Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Как полюбить себя?

В статьях я много говорю о невротиках и неврозах. И очевидно, не всем ясно, о ком речь. А речь – о нас, любимых. Упрощенно, невроз – это самообман, прикрывающий что-то непереносимое: страх, стыд, вину, отчаяние. Как становятся невротиками? Если человеку, как водится, свойственен эгоизм, но личные идеалы требуют альтруизма и щедрости, тогда не обойтись без ханжества и корыстного «благородства». Если свойственно капризничать и по-детски самоутверждаться, а идеалы просят душевной зрелости, то невроз под маской душевного благополучия обеспечен. Если свойственна наглость, а совесть принуждает к скромности, тогда, взрывоопасное напряжение становится вечным спутником. Вариантов психического раскола – великое множество. То есть невротик – это человек, вечно из себя кого-то изображающий. Полюбить себя со всеми потрохами, как есть, не может. А потому сам себе сопротивляется, пытаясь стать кем-то другим – «получше».

О нелюбви к себе

О нелюбвиЧасто встречающийся в популярной психологической литературе призыв полюбить себя в наше время справедливо воспринимается, как посредственное, приторное простодушие. Никто не знает, как это так – взять и себя полюбить – предложение кажется туманным и непрактичным, поэтому вызывает никакую не любовь, а чаще всего – замешательство и даже откровенное раздражение. При этом все вроде бы понимают, что за самой идеей любви к себе стоит что-то основополагающе важное.

В недавней статье я уже говорил о том, что все мы любим не просто так, а по какой-то причине. Даже прекрасные и любимые люди радуют нас ограниченный лимит времени, после которого наступает «переедание». Мы любим окружающих в меру и к месту. То есть, пока человек нас радует, мы его принимаем, а если огорчает, в нашей руке есть два излюбленных «козыря» – мы пытаемся человека переделать, либо сбегаем.

Перекройка чужих мозгов и побег от окружающих прочь проворачиваются еще относительно просто. Хлебом не корми, дай только возможность намекнуть на чужую неправоту, чтобы человек в угоду нашим ожиданиям менялся в «лучшую» сторону. А если не получается, – все в порядке, – можно задрав хвост, хлопнуть дверью и сбежать. То есть нелюбовь к другим – не самая великая проблема.

А вот, когда дело касается нашей персоны, все оборачивается, куда драматичней. Как и в нелюбви с окружающими, по отношению к себе мы практикуем те же два метода – переделывание себя и побег от себя же.

Взять и поменяться, чтобы с самим собой стало комфортней и веселей особо ни у кого не получается. Все попытки сводятся к мытарствам и самобичеваниям. Второй вариант – сбежать от себя нелюбимого оборачивается настоящим адом. Самоотчуждение, неприятие и отрицание себя – это самая основа всех психических страданий.

Поэтому психологи и предлагают себя полюбить. Здесь и сейчас. Без всяких условий и оговорок. Как бы по праву рождения. Вот только толком никто не объясняет, как это сделать и что, вообще, значит такая «любовь».

Популярные советы

Бесполезные советыВ популярной психологической литературе процесс любви к себе объясняется, разве что – как поднятие самооценки. В итоге читатели полагают, что полюбить себя значит стать кем-то вроде самодовольного нарцисса, уверенного в собственном превосходстве над окружающими. Точнее говоря, этот факт не столько полагается и признается, сколько на деле практикуется под грифом душевного оздоровления.

А потому и методы соответствующие: всевозможные списки лучших качеств и поводов для самобахвальства, позитивные самовнушения (то бишь аффирмации) и потакание собственным прихотям.

Иногда советуют прямо вот так сходу взять и волевым решением полюбить себя, свои качества, свое тело – каждую морщинку и прыщик. В таком же волевом духе предлагают научиться себя уважать и ценить по достоинству, избавиться от самокритики, и начать акцентироваться на позитивных атрибутах. Иногда, чтобы не затягивать, советуют до сказочного простые решения – сразу измениться и стать лучше, чтобы, сделавшись прекрасным и умным себя и полюбить.

Почему все это не работает?

тшетностьВолевые методы отметаем сразу. Реальные перемены – это, упрощенно говоря, – следствие душевных потрясений и огромной работы над собой. А клиентам, рассчитывающим сходу переделать себя, или окружающих, толковые психологи поясняют, что волшебных пружинок и рычажков, управляющих душевным состоянием, не существует.

