Как психолог, пообщавшись по душам со многими взрослыми людьми, знаю твердо – уверенных среди нас нет. Есть только те, кто умело маскируется, изображая востребованную сегодняшними стереотипами уверенность, убеждая в ее реальности не только окружающих, но и себя. Завтра стереотипы поменяются, и будут изображать что-нибудь другое.
Среди нас нет по-настоящему взрослых. Женщины ищут себе отцов, чтобы за ними, как за каменной стеной прятаться от непонятной, страшной жизни. С той же целью мужчины, не отдавая себе отчета, мечтают о мамочках, чтобы их каблуками прикрываться от непонимания, что, вообще, со своей жизнью делать.
Никто по-настоящему в жизни не разбирается. Но в глубине души, а порой и явно, каждый уверен именно в своей уникальной беспомощности, будто он один боится жизни, а остальные все понимают, живут во взрослом мире, где все само себя разумеет. Всем все «ясно».
Каждый в этом «понятном» мире, словно самозванец, которому на самом деле вовсе ничего непонятно. Но проколоться и выдать свою неуверенность означает показать, что ты до этого мира не дорос, ты – ненормальный, недоразвитый.
Почти никто не понимает, что душевно взрослых среди нас нет. Поэтому каждый трясется над своей личной неуверенностью, словно над тайной проказой, которую, во чтобы то ни стало надо ото всех скрыть. Почти каждый подспудно верит, что он такой беспомощный трус – один, а остальные живут во взрослом мире, до которого надо суметь дотянуться, показать, что ты его достоин.
Но признавать свою неуверенность и беспомощность мы не готовы, потому что продолжаем слепо верить в выдуманный мир достойных, уверенных в себе, взрослых людей, в который положено как-то вписываться. И тогда все будет «ОК».
Представьте пьяницу, который, пытаясь показать, какой он писаный красавец, пускается в пляс. Но вместо изящных и ловких движений, у него выходят несуразные, косолапые кривлянья. Так же и мы в попытках дотянуться до эталонов «взрослого» мира, начинаем гримасничать и рисоваться, представляя, как срываем аплодисменты.
Тот ликующий тип самоуверенности, за которым обычно охотится личность, по-настоящему может быть достигнут, наверное, какими-то бессмертными божествами, чьи опоры движения по реальности – вечны и нерушимы. Мы же, простые смертные, можем разве что временно имитировать тот идеальный, божественный блеск, упиваясь самоуверенностью, пока «идет карта».
Реальная уверенность простого смертного, какой она только может быть, – это согласие с фактами. В глубине души мы все – испуганные дети, оказавшиеся на перекрестке двух дорог – хаоса и неизвестности. Некоторые из нас чувствуют себя чуть старше, но остаются детьми.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
П.С.
Из этого и без того небольшого текста, чтобы донести более четко основную мысль, решил вырезать несколько абзацев. Прицепляю их сюда:
Никто не знает, как правильно жить, но каждый усиленно тужится, пытаясь этому «правильно» соответствовать. «Не дай бог проколоться». Многих раздражают необычные асоциальные личности. Раздражают на самом деле не потому, что они «плохие» и ущербные, а из зависти, – потому что те настолько «обнаглели», что не считают нужным наравне со всеми тужиться, и нести на своих плечах тяжкое ярмо всеобщей нормальности.
Но даже среди неплотно скованных социальными программами личностей, нет абсолютно здоровых и зрелых душою людей. Само понятие здоровья подразумевает нечто целостное, неповрежденное, способное на «правильную» жизнедеятельность. Нигде не колет, не болит, «работает, как часы». В общем, здоровая психика – явление условное и относительное. Она словно миф – все о ней слышали, но никто не видел, не щупал.
Тело растет самостоятельно. Его нужно лишь подкармливать. А психика самостоятельно не растет. Психический рост требует опыта, который не лежит общедоступно на прилавках, а добывается подобно метеоритному алмазу – непредсказуемо, каждый раз в уникальных условиях.
Потом, психика не развивается равномерно. Можете представить себе взрослого человека с детскими ручками – он выглядел бы аномально. И вот нечто подобное по сути и происходит с нашей психикой. Взрослея телом, мы во многом остаемся детьми душой – капризными и наивными.
