Привычное состояние для всех нас – это погруженность в драму – социально-бытовой сюжет личной истории, где кипят эмоции и страсти, решаются и не решаются проблемы, осуществляются победы, терпятся поражения, есть свой трагизм и свои хэппи-энды. Живем, как в сериале, где каждая мысль, каждое движение – словно маленькое развлечение и одновременно оправдание себя в глазах всех людей из нашего прошлого, настоящего, будущего. Нечто внутри нас побуждает этот спектакль разыгрывать, воспроизводить снова и снова себя и свою жизненную драму. Такая вот «любовь к искусству». Это драматичное кино о себе мы и называем своей реальной жизнью.
В одной из давних статей я уже говорил о созерцательной осознанности. Сегодня эту тему хочу продолжить, и рассмотреть с другого угла.
Если обратить внимание на материальный мир, в нем царит тишина. Речь – не о мире денег и вещей – эти «материи» лишь звено драмы. Речь вот об этой простой жизни, где объекты тихо провисают в пространстве, как бы ожидая своего часа, пока не будут затронуты нашим вниманием.
Мы живем в этих двух реальностях. Первая, знакомая всем драма – это такое хаотичное свето-шумовое шоу из мыслей и чувств. Вторая – реальность осознанности и неизбежных фактов, ни на что не претендуя, остается конкретной и правдивой во всех своих проявлениях. В первую мы и без того погружены с головой. Вторую обнаруживаем, практикуя созерцательность.
Драма заполнена маятой, переживаниями, предвкушениями, в ней все неоднозначно и мимолетно. В осознанности мастера дзен несут воду, когда несут воду, колят дрова, когда их колят, в осознанности наглядно есть только то, что есть прямо сейчас.
Мы полагаем, что начинаем духовный путь и всевозможные самокопания, чтобы развить осознанность и успокоить ум, когда на деле все, чего хочется на самом деле – это укрепления драмы, чтобы та не стала трагедией, а доросла до высокобюджетного блокбастера с хэппи-эндом.
Пребывая в драме, мы никуда из ее сюжетных линий не выходим, а продолжаем делать все, чтобы сценарием своей жизни можно было гордиться… Посмертно. В этом смысле самоутверждение противоположно осознанности. Самоутверждение укрепляет драму, осознанность безапелляционно из драмы выводит, буквально пробуждает от ее снов.
Зачем, вообще, пробуждаться от драмы? И как это осуществить?
Большинство искателей устремляются к осознанности и просветлению, потому что хотят стать лучше, хотят уважения и любви. Дальше таких мотивов заходят немногие. В таком русле «осознанность» – это продолжение драмы – один из красивых снов о чем-то важном и желанном.
То есть, устремляясь к осознанности ради самоутверждения, мы продолжаем укореняться в драме. В таком ключе неосознанность демонизируется, на нее наклеивают ярлык никчемности. А «осознанность» поддерживается в основном в форме идеалистичной надежды.
Поэтому для подавляющего большинства духовный путь – это все та же самодовольная, мирская маята под грифом чего-то лучшего, превосходящего обыденную жизнь. На progressman.ru эта тема уже поднималась в статье о духовных целях.
Однако и внешние назидательные просьбы вернуться искателю в «реальный» мир, по сути, лишь предложения переключиться из одного сна в другой. Сектанты с таким же успехом предлагают обывателям включаться в их ряды, чтобы стать ближе к чему-то якобы более реальному.
И даже сейчас, когда вы читаете о ложном духовном пути, предполагая наличие истинного и правильного, – это все тот же сон в рамках драмы вашей жизненной истории. На уровне погруженности в драму другой мотивации нет.
В какой-то мере реальная осознанность может пробуждаться даже при помощи самоутверждения. То есть, желая стать крутым и продвинутым, если хватает ясности, ум будет проверять, осуществляется ли осознанность на практике, выходит ли она за рамки надежд и предвкушений. И таким образом появляется шанс заметить собственную реальную неосознанность – тотальную погруженность в драму.
