Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Осознанность и драма

Осознанность и драмаПривычное состояние для всех нас – это погруженность в драму – социально-бытовой сюжет личной истории, где кипят эмоции и страсти, решаются и не решаются проблемы, осуществляются победы, терпятся поражения, есть свой трагизм и свои хэппи-энды. Живем, как в сериале, где каждая мысль, каждое движение – словно маленькое развлечение и одновременно оправдание себя в глазах всех людей из нашего прошлого, настоящего, будущего. Нечто внутри нас побуждает этот спектакль разыгрывать, воспроизводить снова и снова себя и свою жизненную драму. Такая вот «любовь к искусству». Это драматичное кино о себе мы и называем своей реальной жизнью.

В одной из давних статей я уже говорил о созерцательной осознанности. Сегодня эту тему хочу продолжить, и рассмотреть с другого угла.

Если обратить внимание на материальный мир, в нем царит тишина. Речь – не о мире денег и вещей – эти «материи» лишь звено драмы. Речь вот об этой простой жизни, где объекты тихо провисают в пространстве, как бы ожидая своего часа, пока не будут затронуты нашим вниманием.

Мы живем в этих двух реальностях. Первая, знакомая всем драма – это такое хаотичное свето-шумовое шоу из мыслей и чувств. Вторая – реальность осознанности и неизбежных фактов, ни на что не претендуя, остается конкретной и правдивой во всех своих проявлениях. В первую мы и без того погружены с головой. Вторую обнаруживаем, практикуя созерцательность.

Драма заполнена маятой, переживаниями, предвкушениями, в ней все неоднозначно и мимолетно. В осознанности мастера дзен несут воду, когда несут воду, колят дрова, когда их колят, в осознанности наглядно есть только то, что есть прямо сейчас.

Мы полагаем, что начинаем духовный путь и всевозможные самокопания, чтобы развить осознанность и успокоить ум, когда на деле все, чего хочется на самом деле – это укрепления драмы, чтобы та не стала трагедией, а доросла до высокобюджетного блокбастера с хэппи-эндом.

Пребывая в драме, мы никуда из ее сюжетных линий не выходим, а продолжаем делать все, чтобы сценарием своей жизни можно было гордиться… Посмертно. В этом смысле самоутверждение противоположно осознанности. Самоутверждение укрепляет драму, осознанность безапелляционно из драмы выводит, буквально пробуждает от ее снов.

Зачем, вообще, пробуждаться от драмы? И как это осуществить?

Большинство искателей устремляются к осознанности и просветлению, потому что хотят стать лучше, хотят уважения и любви. Дальше таких мотивов заходят немногие. В таком русле «осознанность» – это продолжение драмы – один из красивых снов о чем-то важном и желанном.

То есть, устремляясь к осознанности ради самоутверждения, мы продолжаем укореняться в драме. В таком ключе неосознанность демонизируется, на нее наклеивают ярлык никчемности. А «осознанность» поддерживается в основном в форме идеалистичной надежды.

Поэтому для подавляющего большинства духовный путь – это все та же самодовольная, мирская маята под грифом чего-то лучшего, превосходящего обыденную жизнь. На progressman.ru эта тема уже поднималась в статье о духовных целях.

Однако и внешние назидательные просьбы вернуться искателю в «реальный» мир, по сути, лишь предложения переключиться из одного сна в другой. Сектанты с таким же успехом предлагают обывателям включаться в их ряды, чтобы стать ближе к чему-то якобы более реальному.

И даже сейчас, когда вы читаете о ложном духовном пути, предполагая наличие истинного и правильного, – это все тот же сон в рамках драмы вашей жизненной истории. На уровне погруженности в драму другой мотивации нет.

В какой-то мере реальная осознанность может пробуждаться даже при помощи самоутверждения. То есть, желая стать крутым и продвинутым, если хватает ясности, ум будет проверять, осуществляется ли осознанность на практике, выходит ли она за рамки надежд и предвкушений. И таким образом появляется шанс заметить собственную реальную неосознанность – тотальную погруженность в драму.

И все равно на этом этапе дальше обнаружения своей погруженности в сон зайти почти нереально. И это совершенно нормально. Переживания по этому поводу – очередная драматическая сцена.

