Без рекламы

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

Опросы

Что вам ближе?

  • Правда, какой бы она ни была безжалостной. (63%, 258 Голос.)
  • Что-то усредненное. (32%, 131 Голос.)
  • Идеалы и мораль, какими бы насильственными над личностью они ни были. (5%, 22 Голос.)

Голосовавших: 411

Загрузка ... Загрузка ...

Уверенность и неуверенность в себе

уверенность и неуверенностьНеуверенность в себе – это страх унижения, порождающий нерешительное и боязливое поведение. Это – «эхо» глубинного чувства, что с нашей персоной, да и с нашей жизнью что-то кардинально не так – словно глубокая трещина, разросшаяся на теле души, как страшный, уродливый изъян, демонстрирующий собственную коренную дефектность. То есть это такое чувство, словно в самой основе души заложен какой-то изначальный, неисправимый брак, а потому наша персона – негодная, ненужная и в этой жизни – лишняя. Свободу от этого тяжкого переживания можно назвать естественной уверенностью в себе.

Неуверенность в себе зарождается в детстве, когда нет ясности, за что наша наивная персона удостаивается любви, а за что напротив – равнодушия и наказания. За что – мы не знаем, но наше бессознательное делает свой смутный вывод. Любят, значит – хороший, не любят – плохой.

Обратите внимание: мы оцениваем не свои качества, не поступки и даже не внешний вид. Эти противоречивые оценки берет на свой собственный счет самая сердцевина личной реальности – наше «я».

Сама предпосылка, что наше нутро может быть как-то оценено формирует психическую шкалу возможных измерений – от последнего ничтожества, впитывающего все страдания мира, до божественной звезды, поглощающей преклонения и обожания.

Можно представить это в образе термометра, где нулевое деление обозначает нейтральное, естественное состояние, а прочие звенья отвечают за иллюзорные отклонения в сторону худшего и лучшего.

«Подключение» этого психического механизма – главная причина неуверенности в себе. Понимание, что собственное «я» может быть оценено, как угодно, порождает закономерную тревогу и гипертрофированную осторожность. Отсюда берет отсчет вся жизненная драма личности, увязшей в бесконечных доказательствах и оправданиях своего права на любовь и уважение. Мы вцепляемся в ослепительный шанс на счастливое одобрение, не подозревая о его монолитной нераздельности с потенциалом бесконечного падения.

Эта, встроенная в ум, шкала собственной важности – объем всех возможных фиксаций самооценки. И вся проблема в том, что укрепить самооценку на определенном удовлетворяющем уровне, чтобы не оседала ниже, в целом никому не удается. А до тех пор, пока оценка себя колеблется, как безвольный флаг на ветру, ни о какой уверенности в себе и речи быть не может.

В итоге имеем такую чудную картину, где каждое действие может грозить полным и окончательным провалом, а небольшие победы раздувают эго до небес. Претензии могут быть царскими, а решительности – как у младенца. Откуда в таких драматичных обстоятельствах взяться спокойной уверенности в себе?

Компенсация неуверенности

На вершине психической шкалы собственной важности – идеалы – все высшие пределы личной реализации, на которые нацеливаются наши фетиши: влюбленности, мании, фанатизм, перфекционизм, преклонения – эти явления одного порядка. Мы вцепляемся в идеалы, полагая, что делаем выбор лучшей жизни, но практически таким образом лишь укореняемся на психической шкале, противоположный полюс которой сулит сильнейшие страдания.

Как правило, и обретение уверенности в себе нас интересует лишь, как возможность, не отрываясь от шкалы важности, приблизиться к ее высшей полярности и почувствовать себя звездой, реализовавшей свой идеальный вариант жизни. То есть, мы устремляемся не столько к исцелению от неуверенности в себе, сколько надеемся ее компенсировать золочеными костылями высокого самомнения.

Представьте узника, сидящего в темнице без дверей и охраны. Он мечтает о свободе, о цветущих лугах у подножий заснеженных гор, но продолжает свою темницу украшать и комфортизировать, чтобы публика оценила его «успехи». Так же и мы, пытаясь решить проблему неуверенности в себе при помощи любви и уважения важных людей, лишь укрепляем потенциал собственного унижения.

Компенсация неуверенности внешними фетишами – это не ошибка, а вынужденная мера, с которой каждый знаком на опыте. Для душевного здоровья самоутверждение надо бы не подавлять, а исследовать на практике, чтобы пресытиться «болезнью» и получить «иммунитет», а не очередную ханжескую гримасу.

Бесполезно отбрасывать чувство собственной важности, начитавшись умных текстов. Все волевые попытки стать проще и уверенней – ни что иное, как продолжение старой игры самолюбия. Раньше градус на шкале важности повышался понтами, теперь – избавлением от них. В этом смысле неприкрытые понты – куда честней.