То есть, конечно, мелкие манипуляции работают, колышут настроение, но глобальных перемен, пока человек до них не дозреет, не приносят. Признак «дозревания» – это четкое, без всяких изворотов и вихляний, желание со своими проблемами разобраться.

А самодовольство как метод себя полюбить не работает, потому что приносит не «любовь» к себе, а гордость за себя. При этом поверхностный эффект самоудовлетворения все-таки возникает, потому что гордость временно компенсирует изначальное недовольство собой.

Раздувание самооценки на пустом месте лишь раскачивает полярности, по которым то вверх, то вниз мотает чувство собственной важности. В итоге временное самодовольство сменяется закономерным унижением. На progressman.ru я говорил об этом эффекте подробней в статье о гордости.

Поэтому любим мы себя в основном так же, как и других – невротично, прыгая из крайности в крайность от самопрезрения до самообожествления. Если обстоятельства располагают для раздувания своей важности – любим, если условия соблюсти не удается и важность сдувается, – чувствуем себя слабыми и никчемными.

Любить или гордиться?

Любить или гордитьсяВ общем, надо бы различать гордость и любовь. Или иначе – любовь невротичную и здоровую. Эта тема на сайте тоже раскрывалась в одной из давних статей. А здесь кратко повторюсь. Суть любви – это чистое приятие – естественное свойство сознания, свободно проводящего через себя все впечатления.

Понаблюдайте за собственным состоянием, когда его не омрачает негодование, тревога, или апатия. Душевные процессы непринужденно текут естественным потоком, озвученные тихой радостью согласия.

Поэтому, чтобы любить себя, не требуется никаких искусственных напряжений. Нужно лишь устранить препятствия, которые мешают принимать себя таким, как есть. Или, как говорят на востоке – стереть пыль неведения с зеркала сознания.

В таком подходе, как данность принимается предпосылка, что с нашей персоной во всем ее несовершенстве, уже все в порядке. Она не может и не должна быть другой, потому что, как и все во вселенной, следует естественному ходу вещей.

Я понимаю, насколько глобально и абстрактно может звучать такая теория. Ведь нашей маленькой личности хорошо известно и понятно, что «правильно», а что нет, она запросто судит о судьбах, как божественный император. При этом толком не замечает, что даже с самой собой – не в силах управиться. Куда уж тут решать за вселенную.

Метафорически это выглядит, как бесперспективный спор с Творцом, где маленькая личность протестует против его божественного замысла. Такая убежденность в неправильности протекающей здесь и сейчас реальности диктует вечные «надо» и «должен» – заоблачные планки и эталоны, без которых наша смертная персона любви якобы не заслуживает. Именно несогласие с происходящей жизнью мешает нам принимать и любить себя как есть.

Этот мотив неприятия вроде бы направлен на улучшение – в сторону будущего прогресса. Но видимая выгода запросто оборачивается сделкой с лукавым – несбывающейся надеждой на лучшее в вечном «завтра» – гонкой за ускользающим горизонтом, который всегда остается на шаг впереди.

Идеалы рисуют красивую жизнь – те самые условия, в которых мы наконец, позволим себе успокоиться в абстрактном будущем. А любить себя здесь и сейчас нам «не за что». Так и живем, надеясь на завтрашний день. До самой смерти.

Как полюбить себя?

Как полюбить себяСтрадание – это неприятие происходящего, чувство, что здесь и сейчас что-то неправильно, и должно быть исправлено. А если исправить не получается, мы по детской привычке предвкушаем наказание, сдобренное виной и унижением.

Любить себя означает просто позволять себе быть собой без надрывных попыток оказаться лучше. Это глубинная, не требующая никаких обоснований, ясность, что наша персона ни в каких «обязательных» переменах не нуждается.

Эта «луковица» очищается с поверхности. Для начала, как бы странно ни прозвучало, вполне достаточно согласиться со своей неспособностью стать любящим и принимающим. Далее, по мере поступления, выявляются все личные психические табу, с которых снимается слепой запрет, и устанавливается взвешенное сознательное отношение. В этом, как я сейчас вижу, – одна из главных функций психологического анализа.

Самостоятельно охотиться за личными иррациональными убеждениями сложней, потому что неврозы – это наши «слепые зоны», от которых личность бессознательно прячется. И все же самоанализ тоже – вполне реальная практика. Обращать пристальное внимание необходимо на эмоции. За каждой из них стоит своя нелогичная «логика».

К сожалению в рамках этой статьи подробно описывать технику самоанализа не представляется возможным. В будущем тему еще буду раскрывать. А пока, общий совет – в любых идеалах сомневаться и думать своей головой.