Дело в том, что на уровне пребывания в драме реальная осознанность не очень-то интересует, в ней нет желанных пряников, она – как воздух и пространство – чиста и спокойна. А наш ум хочет совсем не этого. Он хочет не свободы, а любви и уважения.

ОсознанностьИ здесь надо бы понимать, что осознанность пролегает совсем по иному маршруту. Возможно, ты научишься любить и уважать эту жизнь, но в обмен придется попрощаться с желанием быть любимым и уважаемым. Именно эти жгучие потребности удерживают в драме.

Здесь простирается одна непростая, переломная для персонажа драмы черта, за которой вся «картинка» жизни переворачивается. Реальная осознанность приходит, когда нет другого выхода, когда ты сдаешься, и понимаешь, что пытаться выиграть в этом «кино» бесполезно.

Это не подавление желаний из страха облажаться. С таким страхом приходит не осознанность, а глухая депрессия с отчуждением от жизни. Но спутать их – проще некуда. Осознанность – это включенность и обнаружение себя в этот самый момент жизни.

По сути именно так и происходит душевное взросление. Сначала мы выходим из детских сказочных снов, перестаем верить в деда мороза и бабу-ягу. Погружаемся в серьезные сказки для взрослых об успешной, счастливой жизни, семье и карьере. Попутно проникаемся сказками о продвинутых и высоко-духовных, особенных героях. Если повезет, обнаруживаем, что духовные иллюзии едва ли легче мирских, и начинаем, буквально от безвыходности, замечать, что реально, вообще, здесь и сейчас творится.

Когда драма обнажается, как безвыходная, ум сдается, он принимает, что ничего поделать не может. «Все, я не стану окончательно просветленным, любимым, уважаемым. Все это драма – мои мысли и чувства, мои проекции, проходящие радужной чередой на фоне сознания. Какая разница, выиграю ли я что-то в этом сне?».

В этот момент для осознанности самая благодатная почва, потому что хочется именно ее, а не почета и славы. Ты попрощался с любовью и уважением, драма больше не интересует.

На этом этапе, чтобы очнуться от драмы и включиться в осознанность, просто необходим кнут отчаяния. Но постепенно, когда все больше вкуса этого состояния, включаться в него все проще.

Это не наблюдение за мыслями, а интуитивный сдвиг внимания из состояния, где драма казалась реальной, в такое, где она высвечивается, как быстротечное мышление на фоне сознания. Драматизм жизни при этом сбавляет обороты. Сознание начинает преобладать над сном. Оно словно огромный прозрачный, трехмерный фон для узкой струйки мыслей и чувств.

Пробужденность проявляется, когда события и переживания не увлекают тотально, и перестают казаться единственной окончательной реальностью. Появляется островок наблюдающей трезвости, где ясно, что мысли и чувства – это не какие-то события настоящего и будущего. Они мимолетны. В сущности – это все те же сны наяву.

Чем выше уровень осознанности, тем тоньше иллюзии, на которые ведется ум. Всему свое время. А если искусственно обесценивать сон, никакого пробуждения не наступит, а вот самоотчуждение и депрессия, о которых выше говорилось, на такой почве могут цвести и плодоносить долгие годы. Поэтому, как говорится, «не пилите грабли, на которых стоите».

С большинством клиентов я говорю исключительно в рамках их драмы – и это совершенно нормально. Решаются проблемы сна. Во сне может присниться кошмар, и с этим страхом можно справиться в рамках сна, привести к приснившемуся успеху, не расталкивая человека против его воли.

Здесь я, широко очертя голову, пишу, как пробужденный. Не обманывайтесь. Я такой же, как все, и продолжаю увлеченно верить в свои сказки для взрослых. Но некий вкус к осознанности имею. О нем и рассказываю.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

П.С.
Тему буду продолжать.

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

72 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Давно уже две жизни я живу,
    одной — внутри себя, другой — наружно;
    какую я реальной назову?
    Не знаю, мне порой в обеих чуждо.

