Слова ранят и слова лечат, в одно время они приносят страдание, в другое избавление. В силу привычки, которая вырабатывалась годами, мы связали слова со своими переживаниями. Когда я говорю слово «нос», какая-то часть моей психики бессознательно, почти незаметно от моей личности касается его вниманием. Когда я говорю «страдание», я не испытываю конкретной боли, но ее отголосок мимолетно проносится в сознании. Чем конкретнее слова отражают содержание психики, тем ярче проявляют ее содержимое. Если вас приравнивают к грязи, какое-то глубоко подавленное переживание, которое с этой грязью ассоциируется, может проснуться отголоском боли. Порой, чем энергичнее человек отрицает в себе какое-то качество, тем ярче именно это качество в нем проявлено в подавленном виде. Подавление – один из механизмов психологической защиты. И здесь, опять же я не уверен, что мое субъективное понимание этого процесса сходно с пониманием, которое в подавление вкладывают психоаналитики. В силу многолетних самонаблюдений, я рассматриваю подавление как глобальный процесс, при помощи которого человек отрицает реальность, что в конечном итоге и является причиной всех его страданий. И работа именно с этим процессом может привести к избавлению от страданий.
Избавление вербальными техниками
Чуть выше я уже говорил о «колдовской» силе слов. Этот инструмент доступен каждому. Вы можете вести дневник, общаться с близким другом, анализировать самостоятельно, но одного искреннего желания разобраться в себе может быть недостаточно. Мы сами не замечаем, как обманываем себя. Поэтому использовать силу слов наиболее эффективно можно рядом с человеком, который может помочь выявить самообман.
Честность с собою, помогает вскрывать психические блоки, поэтому в психологическом консультировании так важна откровенность клиента. Но требовать этой откровенности никто не в праве. Человек должен сам дозреть и захотеть решать свою проблему. В противном случае, вскрывая чужую рану, можно получить по шее столкнуться с нежеланием и неготовностью человека с этими переживаниями работать. Если готовности переваривать подавленный материал еще нет, но защитный механизм подавления уже нарушен, человек будет всеми силами пытаться этот механизм восстановить. Восстановление таких защит – процесс утомительный, но порой – уместный.
Как же определить, готов человек работать, или нет? Здесь, к сожалению каких-то четких критериев – нет, кроме одного единственного – собственного искреннего желания разобраться со своими проблемами. Насколько искренне человек хочет избавления? Порой это зависит от длительности и интенсивности переживаний – иногда необходимо просто пресытиться своим неврозом, чтобы ощутить сполна его бесполезность в собственной жизни.
Возможно, вы сами сможете вспомнить момент, когда ощущали психологическое страдание и чувствовали, как тупую боль хотелось усилить, перевести в острую, чтобы ощутить ясней это переживание. В это время человек бессознательно чувствует, что именно так – через обострение он сможет пройти через страдание, и прийти к облегчению.
Подавление
Где-то на сайте я уже говорил, что боль и страдание стоит различать. Боль – это интенсивное переживание, которое мы выносим относительно легко, пока в нем нет страдания. Страдание возникает на психическом уровне. В основе страдания стоит подавление переживаний.
Когда мы переживаем нечто такое, с чем наша психика не может справиться, мы бессознательно сужаем «канал» восприятия, в котором возникало это явление. Так мы подавляем переживания и создаем психические блоки и зажимы. Именно такое подавление приносит страдание, тупую подавленную боль. В это время психическая энергия, как бы наталкивается на блок, который мы создали на ее пути. Упираясь в этот блок, энергия скапливается и усиливает боль. Обычно вместо того чтобы расслабиться и позволить жизненной энергии двигаться свободно, мы снова начинаем подавлять уже создавшуюся тупую боль, заваливая ее новым каскадом блоков.
То есть, «изначальное переживание», которое мы не смогли принять, после первого подавления вызывает притупленную боль, затем уже на эту притупленную боль, мы наваливаем вторую порцию блоков, напрочь лишая себя одного из психических каналов восприятия. Так формируется свалка подсознания, как скопище подавленных неврозов. Все это очень приблизительная картина происходящего, – символическая карта одного из пределов нашей многогранной психики.
Возможно, вы слышали расхожую фразу психологов о том, что «все мы – родом из детства». Это значит, что большая часть тенденций и законов, по которым функционирует наша личность сегодня, была заложена в нашем детстве. Порой, наше самое большое достижение – это наш самый большой невроз, компенсируя который мы чего-то в этой жизни добиваемся. Большая часть неврозов закладывается именно в детстве, потому что юное сознание не готово к большей части комплексных переживаний, которые с ним происходит.