И все же, целесообразно понимать – самоутверждение «лечит» не болезнь, а ее симптомы. Поэтому не стоит путать естественную уверенность в себе с горделивостью и самомнением. Последние от неуверенности не избавляют, а только прикрывают ее «красивыми» масками. На progressman.ru практические методы этой маскировки озвучивались в статье «ЧСВ II». Все они сводятся к внешней демонстрации собственной важности.

Неуверенность в себе – это следствие колеблющейся самооценки. Самоутверждение не решает проблему неуверенности, а как наркотик – лишь временно успокаивает «ломку», по итогу усугубляя ситуацию, расширенной амплитудой колебаний градуса собственной важности. Поэтому процесс исцеления проходит по маршруту, где самооценка для начала стабилизируется, приходя в соответствие с реалиями, а после – и вовсе исчезает, как иллюзорная фикция.

Хотя бы относительная стабилизация самооценки – дело, куда более простое, чем полное освобождение от этого, встроенного в ум, термометра собственной важности. Поэтому начать можно с простого – с честной оценки реальных способностей и возможностей. Такой реализм сбавляет градус неуверенности, потому что исчезает необходимость напряженно позировать и рисоваться, когда вся правда и так на лицо.

Полное избавление от оценивания себя для меня лично, пока – тема во многом теоретическая. Но кое какие проблески есть. Знаю по личному опыту и по наблюдениям за клиентами, что оккупация ума шкалой важности может быть, как минимум заметно сбавлена. То есть переживания о своей неполноценности могут быть сокращены в разы, вплоть до состояний, где приходится уже выискивать психические напряжения, а нутро воспринимается так же просто, как погода за окном.

Естественная уверенность

Можем ли мы реально оценить эпицентр собственной личности – наше «я», используя мерки «хорошо» и «плохо»? Можем ли мы, вообще, как-то реально себя оценивать, даже не подозревая, кто мы есть? Что такое наше «я»? Как оно может быть хорошим или плохим?

В каком-то смысле мы все обладаем врожденной самоценностью, не поддающейся измерению. То есть наше «я» априори не может быть ни плохим, ни хорошим. И самонадеянная важность, и неуверенная ущербность – равнозначно лживы. Даже понимание своей бесполезности в чужих глазах не делает нашу персону бесполезной и плохой «вообще».

Но до тех пор, пока ум привязан к шкале важности, он воспринимает галлюцинацию своей ущербности, словно реальный приговор, вынесенный высшей инстанцией существования. Иными словами, личная неполноценность – это не какой-то реальный факт, а только крепкая, иррациональная вера. Мы держимся за эту иллюзию, потому что надеемся на звездный выигрыш высочайшего уровня на шкале важности. Эта тема освещалась в статье о сделке с лукавым.

«Плохое» – это не какая-то реальная вселенская данность, а оценка ума – всего лишь мысль о чем-то субъективно лишнем. Невозможно быть объективно плохим человеком. Даже всемирно известные тираны удостаиваются самых неоднозначных внешних оценок.

Можно увериться, что ошибки и просчеты – это однозначно «плохо». Но с какой стати? Бывает ли душевный рост без опыта, извлеченного из ошибок и просчетов? Не являются ли в таком ключе ошибки благом?

Неуверенность в себе лечится осознанностью и аналитической охотой на частные убеждения о себе и своей жизни. Упор делается на отлов миражей, которые стоят в основе страха почувствовать себя в этой жизни лишним. Отыскивать и обезвреживать их – занятие непростое. Мы против своей сознательной воли обходим далеко стороной собственные страхи, поэтому даже просто нащупать корни неуверенности – это целое искусство.

Что я называю естественной уверенностью в себе? Это любые состояния без сковывающего страха унижения. Для примера подходят любые действия, совершаемые спонтанно без всяких сомнений и колебаний. Нужна ли какая-то великая уверенность, чтобы сидеть на горшке у себя дома? Исполняемся ли мы важности, ковыряя в носу? Это просто происходит без всякой подгонки под «правильные» эталоны. Я намеренно взял для примера занятия знакомые всем.

А уверенными в себе людьми обычно зовут тех, кто сохраняет спокойствие в ситуациях, где волнение и страх воспринимаются, как общая норма. Как правило, это ситуации, где участвуют оценивающие зрители, в чьих глазах наша персона боится облажаться и потерять личные рейтинги. Поэтому так мало людей могут выступать на публике, брать на себя ответственность, стучаться в закрытые двери, организовывать и вести за собой других.

Себя надо бы не оценивать, а исследовать.

© Игорь Саторин

Статья «Уверенность и неуверенность в себе» написана специально для progressman.ru
При использовании материала обязательна активная ссылка на источник.

Адрес документа на сайте: http://progressman.ru/un

В продолжение темы:

П.С.
В следующей статье приведу наглядные «черно-белые» примеры, поясняющие разницу между неуверенным в себе невротиком и здоровой личностью.

  • Polina

    >>>Неуверенность в себе – это страх унижения, порождающий нерешительное и боязливое поведение.
    Мне показалось эта статья про тех людей, у которых есть некоторое заболевание. Потому что неуверенность в себе это не всегда равно страх неодобрения окружающих. Это равно страху, разумному. Я не буду что-то делать, только потому что я не спец в этом. И есть страх, что могу своими действиями навредить другому человеку. Это нормально на мой взгляд.

