Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Как полюбить себя?

В статьях я много говорю о невротиках и неврозах. И очевидно, не всем ясно, о ком речь. А речь – о нас, любимых. Упрощенно, невроз – это самообман, прикрывающий что-то непереносимое: страх, стыд, вину, отчаяние. Как становятся невротиками? Если человеку, как водится, свойственен эгоизм, но личные идеалы требуют альтруизма и щедрости, тогда не обойтись без ханжества и корыстного «благородства». Если свойственно капризничать и по-детски самоутверждаться, а идеалы просят душевной зрелости, то невроз под маской душевного благополучия обеспечен. Если свойственна наглость, а совесть принуждает к скромности, тогда, взрывоопасное напряжение становится вечным спутником. Вариантов психического раскола – великое множество. То есть невротик – это человек, вечно из себя кого-то изображающий. Полюбить себя со всеми потрохами, как есть, не может. А потому сам себе сопротивляется, пытаясь стать кем-то другим – «получше».

О нелюбви к себе

О нелюбвиЧасто встречающийся в популярной психологической литературе призыв полюбить себя в наше время справедливо воспринимается, как посредственное, приторное простодушие. Никто не знает, как это так – взять и себя полюбить – предложение кажется туманным и непрактичным, поэтому вызывает никакую не любовь, а чаще всего – замешательство и даже откровенное раздражение. При этом все вроде бы понимают, что за самой идеей любви к себе стоит что-то основополагающе важное.

В недавней статье я уже говорил о том, что все мы любим не просто так, а по какой-то причине. Даже прекрасные и любимые люди радуют нас ограниченный лимит времени, после которого наступает «переедание». Мы любим окружающих в меру и к месту. То есть, пока человек нас радует, мы его принимаем, а если огорчает, в нашей руке есть два излюбленных «козыря» – мы пытаемся человека переделать, либо сбегаем.

Перекройка чужих мозгов и побег от окружающих прочь проворачиваются еще относительно просто. Хлебом не корми, дай только возможность намекнуть на чужую неправоту, чтобы человек в угоду нашим ожиданиям менялся в «лучшую» сторону. А если не получается, – все в порядке, – можно задрав хвост, хлопнуть дверью и сбежать. То есть нелюбовь к другим – не самая великая проблема.

А вот, когда дело касается нашей персоны, все оборачивается, куда драматичней. Как и в нелюбви с окружающими, по отношению к себе мы практикуем те же два метода – переделывание себя и побег от себя же.

Взять и поменяться, чтобы с самим собой стало комфортней и веселей особо ни у кого не получается. Все попытки сводятся к мытарствам и самобичеваниям. Второй вариант – сбежать от себя нелюбимого оборачивается настоящим адом. Самоотчуждение, неприятие и отрицание себя – это самая основа всех психических страданий.

Поэтому психологи и предлагают себя полюбить. Здесь и сейчас. Без всяких условий и оговорок. Как бы по праву рождения. Вот только толком никто не объясняет, как это сделать и что, вообще, значит такая «любовь».

Популярные советы

Бесполезные советыВ популярной психологической литературе процесс любви к себе объясняется, разве что – как поднятие самооценки. В итоге читатели полагают, что полюбить себя значит стать кем-то вроде самодовольного нарцисса, уверенного в собственном превосходстве над окружающими. Точнее говоря, этот факт не столько полагается и признается, сколько на деле практикуется под грифом душевного оздоровления.

А потому и методы соответствующие: всевозможные списки лучших качеств и поводов для самобахвальства, позитивные самовнушения (то бишь аффирмации) и потакание собственным прихотям.

Иногда советуют прямо вот так сходу взять и волевым решением полюбить себя, свои качества, свое тело – каждую морщинку и прыщик. В таком же волевом духе предлагают научиться себя уважать и ценить по достоинству, избавиться от самокритики, и начать акцентироваться на позитивных атрибутах. Иногда, чтобы не затягивать, советуют до сказочного простые решения – сразу измениться и стать лучше, чтобы, сделавшись прекрасным и умным себя и полюбить.

Почему все это не работает?

тшетностьВолевые методы отметаем сразу. Реальные перемены – это, упрощенно говоря, – следствие душевных потрясений и огромной работы над собой. А клиентам, рассчитывающим сходу переделать себя, или окружающих, толковые психологи поясняют, что волшебных пружинок и рычажков, управляющих душевным состоянием, не существует.