Будучи взрослым, обладая более-менее развитой психикой, человек с переживаниями справляется эффективней, поэтому «археологические» раскопки собственного бессознательного, порой, очень даже уместны. Можно представить себе это в образе кладовой, которую охраняет игрушечный монстр. Маленький ребенок в свое время его испугался, убежал прочь, захлопнув за собой все возможные двери. С годами он себя накручивал, и по мере взросления, обвешивал увиденного в детстве стража своими повзрослевшими образами о страшных чудищах. А когда решил пойти своим страхам на встречу, преодолев собственные пугающие фантазии, столкнулся с тем самым безобидным игрушечным монстром.
Избавление от блоков высвобождает подавленную энергию и расширяет сознание. То есть, мало того, что самопознание ведет к избавлению от страхов, мы при этом еще и становимся мудрей, внимательней и сильней во всех отношениях. А чтобы не появлялись новые зажимы, ко всему вообще стоит относиться спокойно, принимая таким как есть, без искажений и накручиваний. Это помогает сохранять психическое здоровье и позволяет реагировать на жизнь трезво.
Если мы работаем со страданием, разбираем саркофаг, который сами наложили на свою маленькую дымящуюся психическую АЭС в раннем детстве, вскрытая тупая боль в какой-то момент перерастает в острую боль. Иногда это – унижение, стыд, страх, испуг, или отчаяние, иногда – целое скопление противоречивых переживаний, которые детская психика переваривать отказывалась, и в итоге упрятала в бессознательное. Очищение, избавление, катарсис происходят через обострение «болезни». Не зря японцы говорят, что «страдание – это семя радости».
Опустошение и сублимация
Все наши желания – это наша нереализованная энергия, наш потенциал, который упирается в психические блоки. И кстати, как пример, желание потрепаться – это жизненная энергия, которая наталкивается на один из психических блоков в горловой области. Чтобы эта энергия не терзала, болтун своим трепом расходует энергию в разговоре. Аналогичные процессы происходят в нашем мышлении. Мы непрерывно пребываем в грезах ума, и жаждем получать впечатления, чтобы сжечь ментальную энергию, которая давит на тонкие блоки, проявляясь в скуке, тоске и унынии.
Мы любим «интересные» фильмы. А интересными нам кажутся те фильмы, в которых есть образы, сжигающие нашу ментальную энергию наиболее интенсивно. Чем тоньше образы ума, тем более «продвинутые» нужны картины, чтобы эти образы сжечь. Но особо изворотливый, философский ум может найти подходящую для собственного опустошения символику в любом явлении. Все сферы развлечений направлены на опустошение нашего сознания. С одной стороны, так мы «снимаем напряжение», с другой стороны – лишаем себя энергии, которую могли бы направить на самореализацию.
Сублимация – это процесс «преобразования» грубой «энергии» в утонченную. Это одна из граней нашего развития. Чтобы сублимировать жизненную энергию, необходимо перенаправлять ее на решение жизненных задач. Обучение и работа необходимы для нашего развития. Помимо прочего, этот вид активности избавляет нас от страданий, потому что расходует энергию, которая причиняла страдания. Физические упражнения, также – один из самых полезных способов сжигания энергии, который поддерживает здоровье и укрепляет волю.
Медитация, в этом смысле – это сенсорная депривация, в которой мы отвлекаем внимание от поверхностных импульсов, чтобы позволить протекать течению жизненной энергии естественным образом. С одной стороны практика медитации позволяет нащупать источник страданий и вызывает обострение переживаний, с другой стороны дает избавление от них. Об этом я писал в отдельной статье «Предупреждение о переживаниях в ходе развития личности».
Подавление переживаний – это блокирование естественного течения психических процессов, что в свою очередь приводит к различным психосоматическим недугам. Подавление, вообще, напоминает удушение самой жизни. Работа с психологом, физическая нагрузка и работа – лишь часть из методов «избавления» и облегчения жизни. Ниже я попробую описать дополнительную технику избавления от страданий, блоков и зажимов, которую сам использовал длительное время.