Волноваться, ясен пень, бессмысленно, ибо бесполезно. Точно так же, как бесполезно волноваться насчет смертности тела. Я всего лишь рассматриваю меру в пределе.
Насчет же «Блага людей» — ах, эти благие намерения…
Мера — понятие сугубо личное. Чего ее рассматривать?
«Насчет же «Блага людей» — ах, эти благие намерения…»
:))))
Там видно будет. Скорее всего, «благо людей» — это не просто благо людей, а промежуточный этап чего-то совсем другого. Но для нас это понятней и ближе.
Всем спасибо за содержательные комментарии, а Вам, Игорь, за статью. Фрина, так и есть, на счет помощи — вы имели в виду консультации?
zulfia, не обязательно консультации, хотя и это в том числе, конечно же. Здесь очень удобная навигация по тематикам, и очень многое открывается после прочтения статей Игоря, если четко задаться вопросом.
Настоящая работа над собой не так просто — хорошо бы кто-то наблюдал за тобой и периодически вощвращпл к действительности. Я вот например медитирую или начинаю практиковать осознанность, а потом… думаю, увлекаюсь мыслительным процессом. И ум уверяет тебя — ты занимаешься, работаешь над собой. И ждет результатов, а если их нет — начинает завидовать, пускаться в умные речи или занимается унижением моей сущности, внушая мысли о бесталанности. Вот такая ловушка. На самом деле это не прогресс, а регресс, потому что (спасибо Матвею за разжевывание) дистанция из-за такого накручивания увеличивается
и детскость проявляется — кто-то нужен))) вот, теперь легче стало… может отпусть и то и другое — и будь как будет. Какая там реализация!? Для меня все это сны. Еще пробуждение не наступило. Медитация, осознанность — грезы ума)))
Вот теперь, Нина, и стоит вернуться к первому моему сообщению вам, в котором я говорил, что ваши действия неизбежно базируются на уверенности в чем-то, на что вы браво отвечали:
«А зачем, собственно, человеку уверенность в себе? Для контроля своей жизни и окружающего мира? Так ведь это точно иллюзия.»
Но мы немного копнули, и видим:
«Цель — благо людей. И чем больше человек, тем глобальней его цели по улучшению мира.»
То есть вы всего лишь не осознали наличие собственной уверенности в каких-то «правильных» вещах. Но принципиально, уверенность в необходимости «Блага людей» ничем не отличается от уверенности в «Необходимости покупки автомобиля» или уверенности в «Наличии обязательности у людей».
И даже уверенность в бесполезности уверенности — тоже уверенность.
Это как с тем же буддизмом: чтобы отказаться от желаний — нужно желание отказаться от желаний. И если уж отказываться от желаний по полной, однажды придется отказаться и от желания отказаться от желаний.
Может и звучит глупо на первый взгляд, но на самом деле есть над чем подумать. Это ключик к «массе людей, прошедших по этому пути достаточно далеко».
Так
02/07/2015 at 09:32
«То есть вы всего лишь не осознали наличие собственной уверенности в каких-то «правильных» вещах. Но принципиально, уверенность в необходимости «Блага людей» ничем не отличается от уверенности в «Необходимости покупки автомобиля».»
Вы не поняли, я передавала только то, что об этом говорят люди, дальше прошедшие по своему пути. Это не есть мои личные убеждения. Я не знаю, что будет дальше и будет ли?
И откуда такая потребность ткнуть носом ближнего в то, что он, якобы, не видит? Я предпочитаю просто обсуждать вопрос. :)
«И даже уверенность в бесполезности уверенности — тоже уверенность.»
Нет такой уверенности. Нету! Мне кажется, на данном этапе, по крайней мере, что альтернатива уверенности — принятие окружающего мира таким, какой он есть без попыток его спрогнозировать на основании каких-то личных тезисов.
Уверенность быстро стирает понимание того, что все наши (мои) представления — это представления только данного этапа жизни. Завтра может случится что-то, что развернет мои представления на 180 градусов. И я к этому готова. Надеюсь. :)
«чтобы отказаться от желаний — нужно желание отказаться от желаний»
К слову, о желаниях. Из личного опыта.
Я не хотела от них отказываться, сами ушли. :)
И если какое-то время назад у меня был явный дискомфорт от этого, то на сегодняшний день — приняла это как данность и полегчало.