В наше время драгоценная весть о бесплатном решении всех проблем – то есть, о просветлении, распространяется с огромной скоростью. Нарастающий спрос порождает нарастающее предложение – количество «просветленных» мастеров, «постигших» способ халявной благодати, и готовых поделиться своей мудростью, с каждым годом увеличивается в геометрической прогрессии. Все больше людей, пребывающих в поиске, начинает понимать, как классно быть «просветленным мастером», когда любимое хобби, вдруг становится образом жизни, и больше нет необходимости ходить на работу. Все больше искателей истины постигает, что духовность – это превосходнейший способ самовозвеличивания под предлогом презентации божественной милости. В общем, настало время что-то сказать о некоторых подводных камнях этого неоднозначного феномена. Статья получилась жестковатая. А иного способа говорить об иллюзиях пока не вижу. Все же цель духовного пути – истина без «прикрас», а не почет и слава.
Предупреждение
Прежде, чем начать, как бы в оправдание хочу сказать, что речь в этой статье – совсем не о просветленных мастерах, а только о тех обманщиках, которые лишь имитируют просветленных мастеров, словно актеры в кино, постепенно вживаясь в роль. То есть я вовсе не утверждаю, будто все известные просветленные мастера – лжецы. Возможно, в вашем случае жизнь делает свое чудесное исключение. Но это самое «возможно» может стать той соломинкой, потянув за которую, на голову прольется ушат иллюзий.
Все, что я ниже описываю – необязательно характеризует каждого самоназванного мастера. Подразумевается, что цель статьи – вовсе не повальная критика современных учителей человечества, а напоминание о том, каким коварным может быть ум в отношении своего «хозяина», когда гонится за духовным величием.
Если вы испытываете трепетные чувства в отношении какого-либо мастера, то на всякий случай, чтобы лишний раз не травмировать психику, можно, например, эту статью не читать, можно посчитать, что автор статьи – завистливый критикан, или, что здесь речь вовсе не про вашего фаворита, а про иного – чьи поклонники пребывают в неведении, на фоне которого ваш путь – наилучший. В общем-то, именно такую вот процедуру возвеличивания своего любимого учения большинство практиков с завидным упорством и практикуют.
Прошлым летом на progressman.ru уже публиковалась статья «любимые песни эго», которая по сути представляет собой сборник типичных эго-тенденций на духовном пути. Ниже перечисляются основные песни эго, свойственные «типичному» лжегуру.
Песни мастеров спорта по просветлению
Чтобы не проколоться, лжегуру зачастую опасается описывать практику своим языком, и вещает заезженными книжными истинами, которые перемешавшись в его голове в случайном порядке вылетают в виде собственных гениальных прозрений. Избегает местоимения «я», чтобы выглядеть отрешенным. Иногда снисходительно соглашается со своими слушателями, как бы показывая им, что и эти простые смертные, наконец, доперли до «истины», которая ему уже давным-давно известна.
Выражает свое мнение как вселенскую истину, чтобы простые смертные узрели, как он велик и как низки они в своей бессмысленной смертной возне. В глазах своих поклонников стремится затесаться где-то между Буддой и Христом. Не любит слушать, но щедро делится своим мнением как великим информационным даром. Уверен, что в роли распространителя духовных знаний заслуживает допуск к небесной халяве, проявленной в том числе и во всевозможных земных благостях и прелестях.
Если кто-то отказывается слепо внимать его речам, склонен считать, что этот неблагодарный слушатель просто еще не дозрел до понимания его божественных истин. Старается выглядеть либо раскованно радостным, либо отрешенно угрюмым – в обоих случаях с претензией на выражение одним своим видом глубокой мудрости бытия. Свои неосознанные жесты и упущения оправдывает волей Всевышнего, или равнозначным ко всему принципом недвойственности.