Работа «напрямую»
Итак, подбираясь к практике. Много раз, практикуя расслабление, я добирался до одного чрезвычайно интересного переживания. Нигде в литературе не встречал его описания, поэтому не уверен, что такие переживания присущи всем вообще. Возможно, это связано с какими-то индивидуальными закономерностями, по которым психика отдельного человека функционирует. Поэтому все мы хоть и похожи, но при этом каждый в чем-то уникален. Учитывая этот контекст, стоит понимать, что progressman.ru – это не какой-то универсальный психологический справочник, а субъективное выражение понимания обычного человека.
Расслабляясь, я созерцал свои собственные переживания, обращая особое внимание на те области, в которых расслабление происходило наиболее затруднительно. Погружаясь вниманием в эти области, я увидел, что именно там скрываются самые болезненные переживания, которые я бессознательно подавлял, просто для того, чтобы их заглушить. Пережитые события мы фиксируем в переживаниях. Некоторые «сложные» ощущения, которые мы отказываемся проживать, появляясь, сразу не проходят, а как бы застревают в нашем бессознательном мертвым грузом.
В какой-то момент я обнаружил, что направляя внимание на самую болезненную точку собственного существа, я перестаю ощущать страдание… просто потому, что в этой точке – в самом источнике страдания – самого страдания еще нет. Есть просто некое переживание, которое подавляется. Что же это за переживание?
Это чрезвычайно занятное переживание похоже на какой-то волновой комок нервов, который непрерывно колеблется в попытке найти равновесие. Но кажется по самой своей природе эта вертлявая «штука» – совершенно неустойчива, и как раз за счет этой своей неустойчивости она и живет. Хотел придумать для нее название, но передумал. Чувствую, что без названия это явление понять будет проще.
Кода я подходил к этому «изначальному переживанию» снова и снова, то чувствовал, как что-то во мне пытается его блокировать, забываясь в мыслях. Но постепенно мне удавалось оставаться «там» все дольше и дольше. И в эти минуты я ощущал себя буквально так, словно нечто меня выкручивало по спирали, переворачивая в пространстве. Иногда это было похоже на длительный полет в какой-то тонкой плоскости. На уровне ощущений это отдаленно похоже на переживание, которое возникает, когда наши конечности оттекают после длительного сидения на месте.
Это было крайне неуютное, но интересное переживание. Но в нем нет никакой боли и никакого страдания. Каждое такое выкручивание длилось несколько минут и после приносило избавление и облегчение. Возможно, именно это и называют распутыванием узлов кармы. Сколько таких узелков во мне я не знаю. Но, кажется именно на них держится вся моя человеческая личность как нечто живое.
Чрезвычайно важный момент в этой практике состоит в том, чтобы созерцать именно то ощущение, которое ум пытается подавить. Именно это и есть самая «болезненная» точка изначального переживания. А если вы чувствуете, как вам хочется встать, отвлечься, уйти, значит, вы упускаете этот «центр», значит, вы стоите у «стены», где происходит подавление, от которого и возникает страдание, но не ощущаете, что конкретно вы подавляете за этой «стеной». А за этой стеной – то самое изначальное переживание, с которого все началось.
Когда вы проникли за стену блоков и ощущаете «центр», у вас не возникает желания бросить практику, пойти и отвлечься, потому что вы ощущаете причину этого самого желания «отвлечься». Вы проникаете в центр причин для всех возможных побуждений что-то с чем-то делать. Но, пребывая в этом центре, вас все устраивает и поводов менять жизнь уже не возникает.
Все это время вы чего-то хотели, вы куда-то шли, двигались, болтали, и все это происходило, чтобы утолить вечную неудовлетворенность, или просто забыться в привычной суете жизни, и не чувствовать подавленное страдание.
Психика привыкла подавлять боль, и делает это бессознательно, в фоновом режиме. И теперь, когда вы не подавляете, а сознательным вниманием проникаете в суть происходящего, первое время внимание то и дело спонтанно соскальзывает от объекта созерцания на мысли. Само это соскакивание – это и есть подавление. Когда так происходит, вам хочется закончить практику. Это очень тонкий момент осознания, проникаясь которым, вы сможете оставаться в источнике переживаний все дольше и дольше.
Оказавшись в центре, в источнике своих переживаний, Вы держите кукловода за нити. То, что руководило, направляло вас всю жизнь и заставляло принимать решения под влиянием неудовлетворенности, теперь в ваших руках – под вашим пристальным взглядом. Вы при этом, словно в центре смерча. Вокруг весь мир несется со страшной скоростью из прошлого в будущее. Но вы пребываете здесь и сейчас, в точке покоя, позволяя происходить тому, что происходит, не вмешиваясь, не поправляя, вы не толкаете, не удерживаете, не давите и не тянете, а просто расслабленно, отпустив все нити, остаетесь собою в себе.
