Привычное состояние для всех нас – это погруженность в драму – социально-бытовой сюжет личной истории, где кипят эмоции и страсти, решаются и не решаются проблемы, осуществляются победы, терпятся поражения, есть свой трагизм и свои хэппи-энды. Живем, как в сериале, где каждая мысль, каждое движение – словно маленькое развлечение и одновременно оправдание себя в глазах всех людей из нашего прошлого, настоящего, будущего. Нечто внутри нас побуждает этот спектакль разыгрывать, воспроизводить снова и снова себя и свою жизненную драму. Такая вот «любовь к искусству». Это драматичное кино о себе мы и называем своей реальной жизнью.
В одной из давних статей я уже говорил о созерцательной осознанности. Сегодня эту тему хочу продолжить, и рассмотреть с другого угла.
Если обратить внимание на материальный мир, в нем царит тишина. Речь – не о мире денег и вещей – эти «материи» лишь звено драмы. Речь вот об этой простой жизни, где объекты тихо провисают в пространстве, как бы ожидая своего часа, пока не будут затронуты нашим вниманием.
Мы живем в этих двух реальностях. Первая, знакомая всем драма – это такое хаотичное свето-шумовое шоу из мыслей и чувств. Вторая – реальность осознанности и неизбежных фактов, ни на что не претендуя, остается конкретной и правдивой во всех своих проявлениях. В первую мы и без того погружены с головой. Вторую обнаруживаем, практикуя созерцательность.
Драма заполнена маятой, переживаниями, предвкушениями, в ней все неоднозначно и мимолетно. В осознанности мастера дзен несут воду, когда несут воду, колят дрова, когда их колят, в осознанности наглядно есть только то, что есть прямо сейчас.
Мы полагаем, что начинаем духовный путь и всевозможные самокопания, чтобы развить осознанность и успокоить ум, когда на деле все, чего хочется на самом деле – это укрепления драмы, чтобы та не стала трагедией, а доросла до высокобюджетного блокбастера с хэппи-эндом.
Пребывая в драме, мы никуда из ее сюжетных линий не выходим, а продолжаем делать все, чтобы сценарием своей жизни можно было гордиться… Посмертно. В этом смысле самоутверждение противоположно осознанности. Самоутверждение укрепляет драму, осознанность безапелляционно из драмы выводит, буквально пробуждает от ее снов.
Зачем, вообще, пробуждаться от драмы? И как это осуществить?
Большинство искателей устремляются к осознанности и просветлению, потому что хотят стать лучше, хотят уважения и любви. Дальше таких мотивов заходят немногие. В таком русле «осознанность» – это продолжение драмы – один из красивых снов о чем-то важном и желанном.
То есть, устремляясь к осознанности ради самоутверждения, мы продолжаем укореняться в драме. В таком ключе неосознанность демонизируется, на нее наклеивают ярлык никчемности. А «осознанность» поддерживается в основном в форме идеалистичной надежды.
Поэтому для подавляющего большинства духовный путь – это все та же самодовольная, мирская маята под грифом чего-то лучшего, превосходящего обыденную жизнь. На progressman.ru эта тема уже поднималась в статье о духовных целях.
Однако и внешние назидательные просьбы вернуться искателю в «реальный» мир, по сути, лишь предложения переключиться из одного сна в другой. Сектанты с таким же успехом предлагают обывателям включаться в их ряды, чтобы стать ближе к чему-то якобы более реальному.
И даже сейчас, когда вы читаете о ложном духовном пути, предполагая наличие истинного и правильного, – это все тот же сон в рамках драмы вашей жизненной истории. На уровне погруженности в драму другой мотивации нет.
В какой-то мере реальная осознанность может пробуждаться даже при помощи самоутверждения. То есть, желая стать крутым и продвинутым, если хватает ясности, ум будет проверять, осуществляется ли осознанность на практике, выходит ли она за рамки надежд и предвкушений. И таким образом появляется шанс заметить собственную реальную неосознанность – тотальную погруженность в драму.
И все равно на этом этапе дальше обнаружения своей погруженности в сон зайти почти нереально. И это совершенно нормально. Переживания по этому поводу – очередная драматическая сцена.
Дело в том, что на уровне пребывания в драме реальная осознанность не очень-то интересует, в ней нет желанных пряников, она – как воздух и пространство – чиста и спокойна. А наш ум хочет совсем не этого. Он хочет не свободы, а любви и уважения.
И здесь надо бы понимать, что осознанность пролегает совсем по иному маршруту. Возможно, ты научишься любить и уважать эту жизнь, но в обмен придется попрощаться с желанием быть любимым и уважаемым. Именно эти жгучие потребности удерживают в драме.
Здесь простирается одна непростая, переломная для персонажа драмы черта, за которой вся «картинка» жизни переворачивается. Реальная осознанность приходит, когда нет другого выхода, когда ты сдаешься, и понимаешь, что пытаться выиграть в этом «кино» бесполезно.
