Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Осознанность и драма

Осознанность и драмаПривычное состояние для всех нас – это погруженность в драму – социально-бытовой сюжет личной истории, где кипят эмоции и страсти, решаются и не решаются проблемы, осуществляются победы, терпятся поражения, есть свой трагизм и свои хэппи-энды. Живем, как в сериале, где каждая мысль, каждое движение – словно маленькое развлечение и одновременно оправдание себя в глазах всех людей из нашего прошлого, настоящего, будущего. Нечто внутри нас побуждает этот спектакль разыгрывать, воспроизводить снова и снова себя и свою жизненную драму. Такая вот «любовь к искусству». Это драматичное кино о себе мы и называем своей реальной жизнью.

В одной из давних статей я уже говорил о созерцательной осознанности. Сегодня эту тему хочу продолжить, и рассмотреть с другого угла.

Если обратить внимание на материальный мир, в нем царит тишина. Речь – не о мире денег и вещей – эти «материи» лишь звено драмы. Речь вот об этой простой жизни, где объекты тихо провисают в пространстве, как бы ожидая своего часа, пока не будут затронуты нашим вниманием.

Мы живем в этих двух реальностях. Первая, знакомая всем драма – это такое хаотичное свето-шумовое шоу из мыслей и чувств. Вторая – реальность осознанности и неизбежных фактов, ни на что не претендуя, остается конкретной и правдивой во всех своих проявлениях. В первую мы и без того погружены с головой. Вторую обнаруживаем, практикуя созерцательность.

Драма заполнена маятой, переживаниями, предвкушениями, в ней все неоднозначно и мимолетно. В осознанности мастера дзен несут воду, когда несут воду, колят дрова, когда их колят, в осознанности наглядно есть только то, что есть прямо сейчас.

Мы полагаем, что начинаем духовный путь и всевозможные самокопания, чтобы развить осознанность и успокоить ум, когда на деле все, чего хочется на самом деле – это укрепления драмы, чтобы та не стала трагедией, а доросла до высокобюджетного блокбастера с хэппи-эндом.

Пребывая в драме, мы никуда из ее сюжетных линий не выходим, а продолжаем делать все, чтобы сценарием своей жизни можно было гордиться… Посмертно. В этом смысле самоутверждение противоположно осознанности. Самоутверждение укрепляет драму, осознанность безапелляционно из драмы выводит, буквально пробуждает от ее снов.

Зачем, вообще, пробуждаться от драмы? И как это осуществить?

Большинство искателей устремляются к осознанности и просветлению, потому что хотят стать лучше, хотят уважения и любви. Дальше таких мотивов заходят немногие. В таком русле «осознанность» – это продолжение драмы – один из красивых снов о чем-то важном и желанном.

То есть, устремляясь к осознанности ради самоутверждения, мы продолжаем укореняться в драме. В таком ключе неосознанность демонизируется, на нее наклеивают ярлык никчемности. А «осознанность» поддерживается в основном в форме идеалистичной надежды.

Поэтому для подавляющего большинства духовный путь – это все та же самодовольная, мирская маята под грифом чего-то лучшего, превосходящего обыденную жизнь. На progressman.ru эта тема уже поднималась в статье о духовных целях.

Однако и внешние назидательные просьбы вернуться искателю в «реальный» мир, по сути, лишь предложения переключиться из одного сна в другой. Сектанты с таким же успехом предлагают обывателям включаться в их ряды, чтобы стать ближе к чему-то якобы более реальному.

И даже сейчас, когда вы читаете о ложном духовном пути, предполагая наличие истинного и правильного, – это все тот же сон в рамках драмы вашей жизненной истории. На уровне погруженности в драму другой мотивации нет.

В какой-то мере реальная осознанность может пробуждаться даже при помощи самоутверждения. То есть, желая стать крутым и продвинутым, если хватает ясности, ум будет проверять, осуществляется ли осознанность на практике, выходит ли она за рамки надежд и предвкушений. И таким образом появляется шанс заметить собственную реальную неосознанность – тотальную погруженность в драму.

И все равно на этом этапе дальше обнаружения своей погруженности в сон зайти почти нереально. И это совершенно нормально. Переживания по этому поводу – очередная драматическая сцена.