В какой-то момент нечто побуждает вас вернуться в повседневность. Здесь остаются недоделанные дела. «Карма» ответственности побуждает следить за телом и направлять его в разных направлениях. И вы принимаете это. Почему бы и нет? Находясь в «центре» переживаний, все теряет значение. Вам не нужно знать последние новости. Это желание, я уверен, было вызвано бессознательной тягой к «источнику» ваших переживаний. И вам уже не важно, останетесь вы «там», или вернетесь в привычный мир. Но нечто побуждает вернуться, и какая-то часть ума уверена, что так и нужно. Затем, в миру может произойти забывание. Часть ума помнит, что «там» в глубине себя… происходило что-то очень важное, сокровенное – причина всего. Но что это было, первое время ум вспомнить и понять не в силах.
В быту я до сих пор часто ощущаю неудовлетворенность, которую по возможности стараюсь использовать как мотивацию для постановки целей. Порой эта неудовлетворенность спонтанно подавляется и становится причиной каких-то совсем поверхностных переживаний – суетливой раздражительности, тревоги. И только успокаивая свой ум, я понимаю, или «вспоминаю», зачем живу. Возможно, сейчас, необходимо все это как-то интегрировать.
Эта практика хороша тем, что вам необязательно копаться в вашем прошлом, и выуживать оттуда конкретные ситуации. Вы работаете с переживаниями напрямую. Но эта практика подойдет далеко не каждому. Для ее использования человек уже должен обладать определенным уровнем трезвости и чуткости. И потом, как я убедился, многие блоки все-таки гораздо проще прорабатывать при помощи вербальных методов, в разговоре, раскрывающем суть привычных заблуждений. Наверное, не зря природой даны такие инструменты?
Итак, для избавления от страданий, снятия напряжений и решения проблем вполне подходят такие методы как: работа с психологом, интимное откровенное общение, ведение дневника, физическая нагрузка, спорт, работа, учеба, расслабление и созерцание.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Игорь,слыхали что нибудь про эмоциональный интеллект?
«Вот почему в психологическом консультировании так важна откровенность клиента. Но требовать этой откровенности никто не в праве. Человек должен сам созреть и захотеть решить свою проблему. В противном случае, вскрывая чужую рану, можно получить по шее столкнуться с нежеланием и неготовностью человека с этими переживаниями работать.»
Мне кажется, обращаясь с проблемой к специалисту,человек понимает, что созрел для решения своей проблемы и что искажение ее сути может навредить ему самому, и зачем отнимать чужое время своей неискренностью?
Что, если техники, предложенные специалистом, для человека — новые? поэтому и нужно время для понимания и осознания этих техник, время для каждого человека может быть разное, кто-то «с лету» понимает, кто-то за 5м раз повторения — что от него требуется, отсюда — неготовность.
Благодарю за статью.
Ммм..прелесть статья :)
Пульсирующий комок (по моим ощущениям он мохнатый какой-то)все время пытается занять некую позицию, и подозреваю, что притягивает его зона, которая наиболее сильно насыщенна в данный момент энергией и проявлена ярче других, хотя могу и ошибаться, я вообще прихожу к выводу, что ни в чем нельзя быть до конца уверенной, такая подстава)))
Пробовала останавливать пульсацию переносом внимания сразу на 2 объекта (уши, ладони, стены и тюдю), через несколько секунд происходит то самое замирание, о котором вы пишете Игорь. )) В этом состоянии почти на 100% попадаешь в состояние «все просто происходит», с характерной небольшой тяжестью в затылке, которая спустя несколько секунд проходит.
Мое предположение — поскольку сознание механизм динамичный, он постоянно должен двигаться. Как только «колесики» перестают крутиться, все там останавливается. Т.е. поток информации, который идет к сознанию, должен быть непрерывным. Сознание должно все время работать. И если этого не происходит, то человеку становится скучно, сознанию становится нечего делать. А в силу своей структуры, природы, если можно так сказать, сознание наше не может находиться в бездеятельности, начинается маета, депрессняк. И дальше у человека возникает желание эту вот маету заглушить любыми переживаниями, чтобы этого не ощущать (алкоголь, наркотики, просмотр фильмов, «страдания сивой кобылы в оглоблях» — что угодно)) Большинство ситуаций «Я делаю от скуки» связаны с желанием активизировать сознание хоть чем-то, дав ему «работу», а иначе начинается глушняк.