В каком-то смысле такой «мастер» идет на сделку с лукавым – выбирает признание в ущерб истине. Все его слова – о просветлении, но сам-то он просветление променял на самоутверждение. В глубине души лжегуру, конечно, может надеяться, что уж сейчас-то, посвящая жизнь наставничеству, у него будет больше возможностей для практики, и реализация все равно придет как бы между делом..
Свою ложь он оправдывает той полезной информацией, которую поставляет адептам. В качестве информационного товара обычно отдает предпочтение учению адвайты, потому что ее теория, попускающая внешние вольности, как нельзя лучше подходит в качестве прикрытия и оправдания любого личностного свинства, теоретической непоследовательности, и наплевательского отношения к сложившимся духовным традициям.
Титул просветленного мастера решает все его проблемы – дает славу, признание и деньги, позволяет сбежать от жизненных забот, прикрывшись любимым занятием. Круг поклонников для него становится своего рода гарантом легкой и радостной жизни. Легкость жизни осуществляется за счет рабочей силы адептов, а радость – за счет их упоительного внимания.
Исходя из таких бонусов, становится понятным, насколько велико искушение натянуть на себя маску божественного учителя. Именно таким образом эго утоляет максимум своих потребностей – получает славу и всеобщее внимание, граничащее с подобострастным преклонением.
Остается лишь удивляться тому, как этот обличающий себя маскарад принимается поклонниками лжегуру за чистую монету. Адепты надеются усмирить свое эго, обучившись этому делу у человека, приложившего максимум усилий, чтобы свое эго как раз таки возвеличить в толпе поклонников самым престижным титулом – просветленного мастера.
Игры «мастеров»
Сначала лжегуру сам называет себя просветленным. Затем, когда ему начинают подыгрывать наивные искатели, он склонен поверить, что титул просветленного и всеобщие преклонения ему дарованы не случайно, а по воле высших сил. С этого момента он и сам верит в свою величественную уникальность. Пускай у него есть земные потребности, пускай он как и все поглощается снами, пускай он страдает, но в его глазах эти страдания – особенные. Он может поверить, что таким образом сострадательно отрабатывает чужую карму и помогает самому Всевышнему.
Он словно король, снисходительно принявший свою должность, дарованную ему высшей силой. Если сохранена толика здравого смысла, наш недопросветленный «мастер» может понимать, какой цирк ради своей потехи устроил. Это понимание может его пугать и восхищать одновременно. Он подавляет голос совести, или подкупает ее всеми возможными оправданиями своих тщеславных решений.
Его вера в свою божественность выполняет двойную функцию: побуждает принимать дары и преклонения как должное и глушит совесть. Зачем переживать о своей лжи? Ведь раз ты – проводник высших сил, то безусловно достоин тех царственных почестей, которые приносит эта «божественная» ложь. В итоге он использует все возможности, чтобы как бы случайно подчеркивать свою «святую» отрешенность на словах, в жестах и в поведении.
Адепты «мастера» используются как дойные коровы, от которых принимаются все возможные блага – энергия, внимание и деньги. Взамен им поставляется величественная причина, по которой все эти блага должны быть дарованы в пользу мастера. Эта причина – ощущение причастности к высшей реальности, проводником которой лжегуру себя позиционирует. То есть, лжегуру устраивает все таким образом, чтобы поклонники поверили, что за их поклонение он поставляет им самого Бога, или иные высшие нематериальные ценности, в которые адепты верят.
Божественное – удобнейший «товар». Для его создания не нужны заводы и фабрики, для хранения не требуется складских помещений, а сам «товар» легковерными адептами ценится как наивысшее благо. Безумный спрос порождает безумное предложение. Люди не могут найти свое счастье на земле и сбегают к запредельному.
Адепты верят, что мастер устраивает мастер-классы по просветлению, но на деле же эти мастер-классы – по большей части о том, как стать точно таким же «мастером» мастер-классов – то бишь лектором «сатсангов», которые по своей сути зачастую являются простым вольным изложением книжных теорий адвайты.