Это не подавление желаний из страха облажаться. С таким страхом приходит не осознанность, а глухая депрессия с отчуждением от жизни. Но спутать их – проще некуда. Осознанность – это включенность и обнаружение себя в этот самый момент жизни.
По сути именно так и происходит душевное взросление. Сначала мы выходим из детских сказочных снов, перестаем верить в деда мороза и бабу-ягу. Погружаемся в серьезные сказки для взрослых об успешной, счастливой жизни, семье и карьере. Попутно проникаемся сказками о продвинутых и высоко-духовных, особенных героях. Если повезет, обнаруживаем, что духовные иллюзии едва ли легче мирских, и начинаем, буквально от безвыходности, замечать, что реально, вообще, здесь и сейчас творится.
Когда драма обнажается, как безвыходная, ум сдается, он принимает, что ничего поделать не может. «Все, я не стану окончательно просветленным, любимым, уважаемым. Все это драма – мои мысли и чувства, мои проекции, проходящие радужной чередой на фоне сознания. Какая разница, выиграю ли я что-то в этом сне?».
В этот момент для осознанности самая благодатная почва, потому что хочется именно ее, а не почета и славы. Ты попрощался с любовью и уважением, драма больше не интересует.
На этом этапе, чтобы очнуться от драмы и включиться в осознанность, просто необходим кнут отчаяния. Но постепенно, когда все больше вкуса этого состояния, включаться в него все проще.
Это не наблюдение за мыслями, а интуитивный сдвиг внимания из состояния, где драма казалась реальной, в такое, где она высвечивается, как быстротечное мышление на фоне сознания. Драматизм жизни при этом сбавляет обороты. Сознание начинает преобладать над сном. Оно словно огромный прозрачный, трехмерный фон для узкой струйки мыслей и чувств.
Пробужденность проявляется, когда события и переживания не увлекают тотально, и перестают казаться единственной окончательной реальностью. Появляется островок наблюдающей трезвости, где ясно, что мысли и чувства – это не какие-то события настоящего и будущего. Они мимолетны. В сущности – это все те же сны наяву.
Чем выше уровень осознанности, тем тоньше иллюзии, на которые ведется ум. Всему свое время. А если искусственно обесценивать сон, никакого пробуждения не наступит, а вот самоотчуждение и депрессия, о которых выше говорилось, на такой почве могут цвести и плодоносить долгие годы. Поэтому, как говорится, «не пилите грабли, на которых стоите».
С большинством клиентов я говорю исключительно в рамках их драмы – и это совершенно нормально. Решаются проблемы сна. Во сне может присниться кошмар, и с этим страхом можно справиться в рамках сна, привести к приснившемуся успеху, не расталкивая человека против его воли.
Здесь я, широко очертя голову, пишу, как пробужденный. Не обманывайтесь. Я такой же, как все, и продолжаю увлеченно верить в свои сказки для взрослых. Но некий вкус к осознанности имею. О нем и рассказываю.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
П.С.
Тему буду продолжать.
…и в продолжение этой «Драмы (дрЕмы) Наяву», которую Вы так талантливо и точно описали (точнее, в продолжение драматического сериала, а еще точнее — «мыльной оперы»)я читаю Вашу статью.
И по всем законам «мыльной оперы», эта статья возникла, как нельзя кстати.
Иными словами, Ваша статья, Игорь, отлично «монтируется» с предыдущим кадром моего многострадального «мыльного» сериала!
Спасибо!
А мой сериал прямо таки завис на этой статье, как будто смотришь фильм онлайн, вжился уже в него почти, переживаешь, радуешься и боишься вместе с персонажами фильма, а потом хоп-и сигнал пропал, интернет завис и фильм остановился на несколько секунд на одном кадре (или в кинотеатре в самый разгар экранных страстей вдруг включили свет и сюжет стал совсем бледным) и приходишь в себя:»Тьфу ты,так это же кино…»
Чтобы почувствовать вкус осознанности, нужны паузы в бесконечной череде фильмов, картинок из переживаний, мыслей, обид, чувств, воспоминаний, ожиданий, надежд, очарований,разочарований, страхов, успехов и провалов, любви и ненависти? То, на фоне чего вся эта кинолента мелькает, и есть основа и опора в жизни, то самое неизменное и постоянное, что даёт равновесие? Осознанность это не отсутствие эмоций, а невовлеченность в них или частичная вовлеченность…
Очень красиво про «островок наблюдающей трезвости»,»кнут отчаяния» и спиливание граблей. Только до островка то наверно не каждый доплывёт, после кнута особенно. Особенно если плаваешь как топор.