То есть, конечно, мелкие манипуляции работают, колышут настроение, но глобальных перемен, пока человек до них не дозреет, не приносят. Признак «дозревания» – это четкое, без всяких изворотов и вихляний, желание со своими проблемами разобраться.

А самодовольство как метод себя полюбить не работает, потому что приносит не «любовь» к себе, а гордость за себя. При этом поверхностный эффект самоудовлетворения все-таки возникает, потому что гордость временно компенсирует изначальное недовольство собой.

Раздувание самооценки на пустом месте лишь раскачивает полярности, по которым то вверх, то вниз мотает чувство собственной важности. В итоге временное самодовольство сменяется закономерным унижением. На progressman.ru я говорил об этом эффекте подробней в статье о гордости.

Поэтому любим мы себя в основном так же, как и других – невротично, прыгая из крайности в крайность от самопрезрения до самообожествления. Если обстоятельства располагают для раздувания своей важности – любим, если условия соблюсти не удается и важность сдувается, – чувствуем себя слабыми и никчемными.

Любить или гордиться?

Любить или гордитьсяВ общем, надо бы различать гордость и любовь. Или иначе – любовь невротичную и здоровую. Эта тема на сайте тоже раскрывалась в одной из давних статей. А здесь кратко повторюсь. Суть любви – это чистое приятие – естественное свойство сознания, свободно проводящего через себя все впечатления.

Понаблюдайте за собственным состоянием, когда его не омрачает негодование, тревога, или апатия. Душевные процессы непринужденно текут естественным потоком, озвученные тихой радостью согласия.

Поэтому, чтобы любить себя, не требуется никаких искусственных напряжений. Нужно лишь устранить препятствия, которые мешают принимать себя таким, как есть. Или, как говорят на востоке – стереть пыль неведения с зеркала сознания.

В таком подходе, как данность принимается предпосылка, что с нашей персоной во всем ее несовершенстве, уже все в порядке. Она не может и не должна быть другой, потому что, как и все во вселенной, следует естественному ходу вещей.

Я понимаю, насколько глобально и абстрактно может звучать такая теория. Ведь нашей маленькой личности хорошо известно и понятно, что «правильно», а что нет, она запросто судит о судьбах, как божественный император. При этом толком не замечает, что даже с самой собой – не в силах управиться. Куда уж тут решать за вселенную.

Метафорически это выглядит, как бесперспективный спор с Творцом, где маленькая личность протестует против его божественного замысла. Такая убежденность в неправильности протекающей здесь и сейчас реальности диктует вечные «надо» и «должен» – заоблачные планки и эталоны, без которых наша смертная персона любви якобы не заслуживает. Именно несогласие с происходящей жизнью мешает нам принимать и любить себя как есть.

Этот мотив неприятия вроде бы направлен на улучшение – в сторону будущего прогресса. Но видимая выгода запросто оборачивается сделкой с лукавым – несбывающейся надеждой на лучшее в вечном «завтра» – гонкой за ускользающим горизонтом, который всегда остается на шаг впереди.

Идеалы рисуют красивую жизнь – те самые условия, в которых мы наконец, позволим себе успокоиться в абстрактном будущем. А любить себя здесь и сейчас нам «не за что». Так и живем, надеясь на завтрашний день. До самой смерти.

Как полюбить себя?

Как полюбить себяСтрадание – это неприятие происходящего, чувство, что здесь и сейчас что-то неправильно, и должно быть исправлено. А если исправить не получается, мы по детской привычке предвкушаем наказание, сдобренное виной и унижением.

Любить себя означает просто позволять себе быть собой без надрывных попыток оказаться лучше. Это глубинная, не требующая никаких обоснований, ясность, что наша персона ни в каких «обязательных» переменах не нуждается.

Эта «луковица» очищается с поверхности. Для начала, как бы странно ни прозвучало, вполне достаточно согласиться со своей неспособностью стать любящим и принимающим. Далее, по мере поступления, выявляются все личные психические табу, с которых снимается слепой запрет, и устанавливается взвешенное сознательное отношение. В этом, как я сейчас вижу, – одна из главных функций психологического анализа.

Самостоятельно охотиться за личными иррациональными убеждениями сложней, потому что неврозы – это наши «слепые зоны», от которых личность бессознательно прячется. И все же самоанализ тоже – вполне реальная практика. Обращать пристальное внимание необходимо на эмоции. За каждой из них стоит своя нелогичная «логика».

К сожалению в рамках этой статьи подробно описывать технику самоанализа не представляется возможным. В будущем тему еще буду раскрывать. А пока, общий совет – в любых идеалах сомневаться и думать своей головой.