Дело в том, что на уровне пребывания в драме реальная осознанность не очень-то интересует, в ней нет желанных пряников, она – как воздух и пространство – чиста и спокойна. А наш ум хочет совсем не этого. Он хочет не свободы, а любви и уважения.

ОсознанностьИ здесь надо бы понимать, что осознанность пролегает совсем по иному маршруту. Возможно, ты научишься любить и уважать эту жизнь, но в обмен придется попрощаться с желанием быть любимым и уважаемым. Именно эти жгучие потребности удерживают в драме.

Здесь простирается одна непростая, переломная для персонажа драмы черта, за которой вся «картинка» жизни переворачивается. Реальная осознанность приходит, когда нет другого выхода, когда ты сдаешься, и понимаешь, что пытаться выиграть в этом «кино» бесполезно.

Это не подавление желаний из страха облажаться. С таким страхом приходит не осознанность, а глухая депрессия с отчуждением от жизни. Но спутать их – проще некуда. Осознанность – это включенность и обнаружение себя в этот самый момент жизни.

По сути именно так и происходит душевное взросление. Сначала мы выходим из детских сказочных снов, перестаем верить в деда мороза и бабу-ягу. Погружаемся в серьезные сказки для взрослых об успешной, счастливой жизни, семье и карьере. Попутно проникаемся сказками о продвинутых и высоко-духовных, особенных героях. Если повезет, обнаруживаем, что духовные иллюзии едва ли легче мирских, и начинаем, буквально от безвыходности, замечать, что реально, вообще, здесь и сейчас творится.

Когда драма обнажается, как безвыходная, ум сдается, он принимает, что ничего поделать не может. «Все, я не стану окончательно просветленным, любимым, уважаемым. Все это драма – мои мысли и чувства, мои проекции, проходящие радужной чередой на фоне сознания. Какая разница, выиграю ли я что-то в этом сне?».

В этот момент для осознанности самая благодатная почва, потому что хочется именно ее, а не почета и славы. Ты попрощался с любовью и уважением, драма больше не интересует.

На этом этапе, чтобы очнуться от драмы и включиться в осознанность, просто необходим кнут отчаяния. Но постепенно, когда все больше вкуса этого состояния, включаться в него все проще.

Это не наблюдение за мыслями, а интуитивный сдвиг внимания из состояния, где драма казалась реальной, в такое, где она высвечивается, как быстротечное мышление на фоне сознания. Драматизм жизни при этом сбавляет обороты. Сознание начинает преобладать над сном. Оно словно огромный прозрачный, трехмерный фон для узкой струйки мыслей и чувств.

Пробужденность проявляется, когда события и переживания не увлекают тотально, и перестают казаться единственной окончательной реальностью. Появляется островок наблюдающей трезвости, где ясно, что мысли и чувства – это не какие-то события настоящего и будущего. Они мимолетны. В сущности – это все те же сны наяву.

Чем выше уровень осознанности, тем тоньше иллюзии, на которые ведется ум. Всему свое время. А если искусственно обесценивать сон, никакого пробуждения не наступит, а вот самоотчуждение и депрессия, о которых выше говорилось, на такой почве могут цвести и плодоносить долгие годы. Поэтому, как говорится, «не пилите грабли, на которых стоите».

С большинством клиентов я говорю исключительно в рамках их драмы – и это совершенно нормально. Решаются проблемы сна. Во сне может присниться кошмар, и с этим страхом можно справиться в рамках сна, привести к приснившемуся успеху, не расталкивая человека против его воли.

Здесь я, широко очертя голову, пишу, как пробужденный. Не обманывайтесь. Я такой же, как все, и продолжаю увлеченно верить в свои сказки для взрослых. Но некий вкус к осознанности имею. О нем и рассказываю.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

П.С.
Тему буду продолжать.

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными "спасибо", а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!