Секрет «божественности»
Есть один секрет, благодаря которому любой человек в наших глазах может выглядеть божественно прекрасным. Дело в том, что вера – это истинный источник возвышенных переживаний. Кто бы перед тобой не сидел, если поверить, что это – посланник божий, сама эта вера подключит все необходимые возвышенные переживания, которые помогут в этой вере укрепиться. С таким же успехом можно поверить в божественность камня, и простираться перед ним с неподдельным благоговением.
Так работает приятие. Когда нам что-то нравится, будь то приятная музыка, или красивый человек, включается спонтанная вкушающая созерцательность. При этом мы ощущаем опьяняющую легкость и радость, потому что в этот самый момент принимаем себя и свою жизнь. Красивые образы нам нравятся именно потому, что глядя на них, внимание становится непрерывным, и таким образом происходящее здесь и сейчас принимается. В этом и есть суть медитации – быть сейчас, и эта практика приносит возвышенные ощущения.
А если это не просто красивый образ, но образ, которому силой веры приписывается божественность… тогда приятие включается на полную катушку, извлекая из подсознания самые качественные проекции. Иными словами, кто бы перед тобой не сидел, если поверить, что это – сам Бог, или его посланник, будут включаться те самые возвышенные переживания.
Нечто родственное ощущают всевозможные фанаты, поклоняющиеся звездам шоу-бизнеса. А духовному мастеру в этом отношении, чтобы впечатлять поклонников, совершенно не обязательно быть просветленным. Достаточно быть мастером красивых презентаций просветления.
Не каждый «мастер» знает об этом принципе, и когда ему описывают мистический опыт, пережитый в его присутствии, он начинает укрепляться в иллюзии своей божественности, и думает, что не зря выбрал такой путь.
В отношении мистических переживаний своих адептов, мастера духовных презентаций, как правило, практикуют двойную мораль – если тебя прет от радости – это заслуга «мастера», а если колбасит – то вот это уже отработка твоей личной кармы. То есть все самое светлое такие учителя склонны приписывать своему светлому образу, а негативные черты – личным проекциям адептов и проискам завистников.
Явления, которые здесь описываются совершенно необязательно тут же проецировать на первого попавшегося на глаза «мастера». Как уже говорилось в статье о чувстве собственной важности, при ознакомлении с подобной теорией, начинающий практик склонен отыскивать горделивые химеры в ком угодно – только бы не в себе. Будто сама эта концепция для того и существует – чтобы уличать во лжи всех вокруг.
Истинная практика – видеть все как есть, быть честным прежде всего в отношении своей персоны. Как там у других – это их личное дело. Иными словами, цель статьи – не разоблачение конкретных мастеров, а напоминание о личном выборе, который каждый на своем пути делает. А выбираем мы, упрощенно говоря, либо самоутверждение, либо истину.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
П.С.
Откуда столько нелестных выводов о гурствующих? Будучи психологом, консультирующим в том числе и по вопросам духовности, у меня есть классная возможность – говорить с людьми по душам, и наблюдать за сходными тенденциями в тех самых случаях, когда устремление к очищению уступает самоутверждению. Как и прежде, я ничего против вышеописанной деятельности не имею. Каждому – свое.
П.П.С.
А год назад на сайте проходил такой вот опрос:
Да в любой области мало хороших специалистов
Игорь, а можете назвать кого-то конкретно из известных «гуру», кого считаете лжецами? Можно на почту. Просто интересно Ваше мнение:)
Интересно то, что большинство из т.н. «мастеров», искренне верят в свою избранность. А в общем по закону «подобное притягивает подобное» — наверное здесь все правильно. Человек, искренне стремящийся к Истине, рано или поздно получив необходимый опыт различения, либо найдет настоящего Мастера, либо откроет Учителя внутри себя. У меня такое ощущение, что все, что существует и даже огромное количество ложных гуру, имеет свой смысл. Это в некоторой степени отражает потребности современного общества — ведь спрос рождает предложение.