Здесь пролегает одна очень скользкая грань. Пока осторожно скажу, что по итогу душевное здоровье требует снятия всех принудительных психических запретов и «выдачи прав» на собственное взвешенное отношение.

Это не означает, что человек тут же становится преступником и социопатом. Дело в том, что психопатология развивается как раз таки на почве жестких запретов и подавления. А психологически раскованная личность, напротив, не копит никакой взрывоопасной озлобленности. И понимая условность всех правил, тем не менее, статистически чаще сама выбирает «гармоничное» поведение без всякой вынужденности, нагнетаемой «надо» и «правильно».

То есть, чем от человека меньше требуют любви, тем чаще и естественней она просыпается спонтанно. А иначе, вынужденно, любить невозможно. Как невозможно быть вынужденно добрым, хорошим и щедрым.

Чтобы любить себя не нужно как-то специально тужиться. Достаточно признать свои, пускай не самые красивые, но реальные стороны, перестать себя за них ненавидеть, и требовать достижения нереалистичных высот. Поэтому так важна честность с собой. Любить себя значит принимать себя как есть не где-то  в будущем, а уже сейчас – со своим неуемным эгоизмом, далеко не «светлыми» мотивами и запутанным нутром – вот этим самым человеком.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

П.С.
В следующей статье видимо будем говорить о том, как двигаться по жизни без кнута идеалов, дабы не зависнуть в овощном состоянии.

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

322 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Херсонес
    «Невозможно познать, принять и полюбить себя в отождествленном состоянии.»

    К слову, в «разотождествленном» состоянии уже нечего будет принимать, познавать и любить. Это состояние, как бы так сказать, «чистого духа» что ли? Там все и так уже есть и есть «никак», без всяких заморочек.

  2. Пока я личность, о других состояниях лишь только смутно догадываюсь. Какого-то четко осознанного опыта у меня нет. Но определенно есть тяга к подобным знаниям, пусть и теоретическим. Опыт тоже обязательно будет, и я тоже считаю, что никакими специальными усилиями его не вызвать.

  3. Херсонес
    09/12/2015 AT 10:29
    «догадываюсь, что никакого качественного перехода (изменения) невозможно достичь»

    Не могу согласится с вашей глупостью.

    «пока есть отождествление с Личностью — тем социологическим опросом о себе, который я собрал за многие годы.»

    И что ?
    Вы не предопределены; на любой стадии развития вы можете меняться или подвергаться изменениям; разногласия касаются оптимальных способов этих изменений. Вы постоянно стоите перед выбором из существующих (имеющихся) возможностей, а потенциальные возможности, которые не были выбраны, утрачиваются.

    «Видимо, вот она карма,»

    Игра слов

    » пока я считаю себя чужим набором впечатлений, то и своей жизнью, получается, как бы не живу,»

    Сомнамбулизм). Многие так живут — человек ко всему привыкает.

    «пытаясь соответствовать чуждому мне списку качеств.»

    Как говорится: тебе кажется, ты прекрасно разбираешься, что справедливо, а что нет. Всем нам так кажется…) Просто природа еще не создавала достаточных условий для вашего обучения, чтобы вы разобрались в том, для чего вы живете и в чем действительно нуждаетесь.

  4. «пока я считаю себя чужим набором впечатлений»

    Ну, если я могу отделить «чужой» набор от «своего», или хотя бы определить, что набор «чужой», т.е. «не мой», то уже пол дела сделано! :)

  5. Нина
    09/12/2015 AT 12:39
    » Ну, если я могу отделить «чужой» набор от «своего», или хотя бы определить, что набор «чужой», т.е. «не мой»,»

    Ага.. ))
    » Вот дай им свободу — они передушат друг друга, перегрызут.» ©Убить дракона

    Мнение, которое мы считаем своим и высказываем его, будучи абсолютно в этом уверенными, на самом деле далеко не наше (как, впрочем, и наше восприятие мира в целом). Оно настолько навязывается нам окружающими, что мы можем принять в качестве истины даже заведомую ложь. Главное – чтобы ее повторяли достаточно авторитетные люди и достаточное количество раз. Сей факт может зафиксировать самостоятельно любой наблюдательный человек.