  2. Сойка
    «Мысли — являются причиной эмоционального расстройства…»
    Не все мысли, а лишь иррациональные (ошибочные) представления. Мысль о том что мне нужно отдать деньги за покупку хлеба, у здоровой личности ни каких нарушений не создаст и не проявит.
    «Это фантастически красивое описание, что другие называют Тенью…»
    Если вы о Юноговской Тени, то, переход во вторую реальность, означает полное ее исчезновение, так как скрытых черт в человек не остается, пожалуй, такой расклад в реальности невозможен, но мы к нему стремимся… или думаем, что стремимся.

  3. Сойка

    «Здесь молчат г-жа Каким Образом и леди Почему ).»
    Опят-таки, если руководствоваться теорией Карала Густавовича, то тень это часть коллективного бессознательного, и как я понимаю, во-первых одна личность просто не в состоянии разгрести завалы бессознательного всех поколений; во-вторых, допустим Юнг был не прав, тогда Тень — это все подавленное сознанием по причине болезненных переживаний и отброшенное за ненадобностью. Что бы проработать этот пласт, начавший формироваться до нашего рождения необходимо вспомнить все переживания и все события детства, начиная от внутриутробной жизни, ИМХО это невозможно физиологически. Кстати, можно и не выводить в поле осознанности, нужен терапевт обладающий техниками невербального гипноза (эриксоновский гипноз), но скорее всего ни какой терапевт не сможет нащупать абсолютно все переживания, что-то да ускользнет.

    «Тут же как получается, каждый испытает то, во что он верит. Если вы верите в это, именно это вы и испытаете. «Объективной» реальности не существует — не существует объективного механизма того, как все должно происходить. Все происходит так, как вы себе это представляете.»
    Возможно я неправильно вас понял, в общем отвечу на то, что понял ))) Я имел в виду, что человек может думать, что стремиться к просветлению, в то время как на самом деле, он отыгрывает комплекс неполноценности и хочет просветлением добиться крутости и чувства превосходства. Сознание шепчет одно, а в подсознании лежит другое. Человек в этом случае лишь думает, что хочет разрешить все свои заморочки, главная его цель самоутвердиться, но он не ведает об этом.

    «Внимание и сосредоточение — разные вещи; сосредоточение — это исключение; внимание, которое является полным осознанием — ничего не исключает.
    Мы не осознаем ни внешнего, ни внутреннего. Если вы хотите понять, вы должны направить на него все ваше внимание, отдать полностью и ум и сердце. Это и будет осознанием. Вы следите за каждым движением, вы очень внимательны к малейшему звуку.
    Такое состояние внимания есть тотальная энергия. При таком осознании вся целостность вашей сущности раскрывается мгновенно.»
    Это, пожалуй, слишком для меня сложно, все слова знакомы, а смысла за ними не уловил.

    «…Стремление к совершенству в теории Адлера…»
    «Стремление к личной власти представляет собой форму конкретизации стремления к совершенству.» ― Альфред Адлер
    Читал я его теорию. Адлер как раз описывает стремление к совершенству через власть и это не то совершенство, о котором здесь говорит Саторин, это попытка почувствовать себя совершенным на фоне других «ничтожеств». Убери от такого человека остальных людей у него поедет крыша, т. к. не будет тех, за чей счет можно самоутвердиться.
    Мне теория Адлера видится как частные случаи неврозов, она подходит в некоторых случаях, но не во всех. ИМХО, Как Фрейд на свою теорию психоанализа наложил стремление к сексу, проецируя свои проблемы, так и Адлер свел все к стремлению к власти спроецировав свои.

  4. Сойка,
    «Внимание и сосредоточение — разные вещи; сосредоточение — это исключение;»

    Исключение из чего? Из внимания? То есть, когда сосредотачиваешься, внимания нет? Мне всегда казалось, что можно сосредоточить внимание на чем-то конкретном, а можно его как бы отпустить. Но все это внимание.

    «Мы не осознаем ни внешнего, ни внутреннего.»
    Но ведь вроде нет внешнего и внутреннего. Есть проявленное и непроявленное, но это все одно.

    «Если вы хотите понять, вы должны направить на него все ваше внимание, отдать полностью и ум и сердце.»
    На что на него? На внимание? На внутреннее и внешнее? И если что мы хотим понять? И о каком осознании вы конкретно говорите?

