Привычное состояние для всех нас – это погруженность в драму – социально-бытовой сюжет личной истории, где кипят эмоции и страсти, решаются и не решаются проблемы, осуществляются победы, терпятся поражения, есть свой трагизм и свои хэппи-энды. Живем, как в сериале, где каждая мысль, каждое движение – словно маленькое развлечение и одновременно оправдание себя в глазах всех людей из нашего прошлого, настоящего, будущего. Нечто внутри нас побуждает этот спектакль разыгрывать, воспроизводить снова и снова себя и свою жизненную драму. Такая вот «любовь к искусству». Это драматичное кино о себе мы и называем своей реальной жизнью.
В одной из давних статей я уже говорил о созерцательной осознанности. Сегодня эту тему хочу продолжить, и рассмотреть с другого угла.
Если обратить внимание на материальный мир, в нем царит тишина. Речь – не о мире денег и вещей – эти «материи» лишь звено драмы. Речь вот об этой простой жизни, где объекты тихо провисают в пространстве, как бы ожидая своего часа, пока не будут затронуты нашим вниманием.
Мы живем в этих двух реальностях. Первая, знакомая всем драма – это такое хаотичное свето-шумовое шоу из мыслей и чувств. Вторая – реальность осознанности и неизбежных фактов, ни на что не претендуя, остается конкретной и правдивой во всех своих проявлениях. В первую мы и без того погружены с головой. Вторую обнаруживаем, практикуя созерцательность.
Драма заполнена маятой, переживаниями, предвкушениями, в ней все неоднозначно и мимолетно. В осознанности мастера дзен несут воду, когда несут воду, колят дрова, когда их колят, в осознанности наглядно есть только то, что есть прямо сейчас.
Мы полагаем, что начинаем духовный путь и всевозможные самокопания, чтобы развить осознанность и успокоить ум, когда на деле все, чего хочется на самом деле – это укрепления драмы, чтобы та не стала трагедией, а доросла до высокобюджетного блокбастера с хэппи-эндом.
Пребывая в драме, мы никуда из ее сюжетных линий не выходим, а продолжаем делать все, чтобы сценарием своей жизни можно было гордиться… Посмертно. В этом смысле самоутверждение противоположно осознанности. Самоутверждение укрепляет драму, осознанность безапелляционно из драмы выводит, буквально пробуждает от ее снов.
Зачем, вообще, пробуждаться от драмы? И как это осуществить?
Большинство искателей устремляются к осознанности и просветлению, потому что хотят стать лучше, хотят уважения и любви. Дальше таких мотивов заходят немногие. В таком русле «осознанность» – это продолжение драмы – один из красивых снов о чем-то важном и желанном.
То есть, устремляясь к осознанности ради самоутверждения, мы продолжаем укореняться в драме. В таком ключе неосознанность демонизируется, на нее наклеивают ярлык никчемности. А «осознанность» поддерживается в основном в форме идеалистичной надежды.
Поэтому для подавляющего большинства духовный путь – это все та же самодовольная, мирская маята под грифом чего-то лучшего, превосходящего обыденную жизнь. На progressman.ru эта тема уже поднималась в статье о духовных целях.
Однако и внешние назидательные просьбы вернуться искателю в «реальный» мир, по сути, лишь предложения переключиться из одного сна в другой. Сектанты с таким же успехом предлагают обывателям включаться в их ряды, чтобы стать ближе к чему-то якобы более реальному.
И даже сейчас, когда вы читаете о ложном духовном пути, предполагая наличие истинного и правильного, – это все тот же сон в рамках драмы вашей жизненной истории. На уровне погруженности в драму другой мотивации нет.
В какой-то мере реальная осознанность может пробуждаться даже при помощи самоутверждения. То есть, желая стать крутым и продвинутым, если хватает ясности, ум будет проверять, осуществляется ли осознанность на практике, выходит ли она за рамки надежд и предвкушений. И таким образом появляется шанс заметить собственную реальную неосознанность – тотальную погруженность в драму.
И все равно на этом этапе дальше обнаружения своей погруженности в сон зайти почти нереально. И это совершенно нормально. Переживания по этому поводу – очередная драматическая сцена.
Дело в том, что на уровне пребывания в драме реальная осознанность не очень-то интересует, в ней нет желанных пряников, она – как воздух и пространство – чиста и спокойна. А наш ум хочет совсем не этого. Он хочет не свободы, а любви и уважения.