Здесь пролегает одна очень скользкая грань. Пока осторожно скажу, что по итогу душевное здоровье требует снятия всех принудительных психических запретов и «выдачи прав» на собственное взвешенное отношение.

Это не означает, что человек тут же становится преступником и социопатом. Дело в том, что психопатология развивается как раз таки на почве жестких запретов и подавления. А психологически раскованная личность, напротив, не копит никакой взрывоопасной озлобленности. И понимая условность всех правил, тем не менее, статистически чаще сама выбирает «гармоничное» поведение без всякой вынужденности, нагнетаемой «надо» и «правильно».

То есть, чем от человека меньше требуют любви, тем чаще и естественней она просыпается спонтанно. А иначе, вынужденно, любить невозможно. Как невозможно быть вынужденно добрым, хорошим и щедрым.

Чтобы любить себя не нужно как-то специально тужиться. Достаточно признать свои, пускай не самые красивые, но реальные стороны, перестать себя за них ненавидеть, и требовать достижения нереалистичных высот. Поэтому так важна честность с собой. Любить себя значит принимать себя как есть не где-то  в будущем, а уже сейчас – со своим неуемным эгоизмом, далеко не «светлыми» мотивами и запутанным нутром – вот этим самым человеком.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

П.С.
В следующей статье видимо будем говорить о том, как двигаться по жизни без кнута идеалов, дабы не зависнуть в овощном состоянии.

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

322 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Мукти,
    Да, возвышаться это здорово, мы тут все знаем. Это эффект излишнего употребления розовой тамасятины.
    Написали б лучше что-нибудь по делу. Например, где начинается я, которое можно полюбить? )

  2. Митра, я начинается с… тела. Вот, оно, всегда при нас, пока мы живы. С другим телом не перепутаешь. Зависит от нас полностью.
    Простой тест: подойдите к зеркалу, взгляните на себя. Вы себе нравитесь?
    Что не так? Почему?

  3. Человек живет в нескольких потоках. Он не только эго, не только ум, не только тело, не только дух. Общение тоже идет в нескольких потоках. Если взаимодействуешь, как эго и эго, то видишь отделенность и проекции. Проецируя эго на человека, видишь только эго и его проявления.
    Когда удается осознать, что все потоки неотделимы, а одно целое (а там много всего), то и мир воспринимается цельным.
    Ребенок сразу после рождения не чувствует отделенности себя от мира. Для него все цельно и у него нет Я (отделенности). Оно начинается формироваться в районе 1 года. То есть, нам всем это состояние без Я уже хорошо знакомо. Но опыт мы набираем, как Я. Восприятие себя, как Я, тоже для чего то развилось в ходе эволюции. И мы его плохо понимаем, как этим управлять. Это как, когда человек понял, как им управляют сексуальные инстинкты, то стал их подавлять и обуздывать. Так же и с Я. Человек понял его мощь и пытается обуздать ее. А кто боится, тот пытается избавится (примерно так же, как те мусульмане, которые отрезать клитор у девочек, чтоб те не испытывали сексуальной страсти).
    Точка «без Я» может быть использована. Но зависать в ней постоянно — побег от реальности. Можно отключиться от всего и погрузиться в размышления или мечты. Но виснуть в таком состоянии постоянно — побег от реальности.
    Человек — вселенная. Во вселенной многое происходит. Происходящие события человек отслеживает вниманием. Но даже если кажется, что происходит только это или только такая совокупность, остальные процессы не перестают течь.
    Если попробовать прекратить анализировать себя и других, на некоторое время перестать вынуждать себя прибывать в чем-то, что считаешь «правильным восприятием» и пообщаться от сердца к сердцу, слиться с человеком, он только рад будет отозваться и отбросит все свои защиты в виде проекций. Может не сразу, постепенно. Готовность к открытости может произойти сразу, может после небольшого прощупывания. Но когда человек убедится, что он в безопасности, что его не судят, не осуждают, не хотят причинять ему вреда, он откроется в ответ.
    А если на него смотреть, как на пучок проекций… То так и будет. Для того, кто смотрит!
    Я пытается избавится от самого себя. Не странно ли?))) Конечно, это путь боли. В то время, как нужно зреть и выходить за рамки Я, расширяться. Тогда Я уже не покажется таким монстром.))) А не сужаться, буквально уходить в себя. Конечно в таком случае виденье будет однобоким, ограниченным и скучным/грустным.
    Ну если представить себя пространством, в котором существует время. И представить, что в этом пространстве есть что-то, что может распознавать течение времени и что-то, что перемещается по временному континууму. Вот есть стена, на ней часы, на часах цифры и стрелка бегущая по кругу. Этот предмет показывается временную координату в пространстве. Само пространство временем не является, а только включает его в себя. Я при таком раскладе, просто распознаю время. Если я тороплюсь, то воспринимаю его предвзято, а если момент, когда можно не смотреть на часы, то никак. Или можно замедитировать или погрузится в научные изыскание и понимать время, как то, что просто есть и либо пытаться проникнуть в суть времени и понять/описать, либо просто принимать это.
    А если времени на самом деле нет и оно существует только для нас, как для обьектов с ограниченным восприятием, все делящих на части/этапы/периоды и т.д.? То кто тогда прибывает в здесь и сейчас или не в нем? Кто пытается удерживать такое представление о течении, где все за рамками одного момента? Кто пытается убежать от всей остальной жизни и почему?
    Как выглядит временной континуум и кто определяет в нем настоящий момент? Настоящий для кого?
    Недавно смотрела интересную лекцию на тему времени. Хронобиология, восприятие времени и что-то еще — тема лекции. Ну так вот: обычно, расшифровка сигнала в мозгу, поступающая через сенсоры происходит чуть позже, в норме. Поэтому мы все время воспринимаем прошлое. Так вот, в этой лекции, было сказано, что оказывается, наука наблюдала людей, у который все наоборот. Расшифровка происходит до того, как сенсоры уловили информацию. Человек живет немного в будущем. Лектор обещала, что ученые будут изучать этот феномен. Круто?
    А вы знаете, есть такие заторможенные люди. Им говоришь, что-то и видишь, что реакция на сказанное мееедленная. Сенсоры ведь у всех по разному работают. У кого-то наоборот, живая реакция. Что же всем этим людям делать со своей сенсорной системой, чтоб попасть именно в здесь и сейчас?))) Некоторым бы, хотя бы более или менее синхронно воспринимать речь (письменную в т.ч.), включаться, как-то. А то говоришь с человеком, а он наверно там себе представляет, что он в здесь и сейчас и не слышит/понимает ЧТО ему говорят, он только понимает, что говорят. Мало того, он думает, что с ним говорит пучок проекций, но только НЕ ЕГО! Ужас какой!)))) Человек под куполом.