Выкручивание действительно возникает (отличное название, не могла слова подобрать))), и возможно, это базируется на стремлении возврата, некая «резиновость» появляется в какой-то момент, и если ее преодолеть, то удается там остаться, ничто не мешает это делать, в зависимости от того, насколько я готова удержаться. Тогда процесс, который я при этом созерцаю, просто завершается естественным образом.
По поводу узелков согласна абсолютно, другого объяснения я тоже не нашла )
Игорь, мои спасибки за структурирование инфы, здорово)
Ivan, кажется про это было что-то у Гурджиева. Уже не помню, читал его в прошлом веке.)
Lotos,
> Мне кажется, обращаясь с проблемой к специалисту,человек понимает, что созрел для решения своей проблемы и что искажение ее сути может навредить ему самому, и зачем отнимать чужое время своей неискренностью?
Часто человек свыкается со своими масками настолько, что говорит только от их лица. В общем, иногда помочь дозреть до решения — это основная помощь.)
Frina
>Мое предположение — поскольку сознание механизм динамичный, он постоянно должен двигаться. Как только “колесики” перестают крутиться, все там останавливается
Сознание часто по разному понимают. Иногда, говоря о сознании, подразумевают «наблюдателя», а иногда все сразу. Для всего сразу — это «психика».) А так действительно, естественные процессы сознания — текучи.
>вообще прихожу к выводу, что ни в чем нельзя быть до конца уверенной, такая подстава)
И, наверное, не стоит! До конца уверившись, можно одеревенеть. Сами понимаете :)
Очень сущностная статья, Игорь, спасибо. Уверена, что делясь своим опытом, вы помогаете очень многим людям. Мне теперь все более и более понятно становится как медитировать. Я так поняла, что если перетерпеть (пронаблюдать) скуку, не ввалившись в депрессию, то можно прорваться через «барьер»(стену блоков)? Поняла, что правильная медитация — это ключ к очищению, путь к внутреннему «центру». В этом случае — сам себе психолог. Человек в этом случае не нуждается во внешнем учителе, группе, процесс идет сам по чисто индивидуальному спонтанному плану. Наверное только человек, прошедший через такую глубинную очистку, может реально помогать другим.
Игорь,
Ваши статьи- мудрая поддержка.Вы уже как-то упоминали, что пока не считаете себя просветленным. Надеюсь, уже недолго осталось. Вот бы славно было — и нас бы за шиворот подтянули :)
«Часто человек свыкается со своими масками настолько, что говорит только от их лица. В общем, иногда помочь дозреть до решения — это основная помощь.)»
«Маска» — это и есть то психологическое переживание,закрепленное в подсознании через эмоции.? Для того, чтобы избавиться от нее, нужно проработать и отпустить (или лучше заменить на положительную?) эту негативную установку = «вы стоите у «стены», где происходит подавление, от которого и возникает страдание, но не ощущаете, что конкретно вы подавляете за этой «стеной». А за этой стеной – то самое, «изначальное переживание», с которого все началось.»
Витор А, пока даже думать не хочу об этом.)
Lotos
>“Маска” — это и есть то психологическое переживание,закрепленное в подсознании через эмоции.?
Маска — просто роль, которую человек играет, чтобы казаться лучше, или, чтобы «вписаться» в ситуацию. Это — архетип «персона» по Юнгу. Эти персоны, порой затмевают суть настолько, что человек уже не понимает кто он, и чего хочет на самом деле.
Игорь Саторин
Не имею личного опыта общения с психологом, поэтому, пожалуйста, уточните, как именно он может помочь человеку с «замутнённым восприятием» (т.е. с низким уровнем осознанности)?
Можно предположить, такому человеку будет трудно самостоятельно зафиксировать даже результат, полученный в процессе психологического тренинга.
Существуют ли для подобных случаев максимально простые практики и установки, которые работают независимо от степени осознанности?
Savana, если у человека у самого туман в голове, помочь он сможет, разве что просто выслушав. А если есть ясность и понимание природы некоторых псих. процессов, в сущности, психолог просто выявляет самообман, помогает все структурировать и добраться до истины.
Для самостоятельной практики, (независимо от степени осознанности :)): progressman.ru/2009/04/povyshenie-effektivnosti-lichnosti