Эго – наша ложная самоидентификация, источник всех психологических страданий и корень чувства собственной важности. Эго — это центральная мысль «я», от которой ответвляется множество чуть менее значимых мыслей – различных концепций и отождествлений. Эго поддерживается за счет мыслей, которые оценивают внешние объекты как значимые. Чем больше значимости мысль придает событиям, тем важней ее роль как кирпичика в башне эго. Пока держится отождествление с эго, мы пребываем в непрерывном поиске – в вечном устремлении к будущему, и никогда не чувствуем себя по-настоящему счастливыми в настоящем.
«Равновесие» эго
Эго постоянно ищет равновесия с внешней средой, но равновесие на этом уровне по определению недостижимо. Все дело в том, что эго по своей сути является пучком мыслей. Все составные части эго – это ментальная «материя», которая пребывает в безостановочном движении в нашем относительном мире перемен. Все течет, все меняется, и поэтому мысль «я» нуждается в постоянном отклике извне, который поддерживает неустойчивую природу эго. Мы пребываем в непрерывном устремлении утверждать собственную жизнестойкость.
Мысли являются своеобразным оценивающим отражением событий. Например, мы видим ложку, лежащую на столе. «Ложка лежит на столе» – это мысль, без которой никакой ложки нет. Само определение объекта происходит на уровне мысли. Если мысль «нейтральная», как например мысль о ложке, вряд ли она будет иметь место в нашей самоидентификации.
Эго – источник отождествления
Сознание отождествляется с происходящим – как бы проецирует свою самоидентификацию на внешние объекты. В этой грани эго – это память – мысли о формах внешней реальности. Когда внешние формы подвергаются разрушению, отождествляющееся с ними эго страдает так, словно его уничтожают. Если объект имеет нейтральную оценку, как в примере с ложкой, страдание носит номинальный характер. Однако если объекту придается важность, все обстоит иначе. Когда, например, человек отождествляется со своим автомобилем и придает этой «части себя» значение, он мучается, когда кто-то сравнивает его автомобиль с более «крутой» маркой, он страдает, когда его машина в аварии, потому что частица его эго – его самоидентификации в данный момент – под угрозой уничтожения.
Эго состоит из множества ложных «я» – у каждого человека десятки таких личин. Чем более грубое и «узкое» сознание, тем сильней отождествление с ложным «я», потому что ложная личность затмевает всю сферу восприятия. Когда у заядлого автолюбителя его единственная машина в аварии, он может переживать почти смертельное отчаяние. Если же у него таких машин – с десяток, то проецирование самоидентификации равномерно распределятся на все десять, и от поломки одной, хозяин страдает не так интенсивно. А если машины для хозяина неважны, тогда он и вовсе не переживет.
Эта закономерность прослеживается во всех личных качествах и внешних объектах, которыми личность владеет. Для творческой личности – это неоспоримость таланта и ценность творений. Для любящего мужа — любимая жена, которую он, как часть своего эго, воспринимает всерьез, переживая, если ее поведение не соответствует его отождествлениям. У фанатика эго проецируется на сферу своего фанатизма – в обществе он говорит лишь о том, за что «фанатеет», таким образом, утверждая собственное «я». По этой причине начинающие эзотерики так рьяно рассказывают о чакрах, МЛМщики – о «построении бизнеса», фанаты Спартака – о матчах и т.п. На progressman.ru я уже косвенно затрагивал эту тему в статье об эгрегорах, где называл эго – «эгрегором имени себя».
Мы действуем по принципу приоритета – по такому принципу, что некоторые вещи на данный момент более или менее важны. Каждая личность действует от эго. Даже если где-то на земле идет война, для нашей персоны, куда более важным явлением может оказаться прыщ на лбу, потому что он имеет прямое отношение к самоидентификации. Сама важность происходящего — это и есть очередная проекция эго; эта важность является условной и субъективной – у каждого что-то свое имеет собственную исключительную важность.
А что если человек живет для других – занимается благотворительностью, или помогает близким? Все это также, делается под диктовку эго. И в этом нет ничего дурного. Здесь я бы хотел ввести такой термин как «мудрое эго», нашедшее относительное равновесие и компромисс с жизнью. Добрые люди получают удовольствие от помощи другим, поэтому для них важно помогать – в этом их самоидентификация. Таким людям живется легче, но это по-прежнему поиск, и отсутствие истинного приятия жизни. Здесь для ясности можно провести черту между эго и эгоизмом.
Каждый является неповторимым, или уникальным, лишь потому, что имеет собственный набор ложных личностей, с которыми отождествляется. Когда у людей важность или значение, придается одной и той же вещи, то появляется общий интерес – программа, которая их объединяет. Такие люди могут стать друзьями, пока у них подобный интерес держится. Сама по себе дружба – это программа, которую друзья взаимно подкрепляют. Без взаимности эта программа теряет внешний поддерживающий отклик и становится менее устойчивой – дружить в одни ворота способен не каждый.
Сексуальность – это мощное укрепление центральных отождествлений эго – телесных и личных качеств. Комплименты, одобрение, а главное – непосредственный интимный контакт партнеров – это колоссальная подпитка эго – поддержка его неустойчивой природы. Исходя из этого, можно понять, почему секс так активно муссируется в нашем обществе. Во время успешного контакта возникает временное удовлетворение, затем сканирование реальности на предмет одобрения продолжается.