  • Polina

    Ну и, по-скольку, человек — это СОЦИАЛЬНАЯ структура от самого начала жизни, приходится оценивать и себя и других. По-другому никак. Всё работает на оценочном суждении. Это ни плохо и ни хорошо. Так есть и так было. Я думаю, стоит это понять в полном смысле и разумно пользоваться этим.

  • Polina

    И вопрос Игорю: быть неуверенным в себе это плохо, это проблема?

  • Polina, неуверенность в себе и неуверенность в своих способностях — это все-таки разные вещи. Разница примерно такая же, как между нейтральным сомнением и сковывающей тревогой.

    >И вопрос Игорю: быть неуверенным в себе это плохо, это проблема?

    Когда человек регулярно мучается от страха, что его самооценка рухнет и он себя оценит ничтожеством — это для него лично не то, чтобы «плохо», а скорей просто хреново, и безусловно — огромная (если не самая большая в жизни) проблема.

  • Нина

    Игорь Саторин
    «Наше бессознательное делает свой смутный вывод. Любят, значит – хороший, не любят – плохой»

    Игорь,
    я правильно понимаю, что для продуктивного результата наше сознательное может выбрать два пути в зависимости от личной важности момента:
    1) махнуть рукой и сказать: «Да ну их всех!» и успокоиться;
    2) попытаться разложить по полочкам: любят — значит, что-то нужное делаю, не любят — делаю что-то не нужное или ничего нужного не делаю?

  • Игорь Саторин

    Нина, не уверен, что понимаю, о чем вы говорите. Комментировать не стану.

    ***

    Очень упрощенно, лучшее, что может сделать сознательное — выявить и устранить причины, по которым считает себя ничтожеством. Даже уборщица может чувствовать себя хорошо, если не оценивает никчемностью.

    Яркий (хоть, видимо и выдуманный) пример описывал Кастанеда, где молодой Дон Хуан оказавшись в рабстве, не мучился от унижения, а тренировал качества воина. Еще хороший пример был в последней книге Пелевина «Любовь к трем цукербринам» в главе про уборщицу Надю. У Франкла есть автобиографичная книга «Психолог в концлагере» — там эта тема тоже частично затронута.

    • Александр

      Простите, есть толк в изменении самоотношения к себе, прощении себя за неудачи и прекращении самобичевания? Меня такая практика привела к глубоким и более правдивым воспоминаниям, которые раньше были сильно искажены, появлению уверенности в себе и отсутствию маний. Но хватает практики на неделю, пока опять не возникнет новое озарение. Как думаете?

      • Игорь Саторин

        Для стабильных результатов надо бы исследовать сомнения в себе, свои неугодные ложные личности. О них здесь: progressman.ru/stardust/

  • ОКО

    Свою «не уверенность в жизни» я могу описать следующим случаем в моей жизни:
    Я всегда утверждал, что ударить своего друга нельзя ни при каких случаях. Следующий эпизод
    я приписываю к прочтению мной романа Шукшина «Любавины»…
    Мы сидели и выпивали с моими друзьями.. Один сказал(самый мой близкий друг), что он распоряжается со своими друзьями «разделяй и влавствуй». На что я взял и ударил его…
    Другой друг начал меня провоцировать на «слабо», раз я посмел ударить своего друга.
    Предложил мне взять нож и ударить его, раз я такой крутой… Я взял нож и воткнул ему в плечо. Чтоб не насмерть и, чтоб не повадно было… Вот, чтоб была уверенность в жизни, надо уметь владеть ситуацией.

  • Нина

    Игорь Саторин
    «Нина, не уверен, что понимаю, о чем вы говорите.»Ъ

    Собственно, о способах выхода. Ведь нас действительно «любят» и «не любят». И мы это видим. И это на нас действует. И что-то с этим надо делать.
    1) Человек осознает, что он не «плохой» и не «хороший», а просто такой как есть. И если кому-то что-то не нравится — это его проблемы. Уверенность восстановлена, мнение окружающих не имеет значения.
    2) Если мнение окружающих почему-либо ценно, имеет смысл разложить все по полочкам. Но переключиться с оценки «я плохой» — «я хороший» на анализ своих действий и их последствий.
    Если на какие-то твои действия значимые для тебя люди постоянно реагируют отрицательно (или не так, как хотелось бы), возможно, эти действия причиняют им вред, беспокойство и т.п. И если ты хочешь изменить их реакцию на тебя с отрицательной на позитивную, то нужно изменить свои действия, а можно и себя.
    Где-то так.
    В первом случае — манипуляция, во втором — саморазвитие.

  • Нина

    Эх, жаль, редактировать нельзя. :)
    Про манипуляцию и саморазвитие — это к изменению только своих действий и изменению себя.

  • Polina

    ОКО
    Вот это крутая история. Как раз для такой статьи.