Есть иллюзия духовного пути, идя по которому, ты надеешься чего-то достичь. Осознанность, как состояние «я есть», состояние наблюдения, это как ступенька на этом пути. Ты достигаешь ее и ждешь чего-то необычного. А ничего необычного не происходит. Ты просто начинаешь видеть игру и себя в ней, но это ничего особо не меняет в твоей жизни. Ты не становишься чище и лучше от этого, не избавляешься от чего-то и ничего не приобретаешь. Ты все то же эго. Ты просто протер очки, через которые все так же смотришь. Стекла стали чище, но от этого вокруг ничего не изменилось. Ты продолжаешь участвовать в драме, вовлеченность несколько ослабевает, но она есть и будет, пока есть эго. Как реально можно рассчитывать на какие-то изменения, пока есть эго? Только с потерей эго, пропадает вовлеченность в этот процесс. До этого, мы так и будем бегать по кругу. Созерцательная осознанность — просто часть этой игры.)))
«Сознание начинает преобладать над сном. Оно словно огромный прозрачный, трехмерный фон для узкой струйки мыслей и чувств.» — класс, будто Вы описывали как я медитирую. Я бы назвал этот «трёхмерный фон» — чистое внимание. Или сущность — наблюдатель или мужской энергией. Так же в этом фоне присутствует тихая, прохладная печаль. Это можно назвать смирением или женской энергией. Так же в этом фоне прохладная печаль (освобождая) создаёт движение тихой, светлой радости. Эта радость это видимая форма проявления этого фона или энергия ребёнка. Эти три энергии (сознаются как) единое целое. Работают они очень тихо и едва заметно. Как если бы этот «фон» «спокойно дышал и был» печалью и радостью.
Зная характеристики этих трёх можно знать чего не хватает и корректироваться к балансу.
PS: В связи с недавними вопросами Никиты о медитации и По поводу статьи пришла мысль о масштабировании «глубины» техник исцеления. Например, целитель глубоко изучил некий принцип жизни и то как этот принцип работает и «ломается». Если этот принцип действительно работает, то он работает на любом уровне бытия. Так же и у конкретного существа, работа и поломанность этого принципа может проявляться в любом уровне/масштабе его проявлений. Так вот можно подбирать для того кого мы исцеляем «приемлемый» и ясный масштаб.
Например, если ребёнок привык кушать больше, чем тратить и расти, мой рассказ о балансе энергий «питания и роста» может закончиться вопросом : «дядя, ты что, дурак ?». Поэтому я делаю примерно так. Когда ребёнок просит очередную конфету (при том что недавно поел), я задаю ему дистанцию (задачу) при исполнении которой он потратит столько энергии сколько в этой конфете (примерно) (например попрошу его достать конфету с высокой полки или нарисовать какую именно он хочет).
Если ребёнок отказывается кушать (из каприза) я так же не буду читать лекций, просто на ужин он получит ту же тарелку супа которую не захотел есть утром.
Если ребёнок привык набрасывать хлам и ломать игрушки. Снова, лекция не поможет. Я говорю что могу помочь ему убрать (делаю из этого игру), если он отказывается, то приходится ему играть прямо на своём рабочем месте (на этой куче хлама). По поводу игрушек, поломал — играйся (прочувствуй радость игры) поломанной игрушкой.
(По поводу работы с детьми просьба не воспринимать слишком «близко к сердцу». Меня уже отстранили от воспитания племянников за то что «отбирал у детей детство», возможно я действительно строг)
По поводу зрителя и театра, можно классную групповую технику создать, где каждый человек будет перемещаться из одной роли в другую до состояния непричастного зрителя. Можно вообще создать такой вид театра, где зрители будут стоять в очереди на сцену и отыгрывать одну и ту же ситуацию во всех ролях а затем доходить до зрителя в зале и смотреть со стороны. Здоровья Всем !)
Вы потрясающе мыслите! Может у вас тоже есть книги, медитативные обучающие практики, лекции, буду благодарным читателем, если бы было возможно как-то с вами связаться…
Вижу что ваш комментарий оставлен ещё в 2015 году, но надеюсь что вы получите уведомление о моём письме. Буду счастлива, если вы свяжетесь со мной через имейл и поделитесь своими знаниями. Newdevelopment.sa44@gmail.com
С уважением к вашему таланту и безграничному уму, Светлана
Даже написать в комментарий нечего. Настолько горячо. Спасибо.
Значит, созерцательная осознанность-это та же игра, но в протёртых очках…какая прелесть.От эго избавиться невозможно.Максимум, на что можно рассчитывать-это изменение условий игры.А выйти из игры можно только сыграв в ящик. Эго рулит, печально…Прохладный вечер.
Ольга, и это очередная драма)
Ольга,
Мы сами (эго) от эго избавиться не можем. Не мы (эги) играем эту игру.))))))) Так же как не можем изменить условия игры. Просветление или реализация — это исчезновение эго. Но из игры тело не выходит, просто эго перестает существовать и беспокойства и заинтересованность в чем-либо исчезает.)))
))) спасибо.
Осознанность это не отсутствие эмоций, а невовлеченность в них или частичная вовлеченность…********
а если вовлекаться в них.. с головой.. наслаждаться страданием,которое преходяще..
Вовлекаться в радость и печаль,понимая,что «и это пройдет»
почему нет?
не люблю про грабли.. уж очень часто повторяется..
фраза набила оскомину…