Рассказать друзьям:

Progressman.ru на Youtube:

72 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Спасибо, Игорь, за статью!
    УзнаЮ в ней некие постулаты Кастанеды, Абрамова (Грани Агни Йоги). В частности о бесстрастности всех явлений в природе, коим эмоциональную окраску свойственно давать только нам, сапиенсам)) Чем больше читаю литературы, тем более прихожу к выводу о том, что осознанность — очередная иллюзия (сказка), мечта и т.п. Пуркуа? Да по той простой причине, что безэмоциональных людей не бывает, принять бесстрастно всё происходящее человеку невозможно. Ну да, можно всю жизнь стремиться к осознанности, соблюдая всевозможные аскезы и прочую направленность, и на склоне лет даже возомнить себя великим гуру, но элементарно испугаться смерти на финише жизни. Вот весь такой был спокойный, уравновешенный, осознанный…а пришло время уйти и всё…эмоции захлестнули. Предполагаю, что читатели начнут сейчас забрасывать меня камнями, приводя в пример сотни случаев сознательного ухода из жизни героев-одиночек и целых групп людей, принесших себя в жертву во ИМЯ… Но кто может знать, что они все испытывали в последние секунды жизни? Осознанность их выбора или элементарный страх? Если уж на то пошло, то эту самую Ос-ть надо взращивать с колыбели, с младенческих лет готовить человека к смерти. А не твердить, как мантру фразу о том, что мол, вся жизнь у него впереди. Тогда он, сапиенс, ежесекундно помня о финале и сможет прожить свою судьбу безэмоционально, т.е. бесстрастно, каковым в природе всё и является.

    ЗЫ. Лично я за долгую жизнь не встретила ни одной осознанной личности. А вы, господа?

  2. Алёна, ваш образ «осознанного человека» — это часть той же драмы, которую вы сами себе придумали.

  3. «Большинство искателей устремляются к осознанности и просветлению, потому что хотят стать лучше, хотят уважения и любви.»
    Очередной личностный пряник) Еще одной причиной может быть усталость от постоянной раскачки эмоциональной качели «кнут — пряник» в дуальном мире драмы — хочется внутреннего спокойствия и оно появляется, когда отступаешь на шаг назад и оказываешься на месте зрителя.

  4. Так, не я придумала)))
    Всё придумано до нас.
    Кстати, фразы Юнаты об эмоциональных качелях повторяют теорию маятников Зеланда,равно как и его советы почаще «включать» в себе зрителя))
    Всё и вся во всём — есть лишь повторение. Ну как тут не поверить в реинкарнацию)))

  5. Вкус к осознанности, понравилось сочетание) По сути все время, что бы ни происходило, ищем золотую середину.Причем каждый это делает, как умеет, в силу собственной конфигурации. Без драмы скучно, хотя скучно это тоже состояние, а значит погружение в это. Но что глубже этого — пока что непонятно. Может действительно нам даны игрушки, чисто функциональные (поиграл — убери), а мы заигрываемся. А отбери их — что останется, тонкие иллюзии? А за ними что?
    Игорь, спасибо! Только вчера прорабатывала потребность в любви и уважении, и какие «платы» готова была платить за то, чтобы это получить в детстве в своей семье. А сегодня после прочтения статьи очередной обвал значений , туда им и дорога)) Спасибо!!

  6. Алёна! В. Зеланд советовал спокойно «плыть» по течению жизни, не забывая постоянно «включать» в себе Наблюдателя.
    Это перекликается и с высказываниями А. Свияша о том, что неплохо бы сидеть в «зрительном зале». И чем дальше от «арены цирка» — тем лучше.
    Нас же постоянно тянет к страстям-мордастям, разыгрываемым на «арене» вкупе с «клоунами», «фокусниками», «жонглёрами», «акробатами»… А то и в клетку с тиграми норовим сигануть. Мол, вот это и есть настоящая жизнь! Вот где можно себя проявить, заслужить восхищённое замирание зала и бурные продолжительные аплодисменты. Желательно переходящие в нескончаемую овацию. Пока тигры не сожрут или слоны не затопчут :-(

  7. Надо поменьше думать и побольше жить)))
    Алёна, ни одной осознанной личности в своей жизни ВЖИВУЮ не встречала, хотелось бы конечно лицезреть это «создание». А стремление к осознанности и просветленности, конечно, очередной сыр в мышеловке, знаешь об этом а все равно лезешь))) Но, как говорят знающие люди, это «норма»

Добавить комментарий для Ольга Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.