И здесь надо бы понимать, что осознанность пролегает совсем по иному маршруту. Возможно, ты научишься любить и уважать эту жизнь, но в обмен придется попрощаться с желанием быть любимым и уважаемым. Именно эти жгучие потребности удерживают в драме.
Здесь простирается одна непростая, переломная для персонажа драмы черта, за которой вся «картинка» жизни переворачивается. Реальная осознанность приходит, когда нет другого выхода, когда ты сдаешься, и понимаешь, что пытаться выиграть в этом «кино» бесполезно.
Это не подавление желаний из страха облажаться. С таким страхом приходит не осознанность, а глухая депрессия с отчуждением от жизни. Но спутать их – проще некуда. Осознанность – это включенность и обнаружение себя в этот самый момент жизни.
По сути именно так и происходит душевное взросление. Сначала мы выходим из детских сказочных снов, перестаем верить в деда мороза и бабу-ягу. Погружаемся в серьезные сказки для взрослых об успешной, счастливой жизни, семье и карьере. Попутно проникаемся сказками о продвинутых и высоко-духовных, особенных героях. Если повезет, обнаруживаем, что духовные иллюзии едва ли легче мирских, и начинаем, буквально от безвыходности, замечать, что реально, вообще, здесь и сейчас творится.
Когда драма обнажается, как безвыходная, ум сдается, он принимает, что ничего поделать не может. «Все, я не стану окончательно просветленным, любимым, уважаемым. Все это драма – мои мысли и чувства, мои проекции, проходящие радужной чередой на фоне сознания. Какая разница, выиграю ли я что-то в этом сне?».
В этот момент для осознанности самая благодатная почва, потому что хочется именно ее, а не почета и славы. Ты попрощался с любовью и уважением, драма больше не интересует.
На этом этапе, чтобы очнуться от драмы и включиться в осознанность, просто необходим кнут отчаяния. Но постепенно, когда все больше вкуса этого состояния, включаться в него все проще.
Это не наблюдение за мыслями, а интуитивный сдвиг внимания из состояния, где драма казалась реальной, в такое, где она высвечивается, как быстротечное мышление на фоне сознания. Драматизм жизни при этом сбавляет обороты. Сознание начинает преобладать над сном. Оно словно огромный прозрачный, трехмерный фон для узкой струйки мыслей и чувств.
Пробужденность проявляется, когда события и переживания не увлекают тотально, и перестают казаться единственной окончательной реальностью. Появляется островок наблюдающей трезвости, где ясно, что мысли и чувства – это не какие-то события настоящего и будущего. Они мимолетны. В сущности – это все те же сны наяву.
Чем выше уровень осознанности, тем тоньше иллюзии, на которые ведется ум. Всему свое время. А если искусственно обесценивать сон, никакого пробуждения не наступит, а вот самоотчуждение и депрессия, о которых выше говорилось, на такой почве могут цвести и плодоносить долгие годы. Поэтому, как говорится, «не пилите грабли, на которых стоите».
С большинством клиентов я говорю исключительно в рамках их драмы – и это совершенно нормально. Решаются проблемы сна. Во сне может присниться кошмар, и с этим страхом можно справиться в рамках сна, привести к приснившемуся успеху, не расталкивая человека против его воли.
Здесь я, широко очертя голову, пишу, как пробужденный. Не обманывайтесь. Я такой же, как все, и продолжаю увлеченно верить в свои сказки для взрослых. Но некий вкус к осознанности имею. О нем и рассказываю.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
П.С.
Тему буду продолжать.
думаю,что хвалит или порицает не в зависимости от ситуации,а от внутреннего своего состояния.
я говорю не о себе.. своей точке зрения на поступок. Я говорю о «нравственном законе внутри человека»
Рефлексии ,так или иначе. крутятся вокруг ЭТОГО закона..
Что видел человек в свое поступке- не так важно,если исходить из того,что любое действие всегда рационально. И попробуйте это оспорить)))
так,дальше… Сойка.. если не трудно- своими словами. Для меня ценно общение,когда мысли рождаются тут же, с пылу,с жару.