  4. Нарцисси́зм — черта характера, заключающаяся в исключительной самовлюблённости. Термин происходит из греческого мифа о Нарциссе, прекрасном молодом человеке, который отверг любовь нимфы Эхо. В наказание за это он был обречён влюбиться в собственное отражение в воде озера, и умер от этой любви.

    1. Речь идет не о влюбленности, а о любви.
    2. Выдвинут тезис о приятии. Если нет приятия своего тела, то… надо что-то делать. Посмотреть на себя в зеркало — это тест, а не призыв к самолюбованию.
    3. Ответ на Ваш вопрос где начинает я, который я поняла как — с чего начать. Подойти к зеркалу… )

  5. Когда понимаешь, что ты — это не твое тело, к зеркалу уже подходить не обязательно.

  6. PRAS, это всего лишь тест. На приятие себя. Но, да, может быть отмазка — я же не тело ))

  7. Всё, что ты связываешь с буквой я — сложи всё вместе и прими себя целостным человеком. Всё обозначения, которыми ты называешь себя,такие как — я тело, я душа, я личность, я имя, я эго, я ум, я сердце, я суть, я сущность, я дух, я сознание, я жизнь, я Бог, я ничто, я пустота, я всё… А после этого сложи все отталкивания от я, такие как я не тело, я не ум, я не личность, я не эго, я не имя и т.д. Найди все определения ума о себе и сложи их вместе. Всё это целое одного тебя, без обозначения кто ты. Все термины лишь запутают тебя и не принесут никакой пользы. Просто будь в бытии самим собой.

  8. Всем здрасте!Всё что ниже напишу-прошу в серёз не воспринимать…
    Складывается впечатление что «внепросветлённости» и позанастоящем моментом здесь на ресурсе остался я(миха14)и Саторин.
    Все советуют как надо(все уже гдето»ТАМ»),человек живущий в настоящем-даёт совет(«как надо»)человеку-который тоже находится в настоящем.
    Народ может лучше путь розложить на этапы:успокоить психику,позбавится обшественного мнение,а там уже смотреть в сторону природы(выходить из стен»мегаполиса»)может что небуть получится»розгадать.
    Ещёраз комментарий лично никому не адресован.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.