Как психолог, пообщавшись по душам со многими взрослыми людьми, знаю твердо – уверенных среди нас нет. Есть только те, кто умело маскируется, изображая востребованную сегодняшними стереотипами уверенность, убеждая в ее реальности не только окружающих, но и себя. Завтра стереотипы поменяются, и будут изображать что-нибудь другое.
Среди нас нет по-настоящему взрослых. Женщины ищут себе отцов, чтобы за ними, как за каменной стеной прятаться от непонятной, страшной жизни. С той же целью мужчины, не отдавая себе отчета, мечтают о мамочках, чтобы их каблуками прикрываться от непонимания, что, вообще, со своей жизнью делать.
Никто по-настоящему в жизни не разбирается. Но в глубине души, а порой и явно, каждый уверен именно в своей уникальной беспомощности, будто он один боится жизни, а остальные все понимают, живут во взрослом мире, где все само себя разумеет. Всем все «ясно».
Каждый в этом «понятном» мире, словно самозванец, которому на самом деле вовсе ничего непонятно. Но проколоться и выдать свою неуверенность означает показать, что ты до этого мира не дорос, ты – ненормальный, недоразвитый.
Почти никто не понимает, что душевно взрослых среди нас нет. Поэтому каждый трясется над своей личной неуверенностью, словно над тайной проказой, которую, во чтобы то ни стало надо ото всех скрыть. Почти каждый подспудно верит, что он такой беспомощный трус – один, а остальные живут во взрослом мире, до которого надо суметь дотянуться, показать, что ты его достоин.
Но признавать свою неуверенность и беспомощность мы не готовы, потому что продолжаем слепо верить в выдуманный мир достойных, уверенных в себе, взрослых людей, в который положено как-то вписываться. И тогда все будет «ОК».
Представьте пьяницу, который, пытаясь показать, какой он писаный красавец, пускается в пляс. Но вместо изящных и ловких движений, у него выходят несуразные, косолапые кривлянья. Так же и мы в попытках дотянуться до эталонов «взрослого» мира, начинаем гримасничать и рисоваться, представляя, как срываем аплодисменты.
Тот ликующий тип самоуверенности, за которым обычно охотится личность, по-настоящему может быть достигнут, наверное, какими-то бессмертными божествами, чьи опоры движения по реальности – вечны и нерушимы. Мы же, простые смертные, можем разве что временно имитировать тот идеальный, божественный блеск, упиваясь самоуверенностью, пока «идет карта».
Реальная уверенность простого смертного, какой она только может быть, – это согласие с фактами. В глубине души мы все – испуганные дети, оказавшиеся на перекрестке двух дорог – хаоса и неизвестности. Некоторые из нас чувствуют себя чуть старше, но остаются детьми.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
П.С.
Из этого и без того небольшого текста, чтобы донести более четко основную мысль, решил вырезать несколько абзацев. Прицепляю их сюда:
Никто не знает, как правильно жить, но каждый усиленно тужится, пытаясь этому «правильно» соответствовать. «Не дай бог проколоться». Многих раздражают необычные асоциальные личности. Раздражают на самом деле не потому, что они «плохие» и ущербные, а из зависти, – потому что те настолько «обнаглели», что не считают нужным наравне со всеми тужиться, и нести на своих плечах тяжкое ярмо всеобщей нормальности.
Но даже среди неплотно скованных социальными программами личностей, нет абсолютно здоровых и зрелых душою людей. Само понятие здоровья подразумевает нечто целостное, неповрежденное, способное на «правильную» жизнедеятельность. Нигде не колет, не болит, «работает, как часы». В общем, здоровая психика – явление условное и относительное. Она словно миф – все о ней слышали, но никто не видел, не щупал.
Тело растет самостоятельно. Его нужно лишь подкармливать. А психика самостоятельно не растет. Психический рост требует опыта, который не лежит общедоступно на прилавках, а добывается подобно метеоритному алмазу – непредсказуемо, каждый раз в уникальных условиях.
Потом, психика не развивается равномерно. Можете представить себе взрослого человека с детскими ручками – он выглядел бы аномально. И вот нечто подобное по сути и происходит с нашей психикой. Взрослея телом, мы во многом остаемся детьми душой – капризными и наивными.
Frina, я лично говорю с людьми о людях.
Так, а зачем Вы обо мне? Может, лучше о себе, о своем опыте?
Да, и я совсем не считаю никого «ненормальным», не стремлюсь что-то «исправить», «нормализовать». Об этом статья, кстати. Я просто искренне интересуюсь вами, вашим мнением по разным вопросам, и если и задаю вопросы, так это любопытство, а не наезд.
Нина, потому что мне интересно как думают другие люди. Я слышу их, перевариваю, и насчет того, что мне кажется сомнительным — задаю вопросы.
Про мой опыт… а что вас интересует?
Меня интересует возможность разобраться в собственном опыте. Он есть и именно такой, как есть (как и у каждого). Но разбираться предпочитаю сама, читая мнения о вопросе других. Но о вопросе, а не обо мне, которую никто не знает. :)
Статья у нас — об уверенности и неуверенности, и как на мое восприятие, желания, мотивации, активности или пассивности в жизни тесно с этим связаны.
По моему опыту, если ты просто живешь и делаешь то, что делаешь, здесь и сейчас, то проблема избыточной уверенности или неуверенности просто постепенно стирается. Уходит острота реагирования на победы и поражения, они перестают быть таковыми. Это просто события в жизни.
Я не пытаюсь утверждать, это хорошо или плохо. Это просто есть. У меня.
Удалил ряд комментариев. На всяк. случай, ссылка на местные правила: progressman.ru/obshhenie-na-sajte
Если есть «право», то есть и «лево», если есть «верх», то есть и «низ», если человек бывает в состояниях уверенности, то бывает и в состоянии неуверенности. Хлопоты человеку может доставить уверенность в исключительно собственной правоте. Другие точки зрения при этом не принимаются в расчет. Состояние неуверенности особенно неприятно ощущением ненужности, отчаяния, потерянности. Часто человек не в состоянии махнуть рукой и спокойно задать себе вопросы: «Ну и что? Что я теряю? Разве из-за этого стоит париться?»
Абсолютно здоровых людей нет. Однако есть люди, обладающие способностью возвращать себе здоровье когда возникает такая необходимость. Не всем эта способность нужна. некоторым выгодно оставаться в своей болезни.
Анастасия, для того, чтобы «возвращать себе здоровье когда возникает такая необходимость», как мне видится-ощущается, можно научиться принимать полярные точки зрения, то есть давать им право на существование, но в конкретный момент поступать из ощущения внутренней честности с собою. Потому что всегда есть выбор — идти дорогой жалости к себе и безответственности, либо все же пытаться преодолевать инертность привычек
Чтобы возвращать себе здоровье когда возникает такая необходимость нужно очень хотеть жить.
Кто битым жизнью был, тот большего добьется,
Пуд соли съевший, выше ценит мед,
Кто слезы лил, тот искренней смеется,
Кто умирал, тот знает, что живет.
Не статья, а прямо крик души. Так вот люди себя и загоняют -сначала придумывают какое-то идеальное состояние — здоровая психика, а потом тянутся к сформированному в голове идельному образу — здоровая психически личность. Если душевно взрослых, как вы говорите, среди нас нет, то почему мы верим, что это вообще возможно? Потому, что кто-то сказал, что такое возможно? Или потому, что само стремление к этому идеалу дает пищу и чувству собственной важности и надежде на лучщую жизнь?