Пересказ чужих мыслей я ценю только как .. наличие хорошей памяти у человека))
Благодарю Ольгу (Olkin) за важные для меня акценты (ком. от 26.07.15): увидеть всё как есть, перестать подавлять, искусственно обесценивать,копировать, играть роль; быть собой, не стремиться стать лучше, чтобы заслужить любовь и уважение…
Интересно, кто пишет под ником Сойка.. стиль похож)
))) Сойка… не знаю,как вас зовут) Мне трудно представить себе,что можно выдавать чужие мысли за свои..я уже видела это здесь.. Но видела и плоды размышлений,как мне показалось. если вы полагаете,что назвав меня наивной,вы меня чем-то огорчите- вы ошиблись))
наивность- суть чистота восприятия… Но никак не глупость)
да и что такое глупость.. на мой взгляд- результат умственного усилия…
ПОхоже,что на этом сайте люди играют в игру «возьми -чужое слово -и -сделай -его- своими -мыслями»
Значит,.. опять речь идет о пресловутом ЧСВ?))) Типа- .. не хочу выглядеть простодушной со своими простыми словами,а то запинают….
это же ВРАКИ)))
ЗАЧЕМ тогда писать.. и где искренность.?. для чего читать статьи Автора,если так все происходит?
да криминального в полном смысле этого слова..мало.
если только автор узнает свои слова и вчинит иск)))
Но по существу…
обман…самообман….
Опять- таки.. ЧСВ.. и эго..
то есть- мысли,слова и поступки отличаются разнообразием…
А должно быть иначе..
О чем и пишет Автор блога.. а получается,что….
эх,…)
Сойка-Houston, вы же вроде попрощались? Что же вас тут удерживает?
завалы,говорите? это нормально…,когда есть завалы…
Каждое новое «открытие»-это еще одна нитка в «ковре» моей жизни…
Неприятно мне другое.
ну да я уже об этом сказала…
ранее…
Сойка..не пытайтесь меня уколоть- пустое…Обидеть меня трудно- я просто не обижаюсь…
уколов, которые бы заставили страдать мое самолюбие,так же не боюсь.. И сама колоть не люблю..
Мне терять нечего),кроме иллюзий.. да и те-,по большей части,навсегда..
со мной..
Игорёк, а Ты молодец =)
(сказал Я Сам Себе)
Хорошая статья, но не согласен с некоторыми положениями:
1. …..Драма заполнена маятой, переживаниями, предвкушениями, в ней все неоднозначно и мимолетно. В осознанности мастера дзен несут воду, когда несут воду, колят дрова, когда их колят, в осознанности наглядно есть только то, что есть прямо сейчас….
На самом деле это не имеет никакого отношения к осознанности. Это просто концентрация внимания на выполняемом процессе. Осознанность — это способность воспринимать целое пространство, в котором происходит процесс: от момента, когда человек решает выполнять процесс, «видит» мотивы, «видит» цель — чего он хочет достичь с помощью этого процесса, «видит» как будет выполнять этот процесс и «видит» все последствия от его выполнения. Чем более осознанный человек — тем большие пространства он может «смотреть реальность такой, как она есть» и естественно — тем глобальнее процессы в нем эффективно и рационально поддерживать.
2. ….Здесь простирается одна непростая, переломная для персонажа драмы черта, за которой вся «картинка» жизни переворачивается. Реальная осознанность приходит, когда нет другого выхода, когда ты сдаешься, и понимаешь, что пытаться выиграть в этом «кино» бесполезно….
На самом деле это совершенно не так. Сдаться — это принятие решения «Я проиграл» . В этом случае происходит обвальный отказ от всех ресурсов, сознания, которые человек «вложил в игру» и своих пространств, в которых человек «играл». Автоматически происходит падение на более низкий уровень сознания — как бегство от боли поражения ( и активизировавшихся при этом всех масс всех предыдущих поражений). Переход на более низкий уровень в первый момент дает определенное облегчение, избавление от боли. Прекращение страданий от боли ( из-за отказа воспринимать свои болезненные части и части сознания, ответственного за поражение), такой человек на некоторое время попадает в состояние определенной эйфории, что дает ложное состояние пробуждения и возврата осознанности. Из такой «осознанности» человек обычно сбегает в новые драмы, но на более низком уровне. И в дальнейшем идет, по сути, описание процесса создания новой драмы.
Если между драмами замечать моменты замены одной на другую, получится карту драм по дням составить и увидеть целый фильм с повторами, с чем-то новым. Со временем моментов много станет и они растянутся в здесь и сейчас :)
А потом уж как Виктор пишет прицеплять к этому потоку и процессы из мыслей и что душе угодно :)