Игорь, статья — супер. Спасибо :)
Согласна с Вами!!!
Все есть заблуждение, даже понимая что заблуждение есть не истина, но заблуждение, оно не перестает быть реальностью до поры пока другое представление не станет твоим «миром». Многими учителями «в ковычках» проделана огромная работа:) по отсеиванию на пути зрелости душ, поэтому преклоним перед ними головы, поскольку по неведению преследуя одни цели они служать инструментом другим. Гармония не есть что то созданное.
Замечательное описание))) Показывающее (как я поняла)то, что людям не нужна свобода одиночества до определенного момента. И что склонность строить пьедесталы и ставить на них пастухов, провозглашающих путь,один из этапов, после обретения опыта которого обрушивается куча страхов, инфантильность и все, что на этом держалось. Происходит взросление и понимание,что поиск таких волшебных помощников лишь показывает еще одну брешь и отсутствие целостности. Не нуачо, всем хорошоо, гурёшкам праздная, оправданная в собственных глазах халява и безделье, а адептам нате вам иллюзию приобщения к великому. Самоутверждайся себе на здоровье, пока не надоест) И чем резче открывается этот самообман, тем яростнее потом они по этому, ими самими выстроенному, пьедесталу кувалдой))) как будто «мастер» их просил об этом или заставлял. Сами выстроили, удовлетворяя собственные потребности, кто кому виноват-та)))
Игорь, кстати на твоем сайте такое тоже можно увидеть иногда бгг)
Мне лично подобный «гуру» в свое время очень даже ощутимую пользу принес, несмотря на приставку «лже») был короткий момент, конечно, когда я была совершенно очарована, но пользу от общения и опыта получила неоценимую, за что по сей день благодарна за эту встречу. потом разобралась, что к чему, и отпустила с миром) по большому счету, каждый встречный — Учитель. А адепты, гоняющиеся за халявной благодатью — не было бы этих лжеучителей, люди гонялись бы за чем-то еще, в поисках внешних суррогатов личного счастья.
Согласен с Ли Ла, свято место пусто не бывает.
В голову пришла такая аналогия:
у каждой личности есть слот, куда вставляется плата, приносящая счастье.
Правда, в концепции духовного развития лучше вставлять те платы, которые добавляют личности ответственности за свои деяния.
Игорь, мне больше интересно к кому Вы считаете стоит прислушиваться?? Кто на самом деле реализовал свою природу?
Друзья, я понимаю, что к такой статье по хорошему надо бы еще и приложить пофамильный список всех просветленных, отдельно — недопросветленных и тех, которые — совсем шарлатаны. Я этого делать не стану даже в рамках своей субъективности.
Да, у любого человека можно учиться. Особенно, если он красочно цитирует дельные вещи, дополняя их своими изысканиями. Да и опыт одурачивания тоже бывает драгоценным.
А я тут себе задала вопрос — что такое просветление и как его определить? Ведь прежде чем оценивать, ранжировать и… нужно понять, что собственно ты понимаешь под этим. И если у тебя нет опыта просветления и ты сам не просветленный, то любая оценка в данном случае глубоко субъективна и несет большие погрешности. Для себя поняла — можно учиться у любого человека, мастера и… если ты ощущаешь некий резонанс, при этом делать это осознанно и чутко, не верить слепо теориям, а проверять их на практике. В конце концов, как сказал кто-то из мудрецов: практика — критерий Истины. Не знаю, существует ли объективная Истина, наверное да — это универсальный Закон, по которому живет и развивается Вселенная. Но проявления этого Закона, как и понимание могут быть самыми разнообразными и мой опыт наблюдения и самонаблюдения показывает, что хорошо для одного человека в конкретный момент времени, может быть вредно для другого. Так что универсальных рецептов, как и мастеров, гуру не существует, а понимание просветления относительно. Как сказано у кого-то: все пути ведут в никуда, но главное, чтобы твой путь был с сердцем.