И все равно на этом этапе дальше обнаружения своей погруженности в сон зайти почти нереально. И это совершенно нормально. Переживания по этому поводу – очередная драматическая сцена.
Дело в том, что на уровне пребывания в драме реальная осознанность не очень-то интересует, в ней нет желанных пряников, она – как воздух и пространство – чиста и спокойна. А наш ум хочет совсем не этого. Он хочет не свободы, а любви и уважения.
И здесь надо бы понимать, что осознанность пролегает совсем по иному маршруту. Возможно, ты научишься любить и уважать эту жизнь, но в обмен придется попрощаться с желанием быть любимым и уважаемым. Именно эти жгучие потребности удерживают в драме.
Здесь простирается одна непростая, переломная для персонажа драмы черта, за которой вся «картинка» жизни переворачивается. Реальная осознанность приходит, когда нет другого выхода, когда ты сдаешься, и понимаешь, что пытаться выиграть в этом «кино» бесполезно.
Это не подавление желаний из страха облажаться. С таким страхом приходит не осознанность, а глухая депрессия с отчуждением от жизни. Но спутать их – проще некуда. Осознанность – это включенность и обнаружение себя в этот самый момент жизни.
По сути именно так и происходит душевное взросление. Сначала мы выходим из детских сказочных снов, перестаем верить в деда мороза и бабу-ягу. Погружаемся в серьезные сказки для взрослых об успешной, счастливой жизни, семье и карьере. Попутно проникаемся сказками о продвинутых и высоко-духовных, особенных героях. Если повезет, обнаруживаем, что духовные иллюзии едва ли легче мирских, и начинаем, буквально от безвыходности, замечать, что реально, вообще, здесь и сейчас творится.
Когда драма обнажается, как безвыходная, ум сдается, он принимает, что ничего поделать не может. «Все, я не стану окончательно просветленным, любимым, уважаемым. Все это драма – мои мысли и чувства, мои проекции, проходящие радужной чередой на фоне сознания. Какая разница, выиграю ли я что-то в этом сне?».
В этот момент для осознанности самая благодатная почва, потому что хочется именно ее, а не почета и славы. Ты попрощался с любовью и уважением, драма больше не интересует.
На этом этапе, чтобы очнуться от драмы и включиться в осознанность, просто необходим кнут отчаяния. Но постепенно, когда все больше вкуса этого состояния, включаться в него все проще.
Это не наблюдение за мыслями, а интуитивный сдвиг внимания из состояния, где драма казалась реальной, в такое, где она высвечивается, как быстротечное мышление на фоне сознания. Драматизм жизни при этом сбавляет обороты. Сознание начинает преобладать над сном. Оно словно огромный прозрачный, трехмерный фон для узкой струйки мыслей и чувств.
Пробужденность проявляется, когда события и переживания не увлекают тотально, и перестают казаться единственной окончательной реальностью. Появляется островок наблюдающей трезвости, где ясно, что мысли и чувства – это не какие-то события настоящего и будущего. Они мимолетны. В сущности – это все те же сны наяву.
Чем выше уровень осознанности, тем тоньше иллюзии, на которые ведется ум. Всему свое время. А если искусственно обесценивать сон, никакого пробуждения не наступит, а вот самоотчуждение и депрессия, о которых выше говорилось, на такой почве могут цвести и плодоносить долгие годы. Поэтому, как говорится, «не пилите грабли, на которых стоите».
С большинством клиентов я говорю исключительно в рамках их драмы – и это совершенно нормально. Решаются проблемы сна. Во сне может присниться кошмар, и с этим страхом можно справиться в рамках сна, привести к приснившемуся успеху, не расталкивая человека против его воли.
Здесь я, широко очертя голову, пишу, как пробужденный. Не обманывайтесь. Я такой же, как все, и продолжаю увлеченно верить в свои сказки для взрослых. Но некий вкус к осознанности имею. О нем и рассказываю.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
П.С.
Тему буду продолжать.