Обыденная «любовь» – это самоидентификация с деятельностью своего фаворита, что вызывает сильную зависимость и неадекватно преувеличенную реакцию на поведение объекта «любви». «Любят», как правило, тех, в ком есть нечто, чего нам самим не хватает. А после выработки новых качеств, «любовь» сглаживается. Эта тема освещалась подробней в статье о влюбленности. В этом ракурсе можно сказать, что любовь – это такой инструмент эволюции и развития сознания.
Выход рядом
Эго – это совокупность субъективных программ, нагруженных иллюзиями и сопутствующими им страданиями. На бессознательном уровне мы устремлены к единству, к целостности, а на изменчивом поверхностном ментальном уровне без учета глубинных слоев психики абсолютного единства никогда не достичь.
Выход в том, чтобы открыться жизни по-настоящему, быть честным с собой, видеть все как есть – тогда внешняя реальность, поверхность психики и ее глубинные слои приходят в согласованность и все внутренние конфликты постепенно устраняются. Устранять собственные слепые пятна самостоятельно бывает нелегко – здесь срабатывает такой эффект, когда человек не способен разгадать собственные иллюзии, потому что сам принимает их за чистую монету. В этом деле проще копать с опытным специалистом. Это я так ненавязчиво рекламирую свои психологические услуги.
Самостоятельно можно практиковать самоанализ, вести дневник, медитировать – сознательная практика неоценима.
В глобальном смысле важно также уметь не привязываться к преходящему, и не придавать большого значения ни событиям, ни своему образу. Личный образ – это такой инструмент взаимодействия с жизнью, он может быть эффективным, но ставить его во главу угла – себе дороже. Чувство собственной важности неизбежно приводит к ощущению собственной ничтожности.
Самопознание приводит к ясности. В идеале, самоидентификация смещается с эго, на высшее «Я». Под высшим «Я» подразумеваю чистое сознание, ощущение бытия, в котором происходит жизнь. Оно не состоит из молекул, или каких-то частиц. Высшее «Я» – это ощущение того, что вы есть и всегда присутствуете здесь и сейчас. Это – истинное равновесие, потому как высшее «Я» не колеблется, оно является вечно устойчивым свободным пространством сознания, которое не зависит от внешних форм.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Так если Я воспринимает другое Я, то не кажется ли Вам,что это смотреть в зеркало и видеть, как Вы уже смотрите в зеркало. Вы создаете свои Я бесконечно, думая, что Вы разотождествились. Вернее, радуя свое Эго этим предположением
Андрей Stream, все, что воспринимается, воспринимается «зрителем», высшим «Я».
В медитации зритель как бы просыпается, и происходит растождествление с грубыми слоями эго. Но остаются тонкие. Радость и др. бурные переживания из медитации быстро выводят.
Андрей Stream, все, что воспринимается, воспринимается “зрителем”, высшим “Я”. — я так раньше тоже думал. Что есть Я — а есть высшее Я которое наблюдает. Но, если Вы осознаете того, кто наблюдает, то кто это осознает? Ведь если кто-то это осознает, то он выше?
Андрей, оно осознает само себя.
Эго не может его осознать. Оно может лишь в определенной степени отражать и констатировать преобладающие в тот или иной момент переживания. Если без сомнений очевидно, что Вы есть сейчас, как бытие в котором происходят явления, это можно назвать хорошим знаком на пути.
Все это лишь способ говорить. Не верьте красивым словам, не думайте слишком много и не пытайтесь разобраться на уровне ума. Лучше просто обратить внимание на то, что есть прямо сейчас.
Игорь, я ж тоже не теоретизирую :)
Оно — не может осозновать, ибо есть осознование без осознователя :) Это то, что я переживаю
Говоря инчае — есть делание но нет, того кто делает. Есть нечто через что делание происходит
>я ж тоже:)
Оно не может, ибо оно может :) Я знаю :) Говоря иначе есть это, но нет того. Есть нечто, через что что-то происходит
И я не могу не согласиться!
Вы еще помните тему статьи?)
не, не помню уже
Меня вот часто посещает вопрос. Игорь, как объяснить мотивы и желание движения все дальше вглубь своего Высшего Я, если не проявлением мотива Эго, как главного «мотиватора»? Т.е. может ли Эго стремиться себя выжечь? Вопрос отчасти, конечно, риторический. Мне понятно, что для того, чтобы Эго не действовало, следует ничего не делать и никуда не стремиться. Но здесь выходит парадокс с жаждой самопознания… Можете высказать свое мнение по этому поводу?
Алексей, это очень интересный вопрос и тема непростая. Не так давно на эту тему написал одну довольно противоречивую статью. Пока не решил, буду ли ее выкладывать. Могут неправильно понять. Вообще, почти все на сайте, да и в этой теме, так или иначе касается этого вопроса. Если кратко, мы не можем хотеть именно просветления. Искренне эго как бы способно лишь осознать свою несостоятельность и расслабиться. Психологически это — нерешаемый вопрос. Но когда выходишь на уровень энергии, и видишь как, из чего все это состоит, там все решения и взгляды иные. Ты просто видишь, как нечто течет, напрягается, растворяется. И подход совсем другой.
От части этот вопрос был уже освещен здесь:
https://progressman.ru/2009/12/fear/
И немного здесь:
https://progressman.ru/2009/03/net-puti/
Спасибо за разъяснение. Я примерно в этом ответ видел. Это пока моя крайняя точка наблюдения за легкими эмоциональными импульсами, неизменно сопровождающими рождение этой жажды.