Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Уверенность и неуверенность в себе

Неуверенность в себе – это страх унижения, порождающий нерешительное и боязливое поведение. Это – «эхо» глубинного чувства, что с нашей персоной, да и с нашей жизнью что-то кардинально не так – словно глубокая трещина, разросшаяся на теле души, как страшный, уродливый изъян, демонстрирующий собственную коренную дефектность. То есть это такое чувство, словно в самой основе души заложен какой-то изначальный, неисправимый брак, а потому наша персона – негодная, ненужная и в этой жизни – лишняя. Свободу от этого тяжкого переживания можно назвать естественной уверенностью в себе.

Неуверенность в себе зарождается в детстве, когда нет ясности, за что наша наивная персона удостаивается любви, а за что напротив – равнодушия и наказания. За что – мы не знаем, но наше бессознательное делает свой смутный вывод. Любят, значит – хороший, не любят – плохой.

Обратите внимание: мы оцениваем не свои качества, не поступки и даже не внешний вид. Эти противоречивые оценки берет на свой собственный счет самая сердцевина личной реальности – наше «я».

Сама предпосылка, что наше нутро может быть как-то оценено формирует психическую шкалу возможных измерений – от последнего ничтожества, впитывающего все страдания мира, до божественной звезды, поглощающей преклонения и обожания.

Можно представить это в образе термометра, где нулевое деление обозначает нейтральное, естественное состояние, а прочие звенья отвечают за иллюзорные отклонения в сторону худшего и лучшего.

«Подключение» этого психического механизма – главная причина неуверенности в себе. Понимание, что собственное «я» может быть оценено, как угодно, порождает закономерную тревогу и гипертрофированную осторожность. Отсюда берет отсчет вся жизненная драма личности, увязшей в бесконечных доказательствах и оправданиях своего права на любовь и уважение. Мы вцепляемся в ослепительный шанс на счастливое одобрение, не подозревая о его монолитной нераздельности с потенциалом бесконечного падения.

Эта, встроенная в ум, шкала собственной важности – объем всех возможных фиксаций самооценки. И вся проблема в том, что укрепить самооценку на определенном удовлетворяющем уровне, чтобы не оседала ниже, в целом никому не удается. А до тех пор, пока оценка себя колеблется, как безвольный флаг на ветру, ни о какой уверенности в себе и речи быть не может.

В итоге имеем такую чудную картину, где каждое действие может грозить полным и окончательным провалом, а небольшие победы раздувают эго до небес. Претензии могут быть царскими, а решительности – как у младенца. Откуда в таких драматичных обстоятельствах взяться спокойной уверенности в себе?

Компенсация неуверенности

уверенность и неуверенностьНа вершине психической шкалы собственной важности – идеалы – все высшие пределы личной реализации, на которые нацеливаются наши фетиши: влюбленности, мании, фанатизм, перфекционизм, преклонения – эти явления одного порядка. Мы вцепляемся в идеалы, полагая, что делаем выбор лучшей жизни, но практически таким образом лишь укореняемся на психической шкале, противоположный полюс которой сулит сильнейшие страдания.

Как правило, и обретение уверенности в себе нас интересует лишь, как возможность, не отрываясь от шкалы важности, приблизиться к ее высшей полярности и почувствовать себя звездой, реализовавшей свой идеальный вариант жизни. То есть, мы устремляемся не столько к исцелению от неуверенности в себе, сколько надеемся ее компенсировать золочеными костылями высокого самомнения.

Представьте узника, сидящего в темнице без дверей и охраны. Он мечтает о свободе, о цветущих лугах у подножий заснеженных гор, но продолжает свою темницу украшать и комфортизировать, чтобы публика оценила его «успехи». Так же и мы, пытаясь решить проблему неуверенности в себе при помощи любви и уважения важных людей, лишь укрепляем потенциал собственного унижения.

Компенсация неуверенности внешними фетишами – это не ошибка, а вынужденная мера, с которой каждый знаком на опыте. Для душевного здоровья самоутверждение надо бы не подавлять, а исследовать на практике, чтобы пресытиться «болезнью» и получить «иммунитет», а не очередную ханжескую гримасу.

Бесполезно отбрасывать чувство собственной важности, начитавшись умных текстов. Все волевые попытки стать проще и уверенней – ни что иное, как продолжение старой игры самолюбия. Раньше градус на шкале важности повышался понтами, теперь – избавлением от них. В этом смысле неприкрытые понты – куда честней.

