Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Чувство справедливости

чувсьвл справедливостиС детства мы приучены различать два типа зла – внешнее, событийное и внутреннее, психологическое. Первое зло – это условно «плохие» явления. Второе – наша как бы «закономерная», негативная реакция на них – переживание злости. «Плохими» мы называем явления, которые, как мы чувствуем, не имеют права существовать – то есть существуют «незаконно», и «должны» быть по «справедливости» истреблены – и тогда воцарится «добро». Сплошные кавычки.

При этом собственное чувство зла вытесняется и проецируется во вне. Дескать, с нами-то все в порядке, мы зло лишь наблюдаем, а испытываем обострившееся чувство «справедливости». А зло – там во вне, с ним-то и надо разбираться.

На деле «зло» всегда остается собственным переживанием – чувством злости. Именно интенсивностью этого личного чувства измеряется тяжесть внешнего события – «зла» в мире, которое констатирует наш неравнодушный, пристрастный ум.

В том числе и так порождаются всевозможные формы массового психоза социальной нетерпимости: расизм, сексизм, гомофобия, ксенофобия и др.

Войны начинались, когда маги какого-нибудь клана объявляли чужую реальность злодейской. Они показывали сами себе кино про других, потом делали вид, что это были новости, доводили себя до возбуждения и начинали этих других бомбить.

Виктор Пелевин

Я не утверждаю, что чувство справедливости – это, вообще, какая-то ошибка, а только пробую присмотреться к нему внимательней, и разобраться, что именно этим чувством называют. И почти всегда – это эмоционально насыщенная, крепкая, безусловная вера в правильный вариант реальности. Верующий при этом, словно заглядывая в планы Творца, принимается судить – указывать миру, что обязано наличествовать, а что подлежит обязательному исправлению или уничтожению.

Начинка чувства справедливости

Злость – не единственный способ почувствовать несправедливость жизни. Есть еще и обида, зависть, чувство вины – наша психика богата на способы сопротивляться происходящему.

Зависть подсказывает, что «по справедливости», мы должны иметь не меньше и не хуже, чем тот, кому мы завидуем. Зависть побуждает «справедливо» осуждать и наказывать чужую несдержанность и раскованность там, где мы себя привязываем к батарее сковываем своим «правильным» поведением.

Обида подсказывает, что человек, практикующий невыгодное для нас поведение, обязан «по справедливости» раскаяться и начать исправляться.

Чувство вины мы переживаем, когда констатируем несправедливость на сей раз в собственных поступках. Вина подсказывает, что мы поступили «плохо», и поэтому потеряли право быть любимыми. А чтобы это право вернуть «обязаны», опять же, раскаяться и начать исправляться. Даже если это в принципе невозможно, все равно «обязаны», потому что «справедливости» наплевать, есть ли для требуемых ею перемен реальная почва.

Иными словами, то, что мы чувством справедливости называем – это не какая-то самостоятельная единица эмоциональной сферы, а целая смесь различных переживаний – чаще всего негативных, но в собственных глазах облагороженных.

Я не утверждаю, будто все разновидности реакций из «чувства справедливости» – сплошное «зло». Иногда «справедливость» действительно побуждает к «возвышенным» и «благородным» поступкам. Но чаще всего «справедливостью» прикрывается личная, порой откровенно эгоистичная выгода.

Всеобщее «добро»

Самый коварный самообман, который чувство «справедливости» прикрывает, – тот самый трюк ума, где личные, порой далекие от реалий притязания убежденно навязываются под видом всеобщего объективного добра. Такая слепая убежденность побуждает с пеной у рта доказывать окружающим, какой должна быть жизнь.

С таким настроем жестокое самоуправство вдруг становится «освободительным» крестовым походом против «неверных». И в награду «крестоносцы» получают прощение всех грехов. Исторический факт. Так личные неврозы и принимаются за сверкающе чистую монету.

Все было бы куда проще, если бы действительно существовала единая и понятная для всех справедливость – спорить было бы не о чем. Но в ранг такой большой всеобщей правды мы воздвигаем множество маленьких личных полуправд.

Искреннюю убежденность в своей правоте может иметь каждая из конфликтующих сторон. Вроде как все «правы» и «справедливы», а договориться не могут, принимают друг друга за агрессивных противников истины и справедливости – осуждают и наказывают за разницу в самообмане.

Какой должна быть жизнь

Несправедливость мира – это сброс ответственности за свои нереалистичные ожидания на внешних «виноватых». Обычно за такой безответственностью кроется нежелание признавать качество собственного вклада в свою же жизнь.

