Планировал поговорить о некоторых психоаналитических теориях, но подумалось, что имеет смысл для начала обсудить, какой от них практический толк. Заодно поговорим о том, как обретая опыт мы растем от уровня обывателя до профессионала.
Есть в нашем восприятии одна особенность, которая побуждает замечать только то, о чем мы уже думаем. В итоге внимание увязает на исхоженной тропинке привычных забот, лишь изредка выпадая за ее края под действием острых ощущений. В итоге жизнь кажется неоправданно ограниченной и понятной. Ее непостижимость и многообразие вытесняются в неясный однородный фон, которым привычная колея восприятия огорожена. Этот фон – черта между сознательным и бессознательным – предел личной вселенной. Примерно так бесконечность и сужается до размеров персонального болотца.
Осмысление новых теорий раздвигает лишь границы мышления, что само по себе уже немаловажно, потому что именно так мы становимся умней. В добавок к этому появляется шанс обратить внимание и на объект собственных мыслей – таким образом, заглянув за барьеры повседневного обывательского восприятия.
Например, программист знает о программах слишком много, чтобы принимать их как должное. В своей профессиональной сфере он невольно выходит за рамки бытового «использования», всматривается в нюансы, оценивает проделанный разработчиками труд. Какой-нибудь дендролог так же смотрит на деревья в городе – они для него не просто будничные декорации, а живые создания со множеством любопытных нюансов. Опытный фотограф получает свой эстетический, недоступный для обывателя кайф, разглядывая фото в глянце.
В этом и состоит разница между обывателем и профессионалом. Мы обыватели во всем, за исключением тех вещей, которые для нас из привычных границ обзора жизни вышли, раскрыв свои глубины.
Простые истины
Нечто аналогичное происходит и с психологом. Изучаешь теорию: бессознательное, защитные механизмы, типы неврозов – всю психическую подноготную. И понемногу то, что когда-то казалось невнятной мешаниной из мыслей и чувств, начинает обнажать нюансы. Внимание невольно выделяет отдельные черты из некогда однородного, смутного фона личного устройства – и мешанина шаг за шагом проясняется. Переживания перестают приниматься, как должное. За каждым – своя история и подоплека, утопающая корнями в далекое прошлое. Начинаешь понимать, что все безмерно глубже и причудливей – попробуй разберись.
Еще одно открытие, с которым, ковыряясь в нюансах восприятия, сталкивается практический психолог, – ненадежность тех простых истин, в которые обыватели с раннего детства обучены верить. Мы с твердолобой уверенностью принимаем собственные идеалы, ценности и убеждения за целостные, неделимые элементы, с которыми априори все ясно даже, когда жизнь показывает их полную несостоятельность.
Несколько статей, где я подобные убеждения разбирал по полочкам:
Эти простые истины кажутся твердыми и однозначными лишь в той самой ограниченной колее обыденного восприятия. То есть будучи обывателями, мы не исследуем свои убеждения и переживания, а принимаем их, как нечто понятное, цельное и законченное.
Мы, например, убежденно верим в справедливость, которая, если копнуть, так или иначе сводится к тому, что нам в этой жизни должно быть хорошо. Поэтому и внутренняя неудовлетворенность для нас – это такая конечная «правда» о внешней несправедливости, которая должна быть исправлена. Нам про эту свою правду все ясно по умолчанию без сомнений. Остается с такой же ясностью вершить правосудие.
Поэтому и ответственность за собственное недовольство жизнью обычно приписываем внешним обстоятельствам и людям, которые отказываются для нас работать бесплатным громоотводом.
Ребенок знает, что боль уходит, когда его любят и жалеют. А если в любви отказывают, значит, несут за его боль ответственность. Повзрослев, он по старой привычке продолжает «знать», что в его дурном настроении виноват невнимательный партнер, недобрый начальник, или незаботливое правительство.
Поверхностные обыватели
Насколько поверхностно мы знаем себя и свои переживания, настолько же поверхностно и прямолинейно с ними справляемся.
Чтобы что-то с собой сделать, надо бы для начала заметить, что именно и с чем мы делаем. Иначе, как это и бывает, переживания выливаются в тот самый однородный, местами болезненный фон проблем, которые приписываются не внутреннему хаосу и неразберихе, а внешней среде.