И все же, целесообразно понимать – самоутверждение «лечит» не болезнь, а ее симптомы. Поэтому не стоит путать естественную уверенность в себе с горделивостью и самомнением. Последние от неуверенности не избавляют, а только прикрывают ее «красивыми» масками. На progressman.ru практические методы этой маскировки озвучивались в статье «ЧСВ II». Все они сводятся к внешней демонстрации собственной важности.

Неуверенность в себе – это следствие колеблющейся самооценки. Самоутверждение не решает проблему неуверенности, а как наркотик – лишь временно успокаивает «ломку», по итогу усугубляя ситуацию, расширенной амплитудой колебаний градуса собственной важности. Поэтому процесс исцеления проходит по маршруту, где самооценка для начала стабилизируется, приходя в соответствие с реалиями, а после – и вовсе исчезает, как иллюзорная фикция.

Хотя бы относительная стабилизация самооценки – дело, куда более простое, чем полное освобождение от этого, встроенного в ум, термометра собственной важности. Поэтому начать можно с простого – с честной оценки реальных способностей и возможностей. Такой реализм сбавляет градус неуверенности, потому что исчезает необходимость напряженно позировать и рисоваться, когда вся правда и так на лицо.

Полное избавление от оценивания себя для меня лично, пока – тема во многом теоретическая. Но кое какие проблески есть. Знаю по личному опыту и по наблюдениям за клиентами, что оккупация ума шкалой важности может быть, как минимум заметно сбавлена. То есть переживания о своей неполноценности могут быть сокращены в разы, вплоть до состояний, где приходится уже выискивать психические напряжения, а нутро воспринимается так же просто, как погода за окном.

Естественная уверенность

Можем ли мы реально оценить эпицентр собственной личности – наше «я», используя мерки «хорошо» и «плохо»? Можем ли мы, вообще, как-то реально себя оценивать, даже не подозревая, кто мы есть? Что такое наше «я»? Как оно может быть хорошим или плохим?

В каком-то смысле мы все обладаем врожденной самоценностью, не поддающейся измерению. То есть наше «я» априори не может быть ни плохим, ни хорошим. И самонадеянная важность, и неуверенная ущербность – равнозначно лживы. Даже понимание своей бесполезности в чужих глазах не делает нашу персону бесполезной и плохой «вообще».

Но до тех пор, пока ум привязан к шкале важности, он воспринимает галлюцинацию своей ущербности, словно реальный приговор, вынесенный высшей инстанцией существования. Иными словами, личная неполноценность – это не какой-то реальный факт, а только крепкая, иррациональная вера. Мы держимся за эту иллюзию, потому что надеемся на звездный выигрыш высочайшего уровня на шкале важности. Эта тема освещалась в статье о сделке с лукавым.

«Плохое» – это не какая-то реальная вселенская данность, а оценка ума – всего лишь мысль о чем-то субъективно лишнем. Невозможно быть объективно плохим человеком. Даже всемирно известные тираны удостаиваются самых неоднозначных внешних оценок.

Можно увериться, что ошибки и просчеты – это однозначно «плохо». Но с какой стати? Бывает ли душевный рост без опыта, извлеченного из ошибок и просчетов? Не являются ли в таком ключе ошибки благом?

Неуверенность в себе лечится осознанностью и аналитической охотой на частные убеждения о себе и своей жизни. Упор делается на отлов миражей, которые стоят в основе страха почувствовать себя в этой жизни лишним. Отыскивать и обезвреживать их – занятие непростое. Мы против своей сознательной воли обходим далеко стороной собственные страхи, поэтому даже просто нащупать корни неуверенности – это целое искусство.

Что я называю естественной уверенностью в себе? Это любые состояния без сковывающего страха унижения. Для примера подходят любые действия, совершаемые спонтанно без всяких сомнений и колебаний. Нужна ли какая-то великая уверенность, чтобы сидеть на горшке у себя дома? Исполняемся ли мы важности, ковыряя в носу? Это просто происходит без всякой подгонки под «правильные» эталоны. Я намеренно взял для примера занятия знакомые всем.

А уверенными в себе людьми обычно зовут тех, кто сохраняет спокойствие в ситуациях, где волнение и страх воспринимаются, как общая норма. Как правило, это ситуации, где участвуют оценивающие зрители, в чьих глазах наша персона боится облажаться и потерять личные рейтинги. Поэтому так мало людей могут выступать на публике, брать на себя ответственность, стучаться в закрытые двери, организовывать и вести за собой других.