Иногда, обычно под утро, когда организм уже отдохнул,случается такое состояние, когда ты еще не полностью проснулся и продолжаешь дремать, но вместе с тем уже ясно осознаешь , что спишь и наслаждаешься этим состоянием.
Как по мне — это оптимальный вариант — жить и наслаждаться самим процессом жизни, осознавая её иллюзорность. И не заморачиваться абсолютным пробуждением( просветлением).
Ева, «Вовлекаться в радость и печаль,понимая,что «и это пройдет»
почему нет?» Вот и мне интересно может ли это так работать. Вот живешь жизнью своей, эмоции там всякие испытываешь, переживания, раз накрыло, а ты сам себе: «Ниче-ниче, отпустит». Или это очередная рафинированная цель, драма в драме? Могу сказать на собственном опыте срабатывает редко, когда эмоция захлестнула, ты в нее вовлечен, остановиться чрезвычайно сложно.
мне кажется.что от интенсивности эмоции зависит
И от значимости события.
Все- таки мы , точнее,я.. привыкла бессознательно реагировать так- чем значительней событие, тем ярче эмоции.
Потом,когда . к происходящему слегка привыкаешь, накал падает- осмысливаешь..
НО иногда удается не поднимать градус эмоционального накала..
Что тоже неплохо..
порой удается остаться на уровне- эх,как плохо….
Но- ничего.. пусть будет плохо.
Пройдет.
Иногда намеренно усиливаю в себе отрицательные эмоции..
фууу,как мне плохо..ну,пусть еще хуже будет…
а еще можно? .. ))
И сила эмоций уменьшается..
Иногда я получаю удовольствие от отрицательных эмоций.. Потому что понимаю- что ощущаю себя живой… что это- часть жизни.. И я надолго не задержусь в своей печали…
И ПЕЧАЛУЮСЬ,,,)
Сама для себя пришла к неожиданному выводу- мне нравится драма… Мне нравится страдать..))
удивилась.
неприятно о себе такое осознавать.но это правда..
есть некая сладость в страданиях..
«я страдала- страданула…»)
Когда начинаются»страдания».я уже хорошо понимаю,что могу погрузиться в драму)
И так же хорошо понимаю.что «и это пройдет»
на поверхности шторм…
а внутри.в глубине меня ПОКОЙ..
Но можно устроить бурю.. и понаблюдать за собой..)
Тут я замечу, что мужчины и женщины получают удовольствие (я говорю об удовольствии от повторений, выкачивании собственной энергии жизни насильно) от отличных вещей. Я упущу получение удовольствия через воздействие химическими средствами (алкоголь, табак и прочие наркотические средства).
Мужчины от бесконечного повторения одного образа, утверждения, образа действия, алгоритма, образа «Я», достижения статичного образа «будущего». При этом энергию действия (женская) мужчины эксплуатируют нещадно, не замечая её истощения (в таком варианте чувства мужчине «по барабану», ему важно достичь и утвердиться в образе). Так же дело в незнании «коренной» функции женской энергии (вечное расширение возможностей для роста, условно).
Женщины получают удовольствие от повторения паттернов чувств из памяти (страх, тоска, желание, жадность, гнев, и т.д.). При этом женщину интересует не живой рост чего либо и не последовательности образов предметов и качеств людей. А подстановка любых образов в любом порядке, лишь бы раскачивать, реализовывать определённую последовательность чувств. То есть мужскую энергию, энергию качеств, пропорций, построений смешивают в венегрет-калейдоскоп. Когда женщина живёт этими вещами, ей может быть очень трудно вырастить что либо процветающее. Ребёнка, качества мужа, личное дело и т.д. Квартира может быть завалена горами хлама (тут дело не в том, что женщина не убирает, ведь можно и мужчину попросить. Её просто не интересует «вид» среды). Так что скандалы, сплетни, «трещания» на лавочках, «кухонная болтовня» часто служат «ареной прокачивания чувств» для получения удовольствия. В таком варианте разговаривать с женщиной «конструктивно и по делу» может быть большой глупостью.