  6. Если человек задумывается над такими вещами, то он уже не безнадежен. :)

    Если все-таки попытаться описать это все словами, то из моего опыта будет примерно так. Сложила в слова только что, так что возможны варианты. :)
    Все отождествления возникают только при попытке описать себя, это, собственно, слова и есть, произнесенные вслух или в мыслях. Это просто наши определения, взятые от других или придуманные самостоятельно.
    На работе я ВЕДУ СЕБЯ КАК начальник/работник, дома — КАК мать/отец/сын/дочь/муж/жена и т.п.
    А если просто прислушаться к своим ощущениям, есть просто Я: мои эмоции (моя радость, мой гнев, мое удивление), мои мысли, моя энергия, мои состояния. Если все это просто ощущать, но не называть словами, то это будет как раз ОНО. Разотождествление — ощущения без словесного описания.
    Т.е. я испытываю, например, гнев. И без разницы, я испытываю его КАК начальник или КАК жена. Есть мой гнев, это я и есть.

  7. Нина
    09/12/2015 AT 13:04
    «На работе я ВЕДУ СЕБЯ КАК начальник/работник, дома — КАК мать/отец/сын/дочь/муж/жена и т.п.»

    Вы не ведете СЕБЯ КАК, вы играете в заведомо установленные игры и правила (выбором) установлеными НЕ ВАМИ.

    «А если просто прислушаться к своим ощущениям, есть просто Я:»

    Я — это реакция (чувственные, эмпирические и теоретические познание) на некие раздражители, которые являются фактором научения, т.е. являются осознаный выбор, что вы подразумеваете далее как: «мои эмоции (моя радость, мой гнев, мое удивление), мои мысли, моя энергия, мои состояния»

    «Если все это просто ощущать, но не называть словами, то это будет как раз ОНО. »

    Ничего подобного. Вы же это распознаёте и не путаете? У вас в сознание ведется целая огромная работа по распознанию, реагированию и цензуре. Следовательно, здесь фиксирует/работает ваша память, в которую ранее было это «установлено» ).
    А ОНО вот это — истинное только ВАШЕ, что идет вразрез и вызывает неконгруэнтность, вашему Я; к примеру, возьмем всё так же ваши эмоции (оЧуЧения), когда надо радоваться «соседу» (когда ему хорошо), гнев (когда задето ваше самолюбие), удивление (вперемешку с завистью). И вот здесь уже проявляется ваше действующее/обученное сознание. Предметом внимания его становятся не процессы и явления, а осознанное к ним отношение.
    Допустим, для нравственного сознания, например, будут такие образования, как стыд (чувство вины, базирующееся на переживании страха) – внешняя монологическая инстанция и совесть (чувство раскаяния, базирующееся на переживании отпадения, отчуждения) – внутренняя диалогическая инстанция, обеспечивающая подлинное приобщение и причастность к универсальному бытию.

    «Т.е. я испытываю, например, гнев. И без разницы, я испытываю его КАК начальник или КАК жена. Есть мой гнев, это я и есть.»

    Гнев, это переживание, эмоция напряжения (когнитивные или эмоциональные нарушения или расстройства, конфликты, нерешенные проблемы или виды поведения, квалифицируемые как невротические или психотические), и надо понять его этиологию, чтобы исключить некоторые виды поведений (нежелательные, неадекватные, вредные или же приводящие к неудовлетворенности, несчастью, ограничению возможностей человека) и следовательно, стоит попытаться их изменить, а не утверждать:
    «Есть мой гнев, это я и есть.»)

  8. Навеяло …)

    «Я думала, что главное в погоне за судьбой — малярно-ювелирная работа над собой:
    Над всеми недостатками, которые видны, над скверными задатками, которые даны, Волшебными заплатками, железною стеной должны стоять достоинства, воспитанные мной. Когда-то я так думала по молодости лет. Казалось, это главное, а оказалось — нет.
    Из всех доброжелателей никто не объяснил, что главное, чтоб кто-нибудь вот так тебя любил: со всеми недостатками, слезами и припадками, скандалами и сдвигами и склонностью ко лжи — считая их глубинами, считая их загадками, неведомыми тайнами твоей большой души.» (© Екатерина Горбовская.)

  9. «Есть мой гнев, это я и есть.»_____________
    Звучит что-то зловеще))
    То же самое, если бы стакан, наполненный кефиром, говорил: «Есть кефир, это я и есть.» А потом то же самое про остальные напитки.

  10. Хьюстон,
    я же говорила, что как только начинаешь применять слова, и пытаться описать то, что для этого не предназначено, сразу получается фигня. Тут же есть к чему прицепиться и еще пофлудить.
    Любой язык, увы, ограничен по определению.
    Считаю свою попытку объяснить что-то (в первую очередь себе) неудавшейся. :)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.