  5. Сойка
    «После прочтения статьи, кроме шума в голове , ни какого понимания я не получила»
    «я лишь вижу часто повторяющееся фразы и фантазии автора, которые не считаю для себя убедительными»
    Так, Вы не поняли или не согласны?

    Скорее не фантазии, а мнение. )
    Мы же не знаем, вдруг он прав, и все именно так и есть?

    Эх, пересказывать чужие идеи дело крайне неблагодарное, в любом случае належаться мои собственные проекции и шаблоны. Но давайте попробуем. Если коротко. То так:
    Все мы живем как во сне. Наше поведение реактивно (систем стимул — реакция) Например, незнакомый прохожий говорит мне: «Ты козел!!!» — в этот момент контроль с моей стороны падает, глаза наливаются кровью и я ему отвечаю со всей пролетарско справедливость. Проблема здесь в том, что «Ты козел» — это его частное мнение и верить ему, фундаментально нет ни какой причины, а я ведусь и реагирую.
    Так во всем. Мы настолько реактивны, что в соре пытаемся доказать свою правоту, хотя это игра двух эго. Жизнь это попытка доказать другим, что мы лучше чем есть на самом деле, а они хуже чем мы (именно об этом писал Адлер).
    Еще мы считаем, что наши чувства и мысли это истина в последней инстанции и верим им без оглядки на факты, хотя чувства это — сигнальная система, говорящая о разнице нами предполагаемого и случившегося по факту, но мы как дикие животные им верим без оглядки.
    Когда же мы впервые начинаем догадываться, что все это наше частное мнение и хотим, как нам кажется, перестать играть в эти игры, мы просто переходим на более высокий уровень иллюзии. Это как смотреть кино и театральное представление, в театре живые люди и правды больше, и посади человека с глухой-глухой деревни, он поверит, что театр это правда. Так и мы ни как не можем вырваться из круга иллюзий. Эго с развитием осознанности, скармливает нам пьесы все более и более высокого качества.
    Вырваться из этого порочного театрального круга (по мнению автора, тут я не согласен), можно лишь через тотальное отчаяние и принятие того факта, что все прутья в клетке не разогнуть и мы до конца жизни обречены жить в рамках шаблонных реакций и верить в иллюзии, придуманные нашим эго. В этот момент, человек как обезьяна, осознавшая себя в зоопарке и понимающая: «Все, вариантов нет!»
    Но после этого принятия происходит удивительная вещь, клетка рассыпается и мы уже не хотим есть зоопарковскую пайку (питаться иллюзиями эго), правда мы можем быть к такому раскладу не готовы и начнем сами себе выстраивать новую клетку (Не пилите грабли, на которых сидите), а топ придется искать новые, покороче.

  6. Сойка, спасибо за теплый отзыв. Если вам на самом деле понравился стиль изложения, зайдите на сайт Novaiter.ru, очень интересно услышать ваш отклик на находящийся там материал. Там же можно оставить комментарии.

  7. Я тоже заметила некую «сыроватость» последней статьи. Вероятно, усталость и лето — пора отпусков виноваты в этом, Игорь? Хотелось, скорее всего, выпустить статью перед отъездом….успеть выпулить))
    А читатели заметили.
    Пожелаем автору приятного отдыха и обретения новых свежих идей!

  8. а давайте все ВДРУГ заметим «сыроватость»? Закатим глаза..и дружно повыпендриваемся)?)

    Что-то мне этот разговор напомнил,но с утра не соображу- ЧТО именно?))

  9. Алён, чет меня зацепило это вот «сыроватость) Статья от и до четко структурированная, просто опыт у нас у всех разный, потому невозможно всем скопом включиться в текст на все сто. Игорю респект за то, что умудряется такие сложнейшие(!) вещи рассказывать простым языком, находя нужные слова для этого. Иногда сидишь и не знаешь, как выразить то, что происходит внутри (в результате практик или осознаний -все равно), т.к. зачастую затрагиваются совершенно непонятные пласты психики, не подходящие ни под какое описание.

  10. Ну давайте еще подерёмся, горячие финские деУшки!
    Вам не приходит в голову тот факт, что каждое мнение имеет право жить?
    Или под одну расчёску всех?
    А здоровая критика служит подчас прекрасным стимулом к росту и эволюции, нет?!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.