Я уже писал об этом и вероятно буду писать. Все «грубые» удовольствия человек получает от собственной энергии жизни, прокачивая её через периферию нервной системы (условно). Внешние атрибуты лишь рычаги. То есть «внутри» человека есть все «удовольствия вселенной». И есть возможность не просто получать эти удовольствия а быть этим. Это можно сравнить с тем, что кто-то показывает колодец с родниковой водой, но находятся те, кто бежит галопом пить из выгребной ямы. Там ведь более «ядрёная» водичка (простите за некрасивость сравнения).
По поводу внезапности вовлечения в бури эмоций. Способ не вовлекаться есть. Это «профилактическая позиция» внимания. Достаточно дисциплинировать себя и учиться поддерживать внимание в той области «психики» где (например) тоска, гнев, страх, алчность просто не работают. Это может быть по началу очень трудно. Если есть желание можно тренироваться. Например поддержание внимания в состоянии смирения-милосердия-скромности помещает человека в «измерение» недостижимое для гнева — страха — желания/алчности. Пребывание в состоянии щедрости и благодарности «отодвигает» «тягу» тоски.
Можно изучать на практике, каким состоянием мы убираем «негативные/разрушающие» чувства и учиться быть в этих состояниях ещё до вовлечения.
А для начала можно поучиться больше находится в природе, чем в «цивилизации» (это один из «масштабов» медитации). Наладить режим и «физическое» здоровье. А так же ограничивать круг общения, учиться меньше говорить и больше слушать
(я, например, для себя знаю, что намерения живого существа можно условно поделить всего на две глобальные категории: либо «использовать», либо «сотрудничать»(над общим интересом/проектом). Если это знать, в разговоре можно совершенно точно определить каково намерение. Хотя бывают такие разговоры, что собеседник постоянно меняет «сотрудничество» на «использование», при том сам этого не осознаёт в целом. В общем такие разговоры я стараюсь завершать как можно скорее. В общем можно сказать что я стараюсь придерживаться определённого «регламента общения» : «описание действительности» — я слушаю, но, обычно, не отвечаю. «предложение/просьба о сотрудничестве» — могу ответить. На многие другие виды обращений я реагирую как на ветер или дерево мимо которого прохожу. Бывают исключения, но в основном так).
В общем то наблюдение природы, режим, тишина. Это можно назвать более крупным масштабом медитации. Если этот этап не пройден, медитировать может быть очень тяжело (да и меньше пользы). Здоровья Всем.
Может все дело в том, что мы пытаемся заставить весь мир измениться под наши представления?
По какой причине жизнь в первой реальности воспринимается как драма?
Живет человек на 3 этаже и каждый день поднимается в свою квартиру по лестнице, лифт в доме не предусмотрен. В этом случае нет у личности переживания несправедливости по этому поводу.
А другой живет в доме с лифтом и каждый день поднимается на третий этаж на лифте и если он сломается, тут же возникнут переживания злости и несправедливости бытия.
Чувствуете разницу?
Все дело в том, что у каждого из нас есть свой взгляд на то как должно быть, а чувства это лишь маяки, подсвечивающие первопричины наших представлений.
Злость — реакция на ограничения, грусть — на осознание факта потери и невозможности возврата. В драму превращают наше бытие попытки Эго убедить нас в неправильности наших чувств, в виду осознанных логических установок, мол: «Здесь злиться нельзя, это неприлично, а тут нужно грустить сильнее, иначе ты бесчувственный чурбан» Если свою эмоцию принять, как данность и погрузиться в нее, то она утихнет и дымка истинных причин всплывет в поле осознанности вместе с новыми эмоциями, и так уходя все глубже и глубже в переживания, можно начать распутывать клубок переживаний, осознав все установки ума, и чем меньше будет становиться клубок, тем меньше в нашей жизни будет драмы, а в идеале клубок исчезнет совсем и останется лишь чистое принятие.
По моему скромному мнению разделение между мирами весьма условно и переход из одного в другой, это как переход ночи в день — нет момента перехода и нельзя сказать, что именно в эту секунду, закончилась ночь и наступил день.