Так происходит, когда в глубине души человек сам считает себя слабаком и неудачником, не сумевшим принять вызов жизни – за это себя порицает и ненавидит. А на поверхности, чтобы от внутреннего конфликта спрятаться, перекладывает ответственность за «неудачи» с себя на правительство, начальство, родителей, партнеров, судьбу, Всевышнего – любую внешнюю силу, которая «помешала» счастью, либо была «обязана» устроить все «по справедливости» – то бишь обеспечить исполнение желаний, но не устроила, не обеспечила.

В идеале надо бы понимать, что никто нам ничего не должен. Но есть и хорошая новость – мы тоже никому ничего не должны. Ни себе, ни окружающим. На все – свободная, добрая воля. Прекрасно понимаю, насколько эта тема скользкая. Планирую разбирать нюансы в будущих статьях.

Правда заключается в том, что мы понятия не имеем, какой должна быть жизнь. Либо можно сказать, что горькая для наших оторванных от жизни чаяний правда – в том, что все уже происходит именно так, как должно происходить. Потому что так устроена жизнь – таков естественный ход вещей. Никто и ничто не может иначе.

Эти беспощадные к нашим ожиданиям, холодные закономерности жизни, пожалуй, и есть та единая для всех справедливость, на которую только и можно опираться. Иначе остается удивляться, как это люди имеют столько наглости – идти против всеобщей святой справедливости – нашей маленькой лжи самим себе.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

288 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Пишу как чувствую. Есть отожлествление, оно ощущается как я, мое. когда видишь, принаешь, отпускаешь… оно уходит. Ощущение присутствия остается. Вот это я, отождествление исчезает.

  2. «Есть отожлествление, оно ощущается как я, мое. когда видишь, принаешь, отпускаешь… оно уходит.»

    Это понимание из ума. В ощущении присутствия нет определенности тебя, правильно? Как появляется Я, увидьте это. Это мысль. Есть мысль — есть ты, нет мсли, нет тебя.

  3. Про бытие давайте там: progressman.ru/advayta/

    А тут — о (не)справедливости.

  4. Olkin
    «Ключом является искреннее чувство благодарности к ситуации, жизни людям.. поскольку внешнее сигнализирует о наших внутренних проблемах.»

    Пожелать Вам, что ли, соседку-пенсионерку, которая бы в районе полуночи начинала бы отстукивать тазик отбивных? Или уборку генеральную делать с перемещением мебели. И так через день.
    Хотела бы я послушать благодарности в этом случае. Да и о внутренних проблемах тоже бы было интересно узнать.

  5. Нина
    07/02/2016 AT 21:57
    «…Пожелать Вам, что ли, соседку-пенсионерку, которая бы в районе полуночи начинала бы отстукивать тазик отбивных? Или уборку генеральную делать с перемещением мебели. И так через день…»

    Тут вариантов решения проблема дофига — поговорить с соседкой, сделать звукоизоляцию, купить беруши, вызвать участкового или ваще забить, отнестись с юмором…
    Но всегда проще жаловаться на несправедливость жизни — как же мне не повезло с соседкой. Избегая при этом действий.

  6. Игорь Саторин
    07/02/2016 AT 20:41
    «Про бытие давайте там: progressman.ru/advayta/
    А тут — о (не)справедливости».

    А если рассмотреть, то получается, что темы очень даже смежные. Наличие справедливости как таковой исходит из двойственности нашего мира. Иллюзорной двойственности. Понятие справедливость — абстрактное, выдуманное. Если бы нам изначально не вдалбливали в голову, что есть справедливость и несправедливость, то мы, возможно, относились к жизни проще, считая, что все происходящее — единственно возможный ход вещей.
    Но видимо так неинтересно )

  7. PRAS
    «Тут вариантов решения проблема дофига»

    Люблю таких советчиков!!!

    » — поговорить с соседкой,»

    А она начинает с пол оборота на тебя же и орать, как паровозная сирена…

    «сделать звукоизоляцию,»

    При потолке 2,50? Вы себе представляете, что такое звукоизоляция? Загляните в интернет. Я заглядывала.

    » купить беруши,»

    Да, спасает, хоть и не полностью. Звуконепроницаемость берушей — это миф. Можете попробовать.

    » вызвать участкового»

    Ой, это кто?

    » или ваще забить, отнестись с юмором…»

    Я Вам искренне завидую. Хотя, один мой знакомый тоже все смеялся. Только однажды та же проблемка и его догнала. Сколько-то ночей без сна и на работу каждое утро. Больше не смеется.

    И вообще, мы о благодарности, кажется? За что благодарить будем?

    1. Не обращайте внимание. Эти советчики живут в своем маленьком мирке с розовыми пони и единорогами. Как и автор статьи.

  8. Все относительно, как и чувство справедливости. Для каждого и отностительно разных вещей чувство справедливости разное, согласно своим представлениям о жизни, мире, себе и других. И со временем оно тоже меняется, так как жизнь идет.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.