Конечно, пока мы остаемся обывателями по отношению к собственному внутреннему миру, жизнь кажется проще и понятней. Но понимание такое запросто выливается в тревожные и депрессивные расстройства, когда делается совершенно ясно, что в жизни никакого смысла нет и ничего хорошего уже не ждет – очередная простая «истина». И где-то здесь усложненный, а в чьих-то глазах и замороченный, взгляд психолога, обученного профессионально сомневаться в «несомненном», приходится, как нельзя кстати.
Разумеется, изучение психологии, философии, или эзотерики не гарантирует ни опыта, ни даже понимания (когда-нибудь напишу о том, как на мой взгляд надо бы читать, чтобы извлечь максимум из прочитанного). Так или иначе, попытка разобраться в теории может привести хотя бы к ее логическому пониманию. А понимание – то есть мысль – это что-то вроде нечеткого адреса для внимания, «пройдя» по которому, появляется шанс вкусить реальный опыт.
Например, услышав в сотый раз о том, что в реальности нет ни будущего, ни прошлого, а только вечное «сейчас», нечто внутри может шевельнуться в попытке прочувствовать эту идею, и распознать на практике, что жизнь – не так банальна и скучна. Она, куда более многогранное и причудливое явление, нежели то, что, вообще, способна вместить любая мысль.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Хьюстон, а мне игра нравится. Я люблю играть.)))
Светлана Смирнова
15/11/2015 AT 15:03
Любопытная мысль посетила. А что будет, если профессионально жить?)
______________
Думается, что стадии набивания шишек на граблях в процессе освоения новых качеств, не избежать. А если учишься не на своих граблях, а на чужом опыте, то всё равно до того, как станешь профи в каком-то качестве, побудешь учеником.
Светлана Смирнова
15/11/2015 AT 17:11
» Хьюстон, а мне игра нравится. Я люблю играть.)))»
» Нас меняет то, что мы любим, иногда до потери собственной индивидуальности…»)
Обычная рекламная статья, обращенная к чувству собственной важности.))))) Нет плохих чувств, есть разные обстоятельства.)))))
Хьюстон, а может мы превращаемся в то, что любим?)))
Светлана Смирнова
15/11/2015 AT 21:05
» Хьюстон, а может мы превращаемся в то, что любим?)))»
Любовь следует обсуждать на приёме у психиатра или в беседе с цветочницей.(О.Генри )))
Мы превращаемся ? И Вы умеете превращаться ? Вы волшебница ? )
Может, немного не так: мы растем, меняемся, развиваемся, способны выразить себя благодаря чувству любви ( к кому/чему либо ). Как говорил Вергилий: всё покоряет Любовь, и мы покоримся Любови .
Игорь,
Предположим, что я осознала, что мое условно говоря «тело», реагируя на реальность (это может быть что угодно и кто угодно) образует некий «ЯД», который скопившись, мое-же «тело» и отравляет. Ну, как, к примеру, у Человека может быть аллергия на плесень.
А как следствие этого отравления у меня, из раза в раз, в течении всей жизни происходят разрушительные поведенческие проявления, мешающие жить и «быть».(Разумеется не только мне, но и тем, кто «бытует» рядом со мной). Возможно-ли в принципе изменить… повлиять на природу этого, источающего «ЯД» условного «тела»? Иными, приведенными в этих комментариях словами: «обуть его в сандалии»… И которое из двух «я» (страдающее в быту и то, которое бессильно и безрезультатно фиксирует это страдание)в данном случае является главенствующим «профессионалом»?
…перечитала написанное и поняла тщету своего вопроса. Очевидно мой мозг мечется в поисках возможности ПОРВАТЬ замкнутую цепочку, что бы перестать испытывать Панику of Present Moment. И за этим, видимо ОПЯТЬ следует обращаться к настоящему профессионалу.
и тем не менее… Игорь,
Верите-ли вы в возможность изменения изначальной природы того изначального, данного человеку при рождении «тела», которое особым, алергичным «ядовитым» способом реагирует на окружающую его Об’ективную Реальность? Верите-ли вы в подобного (кроме Господа Бога) Профессионала?
Dinara ragimov, мне неясно, что вы называете ядом. Если речь о чем-то психическом, то перемены возможны любые. Но невозможно их гарантировать.
По статье. Да, она вроде как рекламирует мои проф. услуги. Хотя, изначально замысла такого не было. Акцент делаю на том, что пониманию себя в принципе можно обучаться. И ознакомление с теорией здесь занимает не последнее место.