Чем лучше мы слушаем свои чувства, тем меньше в нашей психике ночи и тем светлее воспринимается мир.
Так что скандалы, сплетни, «трещания» на лавочках, «кухонная болтовня» часто служат «ареной прокачивания чувств» для получения удовольствия.***********
это- вид игры. У Берна это называется «игрой Какой ужас».. есть и разновидности..но суть одна. мы отжимаем свои эндорфины…
.*********** Достаточно дисциплинировать себя и учиться поддерживать внимание в той области «психики» где (например) тоска, гнев, страх, алчность просто не работают. Это может быть по началу очень трудно. Если есть желание можно тренироваться. Например поддержание внимания в состоянии смирения-милосердия-скромности помещает человека в «измерение» недостижимое для гнева — страха — желания/алчности. Пребывание в состоянии щедрости и благодарности «отодвигает» «тягу» тоски.
Можно изучать на практике, каким состоянием мы убираем «негативные/разрушающие» чувства и учиться быть в этих состояниях ещё до вовлечения.
А для начала можно поучиться больше находится в природе, чем в «цивилизации» (это один из «масштабов» медитации). Наладить режим и «физическое» здоровье. А так же ограничивать круг общения, учиться меньше говорить и больше слушать****************
я думаю,что это многие нашли для себя чисто интуитивно Видимо, так работает здоровая часть психики.. Во всяком случае- у меня это так.
Эмпатия. Дисциплина.Осознанность…
И вовлеченности меньше Так же вы правы и насчет того,что дисциплинирует спорт,
Тоже- эндорфины..
Вы правы- слушать интереснее.. особенно,когда хочется что-то сказать Но сдерживаешь себя,понимая,что твой аргумент- просто желание утвердить твою личную..»правильную » позицию.
Слушать других интересно…
Тоже- эндорфины…))
и далее вы правы… Я стала отмечать общую тенденцию разговора.. ..И могу его прекращать,если понимаю,что..НЕ НАДО,
так же нучиласб сама прекращать разговор,если понимаю,что он себя исчерпал.. Стараюсь говорить по теме и держать собеседника в колее разговора. если вижу,что собеседник завилял по сторонам- спрашиваю: Что нужно понять из сказанного тобой сейчас?»
Это так же приносит радость…)
ну и спорт…. здоровый образ жизни…КОНЕЧНО)
Игорь, вы очень точно всё описали. Человек, вышедший из «драмы» обычно перестаёт проявлять себя во вне (его не затянешь играть ни в какие «игры»).
На самом деле из « драмы» выедешь сам, когда надоест играть в «чувственно-эмоционально-сексуалные» игры. Чувственное восприятие (опора «драмы) сменяется на чистое восприятие . Только чистое восприятие – настоящая свобода, вкусив её уже никогда не захочется назад к «играм». Пока этого не произошло, тогда не о чем и говорить, большинству на этом сайте это явно не знакомо. Люди до последнего будут цепляться за драму, потому что вне «игры» — смертельная скука и ощущение, что ты умер. Почти никто к этому не готов.
Спасибо всем за комментарии.
Хочу добавить, что осознанность — вещь все-таки относительная, и по мере перехода от грубых игр к утонченным, растет.
Еще одно наблюдение. Более осознанный человек для вовлеченных в драму может казаться «мертвым», потому что не играет в их игры. На деле жизнь в нем продолжает кипеть, но более утонченно — меньше в эмоциях, больше в «настроениях». Последние могут иметь сотни оттенков.
У меня до середины августа в связи с отъездом связь — нестабильная, поэтому в дискуссии пока особо не влезаю.
Алёна— ЗЫ. Лично я за долгую жизнь не встретила ни одной осознанной личности. А вы, господа?
Осознанность во всех людях присутствует,это лишь вопрос отождествления.
Если личность-эго,то всё узко и личность берёт себе право осознавать.
А если происходит понимание,то есть лишь осознанность,где есть всё и личность там.