На бессознательном уровне мы устремлены к единству, к целостности, а на изменчивом поверхностном ментальном уровне без учета глубинных слоев психики абсолютного единства никогда не достичь.

Выход в том, чтобы открыться жизни по-настоящему, быть честным с собой, видеть все как есть – тогда внешняя реальность, поверхность психики и ее глубинные слои приходят в согласованность и все внутренние конфликты постепенно устраняются. Устранять собственные слепые пятна самостоятельно бывает нелегко – здесь срабатывает такой эффект, когда человек не способен разгадать собственные иллюзии, потому что сам принимает их за чистую монету. В этом деле проще копать с опытным специалистом. Это я так ненавязчиво рекламирую свои психологические услуги.

Самостоятельно можно практиковать самоанализ, вести дневник, медитировать – сознательная практика неоценима.

В глобальном смысле важно также уметь не привязываться к преходящему, и не придавать большого значения ни событиям, ни своему образу. Личный образ – это такой инструмент взаимодействия с жизнью, он может быть эффективным, но ставить его во главу угла – себе дороже. Чувство собственной важности неизбежно приводит к ощущению собственной ничтожности.

Самопознание приводит к ясности. В идеале, самоидентификация смещается с эго, на высшее «Я». Под высшим «Я» подразумеваю чистое сознание, ощущение бытия, в котором происходит жизнь. Оно не состоит из молекул, или каких-то частиц. Высшее «Я» – это ощущение того, что вы есть и всегда присутствуете здесь и сейчас. Это – истинное равновесие, потому как высшее «Я» не колеблется, оно является вечно устойчивым свободным пространством сознания, которое не зависит от внешних форм.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

166 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. От темы Настояшая любовь это когда нет ни хороших не плохох причин для того чтобы быть с этим человеком…

    Настояшии друзя это когда нет ни хороших не плохох причин для того чтобы быть с этим человеком…

    Настояшая помощ это когда нет ни хороших не плохох причин для того чтобы помогать…

    Настояшая любовь себя это когда нет ни хороших не плохох причин для того чтобы любить своё Я…

    Вобщем вы всегда делаете выбор между хорошим и плохим
    нет ни орла ни решки поставте его РЕБРОМ

  2. Чувство собственной важности в итоге приводит лишь к ощущению собственной ничтожности.
    =))
    мне очень нравится читать ваши статьи)

  3. меня давно уже волнует вот какой вопрос, можно ли ощущать неэгоистичные чувства, какими бы высокими они ни были бы или ни казались, или любое что можно почувствовать относится в той или иной мере к эгоизму?

  4. Женя, можно отнести, что угодно, к чему угодно. Но вопрос Ваш понимаю. Пожалуй до самого просветления — все, что мы делаем идет от эго. Но в этом нет ничего дурного. Необходимо различать эго и эгоизм. Скажем, у доброго, или даже святого тоже эго. Но не эгоизм.

  5. на малых оборотах — просто ощущение обособленности, «кто-то» «сидит» в этом теле. особенно четко при разговоре — вот оно, на первых мыслях.

    на больших — апогей — картинки тяжелых болезней, мысли о смерти тела.

    тело не причем, но так как ассоциация с ним, то вариантов нет.

    первое, что идет — разделить эти мысли и тело. не получается, на нем это держится. слиты мысли с телом.

    да и «разделять» трудно, любое Я-канье как камень по глади озера. протест. любое несогласие с происходящим — и сразу «двое».

    ощущение, что мы — сказочники. «нависание» на реальностью.
    МЫ — это театр. Иногда приходит ощущение «мы-развлечения».

    вот истории, истории, истории.

    пытаешься сказать, не можешь, стираешь, потому что даже слова не написал — уже понял — «история».

    а дальше зона страха. а что ТАМ делать? там будет скучно?

    за каждой мыслью, что пора кончать эту странную внутреннюю раскоряку «на двоих», ледяное дыхание страха.

    ТАМ все по-другому. И правил об этом не собрать. Правила есть только для Я-кающих.

    блокирует: «мы не имеем понятия КАК ТАМ». эх ма.

    как это? реальное засосет нереальное? упасть в это? отдаться этому?

    только б без историй. надоело уже.

  6. меня давно уже волнует вот какой вопрос, можно ли ощущать неэгоистичные чувства, какими бы высокими они ни были бы или ни казались, или любое что можно почувствовать относится в той или иной мере к эгоизму?(с)Женя

    Начнем сразу с того,что определим понятие — эго.

    Я (Эго) — согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознается как Я и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Я осуществляет планирование, оценки, запоминание и иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения.

    Например:
    Когда Человек увлеченно рисует,наблюдает за закатом,в страхе бежит от сторожа Пети xD и т.д,в общем отдает полностью всего себя делу,чувство Я отсутствует.

    Если Петя стоит,разговаривает с человеком,и не с того ни с сего внутри у Пети резко закипает вулкан,и он начинает шлепать человечка,чувство Я в этот момент отсутствует.
    Но как только у Пети появится мысль что он не правильно сделал,поступил плохо,он не должен был этого делать и тд.Вот тут и находится чувство Я,которое осуществляет планирование, оценки.

    Если нету чувства Я,то имеет место спонтанность.

  7. Ruta, может это поможет вам :)
    М. Нет ничего внешнего в Сознании.
    П. Разве там нет индивидуальности? Я боюсь потерять свое индивидуальное существование. Разве в Сознании нет человеческого сознания?
    М. Почему вы страшитесь утратить отдельное бытие? А чем является ваше состояние во сне без сновидений? Сознаёте ли вы в то время свою индивидуальность?
    П. Это возможно.
    М. Но каков ваш опыт? Если бы та индивидуальность присутствовала, разве это был бы глубокий сон?
    П. Это зависит от интерпретации. А что говорит Махарши?
    М. Махарши не может говорить относительно вашего пережи¬вания. Он ничего вам силой не навязывает.
    П. Я знаю. Вот почему мне так нравится Он и Его учение.
    М. Разве вы в действительности не готовите свою постель к глубокому сну?
    Разве вы на самом деле беспокоитесь об утрате своей индивидуальности в глубоком сне? Зачем бояться этого?
    П. Что такое нирвана Будды?
    М. Потеря индивидуальности.
    П. Я страшусь этой потери. Разве в нирване не может быть человеческого сознания?
    М. Разве там имеются два разных «Я»? Примите во внимание свой нынешний опыт глубокого сна и скажите.

  8. «Зачем бояться этого?»

    затем что страшно. и по-видимому, это неизбежно для всех.

  9. Но вы же спокойно засыпаете, а в глубоком сне индивидуальности как раз и нет. Другое дело, что потерять ее навсегда это другое)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.