Себя надо бы не оценивать, а исследовать.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме

Видео по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

57 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Супер! Вспомнилось: » А судьи кто?» Если это осознать, то все станет на свои места.

  2. Благодарю за статью! Очень доходчиво и просто. И самое главное, находит отклик в душе и будто возникает такое единое пространство, пространство тонкого понимания, и не нужно сдавать тесты на уверенность в себе. Только хочется «немного» поспорить) с автором относительно вот этих оценочных «плохо» и «хорошо». В свое время мне очень помогла остановка между этими двумя пунктами, эмоциональная остановка, что я ни плохая, ни хорошая, а просто я есть, со своим уникальным опытом и системой координат. Это позволило абсолютно по другому увидеть жизнь вне себя, научиться понимать окружающих, а по большому счету саму себя.

  3. но для чего то же нужна это шкала, в чем причина, откуда и как взялся этот механизм разделения на я-звезда и я-дерьмо?

  4. Отличная статья, спасибо. А судьи мы себе сами, ВСЕГДА. Посему, полюбить себя это первый шаг к обретению уверенности в себе. Ведь любят не «за что-то» а ВОПРЕКИ… :)

  5. Ines, для начала надо разобраться — что есть это «ты», тогда глядишь кроме любви и принятия ничего и не останется) Согласна с Игорем — ключ в исследовательском подходе к себе. А исследователь беспристрастен и … в общем ему просто интересно и чем дальше, тем…)))
    Ная, шкала… ну в ней нет ничего плохого, просто нужно понимать ее относительность и в общем как и в математике существуют разные системы исчисления, так и здесь… все это социальные игры. Если до конца сможешь отследить это в себе, то можно играть как тебе хочется или не играть, если не хочется. Механизм закладывается еще в детстве, может даже в утробе матери. Но у нас всегда есть выбор, всегда, как только начинаешь осознавать и сомневаться. И это дает свободу, можно просто не вестись и быть собой, в согласии со своим нутром. Хотя это очень не просто по началу. Вот написала и сама себе этого пожелала)) Привычки и стереотипы еще как не отпускают. Кропотливый труд по отслеживанию — задаю себе вопросы периодически даже в мелочах: а кто этого на самом деле хочет? Почему я решила сделать это или так поступить? Почему я испугалась? Почему мне стало вдруг не удобно? Часто делаешь многое на автомате, только когда что-то идет явно не так, кризис, жизнь явно намекает, тогда через боль явно продуктивнее получается. Вот только думаю не обязательно через боль. Это наверное крайний случай))

    1. Извините, а что для вас значит: «узнать — что есть «ты»?». Если не затруднит, можно на примере?

  6. Игорь, здорово написано. Хочу процитировать фразу, которая больше всего понравилась «Мы вцепляемся в ослепительный шанс на счастливое одобрение, не подозревая о его монолитной нераздельности с потенциалом бесконечного падения.» — звучит красиво)
    И все же не очень понятно со страхами, что значит мы их обходим? Может приведете пример? Да и как ловить миражи, как понять, что поймал и когда от этого станет легче?

  7. Ирина,
    вроде об одном и том же говорим.)

    Ная,
    для чего нужна эта шкала, гадать смысла нет. Можно подогнать духовные рационализации об отделении эго от абсолюта, можно — научные, сведя все к естественному отбору.

    Зарождается самооценка потому, что ребенок воспринимает происходящее во вне, как нечто объективное, правильное. Вроде как, реальность всегда права, и если от нее в лице мамы исходит наказание, значит есть за что. «Наше бессознательное делает свой смутный вывод. Любят, значит – хороший, не любят – плохой». Это очень примерное описание картины.

    Катерина,

    >со страхами, что значит мы их обходим?

    Человек может сам не понимать, насколько переживает о каких-то потерях, или как сильно боится оказаться никчемным. Или, например, в глубине души верит, что является грешным ничтожеством, и с этим своим верованием сталкиваться напрямую не хочет, всячески избегает и компенсирует. Можете погуглить «сопротивление в психоанализе».

    По второму вопросу, посмотрите вот это: progressman.ru/belief

  8. Даже сказать нечего. Себя нужно исследовать, а не оценивать. Вот бы ещё побольше осознанности.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.